Балет длиною в жизнь
Максуд Мамедов: Мы более 60 лет вместе, и это -
безграничное счастье!
КУЛЬТУРА
Приступив ко второй части написания статьи, посвященной творчеству народных артистов Азербайджана Рафиги Ахундовой и Максуда Мамедова, в очередной раз убедилась в парадоксальной истине: чем лучше знаешь предмет разговора, тем сложнее уложиться в формат его освещения.
Вот и на этот раз, окидывая даже поверхностным взглядом пройденный нашими героями путь, понимаешь: в их творчестве невозможно провести грань между «это - главное, а об этом - можно умолчать». Отсюда и некоторая фрагментарность изложения текста, позволяющая пусть «намеком», но охватить как можно больше событий из славной творческой биографии личностей, сумевших сказать свое весомое слово на избранном профессиональном поприще.
Продолжая разговор о блистательных представителях азербайджанского балетного искусства, попытаюсь все же оправдаться за несколько поверхностное или, лучше сказать, фактологическое изложение материала. Объяснение тому - установленный формат газетной статьи (пусть даже опубликованной в двух номерах) и ее жанровые особенности, не предполагающие глубокого аналитического подхода к разрабатываемой теме. Другое дело - научно-исследовательский труд, для которого наследие Рафиги Ахундовой и Максуда Мамедова может стать неиссякаемым источником и вдохновения, и смелых новаторских идей. Совершенно объективно, все события, происходящие у этой звездной пары на профессиональном поприще, заслуживают пристального внимания специалистов-искусствоведов.
Рафига ханым и Максуд муаллим никогда не стремились к количеству, а лишь к качеству, и именно поэтому каждая созданная ими балетная постановка является показательной гранью творческого дарования, каждый спектакль согрет их душой, обласкан сердечным теплом и безграничной любовью к искусству, ставшим делом всей их жизни. Именно поэтому, создавая тот или иной спектакль, они не отпускали его в «свободное плавание», а лелеяли, холили, наблюдали за его сценической жизнью: радовались его успехам и молча страдали от незаслуженного забвения.
По следам постановок: «Тени Гобустана»
В подтверждение сказанному проследим судьбу некоторых работ героев публикации. Взять хотя бы балет Фараджа Гараева «Тени Гобустана», хореографическое решение которого принадлежит Р.Ахундовой и М.Мамедову. В первой части публикации уже говорилось о громком успехе трех балетов, поставленных нашими балетмейстерами для показа на
VII Международном фестивале танца в Париже (1969). Это - «Каспийская баллада» Т.Бакиханова, «Тени Гобустана» Ф.Гараева и «Азербайджанская сюита» Р.Гаджиева. Продолжением фестивального марафона стало насыщенное событиями турне: показ балетов с неизменным успехом прошел в Париже, Ницце, Люксембурге, Монте-Карло, а также в Санкт-Петербурге, Киеве и других городах постсоветского пространства.
Пожалуй, наиболее удачно сложилась в будущем «биография» балета «Тени Гобустана», хотя и был довольно продолжительный период его временного забвения. Но в 2013 году балет восстановили, в чем огромная заслуга его создателей и группы поддержки в лице британского хореографа Максины Брэн и ее коллеги Франческо Манджаказале (Италия), а также дизайнера по свету американца Томаса Хейза. Премьера новой постановки балета состоялась 31 мая 2013 года под открытым небом в Гобустанском национальном историко-художественном заповеднике в рамках II Всемирного форума по межкультурному диалогу.
Сама музыка, хореография, живые декорации, инсталляционные эффекты, подчеркивающие первозданность происходящего, а также звездное небо, раскинувшееся над импровизационным залом и сценой, - все это было направлено на воссоздание особой ауры пространства, где некогда обитали древние люди. Все эти составляющие сошлись один к одному: происходящее оказывало незабываемое впечатление на зрителей.
Следующий важный шаг - 17 сентября 2014 года, когда спустя 45 лет после первого показа в Париже балета «Тени Гобустана», в рамках проектов, связанных с широкой популяризацией уникального памятника древности - Гобустана (в 2007 году Гобустан был включен в Список Всемирного культурного наследия UNESCO), в UNESCO при поддержке Фонда Гейдара Алиева и Министерства культуры и туризма Азербайджана состоялись показ балета «Тени Гобустана» и открытие выставки фотографий наскальных рисунков Гобустана. Организованные постоянным представительством Азербайджана при UNESCO, эти мероприятия, в которых принимала участие первая леди Азербайджана, посол Доброй воли UNESCO Мехрибан ханым Алиева, подтвердили факт высокого уровня национального азербайджанского искусства. Под громкие аплодисменты на сцену в тот вечер вышли создатели балетного спектакля, в очередной раз ощутив радость творческой победы.
В 1971 году Рафига Ахундова и Максуд Мамедов ставят еще один балет Ф.Гараева - «Калейдоскоп», в котором «свободно интерпретируя темы сонат Скарлатти, применяя технику современного музыкального письма, композитор в содружестве с балетмейстерами и художником Таиром Таировым создает совершенно новое оригинальное произведение, символизирующее в музыке, танце и цвете идею калейдоскопа».
Утвердившееся в среде профессионалов мнение о творческом стиле Р.Ахундовой и М.Мамедова, мастерстве интерпретаций, тонком прочтении авторских замыслов достойно особого внимания: «пластические шедевры» (о балетных постановках), «сенсация фестиваля «Елисейские поля» - 1969 г. (о балетах «Каспийская баллада», «Тени Гобустана», «Азербайджанская сюита», отмеченных аплодисментами продолжительностью 17 минут), «они владеют языком образности… Они научили западную «тусовку» выговаривать азербайджанские фамилии» (из французской прессы).
По следам постановок: «Мугам»
Бытует мнение, что «слова всесильны» и потому они воссоздают форму и образ сказанного. Справедливость приведенного тезиса может быть подтверждена огромным количеством примеров, в том числе следующим:
Я уходил, но прибегал опять,
Мне сердца от тебя
не оторвать.
К тебе мои мечты
все время рвутся,
И силы нет,
чтоб их сдержать.
В моих глазах
опять блестит слеза,
В моих глазах
опять твои глаза.
Лоза не может к солнцу
не тянуться.
А мы с тобой:
ты - солнце, я - лоза!
Красиво, не правда ли?! Всего восемь строк, но сколько неподдельного чувства, страсти, блаженства! Автор цитируемых строк - выдающийся поэт и просветитель Мирза Шафи Вазех, творчество которого воспевает возвышенные чувства и духовную красоту человека.
Обращение к Вазеху в данном контексте совсем не случайно, так как «прозвучавшие» выше слова, оформленные в поэтические строки, явились вдохновенным откровением, сподвигнувшим Р.Ахундову и М.Мамедова на создание уникальной в своем роде хореографической миниатюры «Мугам», в основе которой - обработка классического мугама «Баяты-Шираз» для органа, арфы, ударных инструментов певца и чтеца Назима Аливердибекова.
По признанию Рафиги ханым, стихи Вазеха явились своеобразным либретто для балетного миниспектакля, покорившего самую взыскательную публику как на территории бывшего Союза, так и далеко за его пределами. Причина тому - неординарность творческого мышления, необыкновенное чувство времени, открытость к эмоциональному восприятию, а главное - любовь и бережное отношение к родному искусству, которые несут по жизни прославленные артисты балета и балетмейстеры, народные артисты Азербайджана Рафига Ахундова и Максуд Мамедов, успех с которыми разделили композитор Н.Аливердибеков, исполнители, в том числе азербайджанские артисты балета Тамилла Ширалиева и Владимир Плетнев, драматическая актриса Вера Ширье (чтец), органистка Рена Исмайлова и др.
Мнения. «Мугам»
В последнее время все чаще можно услышать фразу, адресованную сфере искусства: «У нас критики нет». Думается, эта тема достойна отдельного обсуждения. В данном же случае она была озвучена лишь для того, чтобы еще ярче высветить и оценить то высокое мнение, которое сложилось в среде авторитетных и независимых ни от кого и ни отчего людей с мировыми именами о творчестве главных героев предлагаемой читателям публикации. Так, восхищаясь талантом своих инонациональных коллег - Рафиги Ахундовой и Максуда Мамедова, прославленный артист балета, хореограф, руководитель театра «Русский балет» Вячеслав Гордеев рассказывает историю знакомства с азербайджанскими балетмейстерами и делится своим восприятием их творчества: «В 1972 году в Москве, в преддверии Международного балетного конкурса, проводился Всесоюзный конкурс артистов балета, в котором я участвовал с сольным выступлением и, конечно же, мечтал победить. Сразу же после моего выступления объявили хореографическую миниатюру «Мугам». Не успев даже отдышаться, я стоял за кулисами и смотрел на сцену. Впечатления были непередаваемые. Великолепная хореография, потрясающая музыка, созвучные ей поэтические строки - впечатления от «Мугама» я запомнил на всю жизнь. Именно этот номер и стал победителем конкурса, а мне досталась тогда II премия».
«В Московский концертный зал вместе с этим номером вошел сам Азербайджан, наполнил его взволнованным дыханием, пряным ароматом южных растений, упругим ветром Каспия, осветил алмазами звездного кавказского неба», - в столь поэтической форме рассказывает о событиях тех дней Э.Шумилова в своей рецензии на балет «Мугам».
С не меньшим восхищением говорит о «Мугаме» такая мировая величина балетного искусства, как Владимир Васильев: «Когда я увидел впервые «Мугам», он меня так поразил! По своей эмоциональности, по чувственности - невероятно! Хореография настолько тесно связана с музыкой, текстом, пластикой - это тот случай, когда слуховое и визуальное соединяется воедино. Еще и танцовщик (В.Плетнев) был просто потрясающий!
После исполнения «Мугама» на московском конкурсе я обратился к Рафиге и Максуду с просьбой разрешить станцевать этот номер с Катей (Екатериной Максимовой - Авт.) на фестивале в Авиньоне. Когда мы начали репетировать, перед моими глазами неотступно стоял образ Плетнева. Мне хотелось вобрать все лучшее, что было в исполнении этого талантливого танцора, но в то же время показать собственное прочтение. В Авиньоне «Мугам» имел огромный успех».
«Актом настоящего искусства» называет «Мугам» знаменитый балетмейстер Михаил Лавровский, который также относится к числу тех, кто стал свидетелем триумфального успеха указанной балетной постановки еще в 1972 году. О своем отношении к творчеству наших героев Михаил Леонидович делился неоднократно на страницах печати и с готовностью согласился выразить свое отношение через фильм «Балет как жизнь»: «Если, присутствуя на спектакле, вы не остаетесь равнодушным, если произведение сразу вас захватывает, волнует до глубины души, значит, вы стали свидетелем акта настоящего искусства. Именно эти чувства я испытал, когда увидел «Мугам» в Москве в 1972 году в исполнении замечательных актеров - Тамиллы Ширалиевой и безвременно ушедшего моего большого друга Володеньки Плетнева. Это было что-то потрясающее! Мы все были поражены откровением таланта как авторов спектакля, так и его исполнителей».
Прослеживая славный сценический путь «Мугама», отметим, что эта хореографическая миниатюра с успехом ставилась во многих городах бывшего СССР, а также далеко за его пределами, в том числе в одном из самых больших в Скандинавии театров - Стадстеатерн, вмещающим 1700 зрителей. «Выдающиеся русские танцовщики, и среди них - Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Галина Мезенцева (ныне проживающая в Америке) и другие звезды российского балета, пропагандировали азербайджанский мугам! Именно это и было для нас самым главным!» - с волнением говорит Рафига ханым.
В какой-то период «Мугам» исчез из репертуара Азербайджанского театра оперы и балета. А в прошлом году внимание поклонников балетного искусства привлекли афиши, возвещающие о возрождении замечательной постановки классиков балетного искусства Азербайджана Рафиги Ахундовой и Максуда Мамедова. На этот раз исполнение было поручено дуэту талантливых солистов театра - Джамиле Керимовой и Макару Ферштандту, которые вписали новую страницу в историю легендарного «Мугама».
Гара Гараев
Соприкосновение с творчеством великого Гара Гараева сыграло судьбоносную роль в деятельности нашей звездной пары балетмейстеров. В первой части статьи отмечалось, что путь на большую сцену начался для Р.Ахундовой с участия именно в балете Г.Гараева «Семь красавиц». В более позднее время, став балетмейстерами, Рафига ханым и Максуд муаллим поделились с Гара Абульфасовичем идеей заново поставить два его балета - «Семь красавиц» и «Тропою грома», в которых, в бытность танцовщиками, они исполняли ведущие партии. Познакомившись с идеями балетмейстеров более подробно, композитор дал добро: «Я вам доверяю!»
Рассказывает профессор Ф.Гараев (сын Гара Гараева): «Рафига и Максуд были так убедительны, делясь своими планами, что отец, который никогда не возвращался к своим сочинениям, не исправлял их, не дописывал, изменил своим правилам, написав по просьбе балетмейстеров три новых номера для «Семи красавиц». Я видел постановки «Семи красавиц», созданные различными балетмейстерами, и убежден: то, что сделали Рафига и Максуд, - прекрасная работа».
Знаменательный факт: В московском государственном театре «Русский балет», созданном В.М.Гордеевым, с успехом идет балет «Семь красавиц», постановка которого, осуществленная профессором Виталием Ахундовым (однофамильцем наших героев), основана на хореографии Рафиги Ахундовой и Максуда Мамедова. Некогда солист Азербайджанского государственного академичеcкого театра оперы и балета, Виталий Ахундов в свое время исполнил в «Семи красавицах», как он сам констатирует, «мужские партии от охотника до Бахрам шаха». Анализируя современные возможности сценических постановок, В.Ахундов, решив с одобрения авторов хореографического ряда поставить в театре «Русский балет» «Семь красавиц», обратился к новому формату - 3D, открывающему современные возможности для визуального прочтения спектакля, когда «декорации, свет оживают на сцене».
Отмечая успех спектакля, Вячеслав Гордеев констатирует: «Балет «Семь красавиц», который поставили Рафига Ахундова и Максуд Мамедов много лет назад, ворвался в репертуар театра «Русский балет». Публике очень нравится спектакль благодаря гениальной музыке, великолепной хореографии, предельно деликатно перенесенной Виталием Ахундовым в свою постановку».
Мнение
Виталий Ахундов: «Рафига Ахундова и Максуд Мамедов - эти имена вписаны в историю азербайджанского балета, и прежде всего потому, что они внесли весомый вклад в активное развитие национальной балетной школы. Особенности хореографических решений этих талантливых, ярких балетмейстеров синтезируют в себе несколько направлений. Общеизвестно, что на формирование азербайджанской балетной школы большое влияние оказал русский балет. Во время Великой Отечественной войны в Баку были эвакуированы представители Ленинградской балетной школы, которые щедро делились своими знаниями и исполнительским опытом, тем самым внеся свой вклад в формирование профессионального балетного танца в Азербайджане. В свою очередь Рафига Гаджиевна и Максуд Давудович работали, к примеру, в Бельгии. Органичный синтез русского, западного балетного своеобразия с восточной школой привел к созданию качественно нового направления, расширившего профессиональные возможности балетмейстеров».
Доказательством сказанного является все творчество звездной семейной пары, профессионализм которой был подтвержден и педагогической, и балетмейстерской деятельностью как на Западе, так и в восточных странах. Так, в 1974 году по инициативе советского руководства азербайджанский композитор Рауф Гаджиев был направлен в Алжир в качестве генерального советника по вопросам искусства на африканском континенте. Здесь он написал балет «Три революции». Сценическое воплощение этого первого в Алжире балетного спектакля было поручено Рафиге ханым и Максуд муаллиму. После удачной премьеры творческая команда была удостоена Гран-при тогдашнего президента Алжира Хуари Бумедьена.
Новые проекты
Постановки балетов в Египте, Швеции, Турции и других странах отнимали немало времени, но дарили чувство творческого удовлетворения, стимулировали на новые серьезные проекты.
20 мая 1986 года состоялась премьера балета Акшина Ализаде «Бабек», авторами либретто которого и балетмейстерами выступили Рафига Ахундова и Максуд Мамедов. В роли Бабека - Виталий Ахундов. Героическая тема балета, посвященная народно-освободительной борьбе против иноземных захватчиков, требовала особых решений.
Рассказывает народный художник СССР и Азербайджана Таир Салахов: «С Рафигой ханым и Максудом мы работали над балетом «Бабек». В течение полугода я делал декорации, большое количество эскизов. Музыка, хореография, визуальный ряд, костюмы - все органично соединилось единым духом творчества, что сказалось на замечательном результате, создавшем атмосферу настоящего большого искусства».
Педагог
Для Рафиги ханым и Максуд муаллима вся жизнь сосредоточена в балете. Нет, это совсем не значит, что у них нет других радостей жизни. В этих биографиях немало пересечений поистине с неординарными людьми, среди которых Мариус Лиепа, Борис Мессерер, Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Марина Влади, Михаил Барышников, Ирина Колпакова и др. И сегодня они окружены преданными друзьями, в числе которых и бывшие ученики. В их числе ныне народная артистка Азербайджана Камилла Гусейнова: «Каждая репетиция, проведенная Рафигой ханым, давала нам много информации, ориентировала на профессионализм. Всех нас - ее учеников - объединяло одно желание - не разочаровать ее, постараться сделать все возможное, чтобы почувствовать ее одобрение. Когда я получила назначение на должность руководителя балетной труппы театра, Рафига ханым поддержала меня, сказав: «Я уверена, что ты справишься. Если будет нужна моя помощь, я всегда рядом». Она как будто точно знала, что надо сказать, чтобы вселить в меня уверенность и настроиться на ту планку высокого искусства, до которой мы пытались дотянуться на ее занятиях. В этой открытости навстречу добру - вся Рафига Ахундова».
Послесловие
Обладая весомым материалом, сохранившимся от бесед с великими балетного мира, в качестве резюме предложу вашему вниманию несколько ценных для нашего искусства и его понимания мыслей.
Владимир Васильев - народный артист СССР: «Рафига и Максуд - эти люди отдали свою жизнь театру, всем своим творчеством внесли ценный вклад в мировую сокровищницу балетного искусства. Мы редко, очень редко видимся, но я им говорил, насколько они талантливы, насколько им, на мой взгляд, обязан азербайджанский балет».
Профессор Фарадж Гараев: «Это - выдающиеся, конечно же, люди. И я счастлив, что мне повезло в жизни с ними сотрудничать. Кстати, и отец говорил о том же».
Валерия Уральская - главный редактор журнала «Балет» (Россия): «Думаю, в Азербайджане, как и на всем балетном пространстве, не так много хореографов. Они - люди штучные, редкого Божьего дарования. Бесспорно, Рафига и Максуд входят в число ярких хореографов времени, а для азербайджанского балета - это знаковые фигуры».
В документальном фильме «В мастерской Таира Салахова» есть эпизод, в котором выдающийся азербайджанский композитор Гара Гараев делится собственным видением творчества Р.Ахундовой и М.Мамедова: «Они всегда умеют меня убедить. У них наготове миллион вариантов: если не нравится одно, они готовы предложить другое. Они - не ортодоксы. Бывает, человек придумает свою версию, и от нее ни на шаг. Он так видит балет и может сделать только то, что придумал… Придумал, видимо, очень мучительно. А эти люди (Рафига и Максуд) - гибкие, способные на импровизацию, творческие, талантливые, яркие… Я их очень высоко ценю и как людей, и как художников».
Рафига ханым и Максуд муаллим! Для многих, очень многих людей, проживающих в Азербайджане и, как мы смогли убедиться, за его пределами, вы - символ таланта, красоты, чистой и преданной любви. Мы восхищаемся вами и ждем от вас новых творческих проектов!
Окончание. Начало в №139
Рая АББАСОВА
Каспiй.-2017. - 12 августа. -
С.13-14.