Моноспектакль как театр одного актера
Элитарный вид
искусства, ориентирующийся на интеллектуалов
РАМПА
Моноспектакль - театр одного актера, - это спектакль-монолог с единственным исполнителем, то есть сценическое действие, изначально предназначенное для одного исполнителя. В этот жанр входит постановка монодрамы и монооперы.
Символизм в моноспектакле играет особую роль. В этом жанре для режиссера важно подчеркнуть подтекст в драме, не договорить, а заставить зрителя додуматься до всего самому. И здесь символом служат элементы декорации.
История этого театрального жанра восходит к началу XVIII века, когда театральные вечера проводились в узких кругах и не были рассчитаны на широкую публику. В середине века появляется жанр, отдаленно напоминающий современный моноспектакль, - мелодекламация, в котором драматические артисты читали произведения с музыкальным сопровождением. Основателем этого жанра в русском театре по праву считается В.Яхонтов, которого до него не было. Жанр театра одного актера явился синтезом искусства актера, художественного слова и исследования литературы.
Влияние актера на подачу и идею постановки в жанре «моно» в разы выше, чем у артистов обычного спектакля. Имеется в виду неповторимость и всегда разная тональность самого произведения. Спектакль с участием нескольких актеров есть отражение понимания и видения пьесы режиссера, тогда как моноспектакль есть сам актер и в этом случае он становится создателем сценического действа. Как правило, моноспектакли имеют драматический сюжет. В русском театре известными актерами моноспектаклей были Аркадий Райкин, Алиса Фрейндлих, Константин Хабенский и др. Произведений, которые служат основой для моноспектаклей, немало: это «Четырнадцать писем к Богу» с А.Фрейндлих, произведение-монолог немецкого писателя и сценариста Патрика Зюскенда «Контрабас» с Константином Райкиным и др.
В последние годы мы становимся свидетелями развития этого уникального театрального жанра и в Азербайджане, к которому обращаются отдельные наши театральные деятели, я бы сказала, наиболее продвинутые и уверенные в себе режиссеры. Конечно, задумывая поставить моноспектакль, режиссер обязательно ориентируется на конкретного актера, способного в одиночестве понести на своих плечах весь нелегкий груз проблем, поставленных в произведении, и донести их до зрителя. Отрадно, что моноспектакли, поставленные на Малой сцене Государственного театра юного зрителя (ТЮЗ) активно участвуют в международных театральных фестивалях. В этом плане хотелось бы отметить несколько из них: «Vurğuna vurğun gəlin» («Невеста, влюбленная в Вургуна») с участием заслуженной артистки Азербайджана Лятифы Алиевой, «İstədiyim kimi yaşamışam» («Жила, как хотела») с участием ведущей актрисы театра Мехрибан Абдуллаевой, «Dəlinin qeydləri» («Записки сумасшедшего») и «Kontrabas» («Контрабас»), в которых играет заслуженный артист Шовги Гусейнов, «Cəza» («Наказание») с участием заслуженной артистки Кямали Гусейновой, постановка «Sonluğun sonu» («Конец конца»), в которой играет Кюшвер Шарифова, «Идиот» с участием заслуженного артиста Нофеля Велиева. Коллектив ТЮЗ готовится к реализации нового театрального проекта под названием «Парад моноспектаклей», который пройдет на Малой сцене театра во второй декаде следующего года.
Сегодня же мы хотим рассказать о спектакле «Наказание» по мотивам одноименного произведения писателя-драматурга Тамары Велиевой. Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств Мехрибан Алекперзаде, художник - Эльшан Сарханоглу, музыкальное оформление - Агаселим Абдуллаев.
«Наказание» - психологическая игра одного актера заслуженной артистки Кямали Гусейновой. Здесь рассказывается о внутренней борьбе замужней женщины, которую родители выдали замуж без ее согласия. Однако судьбе было угодно, чтобы она познала счастье настоящей любви не в браке. Женщина ощущает стыд и испытывает неимоверные муки, борясь с собой и стараясь подавить в себе это все поглощающее чувство. Актрисе Кямале Гусейновой удалось ярко и живо передать боль и переживания своей героини, она заставила зрителей посмотреть на банальную, в принципе, жизненную ситуацию совсем с другой стороны.
Спектакль ставит перед обществом острые, животрепещущие вопросы: оправдывает ли настоящее чувство измену мужу, которого выбрали родители, можно ли осуждать женщину, преступившую законы морали, и какова вообще цена настоящей любви? Вся жизнь героини вместе с детьми, мужем и домашними заботами теряет смысл по сравнению с этим всеохватывающим и прекрасным чувством, дарящим непередаваемое ощущение вечного полета, невыразимого счастья и упоения самой жизнью… Так, в борьбе с самой собой продолжается жизнь женщины, которая не подозревает о том, что в одночасье она потеряет все и всех, и этот воздушный замок громогласно рухнет и она останется под его обломками …
Хотелось бы отметить великолепную режиссерскую работу, продуманность и точность мизансцен, универсальность и глубокий смысл всех деталей декораций, выразительное музыкальное сопровождение, усиливающее психологическую нагрузку происходящего на сцене и в душе героини. Спектакль идет раз в месяц, это и неудивительно. В течение почти полутора часов выдержать невероятно высокое напряжение и градус сопереживания под силу не каждому зрителю, не говоря об актрисе, которая в полном смысле слова была без остатка растворена в своей героине и распята трагизмом и безысходностью своего положения.
Кямаля Гусейнова - удивительно пластичная актриса, почти вслепую ориентирующаяся на сцене, она мастерски и чутко работает с текстом. Ей свойственно редкое сочетание артистического таланта и глубокого ума, внутренней утонченности и высокого художественного вкуса. Потрясающая энергетика актрисы моментально передается зрителям, тормошит их, вызывая слезы на глазах и мороз по коже…
Несомненно, спектакль «Наказание» можно смело считать не только творческой удачей тех, кто принимал участие в его создании. Эта постановка - ярчайшее событие театрального искусства и всей национальной культуры. Спектакль может служить классическим образцом и в современном режиссерском искусстве, и в актерском мастерстве ХХI века, и даже в декоре. Цель, поставленная автором, режиссером и актрисой, достигнута: зритель покинул театр совсем другим человеком, не таким, каким он был до спектакля, - более просветленным, умудренным, а главное - он задумался и увидел проблему в ином свете.
Мы попросили сценариста и режиссера театра и кино, заслуженного деятеля искусств, главного режиссера экспериментального театра «ЙУГ» Мехрибан Алекперзаде рассказать об особенностях моноспектаклей на азербайджанской сцене.
- Свойственен ли азербайджанскому театру жанр моноспектаклей, были ли они в истории национального театра или это носит характер единичных случаев, на которые могут претендовать особо смелые режиссеры?
- Наверняка, такие случаи, хоть и редкие, были. Еще в 1989 году я подготовила моноспектакль по Ж.Кокто «Человеческий голос» в Шукуфой Юсуповой. Считается, что этот жанр театральной постановки у нас особо не прижился и не востребован. И объясняется это тем, что моноспектакль не рассчитан на массового зрителя, это элитарный вид искусства, ориентирующийся на интеллектуально развитых, духовно глубоких и продвинутых людей. Моноспектакли не любят массовость. Такие работы приемлемы больше для фестивалей, поэтому мы делаем их, когда появляется возможность, которой, впрочем, может и не быть. Именно поэтому каждый такой спектакль дается нам кровью и потом, очень дорогой ценой по всем показателям и, главное, - преодолением затвердевшей косности, примитивного и стереотипного мышления, которое ориентируется на массового зрителя и его, скажем так, не совсем качественный вкус.
Сегодня в эпоху глобального экономического кризиса даже в плане декора, каким бы он ни был примитивным и скудным, мы сталкиваемся с недостатком средств. Могу сказать, что моноспектакли не специфичны для азербайджанского зрителя, они предназначены для конкретного сегмента зрителей в качестве духовной пищи, потому что такие спектакли тут же превращаются в духовную потребность, особенно, если в них затрагиваются месседжи национального, морально-нравственного и социального характера. Подобные постановки требуют непосредственного общения актера со зрителем, ощущения его горячего дыхания и, соответственно, переживаний.
- Вы поставили на сцене ТЮЗа довольно сильный по своему психологическому накалу и драматизму спектакль по мотивам пьесы Т.Велиевой «Наказание» с Кямалей Музаффар Гусейновой в главной роли. Как вы «увидели» эту актрису в подобном амплуа?
- В принципе, найти исполнительницу этой роли было, конечно же, трудно, но когда я начала читать пьесу, героиня уже стояла у меня перед глазами.
- Вы часто участвуете в международных театральных фестивалях, расскажите, как был воспринят этот спектакль за рубежом?
- На Международном фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» в Уфе (РФ) Кямаля Гусейнова получила приз за лучшую женскую роль. Однако дело в том, что мы могли бы вообще вернуться ни с чем, потому что наши спектакли были наравне со спектаклем Ростовского театра, в котором было задействовано тридцать актеров и массовые сцены, а у нас был всего один моноспектакль с одной актрисой. За один день мы перенесли этот спектакль на большую сцену, хотя он был рассчитан на малую. Это был большой риск: на малой сцене зритель напрямую получает энергию актера, а на большой он вдалеке от действа и такого контакта не происходит, в этом очень большая и ощутимая разница. На большой сцене моноспектакль многое теряет, если не все. Но благодаря текстовому материалу и самой актрисе (я оставляю в стороне режиссуру) мы добились успеха, и спектакль вызвал очень большой резонанс, было много дискуссий и дебатов.
- Главное, что он никого не оставил равнодушным!
- Да, нам удалось этого добиться и в придачу получить награду! На предстоящий весной следующего года Международный фестиваль Фаджр в Иране этот спектакль среди постановок других азербайджанских театров был предварительно отобран самими иранцами. Мы готовили «Наказание» в течение года, этот спектакль не раз вывозился на зарубежные фестивали и всегда воспринимался с большим вниманием.
Афет ИСЛАМ
Каспiй.-2017.- 22 декабря.- С.13.