Пока не меркнет свет
Хошбахт Юсифзаде:
Мысленно оглядываюсь назад и чувствую, что мне еще рано ставить точку
Книга воспоминаний первого вице-президента Государственной нефтяной компании Азербайджана, академика НАНА, доктора геолого-минералогических наук Хошбахта Юсифзаде «Годы и следы моей жизни», вышедшая в свет в 2010 году в Баку на азербайджанском и русском языках, недавно была переиздана в столице Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) - Ханое. Интерес вьетнамцев к личности и жизненному пути нашего соотечественника неслучаен - будучи в 70-80 гг. прошлого века председателем Государственной экзаменационной комиссии на факультете геологической разведки прославленного АзИНЕФТЕХима (ныне Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности), он вложил много сил, души и организаторского таланта в подготовку высококвалифицированных кадров для молодой нефтяной промышленности Вьетнама.
И вьетнамские друзья не остались в долгу перед самоотверженным трудом Хошбахта Юсифзаде: за заслуги перед этой страной наградили орденом «Дружбы» СРВ. Высокую награду наш легендарный нефтяник получил в 2014 году, когда вместе с азербайджанской делегацией, возглавляемой Президентом Ильхамом Алиевым, посещал Вьетнам. А несколько дней назад наш дорогой аксакал отметил свой 87-й день рождения.
«Нарекаю именем Хошбахт…»
Он появился на свет в старинном Бакинском селении Пиршаги в день рождения своей мамы - 14 января 1930 года. В этот день отец пригласил много гостей, среди которых были музыканты и певцы-ханенде. По древнему обычаю женщины и мужчины праздновали в разных комнатах, и в самый разгар веселья у матери начались роды. Отец, услышав об этом радостном событии, воскликнул музыкантам: «Играйте! Пусть мой сын появится на свет под звуки музыки!». А когда раздался голос новорожденного, воскликнул: «Мой сын, может быть, первый младенец в Пиршаги, родившийся под музыку. И я нарекаю его именем Хошбахт…».
Вот как будущая легенда отечественного нефтепрома вспоминал один из фрагментов своего детства: «В 41-м началась война. Я до сих пор помню этот день, как будто все произошло вчера… Мы с друзьями отправились в пиршагинские сады, чтобы полакомиться только что созревшим черным тутом. Как назло, именно в этот день на мне была белая рубашка, которая вскоре покрылась чернильно-черными пятнами. Иду домой и думаю: - ну все, попадет мне от мамы как надо… Но когда вошел во двор, увидел там плачущих и причитающих женщин, а мама даже не обратила на мой ужасный вид никакого внимания. Сначала я подумал, что кто-то умер, но потом мне сказали, что началась война с Германией… На следующий день Пиршаги провожал своих сыновей, мужей, братьев, больше половины из которых не вернулось назад…
Удивительное было время! Несмотря на голод и утраты, все стремились помочь друг другу, разделить горе, подставить свое плечо. Чтобы кто-то позарился на чужое добро, чтобы кто-то с кем-то повздорил или обидел, об этом и речи не могло быть! Я не помню случая, чтобы в это тяжелейшее время у нас в селении кто-то запирал дверь на ключ или вешал замок на ворота...».
Биография академика Хошбахта Юсифзаде напрямую связана с самыми интересными и важными этапами нефтяной эпопеи Азербайджана последних десятилетий. Арест отца, трудное детство, годы, полные невзгод и лишений, голодное студенчество и становление в профессии - вот главные вехи, определившие жизнь и судьбу будущего академика. Знакомясь с его биографией, мы словно перелистываем страницы жизни высочайшего профессионала, грамотного организатора, обаятельнейшего и очень скромного человека.
От «Истиглал» до «Шохрат»
Это история жизни нашего современника, которая многому учит, - главным образом тому, как жить праведно, быть добрым и простым при всей своей славе, найти смысл своего предназначения в жизни и просто быть успешным и счастливым человеком. На вопрос, оправдало ли имя его судьбу, Хошбахт муаллим с легкой иронией отвечает: «Абсолютного счастья ведь не бывает. Оно посещает человека временами. Одно из философских изречений нашего великого мыслителя Бакиханова гласит: никогда не жалуйся на свою судьбу, ибо есть тысячи людей, которые были бы счастливы оказаться на твоем месте. Я с этим лозунгом прожил всю свою жизнь».
И не этим ли обстоятельством объясняется его успех? Так или иначе, но важность участия академика Юсифзаде в открытии и разработке богатейших нефтяных и газоконденсатных месторождений Азербайджана (под его руководством было открыто 20 нефтяных и газоконденсатных месторождений в азербайджанском секторе Каспийского моря - «Бахар», «Гюнешли», «Шахдениз», «Азери», «Чираг», «Кяпаз»), развитии нефтеперерабатывающей промышленности страны, успешном проведении широкомасштабных поисково-разведочных работ в Каспийском море трудно переоценить. Его научное творчество - весомый вклад в решение актуальных проблем и развитие нефтегазовой геологии, усовершенствование геофизических методов поиска.
Путь на нефтяной Олимп заслуженного инженера и лауреата госпремий Азербайджана, почетного нефтяника СССР Хошбахта Юсифзаде был сложным и тернистым. Он начинал с должности обычного промыслового геолога на Нефтяных Камнях, которые до сих пор любовно называет «Камушками», и дорогу на вершину карьеры проложил благодаря неустанному труду. «Я счастлив, что всю свою жизнь посвятил открытию и разработке нефтяных и газоконденсатных месторождений в нашей стране, особенно на шельфе Каспийского моря», - не раз говорил человек, посвятивший азербайджанской «нефтянке» более 50 лет своей долгой жизни, наполненной напряженными рабочими буднями, победами и радостью от достигнутого результата.
22 ноября 2004 года на торжественном собрании, посвященном 55-летию Нефтяных Камней, состоявшемся в легендарном городе добытчиков морской нефти и «голубого» топлива, Президент Ильхам Алиев вручил большой группе нефтяников, в том числе и Хошбахту Юсифзаде, орден «Шохрат» - за успехи в реализации «Контракта века» и заслуги в развитии нефтегазодобывающей индустрии. Поблагодарив за столь высокую награду и не пытаясь скрыть своего волнения, он сказал тогда: «Сегодня я действительно очень счастлив… потому что орден «Истиглал» мне вручал наш уважаемый Президент господин Гейдар Алиев, представьте, как я счастлив, что второй орден мне вручен его продолжателем, претворяющим в жизнь все его идеи, Президентом Ильхамом Алиевым».
Fədakar
Несмотря на тяжелое детство, которое пришлось на военное лихолетье, он окончил геологоразведочный факультет Азербайджанского индустриального института, потом была работа в «Госспецнефтепроекте», производственном объединении «Морнефть», на легендарном морском месторождении «Нефтяные Камни», где он проработал десять лет и которые, по его словам, предопределили его дальнейшую судьбу.
В Москве успешно защитил кандидатскую и докторскую диссертации, посвященные исследованиям нефтяных скважин и пластов и вопросам рациональной разработки и эксплуатации нефтеносных объектов юго-западного крыла знаменитого месторождения. Проработав более 20 лет заместителем гендиректора и главным геологом объединения «Каспморнефтегазпром» (руководил всей геологической службой в акватории Каспийского моря с севера до юга), в 1994 году стал вице-президентом ГНКАР по геологии, геофизике и разработкам нефтегазовых месторождений. А через десять лет распоряжением главы государства Хошбахт Юсифзаде назначается первым вице-президентом компании, где, несмотря на возраст, работает до сих пор. Когда журналисты удивляются, что он до сих пор самолично совершает облет нефтезагрязненных территорий на вертолете, парирует: «А вы думаете, в моем возрасте уже не летают? Еще как летают!».
Cемь лет назад патриарх нефтяной и газовой промышленности Азербайджана торжественно и очень пышно отмечал свой 80-летний юбилей. Церемония состоялась во дворце «Бута», глава государства Ильхам Алиев вручил юбиляру орден «Шараф». А спустя пять лет собравшимся чествовать его 85-летие в Киноцентре «Низами» был показан двухсерийный художественно-документальный фильм «Fədakar» («Самоотверженный»), созданный на основе книги «Годы и следы жизни» общественным объединением SOCAR-Media по заказу президента ГНКАР Ровнага Абдуллаева.
Я встретилась с ним в его кабинете в ГНКАР несколько лет назад, как раз после присвоения ему президиумом Международной академии наук по исследованиям тюркского мира почетного звания «Ученый года». Мы говорили о вещах незыблемых, не потерявших актуальности и по сей день, - о великой нефтяной стратегии Азербайджана, творческом долголетии, профессиональных буднях. На вопрос, как он ощущает себя в новом и таком почетном статусе, дополнившем его и без того многочисленные регалии, Хошбахт муаллим ответил просто: «Мне приятно, что оценили мои научные заслуги. Это каждому было бы приятно, согласитесь. Главное - не зазнаваться и не считать себя умнее других - я всегда это говорил своим близким, ученикам».
Великая стратегия
- Вы известны как нефтяник, открывший 20 нефтяных и газоконденсатных месторождений на Каспийском море, среди которых только в азербайджанском секторе Каспия такие известные всему миру, как «Гюнешли», «Чираг», «Азери», «Кяпаз», «Шахдениз» и др. Было ли вам тяжело, ведь первооткрывателям всегда непросто доказать свою правоту?
- Прежде всего, месторождения открывает не один человек. Это заслуга большого коллектива. Я руководил и участвовал в их открытии. Конечно, трудности были. Не без этого. Но я всегда принимал во внимание особые сложности разведки в условиях моря и потому ставил целью открытие месторождений первой скважиной. Мне удалось разработать принципы выбора точки ее бурения и добиться его применения на всех перечисленных месторождениях - все они открыты первой скважиной. Кроме того, мне в жизни всегда помогал юмор. Когда я защищал докторскую диссертацию в Москве, один из членов ученого совета задал мне вопрос: почему вы закладываете эксплуатационные скважины на недоразведанной площади? Это противоречило требованиям разработки месторождений. На что я, как в миниатюре известного юмориста о советских туристах, ответил: «Спинным мозгом чувствую, где есть нефть». Знания, опыт и интуиция в нашей работе действительно имеют большое значение.
- Давайте поговорим о нефтяной стратегии Азербайджана. Как вы считаете, как долго наша страна сможет процветать благодаря успехам в углеводородной сфере?
- После распада СССР все бывшие республики оказались в тяжелейшем положении. Наличие месторождений нефти и газа и перспективных площадей сыграло для Азербайджана большую роль. В результате совместной с иностранными нефтяными компаниями работы в 1997-2007 годах в азербайджанском секторе Каспия был достигнут высокий уровень прироста запасов нефти, газа и конденсата - он составил 2047 млн тонн условного топлива. Эти цифры показывают, что разведка велась очень эффективно. С началом разработки нефтяных месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» и газоконденсатного месторождения «Шахдениз» у нас в корне изменилась ситуация в области нефтегазодобычи. Если 1998 году добыча нефти составила 9 млн тонн, то в 2008-м был достигнут рекорд - 44,5 млн тонн. Это величайший результат нефтяной стратегии, заложенной общенациональным лидером Гейдаром Алиевым и продолжаемой нынешним Президентом Ильхамом Алиевым. Большие достижения в нефтегазодобывающей сфере помогли развитию других отраслей экономики страны - руководство страны старается уменьшить зависимость экономики от нефти и газа. В то же время я думаю, что приоритет углеводородов у нас будет сохраняться вплоть до 2020 годов.
Знания - опыт - интуиция
- Хошбахт муаллим, не кажется ли вам, что мы здорово загрязнили Каспий, развивая углеводородный сектор? Что с этим делать?
- Конечно, в первые годы морской нефтедобычи Каспий загрязнялся нефтью, но в последние 15-20 лет, особенно с того времени как мы начали работать с иностранными компаниями, загрязнение моря нефтью мы довели до минимума. В этом направлении мы продолжаем работать и сейчас. Что касается суши, то тут все сложнее. Нефть на суше Азербайджана добывается более 150 лет, и очистка загрязненных площадей требует длительного времени и больших финансовых вложений. Когда я лечу на вертолете и вижу замазученные земли, у меня сжимается сердце. Хотя, конечно, за последние годы проделана большая работа в природоохранной сфере. У нас есть госпрограмма, утвержденная главой государства, которая обязывает нас позаботиться об экологии и окружающей среде. Очень много сделано для улучшения экологической обстановки на месторождении «Бибиэйбат», осуществлены работы по рекультивации и озеленению, введена в эксплуатацию мобильная установка по очистке нефтезагрязненной почвы, проведены работы по осушению искусственных озер. Кроме того, разобраны недействующие вышки, площадки для эстакад, основания, коммуникационные линии, пришедшие в непригодное состояние трубопроводы, резервуары и другие металлоконструкции, подняты с акватории бухты затонувшие корабли, проведена работа по обустройству территории вокруг эксплуатационных скважин. Видя все это, нельзя не радоваться.
- Как вы можете оценить вклад азербайджанских нефтяников в мировую науку и экономику?
- Еще с советских времен нефтяниками номер один были специалисты из Азербайджана. Гордость азербайджанской нефтяной промышленности - Николай Байбаков, Валентин Шашин, Фарман Салманов, Сабит Оруджев, Сулейман Везиров, Ашраф Ализаде и другие. Сейчас мы работаем с иностранными компаниями. Хороший получился симбиоз: наши знания, отличные, высокообразованные специалисты и их передовые технологии дают хорошие результаты.
- А чего, на ваш взгляд, не хватает азербайджанской науке?
- К сожалению, хромает внедрение научных разработок. Кроме того, очень низкие оклады у научных работников. Надеемся на изменения, которые должно принести реформирование науки, указ о котором был подписан Президентом страны несколько лет назад. И еще в нашей нефтяной промышленности очень мало молодых кадров. По той же самой причине - финансовой. К сожалению, молодежь предпочитает работать в иностранных компаниях, где им платят в несколько раз больше.
Пока горит свеча
- Чем вам запомнились встречи с руководителями бывшего СССР и других стран?
- Мне доводилось встречаться со многими руководителями Советского Союза, России, Турции и некоторых других стран. Например, в 1960 году в Азербайджан приехал Никита Сергеевич Хрущев. В программу его пребывания входило посещение Нефтяных Камней, где я в то время работал. С целью закачки воды в нефтяные пласты под большим давлением, чтобы вместо 60 атмосфер получить 90, я соединил два насоса. По технике безопасности этого делать было нельзя. Хрущев приехал на Нефтяные Камни и направился осматривать месторождения. Выходит он из машины и прямиком в сторону моего участка. Но я же не знал, как поведут себя мои насосы. Побежал ему навстречу, остановил, руки раскинул: «Большое спасибо вам, дорогой Никита Сергеевич, что вы приехали к нам». Он дальше не пошел, остановился. Хрущев был очень простым человеком. Он посетил нашу столовую, выпил с нами вино «Кямширин» и уехал.
А однажды мне довелось выступать на совещании у председателя Совета Министров СССР Алексея Николаевича Косыгина. Он был человеком хмурым, редко улыбался, а мне удалось его рассмешить. Знаете как? Он задал мне несколько вопросов, один из которых касался проведения работ на новом участке Каспия. Когда я сказал, что мы не можем получить разрешения со стороны Главрыбвода СССР на ведение работ на этом участке, он сказал: «Так нажмите на него», - на что я ответил: «Алексей Николаевич, я сколько мог нажимал, теперь если вы нажмете, то будет отлично». Он засмеялся.
Встречался и с Брежневым - в НГДУ «Гум адасы». Это было в 1982 году. Помню, шел проливной дождь, бушевал ураганный ветер, а люди работали, вот тогда и сказал он свою знаменитую фразу: «Труд морских нефтяников больше, чем героизм».
В октябре 2007 года на Саммите прикаспийских государств в Тегеране были встреча и беседа с Путиным. В своем выступлении он сказал, что нельзя строить газопровод через Каспий, так как это сейсмический район, землетрясение может разрушить трубу и загрязнить море, его флору и фауну. После этого наш Президент Ильхам Алиев представил меня Путину, чтобы я высказал свое мнение на этот счет. В то время Путину было 55 лет. Я сказал: «Владимир Владимирович, вам 55 лет и мой стаж морского нефтяника 55 лет. В моей практике ни разу не случалось, чтобы хоть один подводный трубопровод лопнул от землетрясения». Путин отшутился, сказав, что в советские времена трубы были прочнее. Приходилось мне встречаться и докладывать и президенту Турции Сулейману Демирелю.
Я мысленно оглядываюсь назад, на годы жизни, оставшиеся позади, и чувствую, что мне еще рано ставить точку. В этом мире у слова - свое место, у точки - свое. Слово - это протяжение всей жизни, а ставить в ней последнюю точку - воля Всевышнего… Так что пока живу, здравствую, мыслю, тружусь, выражаю свое мнение, и порой, размышляя об этом, вспоминаю слова мыслителей прошлого и умудренных жизнью аксакалов: «Мы сделали все, что смогли. Пусть те, кто придет после нас, сделают лучше». Сейчас, уже включая себя в ряды аксакалов, адресую эти слова сыновьям и дочерям любимой родины.
- О вас в ГНКАР ходят легенды, что вы уникум, трудоголик и что у вас совсем нет выходных. Это правда?
- То, что нет выходных, это правда. Это мы, люди, знаем выходные, а для скважин они не существуют. Да и привык я уже к своему ритму: встаю в 5, час занимаюсь зарядкой, потом еду до Дома правительства, выхожу из машины и иду до работы по бульвару пешком. Без пяти девять я уже за рабочим столом. Вечером до восьми-полдевятого работаю, потом - домой. Лишь в субботу и воскресенье могу позволить себе ненамного сократить рабочие часы. Наш великий поэт Бахтияр Вахабзаде говорил, что жизнь свечи - в ее горении, вот и я живу, пока работаю. А если увижу, что не справляюсь, тогда уйду на пенсию.
- И чем будете заниматься - на даче в нарды играть?
- Да, я с пяти лет в нарды и шахматы играю.
Галия АЛИЕВА
Каспiй.-2017.- 4 февраля.- С. 9-10.