На пути к храму науки и искусства
К юбилею одного из основоположников научной публицистики в Азербайджане
ДАТА
В советские времена, не выветрившиеся еще из памяти среднего и старшего поколения, бытовало не совсем серьезное, если не сказать пренебрежительное отношение к публицистике. Ее рассматривали как «ни то ни се» - некую промежуточную область между художественной литературой и журналистикой, лишенную того порыва и силы воздействия, которые присущи художественному повествованию.
Публицистов с большой неохотой принимали в Союз писателей. При этом почему-то забывали, что в мировой литературе немало выдающихся произведений, написанных именно в жанре публицистики. В качестве примера можно упомянуть книгу «Путешествие на Кавказ» А.Дюма, «Сахалин» А.Чехова, художественно-публицистические очерки о Байкале В.Распутина и С.Залыгина, которые не утратили своего значения до наших дней и, несомненно, сохранят интерес еще долго.
Из сказанного следует, что публицистика заслуживает самого серьезного, уважительного отношения. Это очень сложная и трудоемкая сфера, требующая от автора не только широкой эрудиции и кругозора, но и хорошего аналитического дара, в том числе способности к социальному исследованию, не говоря уже о трудолюбии и усидчивости. Тем не менее, есть публицисты, которые, отличаясь высоким профессионализмом, благодаря широте интересов, глубине анализа и масштабности подхода к выбранной теме расширяют рамки публицистики в целом, привносят в нее свежую струю. К такой категории публицистов принадлежит Мохбаддин Самед, о котором и пойдет речь.
Мохбаддин Самед прошел непростой жизненный и творческий путь. Еще ребенком он слышал от бабушки немало народных сказок и песен, а учась в школе, с завидной жадностью поглощал художественную литературу. Все это вызвало в нем стремление к литературному творчеству. Первая проба пера у Мохбаддина состоялась очень рано, уже в седьмом классе, - его стихи о весне были опубликованы в печати. Это событие стало во многом переломным в его судьбе, в сознании подростка утвердилось стремление к получению высшего образования по выбранной сфере.
С этой целью Мохбаддин по окончании средней школы отправился из села Керпулу Западного Азербайджана в Баку. Но первая попытка поступить на факультет журналистики Азербайджанского государственного университета оказалась неудачной - он срезался на вступительных экзаменах. Проработав некоторое время на Бакинском шинном заводе, Мохбаддин был призван в армию, и только после дембеля сумел-таки осуществить свою мечту.
Окончив университет, он некоторое время работал в вечерней газете «Бакы - Баку», затем семь лет в газете «Аzərbaycan gəncləri», потом 10 лет в главной газете республики «Коммунист», а еще 16 лет на АзТВ - литературным сотрудником, корреспондентом, заведующим отделом, главным редактором. Особенно важную роль в творческой судьбе Мохбаддина сыграла газета «Аzərbaycan gəncləri», где он работал в 70-е годы. На страницах этого издания впервые была опубликована серия его аналитических статей по социальной тематике. Его полемические материалы «Эстетика сегодня, завтра и всегда», «Этика... этика... этика», ставшие ответом ведущим ученым республики, вызвали живой отклик специалистов и широкого круга читателей. Воодушевленный этим, автор в 1984 году выпустил эти материалы отдельным сборником под названием «Диалоги». Примечательно, что по указке сверху книга долгое время не поступала в продажу, затем была отправлена в провинцию, но вскоре изъята. И только в период перестройки книга М.Самеда нашла доступ к широкому читателю.
Работая в «Аzərbaycan gəncləri», Мохбаддин нащупал направления своего творчества - научная и художественная публицистика, искусство, музыка. Первая его книга, посвященная ведущим деятелям музыкальной культуры Азербайджана, - «Сказки не бывают ложью» - вышла в 1982 году. В ней собраны рассказы об искусстве, написанные в оригинальном стиле, в которых яркими художественными красками передаются явные и скрытые стороны личности видных деятелей азербайджанского искусства, причем автору удается вселить в читателя немалый эмоциональный заряд.
М.Самед живо интересовался темой взаимодействия человека и общества. Он занялся изучением достижений Азербайджана в науке и культуре - сферах, в которых наглядно проявляется национальный менталитет. В этом контексте он всегда стремился шагать в ногу со временем, иными словами, рассматривал указанные проблемы во временном измерении.
Известно, что процесс, который мы сегодня именуем глобализацией, зародился именно тогда, во второй половине XX века, и постепенно охватил практически все основные области жизни общества. К слову, глобализация - процесс весьма противоречивый, важным компонентом его является углубляющаяся интеграция местных национальных культур в мировую культуру, сопровождающаяся постепенным размыванием специфических этнических черт. Поэтому реакцией на глобализацию является пробуждение национально-этнического самосознания и борьба за сохранение традиционных национальных культур. Предпринимаются шаги по адаптации факторов этнического своеобразия к новым условиям.
И азербайджанский публицист Мохбаддин Самед стал изучать вопросы формирования человека как биосоциального существа, его образования, воспитания, вообще факторы, обусловливающие гармоничное развитие человека. Многоплановость и масштабы этих проблем требуют комплексного подхода к ним, и с учетом этого М.Самед привлекал к дискуссии видных специалистов – философов, педагогов, медиков. Обсуждали самый широкий круг актуальных вопросов: факторы развития интеллекта, относительность генетического потенциала, интеллектуальное воспитание, привитие молодежи творческого мышления, гражданское сознание, нравственная устойчивость, нравственные ценности, этическое мышление, эстетическое восприятие действительности.
Все эти вопросы нашли отражение в книге «Диалоги», где различные проблемы, связанные с национальным менталитетом и национально-этническими стереотипами, подаются в форме живого диалога, а это способствует лучшему усвоению темы читателем. Конечно, тогда, при советском режиме, термины «национальный менталитет», «этническое сознание» не были в обиходе, но обозначаемый ими смысл автор стремился донести до читателя. В целом же поставленные в книге проблемы, связанные с национальным менталитетом, можно разделить на три группы - сознание, этика и эстетика.
Важнейшие вопросы, имеющие прямое отношение к будущему нации, - интеллектуальное состояние и развитие человека, искусственное изменение его генетических особенностей - автор книги обсуждает с такими известными экспертами, как профессора Ахмед Аббасгулиев, Захра Салаева, Акбер Байрамов, Мирали Ахундов, Джамиль Ахмедли. Ученые подчеркивают важность изучения двух главных факторов интеллектуального развития - генетического фактора и внешней среды - и первоочередного учета этого при выборе будущей профессии. Указывается на необходимость целенаправленной активизации интеллектуальной деятельности уже в раннем возрасте. Следует помнить, что пик творческой активности человека приходится на средний и ранне-средний возраст.
Резкое возрастание объема информации, характерное для нашего века информационных технологий, беспрецедентные достижения науки и техники диктуют необходимость пересмотра ряда ключевых вопросов интеллектуального развития, культуры этического мышления, формирования эстетических вкусов. Диалоги по проблемам этики, норм и принципов нравственности, нравственного воспитания М.Самед вел с профессорами Энвером Ахмедовым и Фаррухом Рамазановым, доцентом Кямилем Гурбановым. Сделаны выводы о том, что нравственное воспитание должно основываться на принципах справедливости и равенства всех людей, пробуждать нравственное сознание, а содержание нравственности заключается в борьбе за высокие идеалы. Участники сошлись в необходимости воспитания молодежи в духе активной гражданской позиции по отношению к актуальным вопросам, выработки творческого самовыражения, гражданского сознания и моральной устойчивости. В ходе дебатов подчеркивалась важность сохранения прогрессивных обычаев и традиций, высоких моральных качеств, которые передаются в народе из поколения в поколение на протяжении столетий, с учетом требований современности. Необходимо, чтобы молодежь глубоко сознавала свои обязанности перед обществом и основывалась в своей деятельности на общегуманистических ценностях.
Общеизвестна важнейшая роль религии в мировоззрении и поведении людей, в укладе жизни и формировании этических норм любого народа. Но ясно, что в то время, когда советский строй еще выглядел незыблемым и господствовала атеистическая коммунистическая идеология, публично рассуждать о роли религии в жизни общества было немыслимо.
Третий раздел «Диалогов» посвящен теме эстетического воспитания молодежи. Суждения об этом академика Аслана Асланова и профессора Джамала Мустафаева интересны в плане сочетания национального с общечеловеческим. С одной стороны, красота характеризует определенные качества предметов и событий, а с другой - зависит от уровня эстетического художественного вкуса лица, которое их оценивает, от его индивидуального подхода и применяемых им критериев. Одной из сфер проявления красоты является одежда, представляющая собой форму выражения национального менталитета. Вместе с тем одежда - это форма проявления индивидуальности человека, она органически гармонирует с его внутренним миром. Консерватизм в позитивном смысле национального костюма - условие и проявление сохранения национального менталитета. Для цельных натур характерно гармоническое сочетание патриотизма и любви к природе родного края. Высокий эстетический вкус развивается в единстве с высокими моральными качествами, питая их. Именно такой вкус должно воспитывать в молодежи с раннего возраста.
«Диалоги» - книга по объему небольшая, но в ней обсуждается достаточно широкий спектр актуальных, общественного звучания тем. Книга отражает взгляды на проблемы азербайджанской общественности того времени. «Диалоги» убедили автора в верности выбранного пути и вдохновили его на новые творческие поиски. Продуманность и широта постановки вопросов, по которым автор собирал точки зрения ведущих экспертов, имеют важное методологическое значение. Фактически в этой книге очерчен круг вопросов для дальнейших исследований.
Для Мохбаддина Самеда характерен пристальный интерес ко всему необычному, из ряда вон выходящему, феноменальному, тем более отражающему в себе безграничные возможности и мощь человеческого разума, а также его творческого потенциала. Он увлеченно изучал творчество выдающихся ученых и деятелей искусства, имеющих особые заслуги перед наукой или культурой.
Именно Мохбаддин Самед первым по-настоящему близко познакомил общественность Азербайджана с Лютфи Заде - великим ученым новейшего времени, автором теории нечетких множеств, ставшей альтернативой классической логике Аристотеля. Для этого М.Самед три года трудился не покладая рук, и только всесторонне подготовившись, отправился в США и встретился с ученым. Во многом благодаря кропотливому труду М.Самеда Лютфи Заде сегодня достаточно хорошо известен в Азербайджане, сведения о нем вошли в школьные и вузовские учебники. М.Самед всесторонне изучил биографию и научную деятельность этого гениального ученого, вник даже в психологические аспекты его научных открытий - психологию творчества. Результатом стали сценарий четырехсерийного документального фильма «Далекий и близкий Лютфи Заде» и книга «Мир не может жить без гениев» (издана на азербайджанском, русском и турецком языках), в которых предстает монументальный портрет этого замечательного человека науки.
Уместно заметить, что психология творчества - область довольно сложная. Великий французский ученый Пуанкаре подразделяет творческий процесс на четыре стадии: подготовительный - осознание проблемы; инкубационный - подсознательный выбор; инсайд - просветление; и, наконец, проверка полученного результата, когда интуиция уступает место логике. В этом плане особенно высокой оценки заслуживает тот факт, что М.Самед в своей книге детально и очень живо рисует процесс рождения теории нечеткой логики и множеств - главного детища Лютфи Заде. Перед нами проходит череда последовательных событий, своей логикой подводящих ученого к великому открытию: полет в Нью-Йорк в июле 1964 года, чтобы навестить родителей, воспоминания о периодах жизни в Баку, Тегеране и в Америке, несостоявшаяся встреча с другом, с которым созвонились и договорились о времени и месте, возвращение к размышлениям о комплексных научных системах в стремлении заполнить досуг, когда в его мозгу незаметно для самого промелькнуло понятие нечеткой логики. Этот процесс мыслительного творчества на фоне событий жизни изображен настолько убедительно, что у читателя возникает стойкое впечатление о закономерности и неизбежности научного открытия.
Далее автор книги повествует о научных открытиях Лютфи Заде и их значении в жизни человечества. Это - теория впечатлений, теория поля состояний, теория расчетов словами, теория мягких вычислений, теория нечеткой логики и множеств, теория Soft Computing, теория управления динамическими системами и их наблюдения.
Отметим, что теория впечатлений Лютфи Заде сыграла важную роль в решении сильно обострившейся за последнее время проблемы аварий на транспорте. Именно на основе положений этой теории был разработан компьютер, способный сохранять в памяти зафиксированные «зрительно» события во всех деталях. Этот компьютер стал надежным спутником для водителей, и это создает предпосылки для сведения числа дорожных аварий к минимуму.
В 2003 году вышла в свет книга Мохбаддина Самеда «Ровесники нашей памяти». Это в некотором роде биографическая энциклопедия: на ее страницах можно найти весьма интересные сведения о замечательных азербайджанцах, внесших важный вклад в различные области науки и культуры и снискавших мировую славу. Кого только нет в этой книге: первая азербайджанская женщина-ханенде Мирза Гюллер, основоположник азербайджанской профессиональной музыки Узеир Гаджибейли, авторы научных открытий мирового значения Лютфи Заде, Али Джаван, Эльяз Бабаев, композиторы Гара Гараев, Фикрет Амиров, Ниязи, Саид Рустамов, Шафига Ахундова, Джахангир Джахангиров. Научно-публицистические очерки и художественные эссе об этих личностях ценны тем, что написаны соответственно на основе либо всесторонних научных исследований, либо личного общения. Эти работы несут печать глубокого знания автором личности и творчества своих героев. Все это делает материалы книги живыми и захватывающими - они читаются на одном дыхании.
Как уже отмечено, наряду с Лютфи Заде М.Самед встречался с двумя другими учеными-первооткрывателями азербайджанской национальности - Али Джаваном и Эльязом Бабаевым, опубликовал статьи о них и тем самым фактически открыл их для общественности Азербайджана. Али Джаван - уроженец Южного Азербайджана, долгие годы живущий в США, - всемирно известный физик, его исследования в области лазерных технологий и их применения получили высокую оценку научной общественности. Его главное открытие связано с газовым лазером. М.Самед приводит в своей статье слова самого ученого об этом: «В июне 1959 года я опубликовал в журнале Physical Review Letters научную статью о лазере. Но датой открытия можно назвать 12 декабря 1960 года - в этот день я впервые сумел получить из газового лазерного аппарата лазерный луч». На основе открытия А.Джавана возникли и успешно развивались лазерные коммуникации, которые сегодня широко применяются в различных сферах.
Ученый-азербайджанец Эльяз Бабаев, ныне также живущий в США, сталкивался в жизни с трудностями и несправедливостью, но не унывал и не терял веры в свои силы. В результате систематических исследований он установил, что в голове имеется 26 энергетических точек, а не 25, как считали до этого. Открытие, научное название которого выглядит как «наличие внутренней напряженности в живых костных тканях человека и животных», по единогласному мнению экспертов, сыграло важнейшую роль в биомеханике и ортопедии. Э.Бабаев доказал, что кости человека и животных обладают различной напряженностью в зависимости от формы и строения.
Азербайджанские ученые внесли достойный вклад и в космические исследования. Академик Тофик Исмайлов - основатель научного центра «Хазар», Института космических исследований природных ресурсов - знаменитого ИКИПР, НПО космических исследований. М.Самед обратился к видному ученому, и в результате их беседы появились публицистические статьи, посвященные достижениям азербайджанской науки в области космических исследований Земли. Отметим, что в НПО космических исследований, возглавляемом Т.Исмайловым, были разработаны совершенные для того времени приборы для исследования природных ресурсов Земли. Из них рентгеновский телескоп RS-17 BK был выведен в космос на орбитальном комплексе «Салют-7 - Союз Т-11», а телескоп Pulsar X-1 - на орбитальной станции «Мир». Академик Тофик Исмайлов был не только видным ученым, но и настоящим патриотом. Об этом свидетельствует хотя бы его резкое выступление против январской агрессии 1990 года и против безразличия Верховного Совета СССР к трагедии азербайджанского народа.
В творчестве своего друга, выдающегося азербайджанского живописца Тогрула Нариманбекова, М.Самед искал и нашел очарование красок. С самого начала своей публицистической деятельности он внимательно следил за творчеством Т.Нариманбекова. Позже он даже разыскал и изучил генеалогию художника, которая оставалась неизвестной в течение 72 лет, и впервые опубликовал солидный материал об этой семье - о роде Нариманбековых, одном из уважаемых родов Карабаха, Шуши. Автор рассказывает о родоначальнике семьи - Нариман беке, его сыновьях - Хашиме и Амире. Последний в период Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920) занимал пост генерал-губернатора Баку. Его сын Ягуб Фарман был в числе молодых людей, отправленных правительством АДР на учебу в Европу, и получил во Франции высшее инженерное образование. Он женился на француженке по имени Ирма, и от этого брака в 1926 году родился сын Видади, а в 1930 году в Баку - Тогрул. Ягуб Фарман Нариманбеков работал в Госплане АзССР начальником сектора электрификации, а в 1937-м был арестован и за «контрреволюционную деятельность» приговорен к пяти годам лагерей. Детство Тогрула прошло в Баку, пока его с матерью и братом не сослали в Самарканд. Художественное же образование он получил в Баку и Вильнюсе.
М.Самед обстоятельно изучил эти важные отрезки биографии своего героя, прожитые в столь различных условиях, и наложенный ими отпечаток на творчество этого замечательного художника-философа, истоки этого гармоничного синтеза традиций восточной и западной культур, столь явственно просматривающегося в нариманбековской живописи. Если в Вильнюсе он почерпнул у Чюрлениса манеру свободного выражения художественной фантазии, то затем в Баку благодаря творческим контактам с великими композиторами Г.Гараевым, Ф.Амировым и Ниязи освоил тонкости азербайджанского фольклора. Т.Нариманбеков сумел гармонически сочетать жизнелюбие, романтику прекрасного, искренность и полет фантазии, присущие различным школам живописи. Благодаря этому в его произведениях заметны разноцветие и национальный колорит, присущие старинным азербайджанским коврам и средневековой тебризской школе миниатюр.
Окончание следует
Фахраддин ГУЛИЕВ,
доктор философии по
технике
Каспiй.-2017. - 11 февраля. -
С.18-19.