Открыть ту самую дверь
Лала Оруджева: Я сидела тихо и наблюдала, как дедушка подбирает
цвета...
ТВОРЧЕСТВО
На беседу с нами молодая художница и дизайнер Лала Оруджева пришла с замаранными краской руками. Такое «красочное появление» она объяснила сильной спешкой, а заодно рассказала, чем именно была увлечена до начала интервью.
«Я была очень занята, писала картину. Это, скажем так, пейзаж с изображением яркой, красочной улицы с множеством цветов и деревьев, а также дороги и некоей двери. Возможно, это дорога в будущее, и чтобы познать его, нужно открыть ту самую дверь...»
Тема для картины была выбрана не случайно. Свое будущее Лала Оруджева хочет связать с искусством. Талант к рисованию ей достался от дедушки, заслуженного художника Азербайджана Мамедали Исмаилова, творившего в стиле импрессионизма. Именно его Лала считает идеалом художника, на которого ей хотелось бы равняться.
«Я тогда была ребенком, - вспоминает Лала. - Помню, как дедушка ставил перед собой этюдник и начинал рисовать. Обычно он работал в одиночестве - не любил, когда его беспокоили. Часто он включал магнитофон или слушал радио, отдавая предпочтение азербайджанской народной музыке, не хотел, чтобы кто-то отвлекал его своими беседами. Мой дедушка мог часами смотреть на свои картины, уже после того как они были завершены...»
Однако Лале, как любимой внучке, было дозволено сидеть рядом и наблюдать за процессом. «Я всегда сидела тихо на маленькой табуретке и смотрела, как он подбирает цвета. Мне очень нравились сочные тона масляных красок, которые он смешивал, - говорит Л.Оруджева. - Всегда хотелось дотронуться до них, меня манил этот специфический запах. Есть люди, которые не выносят запаха «тройника» (разбавитель красок), но я получала от этого удовольствие».
Любовь к творчеству у Мамедали Исмаилова проснулась в достаточно раннем возрасте, на шестом году жизни. Еще будучи совсем юным он решил связать свое будущее с искусством и в 1967 году поступил в Художественное училище имени Азима Азимзаде. Работы заслуженного художника Азербайджана демонстрировались на различных выставках как на родине, так и в ряде других стран - в Турции, Иране и даже Японии. Некоторые его работы в настоящее время хранятся в различных музеях. Число его работ столь велико, что родственникам пришлось выделить для них отдельную комнату.
«Я часто вспоминаю, как писал мой дедушка. У меня все это четко зафиксировалось в памяти, например, его техника. Не могу сказать, что меня кто-то специально учил писать. Порой я вспоминаю, как дедушка смешивал краски, иногда пользуюсь его методами. Я тоже люблю импрессионизм - стиль, в котором писал дедушка, и очень хочу связать свою жизнь с искусством. Да, пока я учусь, изучаю дизайн в Азербайджанском государственном экономическом университете, но в то же время пытаюсь совмещать свою специальность с живописью...»
Часто Лала, рассматривая картины деда, задумывается: а смогу ли я писать так же, как он? «Иногда хочется вернуться в прошлое и спросить у него, как он научился этому искусству, как мог так здорово воплощать свои задумки на холсте. К сожалению, я не успела задать ему все эти вопросы… Возможно, потому что была слишком мала, а может, потому что тогда еще не определилась с выбором жизненного пути...»
Можно с уверенностью сказать, что Мамедали Исмаилов был истинным приверженцем искусства. «Даже при высокой температуре он продолжал работать, завернувшись в плед, в то время как другие уже спали», - говорит Лала.
Творчество знаменитого деда, безусловно, оказало влияние на формирование личности внучки. После долгих «наблюдений» она решила взяться за это дело. А началось все с банальной, на первый взгляд, ситуации. Однажды в школе Лале поручили подготовить работу ко дню независимости Азербайджана...
«Я нарисовала голубя, как символ свободы Азербайджана. Думаю, это была моя первая полноценная работа, ее даже показали на выставке. Потом я стала рисовать чаще и на совершенно разные темы. Сейчас в основном работаю в стиле импрессионизма: пишу пейзажи, натюрморты. Считаю, что писать художнику так же тяжело, как и поэту. Мыслить, придумывать что-то необычное - всегда сложно, но выручает вдохновение. Когда оно ко мне приходит, я пишу такие необычные картины, что сама порой удивляюсь: как я это смогла?!»
В последнее время Лала больше интересуется графическими работами, рисует мандалы (сакральное схематическое изображение - Ред.), и всячески пытается разработать свой стиль. «Иногда сама не знаю, с чего начну. Я даже не думаю, что буду делать, все происходит спонтанно», - отмечает Л.Оруджева.
Полотна Мамедали Исмаилова по сей день пробуждают интерес поклонников его таланта и просто любителей искусства. К семье Оруджевых часто обращаются с целью приобрести работы художника, однако картины - в первую очередь память о нем. Это наследие художника, которое его близкие всячески пытаются оберегать. Как сказал кто-то из великих, «человек умирает, не прожив и сотни лет, а дело его живет века»...
Эсмира АЛИЕВА,
студентка Азербайджанского
университета языков
Каспiй.-2017.- 16 декабря.- С. 11.