Балет длиною в жизнь
Максуд Мамедов: Мы более 60 лет вместе, и это -
безграничное счастье!
ИСКУССТВО
Мысль написать статью о горячо любимых мною и глубоко почитаемых народных артистах Азербайджана Рафиге Ахундовой и Максуде Мамедове возникла довольно давно, но по той или иной причине ее реализация постоянно откладывалась на неопределенный срок, пока не вмешалось провидение. Надо ли говорить, с какой радостью было воспринято поступившее автору этих строк предложение - принять участие в создании документального фильма «Балет как жизнь», посвященного жизненному и творческому пути этой замечательной звездной семейной пары!
И хотя предлагаемая вашему вниманию статья не ставит своей целью анализ указанного фильма, обойти молчанием столь трогательное кинематографическое приношение таланту наших героев не представляется возможным. А раз уж зашел разговор об этой документальной ленте, то, с вашего позволения, вкратце введу читателей в курс дела. Премьера фильма «Балет как жизнь», снятого по заказу Министерства культуры и туризма Азербайджана на студии «Дубляж», состоялась 8 декабря 2016 года в киноцентре «Низами» и прошла с большим успехом. Над фильмом работали режиссер Г.Токгез, автор сценария Р.Аббасова, операторы Э.Гусейнов и Э.Нуриев, режиссер монтажа Э.Гасанов и др. Продюсер фильма - Гафар Меджидов, исполнительный продюсер - Айсель Раджабли. Справедливости ради необходимо отметить, что хотя в титрах фильма не указаны фамилии Юсифа Шейхова и Джахангира Мамедова (Отдел кино Министерства культуры и туризма Азербайджана), внимание и поддержка с их стороны ощущалась на протяжении всего съемочного процесса, душой которого, без преувеличения, была Айсель ханым Раджабли, приложившая немало усилий для успеха столь непростого начинания.
За прошедшее со дня премьеры время документальный фильм «Балет как жизнь» был показан по национальным каналам СВС и İTV. Чем примечателен фильм? Прежде всего - своей неподдельной искренностью, без преувеличения - звездным составом гостей-участников, чье авторитетное мнение позволяет по-новому взглянуть и оценить значение и заслуги народных артистов Азербайджана балетмейстеров Р.Ахундовой и М.Мамедова, а в их лице - и всей национальной балетной школы. Достаточно сказать, что в фильме своими воспоминаниями делятся такие мировые знаменитости, как балетмейстеры Юрий Григорович, Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Вячеслав Гордеев, художник Таир Салахов, профессора ГИТИСа Ярослав Сех и Виталий Ахундов, главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская, оперная певица Фидан Гасымова, писатель Анар; дирижер Рауф Абдуллаев, композитор Фарадж Гараев, балетный критик, эксперт Совета по присуждению премий СТД России Александр Максов. Повествование ведется от первых лиц - героев фильма Р.Ахундовой и М.Мамедова, рассказывающих о своей жизни, неразрывно связанной с высоким балетным искусством.
Максуд
Талант главных героев данной публикации раскрывался в двух ипостасях, плавно переходящих одна в другую: вначале как исполнителей, а позже - как балетмейстеров. Судьба уготовила Максуду Мамедову поистине историческую миссию - стать первым азербайджанцем в искусстве национального балетного исполнительства. Радость творчества юный Максуд ощутил довольно рано. Ему посчастливилось стать участником проведенной в Москве в 1938 году Декады искусства и литературы Азербайджана. В составе самодеятельного коллектива он выступил перед самим Сталиным. Вспоминая о том далеком времени, Максуд муаллим с улыбкой на лице рассказывает некоторые подробности того памятного события. Зажигательное выступление азербайджанских юных танцоров так понравилось вождю, что он изъявил желание посмотреть их танец еще раз. Концерт затянулся, время было позднее, да и дети проголодались, а потому отказались выйти на сцену повторно. Начался переполох, и тут же, как по мановению волшебной палочки, перед ними появились всякие, как сейчас говорят, «вкусняшки». Утолив немного голод, юные танцоры вышли на сцену и подтвердили свой успех.
Природная грациозность, пластика, музыкальность привели Максуда в Хореографическое училище, что по тем временам было довольно необычным явлением: тот факт, что мальчик из Кировабада обучается академическому балету в специализированном учебном заведении, вызывал всеобщее удивление, которое, к счастью, скоро сошло с повестки дня, так как Максуд демонстрировал вызывающие уважение успехи. Именно здесь, в училище, произошла судьбоносная встреча Максуда с Рафигой. Со временем обычное знакомство переросло сначала в детскую дружбу, а затем уже в любовь на всю жизнь. Порой, собравшись в кругу близких друзей, они с позиций настоящего времени с улыбкой рассказывают о своих детских проказах, нацеленных на то, чтобы досадить друг другу, а может быть, и привлечь взаимное внимание. Шалости шалостями, но ничто не мешало занятиям этих тогда еще детей, которые, несмотря на юный возраст, целенаправленно двигались вперед по пути постижения профессии. Юные танцоры понимали, что избранный ими путь совсем не простой, но разве можно сравнить стоявшие на их пути трудности с той необыкновенной радостью, которую они получали от соприкосновения с волшебным миром искусства!
Успехи Максуда были столь очевидны, что его направляют на учебу в Москву, где он продолжает учебу в Хореографическом училище при Большом театре. Здесь юноша попадает в класс выдающегося педагога Николая Тарасова, который активно пропагандировал классическое обучение, большое внимание уделяя музыкальному развитию, воспитанию пластичности у своих учеников. Наблюдения и наработанные принципы Н.Тарасова впоследствии найдут отражение в его уникальном, и сегодня не утратившем своей актуальности научном труде «Классический танец».
В процессе работы над фильмом «Балет как жизнь» съемочная группа побывала в Москве, где встретилась с однокашником Максуда Мамедова - ныне заслуженным деятелем России, профессорам ГИТИСа Ярославом Сехом. Вспоминая те далекие годы, Я.Сех отмечает: «В нашем классе было немало талантливых ребят. Среди них обращал на себя внимание красавец азербайджанец Максуд Мамедов, которого мы называли «кошкой». Дело в том, что он обладал на редкость высоким прыжком - прыгал как пантера и приземлялся как-то мягко, тихо, спокойно. Его прыжок был необыкновенно красивым. Завораживал!».
Рафига
Артистический талант и любовь к танцам маленькой Рафиги не прошли мимо внимания ее родителей, и в семилетнем возрасте она начинает заниматься балетом. Девочке несказанно повезло, ведь путь в профессию для нее начался в классе первой азербайджанской балерины Гамер Алмасзаде, прошедшей школу знаменитой Марии Федоровны Романовой, матери Галины Улановой. От своего педагога юная Рафига восприняла особенности петербургской балетной школы. Забегая вперед, отметим, что несколько позже пути Рафиги и Максуда пересекутся в Москве. И вновь везение: юная балерина продолжит свое профессиональное становление под руководством прославленной Суламифи Мессерер - ближайшей родственницы Майи Плисецкой. Такое общение духовно обогатило Рафигу, придало ей уверенности, ведь Мессерер обладала ценным качеством: она с уважением относилась к индивидуальности своих учеников, не подавляла их, а совсем наоборот, создавала возможность для максимального раскрытия их природного потенциала. Таким образом, к изысканности петербургской балетной школы Р.Ахундовой удалось добавить еще и виртуозные навыки исполнительского искусства, типичные для московской балетной школы.
Баку
«Годы учебы в Москве сыграли очень важную роль в моей судьбе, - признается Максуд муаллим. - В этом городе всегда особый ритм жизни, здесь приходится проходить через многое, что закаляло, прибавляло жизненного и профессионального опыта. В 1951 году я завершил учебу в Москве. Меня зачислили в балетную труппу Большого театра, были выступления, гастроли (и даже в Японии), неплохие перспективы. Но я вернулся в Баку… Вернулся из-за Рафиги, и никогда не сожалел о таком решении. Нам с Рафигой отпущена любовь настоящая, вечная. Мы немногим более 60 лет вместе, и наша совместная жизнь - безграничное счастье! А соединила нас наша профессия, которой мы остались преданными на всю жизнь».
Итак, Баку с готовностью встретил молодого талантливого танцовщика, прошедшего столь уважаемую профессиональную школу. Максуд становится премьером Азербайджанского государственного театра оперы и балета, танцует практические все ведущие партии театрального балетного репертуара. Удачно складывается профессиональная карьера и у Рафиги Ахундовой. Ее репертуар постоянно пополняется новыми ведущими партиями: Жизель в одноименном балете, принцесса Флорина в «Спящей красавице», Вакханка в «Вальпургиевой ночи», Зарема в «Бахчисарайском фонтане», Айша и Прекраснейшая в «Семи красавицх», Гюльянаг в «Девичьей башне», Ширин в «Легенде о любви»...
Мысли вслух
Максуд Мамедов: «Балет - ни с чем несравнимый труд. Столько сил затрачивается на то, чтобы стать профессионалом! А в результате танцевать на сцене ты можешь всего 20 лет, а в неполные 40 оказываешься перед большой проблемой: что делать дальше? Как жить? Ощущения таковы, что твой путь приближается к своему завершению. Собственно, каждая роль для нас - это и есть прожитая жизнь. А когда к тому же ты активно востребован, постоянно занят в спектаклях… Как отказаться от всего этого! Я всегда танцевал много. К примеру, на второй Декаде азербайджанского искусства и литературы, проведенной в Москве в 1959 году, за 10 дней я станцевал 10 спектаклей. Надо ли говорить, какая нагрузка падает на танцора при таком графике, но жить вне театре, вне балета - нам с Рафигой такое не подходит! Вот мы и решили попробовать себя в качестве балетмейстеров».
Рафига Ахундова: «Ко времени ухода со сцены как балетных артистов у нас с Максудом был солидный багаж не только исполнительских навыков, но и общения с выдающимися хореографами. Так, еще в 1952 году на сцене Азербайджанского театра оперы и балета был поставлен балет Гара Гараева «Семь красавиц», для чего из Ленинграда приехал знаменитый балетмейстер Петр Андреевич Гусев. Знакомясь с балетной труппой, он с поразительной проницательностью отбирал артистов для спектакля. Я была счастлива, когда он поручил мне роль Прекраснейшей. В процессе репетиций и общения в перерывах я старалась не упустить ни одного его показа, ни одного замечания, независимо от того, кому оно предназначалось. И более того, в какой-то момент даже умудрилась - не сочтите за нескромность - предложить одно связывающее два элемента движение, что было воспринято им с нескрываемым одобрением.
Настоящим событием для музыкальной общественности стал приезд в Баку и выдающегося хореографа Юрия Григоровича, которого пригласили для постановки балета «Легенда о любви» Арифа Меликова. Нам с Максудом были поручены главные роли - Фархада и Ширин. И вновь мы получили возможность быть свидетелями уникального мастерства легенды балетной хореографии - Григоровича».
Интермедия
Ю.Григорович буквально с первых репетиций распознал яркое дарование наших героев. Знаю это не понаслышке, а потому расскажу лишь один небольшой эпизод из нашего творческого общения во время съемок фильма «Жизнь как балет». Имея на руках номер телефона Юрия Николаевича, я даже не надеялась, что, находясь еще в Баку, смогут дозвониться до него и договориться с ним о встрече. Тем более что на период запланированной командировки в Москве проходил конкурс современного балета, председателем жюри которого был Григорович. Но после нескольких сигналов вызова из телефонной трубки раздался-таки голос Юрия Николаевича - торопливый, узнаваемо-характерного тембра. Слово «Баку» вызвало у него нескрываемый интерес, а имена Рафиги Ахундова и Максуда Мамедова - искреннюю радость. Мы договорились о встрече, которая состоялась в Московском государственном академическом детском музыкальном театре им.Н.И.Сац, где и проводился балетный конкурс. Попутно отмечу, что, услышав имена Рафиги ханым и Максуд муаллима, с такой же готовностью соглашались на встречу и другие участники, знаменитые участники фильма, о чем разговор пойдет во второй части нашего повествования. Юрий Николаевич, как и обещал, дал нам интервью перед началом конкурсного просмотра. Делясь воспоминаниями, он рассказал много интересного, отметил свое особое отношение к азербайджанскому балету и давним друзьям - Рафиге Ахундовой и Максуду Мамедову: «Это был мой первый приезд в Баку, связанный с подготовкой балета «Легенда о любви» Арифа Меликова. Помнится, я обратился к Максуду и Рафиге (они играли главных героев) с просьбой показать мне элементы фольклорного танца. Они прекрасно знают фольклор, и что особо важно, умеют его довольно тонко соединять с классическими танцевальными канонами. Замечательная музыка, талантливые исполнители, к тому же и дирижировал Ниязи. Все сошлось, и спектакль «Легенда о любви» имел огромный успех как в Баку, так и в Ленинграде».
Новые грани. Париж
Первой ласточкой на новом балетмейстерском поприще стал для Р.Ахундовой и М.Мамедова одноактный балет «Каспийская баллада» Тофика Бакиханова, поставленный на сцене Театра оперы и балета в 1968 году. Это произведение посвящено героическому труду нефтяников Каспия. Как отмечает композитор: «В балете «Каспийская баллада» (либретто С.Мамедзаде) нет конкретного сюжета, зарисовок быта, зато есть романтика моря, героика труда, разум и мощь человека. Участники действия - Море, Моряна, Норд, Нефть, Нефтяники. Основная тема - покорение моря человеком-победителем». Уже этот первый балет, по мнению известных балетных критиков, «выявил в Р.Ахундовой и М.Мамедове незаурядный талант хореографов со своим творческим видением мира».
Буквально на следующий год звездная пара ставит новый балет - «Тени Гобустана» Фараджа Гараева, в котором повествуется о том, «как в общении с природой рождается человек». Рассказывает Ф.Гараев: «Идея балета «Тени Гобустана» принадлежит Рафиге Ахундовой и Максуду Мамедову. Поначалу у меня были сомнения, стоит ли браться за это сочинение. Но после встречи с балетмейстерами я загорелся этой работой, потому что Рафига и Максуд обладают таким энтузиазмом, таким горением, такой мощной аурой, что устоять перед ними просто невозможно».
В 1969 году в Париже проводился VII международный фестиваль танца, на котором должно было быть представлено балетное искусство СССР и его отдельных регионов. Репертуар отбирался строго, ведь Париж - это особая аудитория. Рассказывает Рафига ханым: «В Баку прибыла солидная комиссия для знакомства с репертуаром национальной балетной труппы. До того эта авторитетная группа побывала в Грузии, Армении и, так ничего не отобрав, решила попытать счастья в Баку. Мы продемонстрировали им «Каспийскую балладу», «Тени Гобустана», которые сразу же были приняты. Но по традиции каждый фестивальный спектакль в Париже должен состоять из трех актов. И тогда мы с Максудом предложили «Азербайджанскую сюиту» Рауфа Гаджиева - произведение, которого как такового на тот момент еще даже не было. Рауф быстро написал музыку, и мы поставили балет, но не в традиционном решении, а на пуантах, в стиле модерн. Именно эти три балета были представлены на фестивале в Париже, где отмечены громким успехом. Дирижировал спектаклем наш прославленный маэстро Рауф Абдуллаев, а декорации принадлежат кисти знаменитого Тогрула Нариманбекова».
Из воспоминаний народного артиста Азербайджана Рауфа Абдуллаева: «Без преувеличения, показ азербайджанских балетов в парижском театре Shamps Elyees, вмещающем более 1000 зрителей, имел триумфальный успех. Зал аплодировал стоя, вызывали раз десять, не меньше. Все мы испытывали гордость за успех нашей национальной культуры».
А вот что пишет по этому поводу народный писатель Анар: «Газеты, радио, и телевидение, добрые отзывы артистов разнесли эхо аплодисментов в зале Shamps Elyees по всему городу. И уже самые обыкновенные парижане, настолько же далекие от балета, как и от Баку, произносили с доброй улыбкой три слова, начинающиеся на букву «б» - «Баку», «ballet», «bon». Все это наполняло наши сердца гордостью».
Вряд ли кто-то в конце 60-х годов прошлого столетия мог предположить, что в малоизвестном на тот период Азербайджане балет, композиторское творчество, искусство живописи могли достичь таких высот. Ведь на сцене парижского театра оживало фактически новаторское искусство, вобравшее в себя не только лучшие достижения классического балета, но и современную хореографию и в то же время национальную самобытность. «Все три балета, поставленные Р.Ахундовой и М.Мамедовым, при всем тематическом и стилевом разнообразии смотрелись как части единой большой фрески, отражающей прошлое и настоящее азербайджанского народа, его чувство красоты и пластики», - тонко подмечает очевидец происходящего писатель Анар. В аналитической статье, написанной под впечатлением громкого успеха азербайджанского искусства, Анар муаллим написал масштабную статью «Французские дни азербайджанского балета», в которой приводит письмо мэра Парижа господина Эльена де Верикур, адресованное министру культуры Азербайджана Рауфу Гаджиеву: «Господин министр! Прежде чем вы покинете нашу страну, я хочу заверить вас от лица Совета Парижа в том громадном удовольствии, которые доставили спектакли балетной труппы города Баку в дни фестиваля танца. Парижане любовались совершенством всего хореографического ансамбля, покорившего их сердца. Я позволю себе выразить надежду, что очарованный Париж в ближайшем будущем будет иметь возможность снова наградить аплодисментами восхитивших его танцоров…»
Но это был лишь первый этап развернутого французского турне. А дальше - поездка по городам Франции, а также выступления в Монако и Люксембурге. За месяц азербайджанская балетная труппа дала 24 спектакля! Было столько трудностей технического плана плюс человеческая усталость, но все это компенсировалось признанием, восхищением и благодарностью многочисленной иностранной аудитории, восхищенно взирающей и безудержно аплодирующей своим кумирам из Азербайджана…
Окончание следует
Рая АББАСОВА
Каспiй.-2017. - 5 августа. -
С.13-14.