Шелковые сокровища
В Музее искусств проходит выставка старинных образцов вышивок
НАСЛЕДИЕ
В Азербайджанском национальном музее искусств состоялась открытая дискуссия на тему: «Шелковые сокровища Азербайджана: вчера, сегодня, завтра», в которой приняли участие ведущие эксперты по вышивке, дизайнеры современной одежды и члены клуба специалистов-искусствоведов «Арт-логос» - Джахангир Селимханов, Рафаэль Гюльмамедли, Диляра Вагабова, Севиль Садыгова, Натаван Алиева, Рустам Гусейнов, Эльчин Алиев, Наиля Рагимова и Асли Самедова.
Цель этого интересного мероприятия - стремление повысить интерес специалистов и дизайнеров к старинным азербайджанским техникам вышивания, которые являются олицетворением красоты, мастерства и утонченности художественно-эстетического вкуса наших предков. Современные дизайнеры в своих работах активно используют орнаменты национальной традиционной вышивки. Тенденция применения элементов культурного наследия в творчестве стала модным трендом не только в Азербайджане, но и во всем мире. В дискуссии обсуждались прикладной характер национального наследия, вопросы сохранения и возрождения в эпоху глобализации и взаимной интеграции наций и культур уникальных азербайджанских орнаментов и их цветовой палитры. Проведенная дискуссия послужит действенным и вдохновенным импульсом для художников, дизайнеров и специалистов, их научного и художественного творчества.
До начала дискуссии сокуратор выставки «Шелковые сокровища» Асли Самедова провела интереснейшую экскурсию по залам музея, где были выставлены прекраснейшие образцы средневековых азербайджанских вышивок, поражающих воображение свежестью красок, симметрией и гармонией выбранных цветов, полных сакрального смысла замысловатых орнаментов и рисунков, по которым специалисты определяют их время, географию, регион, качество и состав использованных тканей и ниток, и многие другие премудрости, невидимые простому глазу. Асли ханым сообщила, что выставка будет длиться до середины января будущего года, и на ней впервые экспонируется около 80% образцов, никогда ранее не выставлявшихся на широкое обозрение публики. Поскольку многие экспонаты привезены из хранилищ зарубежных музеев и частных коллекций, азербайджанские специалисты и музейные сотрудники испытывают гордость и радость от того, что наши национальные раритеты, хоть и временно, но наконец-то вернулись на свою историческую родину. В рамках проведенного симпозиума Министерством культуры и туризма музею было дано задание осуществить мониторинг всех музейных коллекций вышивок XVI-XVIII вв., - Музея ковра, Музея искусств и Музея истории Азербайджана. В процессе мониторинга были обнаружены коллекции 22-х вышивок, которые никогда прежде не экспонировались и не были опубликованы. Именно этот факт и послужил импульсом к тому, чтобы выставить их во время симпозиума наряду с другими привезенными образцами.
Ровно два года, подчеркнула Асли ханым, шла работа над составлением каталогов азербайджанских ранних вышивок для этой выставки, большая часть которых будет продаваться на Западе и служить популяризации азербайджанских вышивок. Огромную помощь и поддержку в проведении этой выставки оказал Институт Гете в Германии.
Раскладывая на столе мелкие образцы вышивок, главный хранитель Государственного музея искусств Азербайджана Наиля Рагимова рассказала нам предысторию этой уникальной выставки:
- Несколько месяцев назад у нас проходил симпозиум на государственном уровне, посвященный азербайджанской вышивке, в связи с чем в музее была открыта выставка, на которой демонстрировались вышивки из нашей коллекции, а также фрагменты вышивок из коллекции Берлинского музея исламского искусства, знаменитого Лондонского музея Виктории и Альберта. Сегодняшнее мероприятие является как бы продолжением этого симпозиума.
Хочу подчеркнуть: ковровое искусство у нас достаточно изучено, но азербайджанская национальная вышивка мало известна и недостаточно изучена, потому предстоят глубокие исследования в этом направлении. На симпозиуме стало ясно, что в крупнейших музеях мира на всех континентах хранятся образцы вышивок, изготовленных азербайджанскими мастерами. Конечно, мы гордимся, что в нашем музее хранится свыше 200 экспонатов по искусству вышивания. В свое время те, кто создавал эти произведения подлинного искусства, и не думали, что эти раритеты будут в числе редких музейных экспонатов. Наравне с ковровым искусством искусство вышивания тоже имеет древние корни. В Азербайджане в основном распространена золотошвейная вышивка «гюлябетин» и тамбурная вышивка «текалдуз».
Развитию этого искусства способствовало и то, что в Азербайджане производились все виды тканевого сырья - бархат, хлопок, сатин, использовавшихся для основы вышивок. И, конечно же, натуральные растительные краски, благодаря которым и сохранились до наших дней в своей первозданной красоте эти экспонаты.
- С какого времени начался сбор старинных экспонатов, наверное, это дело не одного года и даже десятилетия?
- Вы правы, наша коллекция начала формироваться почти сто лет назад, еще в двадцатые годы прошлого столетия в Государственном музее, на базе которого был создан отдел декоративноприкладного искусства. К сожалению, искусству вышивания в то время не уделялось должного внимания. Образцы вышивания в основном приобретались у местного населения, и на сегодняшний день в нашей экспозиции древнего искусства Азербайджана они представлены очень широко. У нас есть все виды вышивок - и бисером, и золотом, блестками, техникой «долдурма», гладью и т.д. Благодаря этому наша коллекция считается наиболее полной. Мелкие по размеру образцы вышивок были выполнены на воротниках, кисетах для табака, мешочках для ножниц, для печати, для намаза, футляра для Корана, карманных часов, каких-то элементов женской одежды.
В одном из залов музея также была выставлена одежда современных азербайджанских дизайнеров, изготовленная на основе древних традиций. Одна из них - Натаван Алиева, хозяйка галереи «Натаван» в Ичери шехер, коллекционер национальной одежды XIX века, имеющая свою школу, где она преподает молодым дизайнерам одежды.
- Представляя свои работы, - говорит Натаван ханым, - я стремлюсь показать наше историческое достояние, вдохновляясь древними традициями и сохраняя их, однако при этом разрушаю классику, чтобы создать новую современную одежду...
- Что вы имеете в виду, говоря «разрушать классику»?
- У дизайнеров и модельеров не принято делать копии национальной одежды, т.е. старинная одежда уже создана, и велосипед мы уже не придумаем, поэтому на основе композиционных решений мы разрушаем правила, создавая что-то новое, идя в ногу с современной жизнью. Например, здесь выставлены некоторые предметы из моей коллекции, в частности пальто, и на его примере я хотела показать, как из нашей национальной одежды лябаде сотворяется новая модель. Скажем, я использовала другую, не присущую верхней одежде, ткань, на которой нет орнаментов, затем сделала рукава, которые в то время не были открыты. Интрига состоит в том, что имея много моделей национальной одежды, мы не умеем их использовать, потому что нет школ, - поэтому я и создала свою школу, чтобы показать, как, имея национальное достояние, мы можем его приумножать новыми работами. Копировать - это неправильно. Нужно правильно интерпретировать старинные модели. Скажем, вот бомбер, т.е. куртка в мужском варианте, тоже с разрушением нашего ментального сознания о том, что мужчина с одеждой из орнаментальной традиционной ткани - это что-то новое. Наши коллекции лимитированные, например, эти куртки, сшитые вручную, к ним прикладываются история их создания, состав ткани и другие параметры, причем упаковываются в плетенные вручную красивые сундучки в старинном стиле, т.е. все сделано для того, чтобы покупатель понимал, что он приобрел не просто вещь.
Другой дизайнер одежды, которая также представила свою эксклюзивную коллекцию на основе старинных моделей, - Ренара Шамсиева, делясь своими творческими идеями и планами, отметила:
- Прежде всего хочу сказать, что создавая модели с вышивками, я вдохновлялась нашими паласами и коврами. Я больше работаю с переработанной тканью, в основном из денима, т.е. базовой ткани, из которой производят джинсовую одежду. Эта тема заинтересовала меня потому, что в странах, где очень распространено производство джинсов, наблюдаются серьезные экологические проблемы в связи с тем, что технология производства джинсов требует множества химических веществ, краски, и все эти отходы уходят в землю и воду, отравляя их. Мне довелось видеть в Турции производство джинсовой ткани и то, как эта технология отравляет окружающую среду. Сегодня многие дизайнеры в мире обращают на эту проблему внимание, есть крупные компании, которые делают акции с просьбой вернуть им джинсовую одежду, которая когда-то была куплена, и занимаются вторичным производством. Взять, например, этот вязаный кардиган: у меня оставалось много ниток, и я хотела их как-то использовать. Начала вязать крючком маленькие треугольные сегменты и потом соединять их в композицию. Крой простой и основывается на нашей национальной одежде. В прошлые века производство одежды не было столь массовым, как сегодня, люди передавали одежду из поколения в поколение и поэтому использовали технику гурама и т.д., ничего не теряя. Это очень разумная техника, и мы возвращаемся к ней больше по экологическим соображениям, но принцип остается тем же.
- Скажите, почему национальная одежда представлена в основном для женщин? Мужчины почему-то обделены вниманием, кажется, что все воображение мастеров работало только на то, чтобы сделать красивую восточную женщину еще более притягательной и незабываемой…
- В женской одежде можно больше экспериментировать в плане формы. Конечно, есть идея делать такую одежду и для мужчин, и для этого нужны квалифицированные специалисты, которые могут изготавливать эту одежду. Образцы мужской одежды мы видим в музеях, она отражает время и социальное положение человека. Касательно мужской одежды скажу, что мне лично интересна наша военная одежда, особенно Средних веков. В ней преобладают металлические элементы, но эта технология дает импульс для новых идей и необычных решений.
Афет ИСЛАМ
Каспiй.-2017.- 6 декабря.- С. 12.