Через тернии - к звездам
Мугам как квинтэссенция накопленного
человечеством эмоционально-философского опыта за многие столетия
Человеческий голос возник задолго до появления музыкальных инструментов, ибо голос - это кратчайший путь от одной человеческой души к другой. Музыка здесь играет роль ключа, который способен открыть любые двери самого закрытого и очерствевшего сердца. Музыка, исполняемая на разных языках, не имеет национальности, именно поэтому наш мугам находит путь к сердцам людей самых разных континентов и вероисповеданий. Сакральное происхождение, божественное звучание и глубочайшее воздействие звуков мугама просветляет, окрыляет и потрясает, очищает и возвышает человека, это именно та «соломинка», за которую можно ухватиться в минуту душевной невзгоды и спастись, вознестись к небесам, стряхнув с себя суету сует земной жизни и раствориться в нематериальном мире…
Остался позади первый месяц VI Республиканского конкурса мугама. Улеглись первые волнения участников, ребята привыкли к сцене, научились регулировать микрофон, адекватно реагировать на реакцию публики и критику членов жюри.
Определились фавориты конкурса, участники стали петь увереннее, свободнее и правильнее - сказываются ежедневные занятия с устадами (педагогами), внимательное отношение и анализ критических замечаний. Насколько интересны выступления молодых, но еще неопытных ханенде, делающих первые шаги на сцене в направлении познания мугама, настолько же ценны и объективны оценки, суждения и короткие беседы членов авторитетного жюри, которых публика всякий раз встречает восторженной овацией в знак любви и благодарности.
По мере развития конкурса повышается качество и уровень выступлений, оценки членов жюри становятся все более строгими, прекратились снисхождения за счет волнения и непривычности публичных выступлений. Каждый день превращается в открытие каких-то новых граней и нюансов в звучании, исполнении и восприятии мугама. Конкурс становится праздником, где правит бал и торжествует Его Величество Мугам - богатейшее многовековое музыкальное наследие азербайджанского народа, не имеющее себе равных в мире по красоте, задушевности и проникновенности, глубочайшему философскому смыслу, внутренней свободе и интерпретационным возможностям.
Мы решили побеседовать с некоторыми участниками конкурса, узнать, как они пришли в мир мугама, у кого познавали тонкости исполнения и понимания секретов мугамного искусства, какие ощущения испытывают от участия в этом прекрасном празднике музыки.
Одна из ярких и неоспоримых фавориток конкурса Алмаханым Ахмедли с ее сильным и красивым голосом с самого начала зарекомендовала себя как серьезный исполнитель мугама, свято чтущий древние традиции мугамного искусства. Каждое ее исполнение вызывает шквал аплодисментов публики и награждается стабильно высокими оценками жюри.
- Примерно в 9-10 лет я начала заниматься мугамом сначала в музыкальной школе №22, а в настоящее время, - в музшколе №13 по классу ханенде, - рассказывает Алмаханым. - Сейчас я заканчиваю там последний, пятый класс и одиннадцатый в средней школе. Иншаллах, в этом году буду подавать документы в Национальную консерваторию. Первым моим педагогом по мугаму была Камиля Абдуллаева, в настоящее время я занимаюсь с заслуженным артистом Азербайджана Тейяром Байрамовым. К конкурсу мы начали готовиться за несколько месяцев до его начала. Каждый день мы занимаемся сначала на уроках в школе, отрабатываем все нюансы и детали, а потом готовый материал репетируем здесь, в Центре мугама. Репертуар выбирает педагог, я советуюсь с ним, насколько данный мугам соответствует моему голосу и возможностям.
Выступление Тюркан Оруджевой, обладающей мягким, проникновенным и гибким голосом, вначале конкурса было несколько стесненным, сухим и зажатым, сценическое волнение никак не покидало ее, но сейчас ее пение стало более уверенным, в нем появились эмоциональные нотки, свое отношение, стремление выразить через классические газели и музыку свое понимание, показать творческие возможности.
- Выбор мугама был моим собственным, никто не оказывал на меня какого-либо давления в этом плане, потому что себя я вижу именно в мугаме, - говорит Тюркан. - С малых лет всегда пела, но профессионально музыкой начала заниматься очень поздно, с шестнадцати лет, в музшколе Сумгайыта. Все дело в том, что мое пение ни дома, ни в школе ни у кого не вызывало серьезного отношения. Только в шестнадцать лет родные как будто прозрели и решили отдать меня в музшколу, после которой я поступила в Национальную консерваторию, которую окончила в этом году в классе корифея мугамного искууства народного артиста Азербайджана Арифа Бабаева. Со второго курса также занималась с заслуженным артистом Тейяром Байрамовым. Планирую поступить в магистратуру, опять же в класс Арифа Бабаева.
У Чинары Алыевой за плечами немаленький опыт выступлений на конкурсах и фестивалях, но, видать, этого недостаточно, чтобы беспрепятственно пройти путь к свободному творческому самовыражению на сцене.
- Я закончила музшколу имени С.Рустамова с отличием по классу ханенде в Сумгайыте, - рассказывает Чинара. - Еще тогда я заняла третье место на Международном музыкальном конкурсе в Турции, также являюсь лауреатом многих мугамных конкурсов районного и городского масштаба. Это еще больше утвердило меня в решении посвятить себя мугаму. Когда я поступала в Университет культуры и искусства, помимо тестов и мугама, сдавала еще и экзамен по игре на фортепиано, и по всем предметам получила максимальные оценки. Сейчас я учусь на втором курсе в классе народной артистки Мелек ханым Эйубовой. К конкурсу меня готовил известный ханенде Сабир Абдуллаев, с которым я занимаюсь дополнительно в настоящее время. Выбор того или иного мугама и теснифа я согласовываю с педагогом. Очень люблю слушать Сабира Абдуллаева, покойного Агахана Абдуллаева, но мой кумир в мугаме - это Эльнара Абдуллаева, я не могу слушать ее спокойно, слезы невольно льются из глаз ручьем... То, что я вошла в двадцатку финалистов, очень значимо для меня, это немаленькая победа. Нам еще предстоит много учиться и познавать, потому что мугам - это бескрайний океан!
Мамедов Мафдун с первых же выступлений привлек всеобщее внимание своим хорошо поставленным голосом и достаточно профессиональным исполнением. Вот что он говорит о себе:
- Мугамом я начал заниматься двадцать лет назад, с шести лет в музшколе. Моя покойная мама Егяна Мамедова была ханенде и хорошо пела, участвовала в конкурсах. Восемь лет я занимался у известного ханенде Фируза Сахавета, потом, в 2011 году поступил в музыкальный колледж имени А.Зейналлы в класс народного артиста Алима Гасымова. Сейчас занимаюсь с народным артистом Мансумом Ибрагимовым. В этом году, Иншаллах, буду поступать в Национальную консерваторию. Мое участие в конкурсе объясняется огромной любовью к мугаму и стремлением пропагандировать его.
Мугамные конкурсы приобрели большую популярность в мусульманских странах, и потому неудивительно, что в них принимают участие и представители других государств. Одному из фаворитов конкурса, Меджиду Асри довелось представлять Исламскую Республику Иран. Он является учеником лауреата конкурса мугама 2007 года, занявшего третье место, своего соотечественника Насера Атапура. У Меджида чистый, сильный голос, поет он очень грамотно и степенно, голос юноши берет за душу - как в музыкально-теоретическом плане, так и с точки зрения осмысленного произношения классических газелей в виду отличного знания арабо-персидских литературных источников. Публика не остается в долгу за доставленное удовольствие и одаривает его долгими и благодарными аплодисментами.
- Я с детства слышал, как мой отец поет мугам, в нашем доме постоянно прокручивались записи и диски Арифа Бабаева, Алима Гасымова, других азербайджанских ханенде, и я всегда заслушивался их пением, - рассказывает Меджид. - В Тебризе я учился в музшколе, которую открыл Насер Атапур, где он серьезно и активно пропагандирует азербайджанский мугам. Периодически я приезжал в Баку и брал дополнительные уроки у ханенде Газанфара Аббасова. Очень хочу вернуться в Иран со званием лауреата столь престижного конкурса!
Руководитель инструментального ансамбля «Мугам», сопровождающего выступления участников, начиная со второго мугамного конкурса, заслуженный артист тарист-виртуоз Сахиб Пашазаде неизменно аккомпанирует юным ханенде на конкурсах, доведя свое исполнение на таре до изумительного совершенства, которого еще полвека назад маститые таристы достигали после многих десятилетий исполнительского и сценического опыта.
- Есть ли разница между участниками первых конкурсов и нынешним в их знании тонкостей мугама, классических газелей, исполнении, яркости и особенностях их голосов? - спрашиваю Сахиба.
- Разумеется, разница есть, и она должна быть. Но в каждом конкурсе есть свои сюрпризы в лице самых ярких ханенде. Скажем, Гюллю Мурадова, Абгюль Мирзалиев, Эхтирам Гусейнов, Миралям Миралямов, Камиля Набиева и другие запомнились с первых же выступлений. Конечно, голоса все разные, у каждого свои оттенки и краски, сила и тембр. Современных ханенде все мы видим и слышим довольно часто, но корифеев и классиков мугама нужно постоянно слушать и учиться у них. Мне думается, слушая их, можно научиться гораздо большему.
На этом конкурсе есть интересные голоса и обладатели хорошего потенциала, но всем ребятам нужно много работать над собой, потому что конкурс - великолепная школа и путевка в профессиональную жизнь.
Очень интересно наблюдать рост и развитие молодых ханенде. С каждым разом я все больше чувствую свою ответственность, стараюсь порадовать чем-то новым, ищу и нахожу в архивах новые рэнги для исполнения. Музыканты часто спрашивают меня, откуда ты взял такой-то новый рэнг, и я отвечаю, что он очень древний. Только так, обращаясь к нашим корням и истокам, мы сможем держать на высоте наш мугам и развивать народное музыкальное искусство, показывать всему миру его богатство и разнообразие. Рэнги, которые мы исполняем, будут брать на вооружение другие ансамбли и музыканты, чтобы они популяризировались и были известны широкому кругу. А знаете, сколько их позабыто и еще не исполнено? Потому работы у нас - непочатый край!
- Каждый конкурс несет с собой своеобразные открытия. Какое имя может стать открытием VI Республиканского конкурса?
- Например, Алмаханым Ахмедли, Ревана Амирасланлы, Мафдун Мамедов обладают очень интересной манерой пения, у Парвиза Гасымова хороший голос, у Нушабы Керимовой и Сяма Султановой тоже. Иранец Меджид Асри с его сильным голосом, отличным знанием классических газелей и арабо-персидских значений вызывает большую симпатию, это его преимущество. Конкурс только набирает обороты, посмотрим, кто дойдет до победного конца.
Один из ханенде, который подготовил к конкурсу нескольких ребят, старший преподаватель Национальной консерватории, заслуженный педагог, ханенде Газанфар Аббасов в беседе с нами поделился своими мыслями о конкурсе:
- Конкурсы мугама оказывают большое воздействие на развитие и пропаганду азербайджанского мугама. В принципе, так и должно быть, поскольку долгие годы наш мугам был лишен столь серьезного внимания со стороны государства, и в этом плане нельзя не отметить мощную поддержку президента Фонда Гейдара Алиева, первого вице-президента Азербайджана Мехрибан ханым Алиевой. У мугама как будто открылось второе дыхание, он переживает эпоху своего ярчайшего возрождения! Конкурсы, которые проводятся под эгидой Фонда Гейдара Алиева на основе проекта Фонда азербайджанской культуры, при организационной поддержке АzТV и Министерства культуры и туризма, играют колоссальную роль в пропаганде мугама - нашего национального достояния. А ведь было время, когда мугам не был в почете, мало исполнялся, мало кого интересовал, разве что самих ханенде. Можно сказать, что в этом плане бакинские деревни и поселки, уделяя серьезное внимание мугаму на своих свадьбах, сыграли определенную роль, способствуя его сохранению и развитию, воспитанию замечательных ханенде и даже газельханов. Мехрибан ханым сделала то, что было бы не под силу целой армии, она подняла наш мугам на мировой уровень! Самое яркое свидетельство популярности мугама - это участие в конкурсе представителей других стран. Авторитетное жюри, хоть и с большим трудом, но выявило двадцать лучших ребят со всех концов страны. Конечно, разные голоса, разная степень подготовки, способностей, понимания и таланта. Каждую неделю из этого числа начинают убывать самые слабые и менее подготовленные, и среди них моя студентка Арзу Махмудова из Агджабеди. Я сам родом из тех мест, и долгие годы, дважды или трижды в месяц, совершенно безвозмездно езжу и занимаюсь там с детьми, которые проявляли способности к мугаму и хотели стать ханенде. Арзу я готовил там же, и она была отобрана. Убежден, что жюри изберет лучших из лучших, и желаю начинающим ханенде успехов и удачи в столь важном и святом деле изучения, исполнения и пропаганды азербайджанского мугама, в передаче его последующим поколениям. Ведь мугам передается голосом от сердца к сердцу, через ум и сознание, это музыка, которая возникает из эмоционального волнения, из музыкальности восточных газелей, их сакрального смысла и философского содержания. Это квинтэссенция прожитого и накопленного человечеством эмоционально-философского опыта за многие века и столетия. На этих ребят возлагается большая ответственность, ведь именно им мы передаем эстафету по сохранению этого богатейшего наследия наших предков.
- Бывает так, что вы не соглашаетесь с оценками жюри?
- Понимаете, на конкурсах такое всегда случается, но вот что я вам скажу, студенты самих членов жюри тоже не всегда выступают отлично. И они допускают ошибки, которые, возможно, не делали во время репетиций и уроков. Но ошибки исполнителя никак не свидетельствует об ошибке его педагога и наставника, ведь это конкурс, и здесь играют роль множество нюансов и факторов. Ребята еще неопытные, только вступили на тернистый путь профессиональных ханенде, не говоря уже о том, что известная доля тяжести подобных конкурсов падает и на самих педагогов, которые готовят своих воспитанников к этому соревнованию. Подготовить студента к конкурсу - очень большой труд! Я искренне горжусь тем, что мои воспитанники принимают участие в столь престижном конкурсе, где в жюри присутствуют наши живые корифеи и мэтры мугамного искусства. Выбрать из двадцати участников пять-шесть самых лучших, - задача не из легких, и здесь не обойтись без строгой требовательности и бескомпромиссности старшего поколения, без естественного отсева более слабых и менее талантливых.
Пользуясь случаем, хотелось бы выразить желание очень многих любителей и поклонников мугама, которым не удается присутствовать на концертах конкурса. Они толпятся у входа в Центр мугама в надежде заполучить лишний пригласительный билет, и поэтому, конечно, было бы хорошо, если бы конкурс проводился в более просторном и большом зале, скажем, в Филармонии, где желающие могли бы приобрести билеты и принести тем самым пользу государству.
Афет ИСЛАМ
Каспiй.-2017. - 20 апреля. - С.
11-12.