Непобедимый Идеал или Победа чистой науки
АРХЕОЛОГИЯ
Недавно общественность страны отметила 90-летие доктора исторических наук Идеала Нариманова. Выдающийся азербайджанский археолог доказал огромную роль Южного Кавказа в цепочке преемственности цивилизаций. До него советские, иранские и турецкие археологи буквально утопали в локальных культурах, не находя в этом броуновском движении ведущего тренда.
Любовь и азарт
Супруга ученого, Сара ханым: «Мой муж учился в Ленинграде. Шел 1950 год, мы познакомились в институте. Когда он назвал свое необычное имя, я ему ответила: «Меня зовут Идея». Такое было время, атмосфера и среда располагали к великим открытиям.
В молодости он с таким азартом рассказывал об античности, что я поймала себя на мысли, что на старте цивилизация была намного интереснее и симпатичнее, чем позднее. Идеал показал, с какого момента начался расцвет этих локальных культур и что послужило локомотивом. Все великие ученые-археологи СССР бывали в нашем доме - им всем был очень интересен мой муж, очень скромный, тактичный человек, говорил всегда тихим голосом, но они все внимали ему с пиететом.
Я далека от археологии, но и мне кажется явью, что достижения металлургии древнейших цивилизаций Месопотамии перешли затем к Европе и Центральной Азии».
Дочь ученого, Агджагюль: «Ученики папы часто собирались в нашем доме, и он рассказывал им, как было насыщено время на раскопках в Ираке. В его распоряжении было так много находок, что время летело в коллективном обсуждении. Кстати, все труды участников экспедиции - плод этих диспутов, то есть в известном смысле коллективный труд и результат выработанной в диспутах концепции. Эту атмосферу отец воссоздал среди учеников, когда во главу угла ставится свободное обсуждение и выдвижение оригинальных гипотез».
Звездный час
Роль доктора исторических наук Идеала Нариманова в развитии археологии огромна и становится заметнее с каждым годом. На Западе и в России членкор АН Азербайджана И.Нариманов известен как один из создателей активно развивающегося направления - роль металлургии в формировании цивилизации, а также миграционных процессов в распространении первой в истории неолитической революции. Он провел 10 полевых сезонов с 1971 по 1980 год в составе первой советской археологической экспедиции на раскопках Ярымтепе (Северная Месопотамия). В книге участников экспедиции, изданной в Москве три года назад, отмечается неоценимый вклад ученого, которого все, независимо от национальности, неизменно называли Муаллим.
Он был незаменим при изучении артефактов, подмечая необычное, умел выявить потенциал находки, выдвигая оригинальные версии и идеи, как никто подмечая незаметные детали, в результате чего те расцветали оригинальной интерпретацией и приводили к пересмотру устоявшихся теорий. Великолепная эрудиция и память позволяли ученому выявлять в каждой находке весь ее скрытый потенциал. Этим был ценен Идеал - оценивая воздействие артефакта на культуру в целом, выявлял новое качество.
Позднее все семеро постоянных участников советских экспедиций издали книги и монографии о поселениях Месопотамии. Идеал внес выдающийся вклад в исследовании Двуречья. Он был первым, кто нашел на Кавказе, обосновал и описал продвижение первых цивилизаций как эффективную модель культурной экспансии. Кстати, трое участников тех экспедиций получили госпремии РФ за «вклад в развитие истории Месопотамии».
И.Нариманов удостоен звания членкора за вклад в изучении истории Азербайджана: он обнаружил в карабахском поселении Лейлатепе доказательство продвижения великой цивилизации Двуречья на север, верно раскодировав его как послание о методах эволюции. Если другие сообщали в отчете об увиденном в Месопотамии, то Идеал на основе открытий в Азербайджане писал о методах продвижения и обогащения послания первой мировой культуры, о распространении передовой технологии. Он был первым из советских участников множества экспедиций в Месопотамию, кто обнаружил ее продвижение на Южном Кавказе и доказал, что целый ряд идентичных Лейлатепе поселений означает, что в 1V тыс. до н.э. центр импульсного развития переместился из Междуречья, в частности - на Малый Кавказ.
И.Нариманов и его школа изучает процесс экспорта динамизма. Как новые технологии привели к ускорению социализации, урбанизации. «Раскопки Лейлатепе (Агдамский район) дали такой материал, - говорил ученый, - будто находишься на севере Месопотамии».
Феномен Лейлатепе
Если участники эпопеи 1972-1980 годов просто описывали результаты экспедиции, то Муаллим - первый, кто нашел и описал на примере Лейлатепе методы, с помощью которых передовая империя вовлекает новые регионы. Модель столь эффективная, что на всех направлениях привела к общему экономическому и культурному подъему, именно тогда возник первый признак глобализации: полиэтничность перемалывается важностью усвоения новых технологий и участия в этом глобальном процессе. Благодаря его работам десятки западных и российских ученых именно Южный Кавказ воспринимают как зону развитой металлургии. Археологический бум, участие в раскопках на территории нашей страны десятков экспедиций из западных, японских, корейских, австралийских научных центров связаны именно с открытиями И.Нариманова.
Лейлатепе - образец успешного вовлечения полиэтничного местного населения в процесс культурной интеграции. Семинары «Наримановские чтения» на корню уничтожают спекулятивные установки национальных школ эксплуатировать археологию в политических играх, так как после его трудов наш регион рассматривается как Анатолия и Урмия в качестве стартовой площадки, места передачи эстафеты передовой цивилизации сразу по трем направлениям модели технического ускорения. Южный Кавказ рассматривается как арена всемирной истории, зона изучения влияния технологий на систему жизнеобеспечения. Ученый описал Лейлатепе как универсальный метод вовлечения новых территорий в империю инноваций, покорения не военной силой, но включением в технический прогресс.
Чистая линия
Муаллим пояснял неоднократно: чистая наука - самый эффективный метод нейтрализации политических и националистических спекуляций. А ведь мы живем в окружении именно таких школ - служанок идеологии превосходства, ярко выраженной у армянских, ряда персидских, грузинских и даже северокавказских псевдоученых. В то время как армяне умудрялись в каждой своей экспедиции на исторических землях Азербайджана «обнаруживать» керамику с крестами и надписями типа «Еревану 10 000 лет» на трех языках, Идеал Нариманов изучал памятники как звенья единого мирового процесса. Ведь наш регион - зона развития успешно найденной модели экспансии передовой культуры и наших исторических связей с современной Сирией и Ираком. То есть мы - звенья единого процесса, и в выявлении этого состоит миссия исторической науки. Отсюда рост авторитета школы великого археолога и неисчислимых международных экспедиций в Азербайджане последние 20 лет. Здесь успешная модель развивалась, используя богатый потенциал рудников Кавказских гор. Здесь отрабатывалась технология получения меди, сплавов, железа, которые дали ускорение этногенезу, иерархизации общества и позднее стали внедряться на Северном Кавказе, в Крыму, на Урале, в Средней Азии.
Комплексный подход
Сара ханым бережно хранила письма зарубежных ученых супругу-ученому, в которых сотни вопросов по воздействию инноваций на формирование этно- и культурогенеза в мировом масштабе. Благодаря комплексному подходу инновации успешно продвигались, в воображении возникали древние поселения мастеров разных специализаций. В районе Малого Кавказа выявлено уже несколько таких раскопок, в том числе и крепость Исмаилбей, которая защищала мигрантов. Экспансия идет интенсивно в IV тысячелетии до н.э. Идеал рассматривает процесс миграции мастеров как тенденцию, в рамках которой появляются такие феномены, как поселения металлургов Беюк Кясик, Шулавери, Шомутепе и другие.
Южный Кавказ после работ Идеала изучается как регион обкатки и распространения успешной модели модернизации. В своей монографии И.Нариманов преподносит Лейлатепе как успешную модель вовлечения Южного Кавказа в передовую культуру первых цивилизаций. Неолитическая революция стала рассматриваться как первый опыт глобализации, и Южный Кавказ - лаборатория нового процесса. «Наримановские чтения» станут развитием этой темы. Экспансия не военная, а методом эффективной модели опережающего развития, как сейчас говорят. Тема актуальная. Экспорт не технических новинок, но технопарка, набора ремесел, которые создают рынок орудий труда, войны и предметов роскоши. Наиболее интенсивно - в Карабахе, позднее - на Северном Кавказе, в районе Майкопа.
Единая модель
При единой модели едины и следствия на основе трех ускорений - в этногенезе, иерархизации общества и специализации. То есть уже в древности возникала потребность вождей соседних регионов в приобретении такой же модели - поселка мастеров. Инициаторы дальнейшего движения - уже не мигранты из Месопотамии, а местные элиты. Новые поселки мастеров - самые эффективные способы концентрации власти, подчинения и создания властного центра. В отличие от прежних представлений - не объекты религии, а поселения мастеров-металлургов, ремесленников. С предложением о «Наримановских чтениях» НИИ археологии можно обратиться к МФГИ. Удачный опыт Фархада Гулиева, одного из учеников Идеала, с МФГИ подтверждает: Фонд гуманитарных инициатив СНГ создан с целью синхронизации национальных претензий в области гуманитарных исследований.
Идеал дает нам шанс на опережение. Вклад Южного Кавказа в развитие металлургии до сих пор не отражен ни в одном музее Азербайджана. Экспозиция должна отразить мировую историю как процесс модернизации.
В науке и в жизни Идеал был доказательством эффективности идеологии обаятельной экспансии. В этом суть его человеческих и профессиональных качеств. Чем шире цветовая палитра художника, тем богаче жанровое разнообразие картин, тем больше у мастера учеников. «У папы был такой мощный диапазон знаний, интересов, достижений, что до сих пор его труды - настольная книга для многих исследователей», - говорит дочь известного ученого.
Выше амбиций
Ряд историков Кабардино-Балкарии заявили, что центром передовой металлургии в период неолитической революции был Майкоп - мол, отсюда началось распространение технологий на Крым и Европу. Но Муаллим неопровержимо доказал, что региональные процессы много выше локальных амбиций - ведь именно отсюда древняя Месопотамия пробила окно в Европу и Среднюю Азию. Тогдашние мигранты из нынешней Сирии и Ирака не бежали от террористов - они экспортировали не только технологию получения меди, железа, но и создавали точки роста, ставшие первыми очагами городской культуры.
Позиция признанной во всем мире школы И.Нариманова убедительно разоблачает сказки армянских и северокавказских историков и предлагает международную программу изучения роли Южного Кавказа в распространении достижений первых цивилизаций и формировании феномена городской культуры. Фактически он спас азербайджанскую археологию от ужаса провинциализма, пребывания в постоянной обороне от нападок соседей, красиво обыграв националистов, задав высокий уровень и доказав мировое значение совокупных процессов.
Его кредо - постоянно опережать оппонентов и привлекать к раскопкам ученых из ведущих центров Европы. Этой тактики придерживаются и его ученики, среди которых несколько докторов и десятки кандидатов наук, развивающих тактику наставника: разоблачать армянских лжеисториков - идеологов национальной исключительности. А ведь для опережения нужно умение вырваться на просторы глобальных трендов. Ускорение эволюции человеческого общества - всегда победа более передовой технологии. Эта модель, основанная на тактике мирной экспансии, отрабатывалась нашими предками, и здесь был задан вектор развития мировой цивилизации. В итоге побеждают не чингисханы, а точки роста, очаги развития ремесел, более совершенные модели цивилизации.
Благодаря тому же сирийскому опыту он направил советскую науку на развитие неолитической революции. Та же Лейлатепе преподнесена Идеалом как модель культурной экспансии, вовлечения новых регионов, что подчеркнуто им в изданной в Москве в 1968 году книге «К древней металлургии Кавказа», написанной в соавторстве с Ф.Махмудовым и Р.Мунчаевым. В ней еще раз доказано, что чистая наука - самое эффективное оружие против пещерных локальных идеологий и исторических спекуляций.
Требование Муаллима - честно и объективно исследовать регион как зону единых общих мировых процессов и не приписывать общие достижения исключительно своим предкам, как это делает ряд тех же армянских лжеисториков. Им должно быть известно, что, изучая опережение как процесс, наша школа опережает соседей с их культом национального превосходства.
Глобальный тренд
По словам его ученика, доктора исторических наук Туфана Ахундова, идеи Идеал муаллима продолжают жить и развиваться в одноименной школе. «Он всегда говорил коллегам, что надо опережать время и оппонентов не в локальном сегменте, а в познании глобального тренда по типу экспорта технологий из древних городов, развитием которого считаются кавказские производственные базы.
Благодаря этой позиции великого ученого азербайджанская наука обрела авторитет ведущих научных институтов истории, мы не позволили свести научный спор до любимых тем национал-патриотов от науки: центр производства меди, бронзы, железа - достижение армянской или какой-то другой нации. Надо быть пигмеем, чтобы, подчеркивая локальное, пройти мимо настоящих достижений. Пока псевдоученые увлеченно доказывают, что «Армения - родина математики, письменности, шахмат, биофизики, кикбоксинга и армрестлинга (чувствуете корни?), мы доказываем роль Кавказа в формировании и экспорте прежде всего передовой модели. Именно здесь высока оказалась скорость внедрения ноу-хау, подготовленность и восприимчивость к инновациям», - полагает ученый.
Идеальная щедрость
Главная черта великого археолога - щедрость, так как он никогда не говорил ученикам, чтобы они ценили спущенные им идеи, он просто на основе частных находок создавал для них новые перспективные темы. Его дочь, Агджа ханым, вспоминает, что отец все время проводил аналогии с Месопотамией, вовлекая учеников в очаровательный мир поисков. «Есть ученые, вокруг которых от жадности выжжена земля. Мой папа посадил цветущий сад, любовно взрастил вечно развивающееся направление - опережение локального во всем, и в мышлении - прежде всего. Верно говорят: талант видит частное, гений - общее. Долг опытного ученого - передать молодым необходимость выявлять связь своих находок с единым процессом. Ведь современный Азербайджан, равно как и соседние государства, создан потомками тех, кто основал здесь всемирную мастерскую, которая привела к гигантскому ускорению цивилизации. Каждая археологическая находка - часть этого послания, поэтому важно уметь поставить в нужную строчку найденное слово. Без преувеличения, мой отец достоин сравнения с великим Шампольоном, расшифровавшим послание культуры Древнего Египта. Его школа отстаивает принципы не использовать науку в создании культа исключительности, основанного на иллюзиях и мифах, что, как правило, заканчивается очень смешно и печально - попыткой построить науку, идеологию, государство на национальных иллюзиях нации создателей письменности, алгебры и колеса. В таком случае все усилия нации уходят на поддержание иллюзий в рабочем состоянии», - говорит она.
Говорить о влиянии Идеала Нариманова исключительно на национальную науку - означает сужение темы, поскольку непревзойден свет его воздействия прежде всего на советскую и мировую археологию.
Ширин МАНАФОВ
Каспiй.-2017. - 4 марта. - С.
18-19.