О, сколько музыки у Бога…
Юлия Керимова:
Оперное искусство Азербайджана нуждается в государственной поддержке
ПРОЕКТ
Оперная студия Бакинской музыкальной академии имени Уз.Гаджибейли (БМА) была открыта более полувека назад. Здесь ставились полноценные оперные спектакли, проводились концерты оперной музыки. Известно, что в Москве и Санкт-Петербурге оперные студии при консерваториях - это самостоятельные высокопрофессиональные оперные театры, в которых ставятся спектакли и продаются онлайн-билеты. В Оперной студии БМА, как и в оперном театре, работают гримеры и костюмеры, рабочие сцены и режиссеры, дирижеры и концертмейстеры. Однако в последние годы мы все реже видим на сцене Концертного зала Оперной студии полноценные спектакли, и связано это с недостатком государственного финансирования.
На сцене Оперной студии Бакинской музыкальной академии имени Уз.Гаджибейли (художественный руководитель и главный дирижер - народный артист Азербайджана профессор Фахраддин Керимов) состоялся потрясающий концерт камерно-вокальной музыки под названием «Камертон». Автор идеи этого проекта - старший преподаватель БМА Юлия Керимова (фортепиано). В концерте приняли участие заслуженные артисты Азербайджана Фарида Мамедова (сопрано), Антон Ферштандт (баритон), Сабина Асадова (меццо-сопрано), а также Лейла Керимова (скрипка) и Кямал Пашазаде (виолончель).
Интересная и насыщенная программа из камерно-вокальных произведений русских советских композиторов-классиков ХХ века - Игоря Стравинского, 135-летие которого отмечается в этом году, Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича, написанных на гениальные стихи поэтов Серебряного века - З.Гиппиус, С.Городецкого, С.Черного, А.Ахматовой и А.Блока. Исполнение сопровождалось показом оригинального видеоряда. Большая часть сочинений программы прозвучали в Баку впервые, в заключительной части концерта также впервые было исполнено новое сочинение выдающегося представителя азербайджанской композиторской школы, народной артистки АР, профессора Франгиз Ализаде,70-летие которой широко отмечается в этом году всей мировой музыкальной общественностью. Программа из сложнейших произведений вызвала большой интерес зрителей, которые не раз вызывали артистов на «бис».
Перед началом программы автор проекта Юлия Керимова выразила благодарность публике за активное посещение концертов Оперной студии, за любовь и поддержку. Она отметила, что «Камертон» открывает новую серию концертов мировой оперной и камерно-вокальной музыки, направленных на развитие и пропаганду оперного искусства в Азербайджане.
Отметим, что Юлия Керимова - выпускница Ленинградской консерватории по классу фортепиано. С 1991 года она живет и работает на востоке, из них 14 лет - в Турции, столько же - в Азербайджане. Быть в профессии и развиваться для нее очень важно. Юлия ханым - человек в искусстве универсальный. Это и сольные выступления - неоднократно играла в филармонии с симфоническим оркестром, выезжала с супругом, дирижером Ф.Керимовым на концерты, среди последних - гастроли в Румынии с Рапсодией на тему Паганини С.Рахманинова. Опыт работы концертмейстером в Мариинском театре с В.Гергиевым, затем в оперной труппе CRR в Стамбуле, Измирского оперного театра, работа на международных вокальных конкурсах, а также многочисленные концерты со звездами оперного искусства выявили Юлию ханым как интересного музыканта и чуткого аккомпаниатора. В Оперной студии БМА работает три года, и «Камертон» - не первый проект, представленный ею на суд взыскательной публики.
Мы решили сначала узнать мнение зрителей о концерте, а потом поговорить с автором проекта.
Ректор БМА, народный артист СССР и АР профессор Фархад Бадалбейли:
- Начиная с афиши и до блестящей актерской игры - я просто поражен! Обычно камерные концерты проходят в достаточно классическом и строгом стиле, а здесь режиссер в лице Юлии ханым применил массу фантазии, тем более произведения были редко исполняемыми или вовсе не исполняемыми в Баку. Уникальная программа вобрала в себя Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, затем прозвучало произведение Ф.Ализаде, юбилей которой отмечается в течение всего этого года. Концерт является большой творческой победой, произведения чрезвычайно трудные для исполнения, как с вокально-исполнительской, так и с актерской точки зрения.
Юлия Керимова - блестящая пианистка петербургской школы, эта школа сразу ощущается в ее игре и в работе с вокалистами, ее профессионализм сказывается во всем. Хочу поблагодарить Юлию ханым и всех солистов. Эта команда профессионалов делала тематические концерты, посвященные Брамсу, Рахманинову, а теперь вот - ХХ век!
Народная артистка АР, Артист мира UNESCO профессор Франгиз Ализаде:
- Очень интересная программа! Помимо профессионализма исполнители с большим артистизмом расцвечивали каждый романс мимикой, пластикой, применяя для большей выразительности какие-то мелкие атрибуты и аксессуары. Это было здорово! Юлия ханым выступила здесь не только в качестве концертмейстера, но и как исключительно грамотный музыковед, составивший широкий музыкально-информационный блок. Солисты - Антон Ферштандт, Фарида Мамедова и Сабина Асадова очень естественны на сцене, потенциал их таланта еще не использован до конца. Это выдающиеся оперные исполнители, я в восторге от их пения и всего концерта!
Профессору Лейле Абаскулиевой понравилось интересное сопровождение в виде видеоряда, продуманная до мельчайших деталей и эффектная мизансцена каждого произведения:
- Режиссура сделана очень талантливо и креативно. Поэты Серебряного века и композиторы начала прошлого века - очень интересный и органичный сплав русских мыслителей слова и музыки. Юлия ханым играла с упоением - тщательно отработана каждая нотка, нюанс и штрих.
После концерта Юлия Керимова любезно согласилась поделиться своими мыслями о проекте с газетой «Каспiй».
- Концерт «Камертон» является продолжением проекта BakuOperArt, который вы представили слушателям в начале этого года?
- Да, но это скорее его новая ветвь, так как наш новый проект представил сугубо камерную вокальную музыку. Свои идеи я реализую с нашей командой солистов, координируя все составляющие концерта - от выбора музыки, программы и солистов, подбора видеоряда, режиссуры и до организационных вопросов - рекламы, афиши и так далее.
Со своей стороны хотела бы сказать «браво!» всей команде солистов, с которой я работала. Не могу не оценить по достоинству талант и музыкантскую зрелость Фариды Мамедовой, проявившей тончайшие нюансы в цикле Прокофьева на стихи А.Ахматовой, а в цикле Шостаковича на стихи Блока трагизм и философию вместе с ней нам помогали воплотить голос скрипки Лейлы Керимовой, виолончель Кямала Пашазаде. Это была трудная и кропотливая ансамблевая работа. Замечательным профессионалом представила себя и Сабина Асадова, ее вокальное и сценическое мастерство поражает своей яркостью и необыкновенной легкостью. И наконец, Антон Ферштандт, осуществивший премьеру нового сочинения Ф.Ализаде, очень органично вписавшийся в «Сатиры» как новый персонаж и в то же время играющий на нервах публики в «Сереньком платьице» Прокофьева… Грани очень тонкие, блестящая работа!
- Концерт был разбит на два отделения…
- Я придерживаюсь классического решения концертов подобного рода: чтобы они состояли из двух отделений и чтобы обязательно в антракте был буфет (!), где зрители могли бы пообщаться, как в добрые старые времена. Я против концертов на полтора часа, когда музыканты держат зал в течение столь долгого времени, это утомительно. Нужен перерыв, чтобы зритель осмыслил то, что ему предлагают. Программа строилась так, чтобы не перегрузить слушателя.
- Слайды на протяжении всего концерта выражали призрачность, туман, иллюзорность происходящего, однако создали настроение…
- Мы сделали так, чтобы слайды были похожи на негатив фотографий, они были призрачными, подернутыми дымкой тумана, сквозь завесу мелкого дождя. И на этом черно-белом фоне - яркие костюмы солистов. Слайды, как мне кажется, добавили атмосферы и погрузили в нее слушателей. Первое название проекта - «Камертон души». Мы хотели настроить душу слушателей на определенный лад, дать им эмоцию искренности и правды, чтобы они задумались о жизни и смерти, о любви и разлуке, о бессмертии души, о прощении… В конце же пришли к лаконичному названию «Камертон».
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы концерты столь высокого профессионального уровня могло видеть большее количество зрителей?
- Оперной студии не хватает широкомасштабной рекламы и билетной системы. До сих пор все наши концерты были бесплатными, и прошедший концерт, думаю, станет последним в этой череде. Мы заинтересованы в сотрудничестве со спонсорами и всеми, кто хотел бы внести свой вклад в возрождение оперного искусства в Азербайджане. Поверьте, мы достаточно много работаем на энтузиазме. Это замечательное качество, но труд профессионалов должен оплачиваться.
- Почему вы включили в эту программу новое сочинение Франгиз Ализаде - как оно вписалось в общую канву концерта?/b>
- Франгиз Ализаде - один из лучших представителей азербайджанской композиторской школы, давно работает в области вокальной музыки, пишет замечательные произведения для вокала. «Монолог для баритона» я считаю очень интересным и значительным сочинением для вокала. Франгиз ханым написала музыку, которая поднимает стихотворение 17-летнего Иосифа Бродского на совершенно новый уровень. Поэт написал стихи женщине, расставшись с ней, а композитор написала музыку как послание всем тем, кто ее окружает, может быть, даже потомкам. Это как бы взгляд в реальность, в мир, очень великодушно настроенный, преисполненный благородства…
- Стихотворение Бродского называется «Прощай, позабудь…» - то есть все прощается и отпускается с миром?
- Да, в строках «Да будет свет в твоей груди» есть добрые пожелания счастья и света всем людям. В этой музыке очень большая сила и глубина, я думаю, что слушатели оценили это, такую музыку обычно пишут мужчины-композиторы. В ней много духовности, отлично построена форма, ее очень удобно вокально исполнять. Антон Ферштандт был просто счастлив, что ему доверили премьеру столь сложного сочинения в Баку. Мы рады, что нам удалось сделать такой музыкальный подарок к юбилею автора, который празднуется не только в Азербайджане, но и во всем мире. Мы поздравляем Франгиз ханым с высокой наградой - орденом «Шараф», и всем коллективом Оперной студии желаем здоровья, процветания и новых интересных сочинений!
- Если говорить о единой линии, объединяющей всю программу, - как вы подвели ее к произведению Франгиз Ализаде?
- Я видела ноты этого сочинения задолго до начала подготовки к этому концерту, и еще тогда думала, где бы я могла исполнить его. Выстраивая программу - а наш концерт начинался с произведений Игоря Стравинского, 135 лет со дня рождения которого отмечается в этом году, - как бы от него провела арку через век, через музыку Прокофьева и Шостаковича в день сегодняшний, к Франгиз Ализаде - ученице Гара Гараева, а он в свою очередь - ученик Шостаковича. Это очень серьезная связь поколений, где неоклассицизм, новая музыка, и Франгиз Ализаде сегодня - самый яркий представитель именно этой линии. Я думаю, эта «серебряная нить через столетие» связала разные музыкальные эпохи от Стравинского и Шостаковича до современной азербайджанской композиторской школы в лице Франгиз Ализаде.
- Концерт был интересен еще и постановочной частью, мизансценами и инсценировками. Здесь проявился ваш режиссерский талант - некоторые романсы выплеснулись в настоящие мини-спектакли.
- При исполнении пяти романсов Дмитрия Шостаковича для сопрано на стихи Саши Черного «Сатира» я сделала своеобразное ноу-хау. В процессе работы над этим произведением сама музыка предложила мне другой вариант. Я подумала разделить цикл между двумя солистами, предложив им сценическое воплощение последних двух романсов - «Недоразумение» и «Крейцерова соната». Наши замечательные солисты Антон и Сабина блестяще справились с поставленной перед ними задачей.
- Заключительный романс был дважды исполнен на «бис», это лучшая оценка ваших режиссерских экспериментов! Будучи ведущей концерта, вам удалось настроить зал, передать аудитории энергию прочувствованности музыкой и эпохой, в которой она создавалась и которую вы собирались ей представить…
- Я пришла к мысли, что самое точное определение тому, что будет представлено публике, может дать только сам исполнитель. Это был мой дебют в этом качестве, но скажу честно, очень волновалась и боялась переборщить с сухой информацией.
- Почему среди исполнителей не было студентов, ведь Оперная студия является как бы опытной лабораторией для вокала?
- Вы затронули серьезный вопрос. Очень хотела бы занимать в этих проектах и наших студентов, но иногда уровень программы, которую я предлагаю, настолько высок, что им не по силам ее освоить. В последней программе - с ее степенью продуманности и погружения в материал, в язык, в слово - осилить это смогут разве что высокие профессионалы. Я придерживаюсь мнения, что лучшие студенты должны принимать участие в таких проектах. Надеюсь, что это все в будущем. Мы - я и мой супруг, главный дирижер и художественный руководитель Оперной студии БМА Фахраддин Керимов - хотели бы лишь одного: чтобы нас поддерживали.
- Концерты и программы Оперной студии, где все составляющие соответствуют высочайшей профессионально-художественной планке, с успехом можно было бы вынести на более широкую сцену - скажем, филармонии или даже на гастроли в другие страны. Жаль, что их видит ограниченное число зрителей. Баку не хватает такого рода концертов и проектов, а ведь когда-то все зарубежные исполнители классической музыки восхищались бакинской публикой…
- Мы с удовольствием повторили бы этот проект на другой площадке. Мы открыты к сотрудничеству со всеми и могли бы делать здесь интереснейшие экспериментальные постановки, нам нужно только государственное финансирование и поддержка. Для меня приоритетным является то, чтобы оперное вокальное искусство развивалось в нашей стране на высоком профессиональном уровне. Наша самая большая мечта - чтобы этот зал не пустовал, чтобы Оперная студия при БМА стала альтернативным молодежным оперным театром в Баку. Мы поставили перед собой непростую задачу. Но я верю, что с помощью таких проектов, как наш «Камертон», оперное вокальное искусство обретет былую силу и вернет слушателей в концертные залы!
Афет ИСЛАМ
Каспiй.-2017. - 3 июня. - С. 14-15.