Основатель «Второго Баку»

 

Яков Агарунов - 110

 

ПАМЯТЬ

 

Сегодня юбилей Якова Михайловича Агарунова (25.04.1907-31.05.1992), уроженца Красной Слободы Губинского района Азербайджанской Республики, известного политического, государственного и общественного деятеля, прошедшего путь от секретаря комсомольской ячейки до руководителя одного из крупнейших нефтяных районов СССР.

 

Яков Агарунов вошел в историю, прежде всего, как человек, обладавший незаурядными организаторскими способностями. Именно за эти качества начиная с 1938 года его избирают первым секретарем райкома партии города Баку, в том числе (1939-1941) - главой парторганизации Орджоникидзевского (ныне Сураханский), в ту пору крупнейшего нефтедобывающего района республики. Потому не случайно, что с тех пор вся его дальнейшая деятельность связана с руководством нефтяной промышленностью - в кратчайший предвоенный срок подведомственная ему территория превратилась в самый передовой нефтяной регион СССР, а сам он награждается орденом «Трудового Красного Знамени».

 

Именно «под него» накануне Великой Отечественной войны была учреждена должность секретаря Бакинского горкома партии по нефтедобыче, и в первый же год войны отечественные нефтяники выдали рекордный по тем временам объем - 23,5 млн тонн «черного золота». Как результат, практически все работники отрасли были награждены премиями, дипломами, медалями, а сам руководитель отрасли - орденом «Знак Почета».

 

Горизонты всесоюзной славы

 

Осенью 1942 года, когда над столицей республики нависла реальная угроза фашистской оккупации, более 10 тысяч бакинских нефтяников были перебазированы на освоение нефтяной целины в районы Поволжья и Урала, на высшем уровне получившие красноречивое название «второго Баку». Естественно, столь сложный участок также был поручен Якову Агарунову - его назначают секретарем Куйбышевского областного комитета партии по нефтяной промышленности, где он проявил себя уже как деятель союзного масштаба в области организации этой отрасли народного хозяйства. В кратчайшие сроки было проведено перебазирование коллектива, организовано в зимних условиях размещение бакинских нефтяников, разгружено и смонтировано нефтяное оборудование. В результате, в первый же год совместной работы (1943 г.) производственники нарастили добычу «черного золота» почти наполовину, открыв при этом и введя в эксплуатацию пять новых нефтяных и газовых месторождений, построив первый в союзном масштабе дальний газопровод. Даже для видавших виды «железных коммунистов» это был беспримерный подвиг, за что более сотни «поволжских бакинцев» указом высшего руководства страны от 24 января 1944 года были награждены орденами и медалями, а сам Яков Михайлович - высшей наградой - орденом Ленина за образцовое выполнение задания партии и правительства по добыче и переработке нефти в трудных условиях военного времени.

 

Самой крупной исторической победой в этом плане следует считать открытие впервые в СССР в июне 1944 года в Яблоновом овраге так называемых девонских отложений, что положило начало промышленной разработке невиданных по тому времени запасов углеводородов во «втором Баку». Значительную роль юбиляра как непосредственного организатора трудовых побед неоднократно отмечали руководители союзного масштаба. Кстати, тогда же еще один наш легендарный земляк - министр нефтяной промышленности, ставший затем председателем Госплана СССР Николай Байбаков без ложной скромности назвал его «одним из создателей отечественной нефтяной промышленности».

 

Нефтяную эпопею тех лет сам имярек отобразил в двух своих книгах, изданных в Баку: «Героические свершения азербайджанских нефтяников в годы Великой Отечественной войны» (1979 г.) и «Нефть и победа» (1991 г.). Талантливый во всем человек написал также пьесу «Дальний горизонт», которую, к сожалению, так и не опубликовал.

 

Носитель большой культуры

 

Юбиляра большинство представителей общественности знает как организатора производства. Между тем именно благодаря его стараниям его родной язык получил «постоянную прописку» среди языкового многоцветья Азербайджана. В юношеские годы наряду с идеологической активностью он увлекался поэзией и драматургией, и сейчас можно смело утверждать, что именно он стал зачинателем горско-еврейской литературы. Первое его стихотворение на языке джуури «Ковтэр» («Голубь») было опубликовано летом 1920 года в Губе в первой стенной газете древнееврейским алфавитом. В нем 13-летний автор отождествляет свой в ту пору забитый, угнетенный народ с уснувшим голубем и призывает его расправить крылья для полета, пробудиться к новой жизни. Тогда же в Губе любительским драматическим кружком горско-еврейской молодежи был поставлен спектакль по его сатирической пьесе. Затем он написал значительное количество стихов, пьес, песен, среди которых есть и лирические, и назидательные, и для детей. Но все же большинство из них писались на злободневные темы и отражали состояние борьбы тех лет за лучшую жизнь.

 

Сам Яков Агарунов так писал о своих ранних произведениях: «Из многочисленных пьес только одну - «Чья вина?» («Слезы радости») - могу назвать отвечающей законам драматургии». Ранние его стихотворения появлялись в стенгазетах, в юбилейных однодневных газетах, некоторые другие - в трудах исследователя горско-еврейского языка профессора Б.Миллера, который приезжал в Губу из Ленинграда специально для ознакомления с начинающей становление горско-еврейской литературой.

 

В 1923 - 1924 гг. в Азербайджане началось движение за замену арабского алфавита новым на основе латинского. Вдохновителем этого движения был председатель АзЦИКа Самед Ага Агамалыоглу, который и стал председателем Всесоюзного центрального комитета нового тюркского алфавита, тогда же Яков Агарунов предложил ему свой вариант горско-еврейского алфавита - на основе латиницы. По его же инициативе 25 апреля 1929 года в Баку была созвана Всесоюзная конференция по вопросу нового горско-еврейского алфавита, который и был принят.

 

Данко нового времени

 

Тогда же в Дагестане была открыта первая татская газета «Захметкеш», где он был первым заместителем ответственного редактора. Начальные школы региона были переведены на родной язык, нужны были учебники, художественная и детская литература, потому секретариат ЦК КП(б) Азербайджана еще 23 ноября 1933 года, обсудив предложение ОГИЗа о передаче издательства литературы на горско-еврейском языке в «Азернешр», дал свое согласие и создал для разработки вопроса о терминологии, грамматике и т.п. для татов комиссию, в состав которой был включен и Яков Агарунов. А 20 мая 1934 года было принято решение об издании в Баку первой периодической массовой газеты на татском языке для горских евреев под названием «Коммунист» и утвердило юбиляра ее главным редактором, после чего он стал одновременно заместителем директора «Азернешр» по изданию литературы на родном языке. Работы на этом фронте было непочатый край, и именно ему предстояло решать вопросы бумаги и полиграфической базы. Но главная трудность издания татской газеты и литературы на новом алфавите заключалась в отсутствии кадров, практического опыта и навыков, неразрешенности пока вопросов терминологии и др. Небольшая группа из 4-5 человек, которых Яков Агарунов умело подобрал для этой работы, вместе с ним трудилась над тем, чтобы прямо по ходу дела создавать терминологию, разрабатывать орфографию, подбирать и подготавливать авторов, переводчиков. Начинался период расцвета этой литературы, появились свои поэты, писатели, драматурги. Газета «Коммунист» сыграла важную роль в воспитании политического сознания трудящихся горских евреев, в вовлечении их в активную борьбу за успешное строительство новой жизни, в формировании горско-еврейской интеллигенции.

 

Профессор Иерусалимского университета Михаил Занд, один из известных специалистов в области изучения истории горских евреев, их культуры и языка, высказался так по этому поводу: «Яков Агарунов, по-моему, единственный из горских евреев, достигший такого высокого общественного положения».

 

Но не это является основным в яркой биографии, а тот фактор, что он безмерно любил свой маленький, но гордый народ. Являясь выходцем из самых его глубин, он очень остро переживал, видя бедность, убогость, малограмотность многих его представителей. Низкая в ту пору культура - вот первый враг его народа. Большая сила духа проявлялась в его бесстрашной, а иногда и беспощадной борьбе с теми, кто мешал осуществлению основной цели его жизни - поднять духовные пласты народа, дать ему образование, создать национальную интеллигенцию. Одним из основных виновников бесправного положения своего народа он считал невежественное духовенство. С детских лет он хорошо изучил каноны еврейской религии и поэтому мог разоблачать этих мракобесов, говоря с ними на их же языке. Вырвать народ из-под их влияния было одной из главных задач его жизни (между прочим, он всегда говорил своим близким: «Чтите религию, но не слушайте раввинов»).

 

Мультикультуралист с большой буквы

 

Не менее важной составной частью его жизни была борьба как с антисемитизмом, так и с сионизмом - постоянным спутником этого явления. Любое проявление обоих понятий со стороны должностных лиц пресекалось им всеми возможными способами и в первую очередь через партийно-правительственные инстанции. И если антисемитов он считал врагами своего народа, то сионистов - его предателями. Он спрашивал у последних: почему его народ, тысячелетиями живший на этой земле, имея свой неповторимый, национальный колорит, свой язык, свои обычаи, нравы, обряды, должен все это потерять и выехать в Израиль, оставив могилы своих отцов, дедов, прадедов?

 

Скончался Яков Агарунов 31 мая 1992 года, оставив после себя значительный архив неопубликованных пока стихов, поэм, пьес, книг, множество документов. И самое достойное место в его архиве занимает татско-русский и русско-татский словари на 8 тысяч слов каждый, над которыми он работал более 30 лет.

 

Материалы его архива ждут своего опубликования.

 

Фидан ГУСЕЙНОВА

Каспiй.-2017. - 25 апреля. - С. 11.