Принцесса цирка

 

Воды Северного моря напоминают ей родной Каспий

 

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ

 

В свободные минуты ее можно увидеть сидящей на скамейке на берегу моря. Ей нравится наблюдать за переливами волн, не знающими усталости чайками, вглядываться в горизонт, исчезающий в дымке на самом краю земли. А может быть, в такие моменты воды Северного моря напоминают ей родной Каспий и далекий, но такой любимый город Баку...

 

Ирада Столярова (Искендерова) - человек редкой для азербайджанских женщин профессии - всю свою жизнь она посвятила служению цирковому искусству. Окончив цирковое училище как акробат-вольтижер, она очень быстро освоила также жанры воздушной гимнастики и эквилибристики. Кроме того, она участвует в репризах вместе с мужем - известным клоуном Владимиром Столяровым и сыном Денисом. Ее визитная карточка - лучезарная улыбка, заряжающая добротой, радостью, счастьем. В цирковом мире хорошо знают эту семью, живущую сейчас в Голландии, и очень уважают - за профессионализм, сплоченность, искренность...

 

Предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью с мастером цирка Ирадой Столяровой.

 

«Нам на помощь приходит аккуратность и холодный расчет, от которого порой зависит наша жизнь»

 

- Ирада ханым, каким вспоминается вам бакинское детство?

 

- В то время в Баку все дети чем-то увлекались, была большая тяга к искусству, музыке, спорту. А мою жизнь полностью занимали танцы. Ансамбль «Джуджалярим» Бакинского дворца пионеров, в котором я выступала, был известен на всю страну. У нас были прекрасные преподаватели, все девочки просто боготворили руководителя нашего коллектива Берту Адамовну Браиловскую. Мы выступали на всех важных государственных мероприятиях, даже ездили за рубеж.

 

В школе с уважением относились к моему увлечению. Но самую большую поддержку я получала от мамы. Она была воспитателем в детском саду, и работа отнимала у нее много времени. Но несмотря на это она всегда внимательно выслушивала мои рассказы о коллективе, помогала шить костюмы, давала советы. Вместе с тем она учила меня самостоятельности, настойчивости, призывала бороться и не опускать руки при неудачах. Когда по окончании восьмого класса я сказала, что хочу поступать в Московское хореографическое училище, она не стала отговаривать и поехала вместе со мной...

 

- А вы вместо хореографического училища попали в цирковое...

 

- Уже в Москве нам стало известно, что сюда принимают девочек с 10-11 лет, а мне уже исполнилось 15... Тогда один из поступавших посоветовал мне пойти в цирковое училище. Естественно, поступить туда без специальной подготовки было немыслимо. Но глава экзаменационной комиссии Юрий Гаврилович Мандыч как опытный педагог сумел рассмотреть во мне качества, необходимые артисту, и настоял, чтобы меня приняли. Это был удивительный человек, создавший множество принципиально новых цирковых номеров и воспитавший целое поколение артистов с мировым именем. Я с большой теплотой вспоминаю и других своих педагогов, благодаря которым в нашем училище царила творческая атмосфера и дружеская обстановка.

 

- Трудно давалась учеба?

 

- Конечно, особенно в физическом плане, ведь я попала в училище без всякой подготовки. Учитывая, что я была маленького роста и легкая как пушинка (смеется), меня готовили вольтижером в акробатическом номере «Партерный вольтиж». Партнеры, то есть «нижние», подбрасывали меня в воздух, а я при этом выполняла разные упражнения - сальто, курбеты, пируэты, приходила в стойку им на руки… У нас в цирке свой язык, своя терминология, которую непосвященным понять трудно.

 

Я выпускалась с партнерами Таймуразом Дзгоевым и Виталием Дмитриевым. Сразу после окончания циркового училища нас отправили на гастроли по Средней Азии. Но мы с Владимиром уже тогда решили пожениться, поэтому через год мне пришлось расстаться со своими партнерами...

 

- …и это послужило поводом перейти в воздушные гимнастки. Не испугались высоты?

 

- Очень боялась, но в очередной раз пришлось преодолевать себя. Физически я была хорошо подготовлена. Сделать номер мне помог прекрасный цирковой режиссер Виктор Яковлевич Франке. Он поднимал меня на воздушной трапеции под самый купол, и мне приходилось там сидеть часами. Со временем я научилась не смотреть вниз и не замечать головокружительной высоты. Вообще, в цирке чувство страха постепенно отходит на второй план. Нам на помощь приходит аккуратность и холодный расчет, от которого зависит наша жизнь, ведь порой во время исполнения сложного трюка счет идет на доли секунды и миллиметры.

 

- А вы попадали в опасные ситуации?

 

- И не раз... За кулисами иногда бывает небезопасно. Выступая в Голландском цирке, я готовилась к своему выходу. Выйдя в коридор, я замерла от страха - напротив меня стоял огромный шимпанзе. Несколько секунд, которые показались мне целой вечностью, я стояла не двигаясь и старалась не смотреть ему в глаза, чтобы не вызвать агрессию. Не успела я предупредить итальянских артистов, выступающих с этой обезьяной, как шимпанзе прошел в зрительный зал и уселся в ложу рядом с женщиной и ее внуком. Не подозревая об опасности, ребенок начал гладить обезьяну, но, видимо, детская непосредственность подействовала на нее успокаивающе. Дрессировщики с большим трудом заманили шимпанзе в клетку…

 

Иногда бывают и технические проблемы, из-за которых происходят несчастные случаи. Поэтому перед выступлением мы с Владимиром тщательно проверяем аппаратуру.

 

«В ЮАР Нельсон Мандела прошел за кулисы, чтобы пожать мне руку»

 

- Как создание семьи повлияло на дальнейшее творчество?

 

- Владимир после училища начал работать коверным - клоуном в паре с Сергеем Соломатиным. Они с первых дней привлекли внимание публики и руководства, получив разнарядку в Киевский цирк, а когда завоевали в 1984 году серебряные медали Всемирного фестиваля «Цирк завтрашнего дня» в Париже, приобрели известность и за рубежом. Вскоре поступило приглашение из итальянского цирка «Мойра Орфей», где наши выступления проходили с огромным успехом. Нашу программу даже приветствовал папа римский Иоанн Павел II, пригласив нас в Апостольский дворец в Ватикане. С тех пор нас часто приглашали зарубежные цирки, география наших гастролей простирается от Гренландии до Южной Африки. Мы работали в цирках Франции, Германии, Дании, Швеции, Голландии, ЮАР...

 

В Южно-Африканской Республике мы выступали дважды, первый раз - в 1989 году, когда еще был апартеид. А во время вторых гастролей в цирк в день своего юбилея пришел Нельсон Мандела, которому очень понравилось наше представление. В антракте он прошел за кулисы и пожал мне руку.

 

- Что самое главное в жизни циркового артиста?

 

- Самое главное - семья. Образ жизни артистов цирка особенный, наша жизнь полна риска, взлетов, падений, и только поддержка близких позволяет нам постоянно быть в форме, выходить на манеж с улыбкой. Цирковая семья еще отличается тем, что здесь трудятся все, даже дети с малых лет приучаются к труду, заботе, дисциплине. Только так может вырасти настоящий артист.

 

Наш сын Денис вырос в такой среде, он состоялся не только как универсальный артист, но и сформировался разносторонней личностью. Он выступает как акробат, эквилибрист на катушках, жонглер, отлично владеет навыками пантомимы и вместе с тем знает компьютер, говорит на нескольких языках, хорошо поет, играет на саксофоне. С 2005 года Владимир и Денис с большим успехом выступают вместе. Способности сына делают клоунский дуэт более интересным. Их выступление на Всемирном фестивале циркового искусства в Монте-Карло получило высокую оценку специалистов, они были награждены специальным призом.

 

«Сила воли, упорный труд, стремление к победе - основные качества, необходимые артисту цирка»

 

- С кем из азербайджанских артистов вы работали в одной программе?

 

- География цирковых гастролей охватывает весь мир, поэтому мы редко встречаемся с кем-то из земляков. Но постоянно следим за их творчеством и радуемся успехам. Кстати, здесь, в Голландии, живет и работает силовой жонглер, могучий атлет Юсиф Мустафаев. Он начинал в составе Азербайджанского национального циркового коллектива, а позже, завоевав признание, работал в европейских цирках и остался с семьей жить здесь.

 

В апреле этого года в Амстердаме мы посмотрели замечательное шоу «Варекай» канадской компании «Цирк Дю Солей», и лишь на следующий день, к своему великому удовольствию, я узнала, что в этой программе работает гимнастка из Азербайджана Айла Ахмедова.

 

Азербайджанский цирк имеет славную историю, талантливых артистов, и мне всегда приятно, когда слышу о нем хорошие отзывы.

 

- Знают ли за рубежом об Азербайджане?

 

- К сожалению, раньше в Европе подавляющее большинство о нас ничего не знало, для них все постсоветские республики - это Россия. Мне приходилось долго объяснять друзьям и коллегам, кто я по национальности, и показывать на карте, где моя родина. Но после того как в Баку с большим успехом прошел песенный конкурс «Евровидение», о нашей стране заговорили все. А потом мы все вместе следили за первыми Евроиграми. Я была очень горда, когда с друзьями смотрела красочную церемонию открытия Игр. Такие масштабные мероприятия приносят нам известность в мире. Широкую известность Азербайджану могут принести и деятели искусства, особенно артисты национального цирка. Ведь язык цирка близок и понятен всем, у него очень широкая аудитория.

 

- Знакомо ли вам чувство ностальгии?

 

- Самые теплые чувства связаны с мамой и родным городом. Как ни странно, когда думаю о Баку, обязательно перед глазами всплывает образ мамы, и как будто мы вместе молча шагаем по улочкам Ичери шехер. Хотя она очень рано ушла из жизни, я всегда чувствую на себе ее внимательный, заботливый взгляд. И еще часто вспоминаю наших девочек из «Джуджалярим». Очень надеюсь, что после этого интервью они отзовутся, и я, приехав в Баку, смогу встретиться с ними.

 

- Вас никогда не спрашивали, что означает ваше имя?

 

- Только близкие друзья…

 

- …но узнав, что Ирада (İradə) в переводе с азербайджанского языка означает «сила воли, стойкость, упорство», наверное, удивились бы, насколько оно соответствует вашему характеру…

 

- (смеется) В таком случае всех артистов цирка нужно назвать этим именем. Ведь сила воли, упорный труд, стремление к победе - главные качества, необходимые артисту цирка…

 

 

...Наша беседа могла бы продолжаться очень долго. Ведь не часто можно встретить собеседника, прожившего такую интересную и яркую жизнь в искусстве. Но будем надеяться, что у Ирады ханым когда-нибудь появится время приехать в родной город и самой рассказать удивительную историю жизни…

 

Раджаб МАМЕДОВ,

доктор философии по искусствоведению,

ведущий научный сотрудник

Института архитектуры и искусства НАНА

Каспiй.-2017. - 3 июня. - С. 16.