О связи цвета и звука

 

Синестетический феномен в музыке

 

Связь музыкального звука и цвета издревле волновала творчески развитых людей, независимо от их профессиональной принадлежности. Музыкально-цветовая синестезия - это разновидность хроместезии (так называемого «цветного слуха»), при котором музыкальные звуки вызывают у человека цветовые ассоциации. Синестетиками в музыке были Скрябин, Римский - Корсаков, Чюрленис и Мессиан. Из наших современников этой редкой способностью обладали Томас Кенер, Kaнье Вест, певица Marina and The Diamonds, Джон Бэланс из Coil. Например, симфоническая поэма Скрябина «Прометей» («Поэма огня») была задумана композитором со специальной исполнительской строкой «Luce» ( «Свет») и исполняется иногда с использованием светомузыки.

 

Этой интересной и малоизученной теме был посвящен научный семинар «Синестетический феномен в музыке», проведенный в рамках проекта Комитета по науке и технике Турции (TüBiTAK) доктором философии по искусствоведению доцентом Бакинской музыкальной академии (БМА) имени Узеира Гаджибейли, заведующим фортепианным факультетом Средиземноморского университета (Турция) Самиром Мирзоевым.

 

В беседе с газетой «Каспiй» Самир Мирзоев пояснил, что синестезия - это медицинский феномен, когда люди могут видеть звук в цвете (иногда чувствовать запах, вкус и т.д.), и наделен такими данными очень малый процент людей. Иногда этот феномен является предпосылкой для создания новых технических и художественных идей.

 

- Скажите, ваш семинар был направлен на студентов-музыкантов или на более широкую аудиторию?

 

- Первоначально мы ориентировались на будущих музыкантов, однако после семинара темой заинтересовались и в турецком университете «Акдениз» и попросили меня провести его повторно. На семинаре, кроме объяснения природы звука и его последствий в организме человека и синестетов, в частности, демонстрировалась «Поэма огня» Александра Скрябина (1910). Это - одно из последних произведений знаменитого композитора-синестета, где в нотную партитуру он внес и свои световые видения музыки. Для этого был добавлен отдельный нотный стан («Luce» - «Свет») для светового синтезатора. К сожалению, это произведение композитора-мистика по техническим причинам чаще всего исполняется без светового сопровождения, что частично лишает его той атмосферы, в которой задумал его автор. В конце семинара была продемонстрирована видеозапись концерта М.Аргерих, где авторская задумка претворена в жизнь полностью. В исполнении участвовали не только фортепиано, оркестр и хор, был осуществлен также свето-визуальный аккомпанемент.

 

- А что побудило вас провести этот семинар в Австрии?

 

- Вдохновленный интересом, который семинар вызвал в Турции, я решил провести его и в Вене для участников II Международного конкурса пианистов Edelweiss, на который я был недавно приглашен в качестве председателя жюри. Однако вопреки моим ожиданиям, вместо учеников и студентов на семинаре взрослая публика составила большинство. Кстати, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить нашу соотечественницу доктора философии, музыковеда Фарах Таирову, любезно предоставившую мне зал и обеспечившую техническое оснащение семинара в знаменитой галерее «Alma» австрийской столицы, Лину Григаитиене - за рекламную поддержку и Анастасию Кузнецову, ассистировавшую мне за компьютером. Тема семинара и его практическое воплощение вызвали неподдельный интерес публики, некоторые из которых слышали об этом явлении впервые. Например, австриец Гаральд Шраттер признался, что ему впервые довелось участвовать на музыкально-научном семинаре, где музыка соприкасается с техническими областями наук.

 

- Тема сама по себе довольно широкая. Семинар очень понравился, было много технических деталей, а информация о звуковом оружии и вовсе не могла не понравиться, - сказал Шраттер. - Я даже сомневаюсь, все ли мне перевели, все ли услышал, не упустил ли чего-то. Семинар информативно насыщенный. Технические характеристики были особенно интересны, исторический аспект семинара также был освещен хорошо. Некоторые моменты, скажем, медицинская составляющая этого явления, были новыми для меня. В целом семинар был довольно захватывающим.

 

Среди слушателей этого необычного семинара находилась и наша соотечественница Лейла Оджагвердизаде, которая поделилась своими впечатлениями о научном семинаре:

 

- Мероприятие очень познавательное, описание значительных и важных для каждого культурного человека, а тем более музыканта, моментов очень яркое и выразительное. Спасибо Самиру Мирзоеву за столь интересный и содержательный рассказ. Необычные соединения созвучий цвета и звуков так и стояли перед глазами! Тема связи высоты звука и цвета, влияние этого явления на творчество мало изучено, именно поэтому лекция была очень интересна и информативна. Хорошо было бы и в Баку провести этот семинар для учащихся музыкальных школ и студентов, будущих музыкантов.

 

Афет МАМЕДОВА

Эхо.-2017 - 19 декабря. - С. 13.