Он был носителем прекрасного

 

МАСТЕР

 

«Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр». Это - Дидро. И если взглянуть на славный жизненный путь народного артиста СССР, лауреата Государственной премии Исмаила Дагестанлы с точки зрения приведенного мною высказывания философа, то он, человек, более полувека посвятивший преданному служению искусству, всегда по праву считался достойным своей благородной актерской профессии…

 

110-летию этого большого мастера сцены была посвящена состоявшаяся в Азербайджанском государственном академическом национальном театре встреча, в которой приняли участие его друзья, коллеги, ученики, родные - все те, кто любил его искусство, ценил его актерское мастерство, уважал его высокие человеческие качества…

 

Открывший встречу памяти председатель Союза театральных деятелей Азербайджана, народный артист республики, профессор Азерпаша Нейматов напомнил собравшимся о творчестве Исмаила Дагестанлы, о созданных им на азербайджанской сцене образах, каждый из которых сыграл определенную роль в его формировании как актера. Ведь его героями всегда были люди, воодушевленные высокими целями в жизни, не знающие компромиссов и душевной раздвоенности.

 

Таким запомнился Исмаил Дагестанлы и мне, довольно часто, на правах племянницы его жены, Луизы ханым, еще со школьных лет посещавшей азербайджанский драматический театр…

 

Его справедливо считали актером героического плана. И когда он, исполняя роли именно такого плана, величественный, гордый и уверенный в себе, выходил на сцену, становившуюся ему трибуной, все, что он говорил и делал, звучало как призыв к подвигу, мужеству, самоотверженности. Даже самые, казалось бы, романтические герои, которых он играл, в его интерпретации открывались зрителю с какой-то новой стороны. Скажем, его Отелло был прежде всего воином, Гамлет - мстителем, Вагиф - политическим деятелем…

 

Исмаил Дагестанлы был актером по призванию. Он, преодолев многое, и прежде всего - сопротивление отца, Юсифа Гаджиева, мечтавшего видеть сына агрономом, хотя в конце концов и принявшего его выбор, сумел добиться признания, смог до конца дней своих сохранить и развить заложенный в него природой талант.

 

Все, кому предоставлял слово народный артист Азербайджана Гаджи Исмайлов, ведущий получившуюся очень задушевной встречу, посвященную памяти оставившего добрый след в нашем театральном искусстве человека - а это были уважаемые, заслужившие признание деятели искусств, такие как Рафиг Азимов, Рамиз Мелик, Агакиши Кязимов, Айдын Кязимзаде и другие, - подчеркивали, что актерская работа для Исмаила Дагестанлы была святая святых. Он всегда умел найти «свой ключик» к создаваемым им образам, умел сделать их полнокровными и жизненно правдивыми. Тут сошлюсь на Белинского. Как писал в одной из своих статей великий критик, «Сценическое искусство только в том случае творчество, когда актер не раб автора, а напротив, дополняет своею игрою его идею»... Думаю, эти слова можно отнести и к Исмаилу Дагестанлы.

 

О многом говорили участники встречи, делясь своими воспоминаниями об актере. И в частности о том, как юноша из горного села Зарна Гахского района нашей республики Исмаил Гаджиев стал артистом Исмаилом Дагестанлы.

 

А случилось это так: среди выдающихся мастеров сцены - драматургов и постановщиков, чьи занятия увлеченно посещал в Бакинском театральном техникуме юный Исмаил, был в те годы и Абдуррагимбек Агвердов. Юноша из Зарны очень скоро привлек его внимание. В частности своей разговорной техникой, прекрасной дикцией, умением предельно ясно и точно доносить до слушателя самую запутанную, трудно произносимую фразу. Агвердов любил слушать его и нередко просил рассказать о высоких горах Дагестана, с которыми граничит Гахский район, где Исмаил увидел свет, о живущих там мужественных людях. Возможно, именно потому однажды учитель посоветовал ему взять псевдоним «Дагестанлы». «Здорово звучит, не так ли?!», - сказал. С этим именем - «Исмаил Дагестанлы» - и пришел актер в азербайджанский драматический театр, с ним вошел в историю национального театрального искусства. А для всех членов семьи псевдоним этот стал фамилией.

 

Слушая выступления, звучавшие на встрече, которая проходила в Малом зале театра, участники ее имели возможность также видеть любимого артиста в разных ролях на установленном здесь экране.

 

Вот Незнамов - этапная, по общему признанию, роль в творчестве актера. Постановка пьесы А.Островского «Без вины виноватые» в 30-е годы прошлого столетия была трудным, но успешно выдержанным экзаменом для всего коллектива театра, и особенно для молодых его представителей, в числе которых был тогда и Исмаил Дагестанлы. Незнамов-Дагестанлы - прежде всего натура талантливая, незаурядная. Актерская тонкость, глубокое проникновение в душу и психологию героя чувствуются в каждом произнесенном артистом слове, в каждом его движении.

 

Кстати, не будучи внешне типичным азербайджанцем, Дагестанлы играл почти во всех пьесах русских и других зарубежных драматургов. Очень любил Чехова, понимать которого может лишь человек тонкий, с нежной душой.

 

Однако совершенствование таланта Дагестанлы, рост его сценического мастерства тесно связаны в первую очередь с его работой над образами выдающегося азербайджанского драматурга Джафара Джаббарлы. Начав с эпизодических ролей в его пьесах «Айдын», «Октай Эль оглу», «Невеста огня», работая над которыми, всегда помнил, что играет рядом с такими великими мастерами сцены, как Аббас Мирза, И.Идаятзаде, Ульви Раджаб, он, достигнув подлинной актерской зрелости, успешно исполнял также доверенные ему роли героев этих пьес.

 

…На экране - Отелло. Одна из любимых ролей Исмаила Дагестанлы. Этого шекспировского героя актер впервые сыграл на сцене Иреванского азербайджанского театра. По общему признанию, его Отелло - не просто обманутое доверие. Исполнитель придает образу общественное звучание, показав зрителю трагедию «черного», посмевшего полюбить «белую»…

 

В творчестве каждого актера бывают роли, которые вскрывают в нем какие-то новые достоинства, неизвестные до той поры возможности. Такой ролью для Исмаила Дагестанлы, отмечали выступившие на встрече памяти, стала роль Ленина. На его кандидатуре руководители театра остановились не случайно. Он подходил не только внешне. За него были и особенности его сценического дарования - темперамент, реалистичность, ум. Дагестанлы много работал над образом. Ездил в Москву, побывал везде, где бывал вождь, слушал рассказы о нем, познакомился с лучшим исполнителем роли Ленина - Борисом Щукиным. И роль удалась: зритель увидел в исполнении актера многогранный характер вождя.

 

Позже в творчестве Дагестанлы была еще серьезная работа над образами Кирова, Наримана Нариманова. Эти роли, по свидетельству критиков, еще раз доказали профессиональное мастерство актера.

 

Особой вехой в творчестве Исмаила Дагестанлы стало его участие в замечательной пьесе Самеда Вургуна «Вагиф». Сначала актер играл в ней сына поэта, затем - Каджара. Но, как у каждого актера, всегда тайно мечтающего о какой-то одной роли, была мечта и у Дагестанлы. Ему хотелось создать образ Вагифа. Актер думающий, он ясно представлял, как сыграет эту роль. И спустя годы после первой постановки этой драмы в стихах его мечта сбылась. Было нелегко: ведь зритель помнил Казыма Зию, успешно сыгравшего эту роль, помнил блестящего создателя Вагифа Алескера Алекперова… Однако Дагестанлы смело взялся за работу. Присущая творческой манере актера героическая патетика здесь оказалась кстати. Дагестанлы в роли Вагифа - исрененен и убедителен.

 

К сожалению, время безжалостно и к людям актерской профессии. И то, что артисту можно было сыграть ранее, с годами становилось недоступным. Понимая это, Исмаил Дагестанлы обратился к режиссуре: благо у него были талантливые учителя, в свое время работавшие с ним такие ее мастера, как Рза Тахмасиб, Адиль Искендеров, другие. И через много лет после первой постановки на сцене азербайджанского театра пьесы А.Островского «Без вины виноватые», в которой Исмаил Дагестанлы взял свою первую высоту в роли Незнамова, афиши театра вновь известили о возвращении его к этому бессмертному произведению. Но на этот раз актер выступил в качестве режиссера-постановщика…

 

Не обошли вниманием участники встречи, посвященной 110-летию большого мастера сцены, и его работу в кино. Фильмов, в которых снимался Исмаил Дагестанлы, - немного: всего-то семь-восемь, сказал известный кинокритик Агакиши Кязимов. Но образы, созданные им, всегда запоминались. И, пожалуй, самой интересной работой актера в кино была роль Мирзы Фатали Ахундзаде в картине «Сабухи», съемки которой велись еще до Великой Отечественной войны. В исполнении Дагестанлы зрители увидели Ахундзаде - философа и драматурга, и вместе с тем Ахундзаде - скромного простого человека, мечтающего о счастье народа… Кстати, во время съемок этого фильма, которые проходили также в Москве, познакомившийся с Исмаилом Дагестанлы известный российский кинорежиссер Михаил Ромм, которому этот актер из Азербайджана явно понравился, заявил: буду снимать вас в роли Лермонтова. Увы, начавшаяся война помешала этому…

 

О многом, связанном с жизнью и деятельностью нашего замечательного соотечественника, говорили собравшиеся в Азербайджанском драматическом театре, чтобы помянуть Исмаила Дагестанлы. Представители младших поколений подчеркивали его образованность - ведь кроме специального образования он окончил филологический факультет университета, был слушателем юрфака. Желая поделиться своими знаниями с другими, активно занимался лекторской работой, был членом республиканского общества «Знание». Наверное, нет такого уголка в нашей республике, куда бы ни ступила нога любимого народом артиста: его всегда ждали и встречали на самом высоком уровне. Надо сказать и о том, что кроме всего прочего Исмаил Дагестанлы - автор нескольких монографий, учебных методик и множества статей. Занимался педагогической деятельностью. Обладая прекрасной дикцией, учил студентов театрального института сценической речи…

 

В характере Исмаила Дагестанлы было много черт, свойственных горцам. Он был борцом по натуре - может, поэтому его неоднократно избирали парторгом в театре. Бойцовские качества помогали ему вступаться за людей, защищать их права, добиваться заслуженных благ для них. К нему часто обращались за поддержкой. Знали, не откажет. Кому-то квартиру выбьет или в одночасье телефон проведет, кому-то в институт поступить поможет, оценку исправить, чтобы не отчислили…

 

Как же хорошо, что обо всем этом помнят!..

 

На встрече с трогательными воспоминаниями об Исмаиле Дагестанлы выступили его дочь Ламия ханым, кандидат медицинских наук, и внучка Айтен, дочь старшей дочери актера - Нателлы, увы, покинувшей наш мир. Айтен - научная сотрудница Института литературы и тоже кандидат наук. Они с трепетом говорили о любимом человеке, который был им не только отцом и дедом, но и близким другом и советчиком. Рассказывая о творческой атмосфере, всегда царившей в их семье, дочь героя встречи вспомнила и о роли в этом их мамы, Луизы ханым, любимой подруги жизни отца, человека тонкого, художественной натуры, успешно занимавшейся декоративно-прикладным искусством.

 

А в зале присутствовали, думаю, с гордостью слушая добрые слова о своем знаменитом деде, его внуки - сын Ламии ханым Узеир и юный Исмаил Дагестанлы, сын рано ушедшей из жизни дочери актера, талантливого художника Тамиллы Дагестанлы.

 

…Говорят, человек жив, пока его помнят. И это правда! Более 35 лет минуло с той поры, как не стало Исмаила Дагестанлы. Но, слушая рассказы о нем, человеке, безумно преданном театру, своей актерской профессии, влюбленном в жизнь и людей, мне все время казалось, что вот-вот распахнется занавес над входом в малый зал, куда, чтобы помянуть актера, собрались знавшие и не знавшие его люди, и войдет он, Исмаил Дагестанлы, посмотрит на всех с характерной для него хитринкой в глазах и своим зычным, громоподобным голосом спросит: «Ay camaat, bura niyə yiğilmısınız?

 

Увы, чудес не бывает. Исмаила Дагестанлы нет. Но живет его Театр, его последователи в искусстве, те, кто, как когда-то и он, умеет увлечь зрителя, вызвать его радость и печаль, удивление и восхищение, боль и страдание. Словом, те, благодаря которым сцена властвует над чувствами, эмоциями человека…

 

Миром, преображенным поэзией, назвал театр кто-то из великих. И чтобы суметь стать одним из открывателей этого мира, артист обязан быть носителем и проводником всего прекрасного. Таким, каким и был Исмаил Дагестанлы, актер от Бога, истинный творец, внесший немалый вклад в становление азербайджанского драматического театра.

 

Эльмира АЛИЕВА,

заслуженный журналист Азербайджана

Каспiй.-2017.- 4 февраля.- С. 14-15.