Мугам и духовность

 

Импульс музыкальному исполнительству

 

Проект «Muğam və mənəviyyət» («Мугам и духовность») осуществляется совместно с телеканалом «Мədəniyyət» АzTV и Международным центром мугама.

 

Идея этого проекта принадлежит тебризскому музыканту Фарамарзу Гярмруди, приехавшему в нашу страну около 10 лет тому назад. Певец и талантливый исполнитель на уде Ф.Гярмруди вот уже несколько лет, как осуществляет широкую исполнительскую и культурно-просветительскую деятельность в Баку, принимая участие в мугамных концертах и телевизионных передачах, посвященных мугаму и классической поэзии. Он собрал прекрасный ансамбль народных инструментов под названием «Könül». Ансамблем руководит заслуженный артист АР тарист Алиага Садиев.

 

Концерты этого замечательного ансамбля проходят раз или два в месяц, причем каждый раз целиком исполняется один мугам - дястгях. В концертах принимают участие как признанные и опытные ханенде, так и молодые певцы, которые прошли через строгий отбор телевизионного мугамного конкурса в разные периоды. В частности, во вчерашнем концерте наряду с народной артисткой Гюльянаг Мамедовой и заслуженным артистом Эхтирамом Гусейновым с успехом выступила также молодая талантливая ханенде Камиля Набиева. А сам Ф.Гярмруди в заключительной части концерта исполнил дастгях «Хумаюн».

 

Отличительную особенность концертов ансамбля «Könül» составляет его репертуар. Практически все теснифы и ренги, исполняющиеся в этих концертах, созданы самим Гярмруди, который нередко также является автором поэтических текстов теснифов. Это вносит свежую струю в современный мугамный репертуар.

 

Приветствуя зрителей, Ф.Гярмруди подчеркнул, что «земля Азербайджана издревле была колыбелью музыки, и все азербайджанцы привязаны к родным корням». На концерте прозвучали новые для азербайджанского слушателя теснифы и ренги.

 

В беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» Ф.Гярмруди поделился своими мыслями о проекте «Мугам и духовность»:

 

- Мы нуждаемся в том, чтобы найти и применить то, чем в культурном отношении пользовались наши предки. Мы должны исполнять и петь музыку на своем родном языке, который любим, вместо того, чтобы искать и спорить о том, что кому принадлежит. Традиционная музыка Азербайджана - мугамы и самые красивые песни принадлежат народу. Мы любим произведения Бетховена и Моцарта, исполняем и изучаем их, хотя не являемся представителями их наций и не знаем их языка, а потому я считаю, что мы должны исполнять мелодии, созданные азербайджанским, персидским, турецким и др. мусульманскими народами. Мы должны их изучать, искать, беречь, исполнять, получать от этого удовольствие.

 

Важно то, чтобы в традиционной музыке не было чуждых ей мелодий и исполнений, но иногда мы слышим музыку, которая вызывает сожаление, потому что она не идет ни в какое сравнение с той музыкой, которую исполняли, скажем, Хан Шушинский или Рашид Бейбутов, или писал Узеир бек Гаджибейли. У нас очень много выдающихся композиторов, писавших популярную среди народа музыку, например Саид Рустамов или Джахангир Джахангиров. Однако, за малым исключением, у нас нет теснифов, основанных на мугамах. Да, народные песни у нас есть, их поют все ханенде и певцы.

 

Одна из причин того, что я решил создать ансамбль «Кенуль», заключалась в том, что я одинаково хорошо знаю азербайджанский и иранский мугамы. В нескольких телевизионных передачах, читая газели Саади и Хафиза, я сравнил их с газелями Физули, дав им музыкальное воплощение. Я влюблен в музыку, мы должны все вместе сохранить наше наследие и передать его будущим поколениям, и здесь появление каких-то, скажем, иранских нюансов или звучаний не имеет принципиального значения, ведь исторически мы жили вместе на протяжении тысячелетий.

 

Многие согласны с тем, что в мугаме появилось новое дыхание, новое мышление и взгляд, возникли новые темы. Я сочиняю и музыку, и стихи, и может быть так, что в одном теснифе простыми словами выражена мудрость и сюжет целого романа. Т.е. надо стараться не отходить слишком далеко от классических тем поэзии.

 

В проекте «Мугам и духовность» вы не услышите привычных ренгов и теснифов. Я задался целью отделить и приподнять азербайджанскую музыку от того уровня, на котором она исполняется сегодня на свадьбах. В музыке, тем более в мугамах, ханенде не должны кричать и напрягать свое горло. Мы должны представлять наш мугам так, чтобы магию его музыки и слов могли ощутить как мы сами, так и люди на другом конце земли. В мугамах я использую, в основном, газели Физули, Сеид Азима Ширвани, Шахрияра и Вахида, крайне редко использую свои стихи и газели. Например, в «Чахаргяхе» автором двух теснифов, которые исполняет Гюльянаг Мамедова, т.е. и музыки, и слов, является ваш покорный слуга.

 

- Проект «Мугам и духовность» будет иметь продолжение в следующем году?

 

- Да, мы в течение семи месяцев исполняли семь дястгяхов, т.е. сегодня мы поем «Хумаюн», потом будет «Раст», затем «Чахаргях» и т.д. Между этими концертами мы выходим также на телевизионную аудиторию, раскрывая глубокие пласты классической поэзии и исполняя мугамы. Я специализировался на классической поэзии Саади, Хафиза и других восточных поэтов, и стремлюсь раскрыть все богатство их газелей азербайджанскому народу.

 

- Для каждого мугама вы отбираете новых ханенде или в проекте постоянный состав исполнителей?

 

- Скажу вам откровенно: теснифы, сочиненные мной, азербайджанские ханенде исполняют с таким удовольствием и любовью, словно пели их всю жизнь! Айгюн Байрамова, Назакет Теймурова, Алмаз Оруджева, Камиля Набиева, Эхтирам Гусейнов и Гюльянаг Мамедова - я отобрал их и научил петь новые теснифы, репертуар концертов также составляю я. На протяжении десяти лет вместе с ансамблем «Кенуль» я исполнял их в разных странах мира, и теперь хочу, чтобы они звучали и здесь, в Азербайджане, и не только в моем исполнении. В марте следующего года мы планируем дать концерты в столице Германии. Главное, чтобы звучала правильная, исконно азербайджанская музыка.

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2017.- 27 декабря.- С.12.