Словно застывший мед

Шафрану, выращенному в Бильгя, нет равных

Недавно на страницах авторитетного научно-публицистического журнала США Natural History («Естествознание») была опубликована обширная статья про азербайджанский шафран. Автор материала «Saffron» - заведующий отделом по связям с общественностью Института геологии и геофизики Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Саид Гусейнов. В своей работе он приводит подробные сведения о культуре выращивания шафрана в Азербайджане, насчитывающей более 100 лет, о полезных свойствах этого удивительного цветка, правилах его использования в медицине.

В статье также отмечается качество местного шафрана, процесс выращивания которого не очень сложен и не требует огромных затрат и усилий, и роль, которую шафран играет в истории, экономике и культуре нашей страны.

Похожий на янтарь

Как рассказал газете «Каспiй» Саид Гусейнов, в течение девяти месяцев он изучал опубликованные в научных журналах результаты исследований, связанных с шафраном, которые проводились учеными не только Азербайджана, но и других стран. После этого, собрав весь материал и скомпоновав его в виде статьи, представил в журнал Natural History. Работа азербайджанского автора заняла четыре страницы журнала - это и результаты многолетних исследований, проведенных заведующим лабораторией биоинженерии и биотехнологии растений Института молекулярной биологии и биотехнологий НАНА доктором биологических наук Тофигом Гарагезовым и руководителем лаборатории экспериментальной онкологии Национального института педиатрии в Мексике доктором биологических наук Фикретом Абдуллаевым.

Трудно переоценить вклад азербайджанских генетиков в разработку нового метода искусственного выращивания шафрана - растения, обладающего лечебными свойствами и отличающегося высокой биологической активностью и устойчивостью к различным заболеваниям. Большой опыт по агротехнике высокого урожая цветков шафрана и клубнелуковиц накоплен сотрудниками Института садоводства Министерства сельского хозяйства страны, которые ведут исследования по этой культуре аж с 1933 года. Исследования по разработке методов биотехнологического разведения шафрана проводились и Институтом ботаники, а осуществлялись при поддержке Фонда развития науки при Президенте Азербайджана. По словам руководителя проекта Тофига Гарагезова, основными целями проекта были очистка материала от вирусов и повышение урожайности. «Несмотря на то, что в мире в год получают от 170 до 300 тонн шафрана, половина продукции пропадает из-за сокращения посевных площадей и большого количества инфекционных заболеваний. В результате потребность в этом растении увеличивается в разы», - говорит ученыйо итогам исследований ученые сделали вывод: произрастание тканей растения, взятых с отдельных частей луковиц, стало возможным в искусственных условиях. В частности, дископодобные разрезы луковицы шафрана толщиной два-три миллиметра были помещены и выращены в искусственных условиях. Это дало возможность получить большое число луковиц. Таким образом, если ранее естественным путем из одной луковицы получали одно растение, то новый способ позволяет в течение пяти месяцев выращивать сотни растений.

По мнению экспертов, этому ценному пищевому продукту, пряности, которая во все времена ценилась «на вес золота», нет равных. Многие годы Абшерон славился шафрановыми плантациями. Рекордный урожай шафрана был зафиксирован в 1878 году, когда с одного гектара получили 11 кг шафрановых цветков. В советский период это растение, похожее на янтарь, специально выращивали на экспорт. Кроме пищевой промышленности и фармакологии, азербайджанский шафран использовали в космической промышленности - в производстве специального покрытия для скафандров. Стоит ли говорить, что приобрести его в то время было крайне сложно.

Золотой цветок победы

В последние десять лет производство шафрана пошло на убыль и сейчас в Азербайджане уже нет тех прославленных плантаций, о которых знал весь мир. И отечественной кулинарии приходится довольствоваться специями, завезенными из Ирана. Один грамм такого продукта стоит на рынке в среднем от 3 до 10 манатов. Но, по мнению людей знающих, он не выдерживает никакого сравнения с нашим шафраном.

Никто точно не знает, как это сокровище попало к нам, но доподлинно известно, что история его культивирования на территории нынешнего Азербайджана имеет весьма глубокие корни и насчитывает около четырех тысяч лет. Азербайджанские ученые, долгие годы занимающиеся изучением и разведением редких и ценных видов растений, настоятельно рекомендуют возродить давнюю традицию и возвратить былую славу этому удивительному растению.

Кстати, название свое прекрасный цветок со съедобными тычинками (которые и дают ценность всему цветку) получил от арабского слова «заафар» - «победа». «Победоносное шествие» этого цветка по всему миру началось тысячелетия назад. Историки утверждают, что на Востоке - в Вавилоне, Персии и Китае - шафран использовали для окрашивания только царской одежды, а в некоторых странах существовал закон, карающий смертной казнью простого смертного, посмевшего пользоваться шафрановой краской.

Но основным предназначением этого растения являются, конечно, его лекарственные и так называемые «приправные» свойства. Упоминание о шафране есть у великого лекаря древности Авиценны (Абу Али ибн Сины).

Шафран (или крокус) относится к семейству касатиковых. В природе существует порядка восьмидесяти видов этого растения и лишь немногие из них годятся в пищу. Произрастает оно в странах Средиземноморья, Причерноморья, в Иране, Средней Азии и на Южном Кавказе.

Сбор шафрана - очень трудоемкий процесс. Есть поверье, что шафран нужно собирать только ранним утром, до полного восхода солнца, а касаться лиловых лепестков должны только нежные девичьи руки. Лишь в этом случае три сорванные тоненькие ниточки-тычинки будут ароматными и почти пурпурно-красными. Именно их потом высушат, истолкут в мельчайший порошок, а затем уже будут использовать.

Шафран называют «золотым» цветком, но объясняется это не только цветом полученного продукта. У одного цветка, поясняет Тофиг Гарагезов, бывает не больше трех тычинок, и для того, чтобы получить один грамм шафрана, требуются примерно две сотни цветков. Но дело не только в этом: никакой механизации шафран не переносит, упорно сопротивляясь любому техническому нововведению, а ручной труд стоит недешево. В Калабрии, на Сардинии и Сицилии до сих пор шафран ценится настолько высоко, что невеста в приданое получает от родителей мешочек, наполненный порошком этого цветка. И чем увесистее он, тем богаче считается приданое.

 

Лучшее место - Бильгя

Долгие годы шафран в небольших объемах выращивают на своих участках наши фермеры. Но если поставить его производство на промышленные рельсы, то, по мнению председателя Центра исследований устойчивого развития Наримана Агаева, наша страна может заработать более 150 млн манатов в год. Недавно за решение этого вопроса взялось и государство, выделяя через Фонд развития науки на исследования с целью создания и адаптации новых сортов шафрана сотни тысяч манатов. «Для Азербайджана, - говорит Нариман Агаев, - вполне реально выйти на производственный уровень 5-10 тонн в год».

Как утверждают специалисты, шафран неприхотлив, нетребователен к влаге. В жаркие, засушливые летние месяцы, которыми так славится Абшерон, клубнелуковицы не страдают от безводья, так как в это время они находятся в фазе относительного покоя. И вся летняя агротехническая работа сводится к разрыхлению почвы и прополке сорняков. Вегетационный период начинается осенью (в конце октября - начале ноября). Как отметили в Институте садоводства Минсельхоза, их специалисты «всегда готовы проконсультировать фермеров и всех наших граждан, имеющих желание разводить эту благородную культуру».

Но следует помнить, что шафран бывает и ложным, он встречается во многих уголках нашей страны, особенно в горных районах. И цветки их в народе называют «яланчы зафаран». Об этом предупреждает заведующий отделом Абшеронской опытной станции субтропических культур кандидат сельскохозяйственных наук Тофик Гаджиев. Коснувшись вопроса, где именно в Азербайджане можно выращивать это растение, он отметил, что самое лучшее место - это, конечно, Бильгя. Но его можно получать и в Гобустане, и в южных регионах, то есть на песчаных землях. А некоторые ученые полагают, что для него больше всего подходят полупустынные районы Аранской зоны - Имишли и Саатлы. Однако, советуют они, следует учитывать ряд важных моментов - приспособляемость растения, состав почвы, климатические условия и т.д. В принципе шафран может расти везде, но целебных тычинок, которыми он славится, давать не будет.

Однако шафрану, выращенному в Бильгя, нет равных по качеству. Жители этой местности не знают, что такое болезни сердечно-сосудистой системы, словно какие-то компоненты воздуха имеют лечебный эффект. В этом поселке даже имеется санаторий, где больные лечатся воздухом. Кроме того, в сухом климате всегда прорастают великолепные по качеству фрукты и пряности. На каждые 4-5 лет выпадает один год, когда влажности явно недостаточно даже для шафрана, осенние дожди запаздывают, производительность падает, но получаемый небольшой по объему продукт не теряет своих свойств, запаха и цвета 10-15 лет. Знатоки шафрана знают: урожаю этого года нет цены.

Галия АЛИЕВА

 Каспий.- 2017.- 4 августа.- С.7.