Эпоха после линотипа

 

 Полиграфическая промышленность - самая динамичная отрасль в мире

 

ЛЕТОПИСЬ

 

Полиграфия прошла длительный и сложный путь развития. Ее технической основой стало изобретенное в XV веке книгопечатание: в середине 1440-х годов немецкий первопечатник Иоганн Гуттенберг создал способ книгопечатания подвижными литерами, оказавший огромное влияние не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю. Спустя всего один век, полиграфия приобретает характер развитой мануфактуры, а в XIX веке с изобретением печатной машины в полиграфии происходит промышленная революция, ознаменованная созданием полиграфического машиностроения.

 

В середине XX века в результате научно-технической революции полиграфия начинает развиваться по следующим направлениям: переход к электронным способам изготовления печатных форм для всех способов печати (использование ЭВМ для фотонабора и электронных цветоделителей для цветной печати), широкое применение ролевой офсетной печати на высокоскоростных машинах, создание автоматических поточных линий в отделочных цехах, комплексная механизация и автоматизация всего производства, использование фототелеграфной техники для передачи газетных полос.

 

Губернские типографии и легендарная «Нина»

 

Книгопечатание на азербайджанском языке в Российской губернии датируется второй половиной XVIII века, а первые книги в Азербайджане были изданы в 20-х гг. XIX века в Тебризе. Спустя немногим более 20-30 лет первые типографии появляются в Баку, Гяндже, Шамахе. Примерно в это же время появляется периодическая печать на азербайджанском языке, и почти столетие во многих городах Азербайджана, а также в Тбилиси, Астрахани, в Средней Азии издается до 100 наименований азербайджанских газет.

 

Их названия, конечно, мало что говорят современному читателю - «Бакинский листок», «Бакинские известия», «Экинчи» (Пахарь), малотиражка «Зия» («Заря»), «Каспiй», «Кешкюль», «Бакинские губернские ведомости», «Нефтяное дело», газета меньшевиков «Промысловый вестник», «Бакинский рабочий», еженедельный иллюстрированный сатирический журнал «Молла Насреддин», еженедельник на идиш «Кавказер вохенблат», «Кавказский еврейский вестник» с приложением «Палестина» и т.д.

 

Самая известная в Баку типография - это, конечно, подпольная типография большевиков с конспиративным названием «Нина». Она располагалась в здании на Первой Параллельной улице дом №102 в районе нынешней Шамахинки, затем - на Искровской улице. Оборудование, шрифты и деньги на ее развитие выделили грузинские соратники Сталина из Тифлисского социал-демократического комитета. С началом работы типографии в Баку комитету представилась возможность издания нелегальных газет «Искра» и «Брдзола» («Борьба» - грузз.), а также брошюр и листовок на русском, грузинском и армянском языках.

 

Трифон Енукидзе и Красин, которые не могли быть удовлетворены изначально низким «кустарным» качеством производимой печатной продукции, задались целью усовершенствовать типографию - приобрести новое оборудование, стоимость которого составляла около трех тысяч рублей. Задача финансирования покупки за границей мощной типографской машины легла на плечи Красина, который блестяще с ней справился, во многом благодаря своей репутации и возможностям вхождения в высшие круги промышленников и торговцев.

 

Миллионные тиражи - на заре XX века

 

Проблемой было не только собрать деньги на покупку нового типографского оборудования, но и непосредственно осуществить заказ и доставку печатной машины в Баку. Подобное мероприятие невозможно было провести, не привлекая внимания властей. Для того чтобы приобрести в Лейпциге новейший печатный пресс «Аугсбург» руководству подпольной Бакинской типографии в 1903 году пришлось обратиться к Ованесьянцу - владельцу небольшой легальной типографии, который, соблазнившись предложенным комиссионным вознаграждением, заказал современное оборудование и спустя некоторое время благополучно его получил.

 

Неожиданностью стало то, что новая машина оказалась верхом совершенства и Ованесьянц не смог справиться с искушением оставить ее себе, просто отказавшись отдавать ее «законным» владельцам, по сути, не имевшим на нее никаких формальных прав. Единственным выходом в этой ситуации стала «кража» нового типографского оборудования, организованная Трифоном Енукидзе. «Хищение» проходило не под покровом ночи, а днем, что оказалось залогом успеха. Замки склада были аккуратно взломаны и типографскую машину вынесли на улицу. Проходящий мимо городовой не заподозрил в происходящем никакого злого умысла и даже помог «грабителям» погрузить оборудование.

 

Усовершенствование подпольной типографии на этом не закончилось. Красин приложил немало усилий, чтобы оснастить ее машинами для обрезки, фальцовки и переплета, оборудованием для создания литер и прочими устройствами, в то время казавшимися верхом технического совершенства.

 

Строго засекреченная типография «Нина» могла производить печать брошюр, листовок и газет на русском, немецком, грузинском, армянском и татарском языках. Немногочисленные сотрудники, входившие в штат типографии, работали в строгом режиме. Выходили из помещения типографии лишь по двое. «Вылазки» были возможны в строго определенное вечернее время и только один-два раза в неделю. Отпуск, положенный каждому работнику, проводился за пределами Баку.

 

С ноября 1903-го по ноябрь 1905-го в ней напечатано около полутора миллионов экземпляров различных нелегальных изданий. Типография «Нина», в которой некоторое время работали как большевики, так и меньшевики, в 1905 году, после очередного съезда партии, стала полностью большевистской. А через год по решению ЦК РСДРП типография была ликвидирована.

 

От III Интернационала - к «Коммунисту»

 

Пару десятков лет после этого полиграфическое дело в стране было разрозненным, пока в 1923 году, спустя целых 17 лет после закрытия знаменитой «Нины», на базе небольшой типографии, носившей имя III Интернационала и располагавшейся на улице Ефимова-Саратовца, не было создано издательство имени III Интернационала, имевшее в наличии единственную ротационную машину, на которой печатались лишь две газеты общим тиражом не более 10 тысяч экземпляров.

 

Затем оно было переименовано в «Объединенное издательство и типографию», специально для него было построено здание в нагорной части Баку (только типографский корпус), на проспекте Метбуат. Но и это имя не прижилось долго - в отличие от «Коммуниста», каковым оно оставалось до самого распада СССР. С обретением независимости издательство стало именоваться «Азербайджан».

 

Сейчас это крупнейшая полиграфическая база страны, мощный производственный комплекс, оказывающий практически все виды полиграфических услуг. Сегодня издательство выпускает сотни наименований газет, журналов, книг, учебных пособий, брошюр, красочную изобразительную продукцию, этикетки.

 

Басти Исмайлова, начальник производственного отдела издательства «Азербайджан» работает здесь ровно полвека: в 1967 году, будучи первокурсницей-отличницей вечернего отделения технологического факультета (специальность «полиграфия») начала трудовую биографию с инженера по подготовке кадров, прошла все этапы карьерного роста - диспетчер, главный технолог, начальник производственного отдела, заместитель генерального директора издательства.

 

На этой должности Басти ханым проработала 20 лет, и хотя возраст уже пенсионный, но на заслуженный отпуск начальство пока не отпускает: таких специалистов днем с огнем не сыщешь. Специалист с 50-летним стажем сожалеет, что факультет ее закрыли еще в начале 70-х годов прошлого века, а современные колледжи и техникумы полиграфистов практически не готовят. «В те годы не было столько типографий и редакций газет и журналов, как сегодня, - говорит она. - Сейчас же в каждом министерстве, институте, учреждении или заводе есть своя типография, а всего по городу, наверное, наберется с полсотни. И самая большая среди них - наше издательство, можно сказать крупнейшая издательская корпорация».

 

Когда Басти Исмайлова пришла в «Азербайджан», редакционного корпуса еще не было - огромное по своим масштабам строительство началось в 70-м, и завершилось через десять лет. В итоге рядом с типографским корпусом с отдельным печатным производством возвысились газетный корпус и другие производственные и технические сооружения. Только в редакционном корпусе, помимо администрации, сразу же разместились более 80 редакций газет и журналов, и творческие коллективы журналистов наконец-то получили возможность для полноценной работы.

 

В разное время директорами здесь работали Г.Гулиев, Ю.Исмайлов, А.Алдиев, И.Фарзалиев, Н.Ахмедов, М.Набиев, Б.Гаибов, Ш.Джафаров и др.

 

Самоокупаемое производство

 

Буквально с первых же дней издательство выбрало для себя в основном офсетный способ печати газет, считающийся наиболее эффективным и прогрессивным. Ежемесячно здесь печаталось свыше 12 млн экземпляров газет, в том числе и принимаемых по фототелеграфу - объемом А-2 в четыре полосы, а также более 75 тыс. экземпляров журналов и огромное количество иной печатной продукции: книги, брошюры в мягком переплете, плакаты, календари и т.д.

 

Спустя некоторое время началась коренная реконструкция двух промышленных корпусов, в результате которой был создан мощный цех по печатанию этикеток, книг и брошюр, а в 1991 году появился цех компьютерной печати, где и сегодня набираются десятки наименований газет.

 

Вначале было три вида печати - глубокая, офсетная и высокая, вспоминает Басти ханым, потом от глубокой отказались в силу ее взрывоопасности. А вообще вся история печатного дела начинается с высокой печати: еще при Гасанбеке Зардаби при печатании «Экинчи» использовали именно высокую печать, но за неимением офсетных машин пользовались маленькими тигельными станками. Шрифт набирали вручную, и если матрица с уже набранным текстом по неосторожности наборщика рассыпалась, это было сродни трагедии, вспоминают старые полиграфисты.

 

Впрочем, ручной набор сохранился до сих пор, несмотря на современные фото- и компьютерный набор: есть такие изысканные каллиграфические шрифты, курсивы, которые не сможет отлить ни одна самая продвинутая строкоотливная машина (линотип), - к примеру, когда надо напечатать открытки или фотоальбомы, обязательно используют ручной набор. А линотипы, кстати, стали появляться еще в 30-е годы, и Азербайджан один из первых закупил эти строкоотливные машины и гордился большим и качественным парком линотипов.

 

Если проиллюстрировать все это цифрами, то получается такая картина: объем производства в 1992 году в денежном выражении по сравнению с 1980 годом вырос более чем в 24 раза и составил 103,5 млн советских рублей. Это неудивительно, ведь еще с 1980 года газеты стали печататься в новом газетном корпусе на газетных агрегатах «Рондосет», а в цехе малых тиражей - на машине «Доминат». В корпусе «Б» функционировал мощный офсетный цех с годовой мощностью до 430 млн краско-оттисков. Цех был оснащен ролевыми машинами «Циркон-660», «Госс-Коммуните», пятикрасочными листовыми машинами «Аурелия» и двукрасочными Р-24.

 

Азербайджанское издательство - в числе лучших

 

В этом же корпусе был цех по изготовлению печатных форм, в котором производились цветоделение, съемка, ретушь, монтаж и изготовление офсетных печатных форм. В цехе использовались цветоделитель «ДЦ-350», японские пробопечатные станки, травильные машины «Ротари» и др. А брошюровочный цех (на том же этаже, только в разных корпусах) был оснащен вкладочно-швейными резальными агрегатами, линиями для изготовления книг в мягком переплете «Салби» и «Пони», 3-ножевыми резальными автоматами и другой техникой.

 

Во всех цехах - участке подготовки бумаги, ремонтно-механическом и сантехническом, котельной и компрессорной - работали специалисты самой высокой квалификации.

 

В рейтинге бывших советских наше издательство занимало одно из первых мест, его мощности позволяли печатать книги даже для Москвы и Киева. «Помню, как-то издательство «Аргументы и факты» не успевало справиться с задачей, так мы в течение десяти дней напечатали им 50 тысяч книг», - вспоминает Басти Исмайлова.

 

Работа издательства не останавливалась ни на один день, говорит она. Даже в самые страшные январские дни 1990 года цеха работали в три смены, правда выпуск газет был приостановлен из-за известных событий и только на второй-третий день, когда город провожал своих шехидов, вышли первые номера газеты «Сяхяр» - тиражом 500 тыс. экземпляров. Их бесплатно раздали в городе: люди должны были знать, что произошло, ведь ни радио, ни телевидение в те дни не работало, а в кабинете нынешнего директора издательства сидел цензор - сам военный комендант Баку, генерал-лейтенант Владимир Дубиняк и самолично просматривал всю печатную продукцию.

 

С тех пор прошло 27 лет, и технология печатного производства в стране изменилась до неузнаваемости. Если раньше текст и иллюстрации выводились на пленку, а затем из них делали оттиски и уже потом - на печатный станок, то сейчас все упростилось. Полиграфисты говорят: усовершенствовалось. Сейчас «содержимое» газетного или журнального номера, минуя целое звено, передается в типографию по электронной почте в формате PDF и, как говорится, вуаля: знай себе печатай. Но кажущаяся технологическая простота не исключает по-прежнему высоких требований к уровню мастерства и профессионализма полиграфиста: чтобы «вырастить» хорошего печатника, потребуется минимум 10-15 лет. Хороший печатник должен чувствовать передачу цвета, четко знать шкалу и плотность краски. «А какие наборщики были у нас! - восклицает Басти ханым, - вслепую могли набирать и не ошибиться. Работа, правда, была, вредной - профессиональная болезнь глаз да свинцовый пар здоровья не добавляли, потому и молоко с соком за вредность давали каждый день. Сейчас производство не вредное, компьютерный набор».

 

Интернет против газет

 

Да и современный читатель находит сейчас всю нужную информацию в интернете, поэтому тиражи газетные и журнальные резко сократились. В начале 70-х одна только газета «Коммунист», орган ЦК партии, имела полумиллионный тираж ежедневно, а нынешний «Халг газети», «Республика», «Азербайджан» и «Бакинский рабочий», имеющие статус государственных, выходят тиражом в 10-12 тысяч. Объяснение простое: в век высоких технологий все эти издания имеют электронные версии.

 

Сейчас в издательстве «Азербайджан» вместо двенадцати цехов осталось только четыре, но это не мешает полиграфистам по-прежнему на высочайшем полиграфическом уровне производить более 200 наименований газет, а ведь есть еще журналы, книги, буклеты и другая печатная продукция.

 

Полиграфическая промышленность является самой динамичной, бурно развивающейся отраслью в мире. При этом ее развитие происходит быстро, несмотря на колоссальные успехи еще более быстро развивающейся информационной отрасли и даже, возможно, вопреки ее развитию. Впрочем, полиграфия уже интегрировалась в нее, являясь важной частью информационной и коммуникационной отрасли. Она быстро, если не молниеносно, впитывает все новое, что создается человечеством, реализуя эти достижения в издательские и полиграфические технологии. Поэтому мы периодически узнаем о новом оборудовании, новых технологиях, более совершенных программных решениях в области полиграфии и уже через короткое время видим их на полиграфических и издательских предприятиях в действии.

 

Еще два десятилетия назад полиграфисты не могли представить, какой в будущем станет их отрасль. С позиций 80-х годов скорость развития полиграфии в последнее время кажется поистине космической. На наших глазах изменяются все сектора отрасли: то, что вчера было новинкой, сегодня уже устаревает и заменяется чем-то еще более новым и привлекательным. Поэтому говорить и писать о современных технологиях полиграфии, с одной стороны, просто, зная нынешнее состояние техники, а с другой - сложно, потому что представляешь, что скоро сегодняшние новинки будут заменены или уже заменяются чем-то более новым.

 

И все же трудно переоценить значимость печатной продукции, особенно когда берешь в руки свежий номер газеты, еще пахнущий свежей типографской краской, и на ум приходят слова о том, что люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. В нашем варианте - будут управлять теми, кто отдает предпочтение исключительно интернету.

 

Галия АЛИЕВА

Каспiй.-2017. - 22 апреля. - С. 11;15.