Страж великого наследия

 

 К 60-летию композитора, педагога и публициста Сардара Фараджева

 

ЮБИЛЕЙ

 

Лишь музыка, преодолевая догмы всех времен,

всегда устремлена в грядущее

Чингиз Айтматов

 

Творческому пути композитора и педагога, заслуженного деятеля искусств Азербайджана, директора Мемориального дома-музея Узеира Гаджибейли - Сардара Фараджева музыковеды-теоретики посвятили немало книг. Автор одной из них - «Страницы творческой биографии Сардара Фараджева» - доктор философии по искусствоведению Лейла Мамедова.

 

Делая первые шаги в большую музыку, С.Фараджев в 1973 году поступил в музыкальное училище им.А.Зейналлы по классу тара. Однако юного музыканта все больше увлекало сочинительство, и уже со второго курса он стал посещать занятия композиции. По решению директора училища, именитого композитора Васифа Адыгезалова, его педагогом по композиции стал Азиз Азизли, который тоже был представителем школы великого Гара Гараева. Ученикам от учителя передался педагогический подход и любовь к композиторскому творчеству, что способствовало раскрытию способностей.

 

Уже тогда у Сардара появилось горячее желание стать профессиональным композитором. В годы учебы в училище С.Фараджев пишет целый ряд произведений: «Прелюдии» и «Вариации» для фортепиано (1974/75 гг.), «Скерцо» и «Элегия» для скрипки и фортепиано (1975), «Сонатина для фортепиано» (1975), «Струнный квартет» (1976), «Два танца» для оркестра народных инструментов (1976), «Квинтет для двух таров, двух кяманчей и фортепиано» (1977). Все эти сочинения неизменно получали положительную оценку В.Адыгезалова и всех членов авторитетной комиссии.

 

После окончания училища юный композитор подает документы в Азербайджанскую государственную консерваторию имени Узеира Гаджибейли (ныне Бакинская музыкальная академия). Здесь он уже студент народного артиста, профессора Хайяма Мирзазаде, который также был представителем легендарной гараевской школы.

 

Автор книги Лейла Мамедова отмечает, что в произведениях юного Сардара незримо присутствует рука Гара Гараева, и подчеркивает роль, которую Х.Мирзазаде сыграл в его становлении как композитора. «Х.Мирзазаде открыл перед С.Фараджевым дорогу в мир профессионального композиторского искусства. Образно говоря, он выложил перед С.Фараджевым всю цветовую гамму палитры, все великолепие оттенков музыки», - пишет исследователь.

 

Произведения, написанные в студенческие годы, не были сугубо ученическими, и успех на международных фестивалях и конкурсах тому яркое свидетельство: дипломы за «Трио для кларнета, скрипки и фортепиано» и Симфонию для БСО.

 

После окончания консерватории С.Фараджев-аспирант начинает работать ассистентом-стажером своего учителя, профессора Х.Мирзазаде на кафедре «Композиция» в Азгосконсерватории. Параллельно Сардар работает в Мемориальном доме-музее Узеир бека.

 

В 1985 году в связи со 100-летием со дня рождения великого композитора Узеира Гаджибейли С.Фараджев пишет Концерт для смешанного хора а capella «Диптих», который прозвучал в 1987 году на пленуме Союза композиторов Азербайджана, а еще раньше, в 1985-м, был исполнен на смотре Союза композиторов СССР в городе Иваново. Уже тогда молодой композитор завоевал признание коллег. В основу «Диптиха» легли два стихотворения Самеда Вургуна, посвященные Узеиру Гаджибейли, - «Глория» (1945) и «Реквием» (1948). Надо отметить, что Узеир бека и Самеда Вургуна связывала большая дружба и тесные творческие контакты.

 

Отдельная глава книги посвящена деятельности С.Фараджева в Доме-музее Узаджибейли - святая святых для каждого азербайджанца.

 

Работая здесь, С.Фараджев более тесно соприкасается с наследием Узеир бека: архивные материалы - письма, документы, рукописи нот, изданных и незаконченных произведений, публицистика - бесценный кладезь, который нужно беречь как зеницу ока и с гордостью пропагандировать не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

 

Исследователь творчества С.Фараджева пишет, что композитор заново издает, редактирует, способствует изданию незаконченных произведений Узеира Гаджибейли: два марша - «Milli marş» и «Azərbaycan marşı» (второй стал гимном республики), «İki rəqs», песни «Səni gözləyir», «Bahar nəğməsi», «Çırpınırdı Qara dəniz» и др. На протяжении многих лет редактирование произведений классика азербайджанской профессиональной музыки стало основным направлением деятельности С.Фараджева.

 

В книге Л.Мамедовой С.Фараджев раскрывается не только как композитор, педагог, руководитель святого очага Узеир бека, но и как поэт, публицист, драматург, переводчик, пробующий свое перо и в драматургии (радиопьеса «Qu nəğməsi»). Следуя традициям, заложенным Узеир беком, Сардар Фараджев, открыв в себе эпистолярный дар, начинает публиковать одну за другой интересные статьи, а чуть позже, собрав их воедино, издает отдельной книгой под названием «В свете Узеира» («Üzeyir işığında», Баку, 2010).

 

Вот что пишет сам Сардар Фараджев: «Более 20 лет в печати публикуются мои статьи. Первые и пока последние из них связаны с именем Узеир бека. Однако каждая статья имеет свою историю и причину написания. Первая была против кампании, враждебно настроенной против тара». Объясняя, почему он назвал свою книгу «Üzeyir işığında» («В свете Узеира»), Сардар муаллим пишет: «Опираясь на могучее творчество Узеир бека Гаджибейли, черпаешь в этом силу. Изучая каждую написанную им запись, которая подобно подсолнуху обращена к солнцу, к его божественному свету, мы остановились на двух словах: «Üzeyir işığında» («В свете Узеира»)».

 

В каждой статье, посвященной тем или иным произведениям Узеир бека, С.Фараджев выступает как пытливый исследователь, дает полный и скрупулезный анализ, рассказывая об истории написания, об удачных, но в тоже время, к сожалению, неудачных постановках; с горечью пишет о незавершенных произведениях. Например, легендарной опере «Кероглу» посвящены две статьи. Первая была ранее опубликована в «Халг газети» (16 марта 2001 г.) под названием «Вершина оперы «Кероглу» не покорена». Автор пишет о том, что долгие годы эту оперу не ставили, хотя произведение современно и актуально во все времена, особенно, сегодня. Спектакль еще раз напомнил о необходимости подготовки молодых кадров исполнителей, которые могли бы прийти на смену опытным мастерам, ведь время делает свое дело, они стареют и могут покинуть сцену. Но в самом эпосе «Кероглу» есть сказание «Старость Кероглу». Только «Кероглу», как непревзойденный памятник искусства, должен всегда жить и звучать». В конце статьи С.Фараджев пишет: «В тот вечер опера «Кероглу» прозвучала, однако вершина «Кероглу» не была покорена. Жаль…».

 

Пройдет несколько лет, и в 2007 году, когда вся страна будет отмечать 70-летие со дня первой постановки оперы (30 апреля 1937 г.) - этой жемчужины оперного искусства Азербайджана, С.Фараджев выступит на страницах газеты «Азербайджан» (29 мая 2007 г.) со статьей «Вершина «Кероглу». В отличие от первой статьи, эта публикация посвящена истории написания оперы (либретто Г.Исмаилова, стихотворный текст М.С.Ордубади), ее первой постановке, тем, кто стоял у истоков воплощения оперы на сцене: режиссер Исмаил Идаятзаде, помощник режиссера Шамси Бадалбейли, художник Рустам Мустафаев, хормейстер Ю.Гроссман, дирижер Ашраф Гасанов. Первым дирижером оперы был сам автор - Узеир Гаджибейли. Главные партии исполняли: Кероглу - Бюль-Бюль, Нигяр - Гюляра Искендерова, Гасан хан - Мамедтаги Багиров, Ибрагим хан - Беюкага Мустафаев, шут - Гулам Искендеров и др.

 

С.Фараджев пишет: «Декорации, постановка танцев, блистательное исполнение хора - все это как волшебное мгновение премьеры долгие годы будет жить в воспоминаниях. После премьеры «Кероглу» на специальном заседании ЦК Компартии Азербайджана 26 сентября 1937 года было принято решение о присвоении Узеиру Гаджибейли звания народного артиста Азербайджана и денежная премия в размере 25 000 руб. Через год, в апреле 1938-го, в Москве проходила Декада азербайджанского искусства. Опера «Кероглу» имела огромный успех «у требовательных слушателей, государственных и политических деятелей, среди людей науки и искусства, и каждый раз (опера шла три раза) вызывала восторг, удивление и радость». В конце декады в Кремле состоялся прием для деятелей искусства Азербайджана. В их честь был дан банкет, на котором Сталин поднял бокал в честь Узеир бека Гаджибейли и посоветовал ему написать еще две такие же оперы, как «Кероглу». Оперу «Кероглу» Сталин слушал два раза. В Москве Узеиру Гаджибейли было присвоено звание народного артиста СССР и вручен орден «Ленина».

 

К вершине «Кероглу» Узеир Гаджибейли шел долгие годы: «30 лет пути, 30 лет труда, мужественно преодолевая преграды, неожиданные повороты, встречающиеся на пути. Выдержал, подставляя грудь. И вот блестящий результат. И это правда, что второй такой оперы у нас пока нет. «Кероглу» и сегодня является жемчужиной азербайджанского музыкального искусства. Для нас это неиссякаемый источник гордости и славы!».

 

Статьи С.Фараджева, которые вошли в эту книгу, свидетельствуют о безграничной любви и преданности жизни и творчеству этого выдающегося человека, которого по праву считают отцом профессиональной музыки Азербайджана, - Узеира Гаджибейли. Автор выступает не только как исследователь и пропагандист его творчества, но и как яростный защитник его, острием пера своего дающий отпор плагиату. Названия статей говорят сами за себя: «Грабят произведения Узеир бека», «Узеир Гаджибейли и «культурное» посягательство армянских мастеров». Завершает книгу радиопьеса «Qu nəğməsi» («Лебединая песня»).

 

Во вступительной статье С.Фараджев пишет: «Долгие годы все прочитанное об Узеир беке, воспоминания о нем и его волшебная музыка увлекали меня. Надо еще что-то написать об этом великом человеке, думал я. Это «что-то» - не эссе, не статья, не рассказ, не повесть, а собрание неких голосов, идущих откуда-то издалека. Может быть, если я напишу это «что-то», моя душа обретет покой…».

 

Пьеса посвящена незавершенной опере Узеир бека «Фируза», автор успел написать только одну арию Фирузы, которая и стала его последней, лебединой песней.

 

…Ноябрь 1948-го. Последний год и месяц жизни великого композитора. Он сильно болеет. Рядом верная спутница жизни Малейка ханым. Это и легло в основу пьесы. Главные персонажи, как вы уже поняли, это Узеир бек и его супруга. С.Фараджев восстанавливает последние дни великого композитора, разговор между супругами и гостями, навещавшими Узеир бека. В воспоминаниях всплывают выдающиеся личности того времени - вождь советского государства Сталин, маршал Ворошилов, секретарь ЦК КП(б) Азербайджана Мирджафар Багиров, поэт А.Вахид, писатель, поэт, драматург М.С.Ордубади и другие...

 

Совсем недавно, 8 декабря, отмечался день рождения Сардара Фараджева. В честь преданного стража бесценного наследия патриарха азербайджанской музыки в филармонии состоялся творческий вечер, посвященный 60-летию композитора. В череде юбилейных мероприятий - научная конференция.

 

Тамилла ХУДАВЕРДИЕВА

Каспiй.-2017.- 23 декабря.- С.18.