Актриса. Личность. Деятель

 

К 25-летию Муниципального театра Амалии Панаховой

 

ЮБИЛЕЙ

 

Театральная сцена - такое пространство, где актеры, проживая жизнь своих героев, рождаются, взрослеют, влюбляются и разочаровываются, ненавидят и ведут борьбу, умирают и набираются опыта. Лишь у некоторых особо одаренных актеров происходит полное слияние с характером и такое же полное растворение личности в художественном образе, что невозможно без колоссальной самоотдачи и многочисленных жертв, которые они приносят на алтарь театрального искусства.

 

Актриса, которую мы хотим сегодня представить нашим читателям, прожила на азербайджанской сцене и экране десятки и сотни жизней. Можно сказать, она превратилась в живую легенду театрального искусства, многие поколения видели ее роли и слышали ее голос на протяжении 50 (!) лет, а потому ее образ уже давно отождествляется с национальным театральным искусством. Созданные ею величайшие драматические роли положили начало особому, новому лирико-психологическому направлению в театре. Она - актриса универсального дарования, с блеском воплощает на сцене и комические характеры, в которых мы видим отпечаток своеобразия ее личности и таланта.

 

Творческая деятельность дважды лауреата Государственной премии, лауреата ордена «Шохрат», доктора искусствоведения, профессора, директора и художественного руководителя Муниципального театра, народной артистки АР Амалии Панаховой настолько насыщенна и многогранна, что нашим театроведам давно пора писать о ней научные труды с глубочайшим анализом созданных ею ролей, привнесенных новшеств, достижений в общественной жизни, работы в парламенте страны, на посту руководителя созданного ею театра.

 

Накануне 25-летнего юбилея Муниципального театра мы встретились с Амалией ханым в офисе ее компании «AMALFILM PRODACTION». Стены кабинета сплошь увешаны памятными фотографиями ее встреч и знаменитых ролей, каждая из которых становилась событием. В задушевной беседе мы листаем годы и десятилетия ее творческой судьбы, вспоминаем роли в театре, кино, общественную деятельность, работу в парламенте страны, трудности, которые приходилось преодолевать этой волевой, энергичной и целеустремленной женщине. Мне посчастливилось присутствовать на многих спектаклях, в которых была задействована эта выдающаяся актриса, и я помню восторг и оглушительные аплодисменты, которыми ее принимала бакинская публика. Подобно людям, хорошо знающим друг друга, я спросила:

 

- Амалия ханым, почему ваш театр до сих пор не имеет постоянного, так сказать, места проживания, ведь вам исполняется четверть века, а это немалый срок…

 

- Вы правы, нам постоянно приходится арендовать сцены других театров, в частности в Аздраме или Театре музыкальной комедии. Разумеется, мы платим за аренду, и это очень накладно, потому что мы еще даже не перешли на билетную систему, поскольку здания у нас нет и мы не можем планировать свой репертуар. Однако мы часто показываем свои спектакли в военных частях, вузах, бываем в прифронтовой зоне, выступаем перед нашими солдатами. Только недавно мы вернулись из восстановленного села Джоджуг Марджанлы, показали жителям отрывки из спектаклей, концертные номера...

 

Увидев мои удивленные глаза, Амалия ханым твердым голосом сказала:

 

- Да-да, актеры нашего театра - универсалы, они могут и петь, и танцевать, и стихи прочесть, а иначе в мою труппу попасть невозможно! Они снимаются в телесериалах и кинофильмах, это востребованные, талантливые и популярные актеры, и они обязаны знать и уметь все.

 

- Вы не имеете постоянной сцены, но стены вашего кабинета увешаны множеством дипломов, благодарственных писем и сертификатов...

 

- Мы много гастролируем и принимаем активное участие в международных фестивалях за рубежом. Так, в этом году нам присудили диплом победителя Международного театрального фестиваля «Тюркский мир» в Адане (Турция) за спектакль «Коварство и любовь» Шиллера, с которым мы выступили в конце прошлого года. Там присутствовали театральные коллективы из 25 тюркских стран, но первое место досталось Азербайджану, и, представьте, мы были единственными на фестивале, кого попросили показать спектакль дважды. Наш театр также был первой ласточкой на Чеховском фестивале в Москве, мы выступили со спектаклем «Али и Нино» К.Саида. Кстати, приняли нас на «ура». Не поверите, но и там сцену нам дали дважды!

 

- Недаром Ницше сказал, что «огромное стремление приводит к огромным свершениям». Судьба, вознося вас на вершину славы в других странах, словно компенсирует недостаток внимания вышестоящих структур у себя на родине…

 

- Эта оценка вдохновляет нас. Там же мы получили приглашение от Херсонского драмтеатра, затем выступали в Киеве и других городах и странах. География наших выступлений очень обширна, мы в постоянном творческом поиске, но, согласитесь, без стационарного помещения действительно очень трудно...

 

- Если в столицах и городах других стран одновременно функционирует множество театров, связанных с именами выдающихся режиссеров или актеров со своим видением творческого процесса, почему бы и Баку не иметь их, чтобы у нас и гостей столицы был выбор: куда и на кого пойти?

 

- Сейчас наш театр перебросили в две комнатки в прихожей комбината З.А.Тагиева (!), но несмотря на это недавно мы отыграли премьеру спектакля «Трагедия в Наргине» Рафаэля Огузтюрка, где события разворачиваются в 1915 году и повествуют о пленных турках, которых привезли на остров Наргин. Части из них меценаты-азербайджанцы организовали побег, а через два года те же турки в составе войск Нуру Паши освободили Баку от армянских националистов…

 

- Ваш театр часто обращается к произведениям, имеющим ярко выраженное гражданственное и патриотическое звучание, и это очень показательно, учитывая необъявленную войну, которую ведут против нас подлые соседи…

 

- Разумеется, эта тема очень актуальна для нашей страны, есть еще постановки на эту тематику - спектакль по пьесе Абдуллы Гурбани «Турецкая булавка», где события происходят в Нахчыване в 1916 году, а продолжаются в наше время при участии лидеров Турции и Азербайджана.

 

- Когда просматриваешь репертуар вашего театра, создается мнение, что вы больше тяготеете к исторической тематике, и, скорее всего, это не случайно, поскольку через исторические события можно показать перипетии современной действительности…

 

- Совершенно верно, это широкое поле для творчества, здесь можно сказать то, что думаешь об этом, провести параллели. Если историческую драматургию представить в сегодняшнем видении и ракурсе, значение исторических событий и фактов скажет зрителям куда больше, чем если бы мы кричали в рупор, пытаясь донести до сознания людей какую-то идею. Режиссер расставляет акценты, чтобы подчеркнуть тот или иной фактор или идею. Скажем, взять пьесу «Надир шах» Н.Нариманова, написанную в начале прошлого века. События в ней глубоко созвучны тому, что происходило у нас в начале 90-х годов, когда народ потребовал возвращения к власти Гейдара Алиева. Общенациональный лидер, посмотрев этот спектакль, был поражен очевидными историческими параллелями!

 

- …и образами, которые перекликались с днем сегодняшним, персонами, участвующими в тех и современных событиях… Об этом надо говорить с высокой трибуны!

 

- Именно потому на пятилетие нашего театра он объявил его ведущим в стране, а на десятилетний юбилей наградил 23 наших актеров почетными званиями. Это были маститые актеры, положившие свою жизнь во имя театра, многим пожертвовавшие, чтобы его сохранить. Их имена говорят о многом, они сыграли заметную роль в истории азербайджанского театра: Мухтар Афшаров получил звание народного артиста АР и орден «Шохрат» у нас в театре, Юсиф Мухтаров, 30 лет проработавший на радио и создававший вместе со мной этот театр, Вагиф Алиев, игравший в театре около 40 лет, у нас он был два года, и мы представили его к званию «Народный артист». Творческих людей всегда нужно поощрять, в этом они черпают силы для дальнейшей работы.

 

- Однако вашему театру уже четверть века, а вы все еще не имеете крыши над головой…

 

- К сожалению, за последние 15 лет мы не видели от вышестоящих структур и толики внимания за свою столь широкую деятельность, тем более по пропаганде за рубежом бесценных театральных традиций Азербайджана. В Иране мы на протяжении полутора месяцев показывали эпос «Дели Домрул», потом, опять же в Иране, впервые в истории, когда в этой стране проводился фестиваль комедий, мы были премированы почетными дипломами победителей и призами, получали самые восторженные отзывы и высочайшие оценки театральных экспертов. Причем в этих международных театральных фестивалях принимали участие не только мусульманские страны, но и государства со всего мира, которые имели еще более древние театральные традиции.

 

- Ваш театр фактически вписал золотыми буквами еще одну славную страницу в историю азербайджанского театрального искусства! Режиссурой спектаклей занимаетесь сами или приглашаете и других режиссеров?

 

- Обязательно приглашаем. У нас ставили спектакли режиссеры Бахрам Османов, Орудж Гурбанов - кстати, он получил в нашем театре звание заслуженного деятеля искусств на десятилетний юбилей театра. Два года назад я пригласила в Баку на свой бенефис и 50-летие моей сценической деятельности известного американского режиссера польского происхождения К.Занусси, который поставил у нас «Игры женщин» по своей пьесе. Репетиции продолжились в Варшаве, куда он нас пригласил, в его имении, где мы работали с ним 15 дней.

 

Все знают, какая это величина, к нему со всего мира приезжают актеры и режиссеры, он проводит там мастер-классы. Первую премьеру его спектакля мы провели там, ее смотрели все его гости, студенты и коллеги, был также наш посол Г.А.Гасанов с супругой. Мы вместе с К.Занусси вернулись в Баку, он еще неделю побыл здесь и поработал с нами. В Русской драме мы вторично отыграли этот спектакль, который прошел на высочайшем уровне в течение двух дней. Я в основном занимаюсь режиссурой. Луизу из «Коварства и любви», которую я играла в свое время, теперь играет наша талантливейшая актриса Ульвия Рза, в этом же спектакле впервые на сцену вышла Нигяр Бабаева, Туран Ахмед.

 

- Что вы можете сказать о вашем детище - «AMALFILM PRODACTION»?

 

- Четыре года назад я создала эту компанию, чтобы самой снимать фильмы. Помимо этого, архив нашего театра чрезвычайно богат и его надо было приводить в порядок, перезаписывать со старых кассет. Мы почти завершили эту колоссальную работу. В настоящее время готовим сайт нашего театра, материалов у нас более чем достаточно. Затем мы сняли два документальных фильма - один из них связан с 75-летием народного артиста Ю.Мухтарова и его работой на радио, в театре и в кино, провели в январе его юбилей. Талантливая журналистка Телли Панахгызы написала о нем прекрасную книгу. Представьте, в UNESCO хранятся две золотые пластинки с записями его голоса в качестве сохранения чистого азербайджанского языка, он был выбран за красоту голоса и дикции как лучший голос страны и нации.

 

- Амалия ханым, вы осуществляете широкий спектр творческой и менеджерской деятельности, и это свидетельствует об огромном трудолюбии и всесторонности ваших способностей…

 

- Для меня естественно находиться одновременно в нескольких творческих ипостасях, они настолько связаны друг с другом, что словно исходят одна из другой. Что такое отдых, я не знаю, моя работа - это и работа, и отдых, этим я дышу и живу. Семья и работа - два жизненно важных для меня пространства, которые давали мне силы для творчества. На сцене я забывала все невзгоды и неприятности, в театре жила другой, более возвышенной жизнью…

 

- В 18 лет вы фактически стали звездой, сыграв роль Нармин в спектакле «Ты всегда со мной» И.Эфендиева, и… заблистали! Есть ли у нас вторая актриса, которая в этом возрасте добилась такой всенародной славы и популярности?

 

- Тогда я была еще студенткой второго курса института. А есть ли другая актриса, не могу сказать…

 

- Вы всегда были востребованы режиссерами и любимы публикой. А было ли так, что вас не утвердили на какую-то роль?

 

- Много раз! Я проходила кинопробы, и режиссер очень хотел меня снимать, но худсовет из десяти человек отклонял мою кандидатуру. Я не очень зацикливалась на этом моменте, потому что работы у меня было невпроворот. Так было с ныне покойным Арифом Бабаевым, когда он хотел снять меня в фильме «День прошел». Но я все же озвучила главную героиню. Также я пробовалась на главную роль учительницы в фильме «Простите нас», но решили пригласить актрису из Москвы, и таких моментов было предостаточно.

 

В фильм «Удар в спину» я попала, можно сказать, случайно. Как-то выходила из дубляжа и проходила мимо группы людей, среди которых были наши известные деятели - Анар, Ариф Бабаев, Юсиф и Вагиф Самедоглу. И вдруг Ариф Бабаев подбегает ко мне с криком: «Вот моя Зиба, я нашел ее!». Я долго отнекивалась, но он был непреклонен.

 

- Вы создали очень выразительный и колоритный образ! Такие ситуации не коробили вас - или это обычная практика актерской жизни?

 

- Все-таки какой-то осадок в душе остался, ведь каждый актер знает свои возможности и видит себя в конкретной роли, профессиональная интуиция его не обманывает. Когда режиссеры распределяют роли, я многих переубеждаю и в конце оказываюсь права, если речь идет о назначении актера на ту или иную роль.

 

- Вы выступаете с позиции режиссера и одновременно с позиции зрителя в зале и его восприятия?

 

- Да, конечно. Я вижу спектакль и актеров и на сцене, и из зала, а это разный угол зрения. То же самое и в фильмах. В некоторых из них я ориентировалась уже только на свое профессиональное чутье.

 

- Не говоря о том, что писатели и драматурги писали специально для вас, и с этим ничего не поделаешь?

 

- После успеха «Ты всегда со мной» Ильяс Эфендиев главные роли следующих своих пьес примерял на меня. То же самое можно сказать о Мирзе Ибрагимове и других.

 

- …и вы оправдывали надежды авторов и ожидания постановщиков спектаклей, и главное - зрителя, который шел на Амалию Панахову!

 

- Офелию я играла, будучи на последних месяцах интересного положения, и в результате психологического напряжения, которой отличалась эта роль, меня сразу после спектакля увезли в больницу, где несколько преждевременно родилась моя дочь.

 

Это была вторая премьера, а уже третью сыграла мой дублер - Сафура Ибрагимова. Видимо, в этом проявилась моя непрактичность, если я не смогла отсрочить свою беременность (смеется)… А мой сын родился, когда я играла в таком же положении «Пери джаду». Режиссер просто рвал и метал!

 

- Но жизнь идет своим чередом, и дети тоже должны рождаться - на сцене или вне ее. Но думаю, второй такой Офелии в истории нашего театра не было.

 

- Это точно!

 

- Амалия ханым, вы создали свой театр в 1992 году, в тяжелое для страны время: неразбериха, война, Карабах, беженцы, безвластие… Нужно обладать огромной гражданственной смелостью, чтобы в таких условиях говорить о создании театра.

 

- Понимаете, когда произошли кровавые события 20 Января и завязался карабахский узел, наш драмтеатр закрыли под предлогом ремонта ввиду нестабильной ситуации и неопределенности. А меня всю распирало, тянуло на передовую, хотелось рассказать, закричать о том, что наболело внутри, что происходило вокруг, ведь танки были возле нашего дома на площади Азадлыг. Все происходило у меня на глазах: гробы молодых невинных людей, трагическая печать на лицах людей, заплаканные глаза матерей… Я не раз просила директора театра, чтобы нам дали возможность высказаться, поднять дух людей, подбодрить их, но уговорить руководство не получалось...

 

Когда у Гейдара Алиева в Нахчыване был юбилей, мы поехали туда со спектаклем «Ялан». Как всегда, наш лидер пришел за кулисы, чтобы побеседовать с актерами. Надо сказать, он смотрел все мои спектакли и был просто в восторге. Когда он улетал в Москву, около ста человек получили почетные звания, но в этом списке меня не оказалось - в Баку он подписал указ, в котором стояла и моя фамилия, но после его отъезда ее вычеркнули.

 

- То есть палки в колеса вам вставляли, но это еще больше прибавляло вам сил и решимости идти своим путем, работать, играть и вызывать восхищение зрителей?

 

- Конечно. В Москве Гейдар Алиев поздравил меня со званием народной артистки, на что я удивленно ответила, что не получила его. Он не поверил, уверяя, что сам подписал этот указ, и сразу позвонил в Баку Кямрану Багирову. Через три месяца он позвонил мне из Москвы и спросил, получила ли я почетное звание. Я сказала что нет. Он рассердился не на шутку, но в конечном счете меня все-таки представили.

 

- Да… пути господни неисповедимы, но справедливость восторжествовала!

 

- Это Гейдар Алиев! Я столкнулась с этим человеком в деле и видела его отношение, и таких моментов было множество.

 

- Гейдар Алиев был заядлым театралом, тонко чувствовал музыку и всячески поддерживал творческих людей, знал, насколько у них чувствительная и уязвимая природа, потому что сам был человеком творческим...

 

- Но на этом мои контакты с этим незаурядным человеком не заканчиваются. После январских событий, когда я была в Нахчыване, он спросил меня о театре, и я сказала, что театр наш закрыт. Он спросил: а почему бы тебе не создать свой театр? Как он узнал о моей мечте, не знаю, может, слышал, как я в течение полутора лет безрезультатно обивала пороги всех инстанций, и все смеялись мне в лицо: как в такое напряженное время можно думать о каком-то театре? А он со всей серьезностью отнесся к этому. Но у меня не было средств на создание частного театра. Он тут же позвонил в Баксовет и распорядился срочно решить мой вопрос.

 

Вот так, в течение десяти дней после двух лет мытарств и хождений по мукам, вышел приказ, и нам разрешили создать театр. Мы разместились во дворце Шахрияра. Нам его официально передали, и до сих пор наш юридический адрес находится там. Но потом это здание передали органам безопасности, с тех пор мы остались на улице… вот уже больше десяти лет.

 

- Хочется надеяться, что наши чиновники осознают важность духовной пищи и воспитательного аспекта в деятельности театра в наше непростое время погони за материальными благами, ведь театр с его богатейшим духовным потенциалом формирует высокий нравственный уровень зрителей. Однако юбилейная дата приближается… Как вы думаете отметить ее?

 

- Безусловно, творческим отчетом! Мы готовимся, работаем, но на какой сцене это будет происходить, мы еще не определились. В искусстве нет границ совершенству, и я, конечно же, несу большую ответственность перед актерами. Периодически снимаюсь в фильмах. В 2013 году снялась в 200-серийном сериале «Ясмин» на Мосфильме, в Баку тоже снялась в трех сериалах, и сейчас эта работа продолжается.

 

- Вы отдаете приоритет самой роли, сценарию или режиссеру?

 

- Приходится часто отказываться по разным причинам, иногда сценарий, ссылаясь на мой опыт, вообще не дают в руки, с чем я совершенно не согласна. Сегодня я больше болею за своих актеров. Может, если бы была сцена, я бы участвовала в постановках. Для меня нет главной или эпизодической роли, суть в том, чтобы роль была характерной, запоминающейся. Например, было так, когда Мелик Дадашев предложил мне главную роль Бановши в «Нишанлы гыз», а я, прочитав пьесу, увидела себя в эпизодической роли Зарифы, потому что чувствовала, что она запомнится не меньше, чем образ главной героини.

 

- Чего, по-вашему, не хватает сегодня современному театру?

 

- Мало хороших режиссеров с современным видением творческих процессов, происходящих в мире. Все как-то идет по старинке, поэтому нет яркого исполнения. У нас всегда были сильные актеры, но режиссура пока не проявила себя так же ярко, как актерская школа. Великие традиции надо развивать, вникать в драматургию, работать с актерами. Нюансов здесь много, и все они важные и определяющие. Молодежь у нас растет очень талантливая, нужно лишь время, чтобы каждый занял свою нишу и свое место в искусстве.

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2017.- 2 декабря.- С. 12-13.