Праздник всех землян
Новруз байрамы - начало весны, начало новой жизни
ТРАДИЦИИ
Почему-то до сих пор во многих справочниках Новруз байрамы называют религиозным праздником. Однако он никогда не имел отношения к религии. Его корни уходят в огнепоклонничество, зороастризм и даже глубже. Издревле это в первую очередь был праздник Солнца и его земного подобия - огня, праздник начала нового года. Это отражено и в названии: в переводе с фарси «Нов Руз» означает «новый день».
Это слово встречается в персидских источниках II века н.э., хотя есть информация, что такой праздник отмечали уже во времена династии Ахеменидов, примерно в VII веке до н.э., то есть задолго до появления не только ислама, но и христианства. Тогда, правда, он назывался по-другому.
Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви в своей поэме «Хамсе» тоже доносит до нас сведения о том, что Новруз отмечали еще в 350 году до н.э., то есть почти 2,5 тысячи лет назад. Новруз упоминается и у многих средневековых поэтов, в народных песнях и сказаниях. Однако на вопрос, когда конкретно он зародился, историки пока не могут дать точного ответа. Согласно одной персидской легенде, в тот день был похоронен герой Сиявуш, убитый Афрасиябом - туранцем, то есть тюрком. Эта легенда упоминается в «Авесте», о ней же, но более подробно писал и Фирдоуси в «Шахнамэ». Доктор филологических наук Азад Набиев в своей книге «Новруз байрамы» утверждает, что именно день похорон Сиявуша был назван «новруз» и стал ежегодно отмечаться как праздничный.
Тем не менее, историки склонны полагать, что и персы не были первыми, кто начал отмечать этот праздник, его языческие корни следует искать у многих народов. Например, древние индоарии в эти дни поклонялись «фраваши», духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастрийцами, у них один из семи основных праздников совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в день поминовения душ предков. Приходился он на канун весеннего равноденствия. Зороастр приурочил свой новый праздник, соответствовавший новым верованиям, к весеннему равноденствию, опираясь на еще более древние обычаи. Их он посвятил Аша-Вахишта, что означало «лучшая праведность», и огню. Этот праздник возвещал ежегодное поражение Злого духа.
По зороастрийским обычаям в полдень нового дня приветствовали возвращение из-под земли полуденного духа Рапитвина, несущего тепло и свет. После этого духу Рапитвина ежедневно поклонялись в отведенное ему полуденное время, которое сейчас называется «Рапитва». Его призывали в молитвах Аша-Вахишта в течение всего лета. Есть, кстати, версия, что древне индоарии и древние славяне имели в прошлом общие корни. Об этом говорит сходство между Рапитвином и Ярилой - Солнцем.
Впоследствии зороастризм стал официальной религией древней Персии - и это объясняет персидскую легенду о Сиявуше. Однако языческие тюркские обряды в этом празднике также имели место: с древнейших времен туранцы и персы имели очень тесные культурные связи, которые, в принципе, продолжаются по сей день. Сведения об этом содержатся и в «Авесте».
Новруз содержит в себе несколько этапов и признаков. В его преддверии повсюду разжигались огни, начиная с самого высокого места на крышах домов и кончая свечами на праздничных столах. Кстати, понятие «высокое место» - «балакана» - в традициях огнепоклонничества играет очень заметную роль. Это в свою очередь позаимствовано огнепоклонниками из еще более древней религии - оролатрии, основными фетишами которой были скалы, вершины гор. Оролатрия - это своего рода культ горы. Отсюда же потом и иудеи, и христиане позаимствовали обычай восхождения на священные горы. Достаточно вспомнить восхождение на гору Моисея на Синае.
Если вернуться к огню как к символу Новруза, то этот символ сохранился и поныне, и не только в Азербайджане, но и в Иране и Центральной Азии. Там, в частности в Самарканде, очень торжественно отмечают наступление последнего вторника, предшествующего празднику. Когда заходит солнце, люди поют песни, играют на национальных инструментах, под звуки бубна организовывают факельное шествие к реке и там устраивают празднества. Разводят костры, прыгают через них, просят у природы обильного урожая, ищут защиты от злых духов… Они верят, что после этого в течение года будут избавлены от напастей и несчастий. После все купаются в реке. Те, кто побогаче, организуют угощение для бедных. Этот обычай весьма сходен с азербайджанским.
Любопытно, что ни к одному празднику в Азербайджане не готовятся так долго, как к Новрузу. Подготовка начинается еще с февраля. Накануне Новруза празднуют последние четыре вторника зимы - «илахыр чершенбе». Они символизируют четыре стихии: вода, огонь, земля, ветер. Первой обновляется вода - мутные воды очищаются, стоячие приходят в движение. Затем следуют огонь и земля. Их сила пробуждает природу от зимней спячки. И, наконец, считается, что ветер раскрывает почки деревьев - и наступает долгожданная весна.
По сути своей четыре элемента составляют основу бытия. По поводу каждого из этих дней в народе бытуют стихи, песни, ритуальные игрища, верования. Заранее взращивается и сэмэни. Кто-то сам замачивает пшеницу и ждет всходов молодых росточков, но большинство теперь покупает в магазинах, благо сэмэни продается в эти дни на каждом шагу. В старину, правда, считалось, что человек обязательно сам должен посадить и вырастить сэмэни. По тому, как росточки всходили, старые люди определяли, трудным будет год или благополучным.
Сэмэни символизирует изобилие и достаток, причем раньше ритуал замачивания зерен сопровождался песней «Сэмэни, храни меня, ежегодно буду растить тебя». Зороастрийцы наполняли сосуды семенами пшеницы или ячменя, заливали их водой, а когда они прорастали, относили домой и ставили на специально отведенное место. Точно так же делают сейчас не только у нас, но и в Иране и Центральной Азии. Однако только в Азербайджане взращивался главный сэмэни - на Гыз галасы (Девичья башня). Там же зажигали и праздничный факел - это делала избранная народом самая красивая девушка, Бахар ханым. Видимо, поэтому в Азербайджане очень распространено женское имя Бахар и мужское Новруз, - больше, чем в других тюркоязычных и персоязычных странах.
Проросшее сэмэни украшают красной ленточкой с бантом. Кстати, этот обычай тоже берет начало из зороастризма. Так украшали перед Новрузом рога скота, предназначенного для свадьбы, - это один из дошедших до нас обрядов Новруза, связанных с хозяйством и скотоводством. Некоторые исследователи предполагают, что красная ленточка на талии невесты тоже берет истоки в зороастризме.
Еще один обычай Новруза - ставить на стол в дни праздника семь символических блюд, название которых начинается с буквы «с». Классический список это - сэмэни (причем не только пророщенная пшеница, но и специальная каша из пшеницы), су, сумах, сюд, сирке, сабзи и сиб («сиб» - не тюркское слово, в переводе с фарси - «яблоко»).
Но если каких-то вещей из этого списка нет, можно использовать сарымсаг, суджук, сюмбюль. А если пшеничного колоска нет, можно использовать и хлеб. Согласно старинному обычаю, все это полагалось ставить перед большим домашним зеркалом - символом чистоты.
Количество блюд объяснялось верой в священное магическое число 7. Кстати, это находило проявление и в других элементах празднования: обычай гласил, что каждый должен перепрыгнуть через праздничный костер семь раз или по одному разу через семь костров. Более того, в старину, когда Новруз байрамы в Азербайджане назывался «Туран», он отмечался семь дней. Под влиянием этой традиции в старину и свадьбы продолжались семь дней. Кстати, в Новруз всегда росло число свадеб. Те, кто хотел женить детей, стремились приурочить свадебные торжества к этому празднику, так как в народном представлении семья, зародившаяся в эти дни, будет счастливой и благополучной. Если же не удалось организовать свадьбу, устраивали смотрины и делали признание в любви.
В первый день нового года было принято рано вставать. Там, где это возможно, люди шли к реке или роднику: умывались, брызгали друг на друга водой. Ведь вода - символ чистоты и свежести, и тем самым все желали друг другу хорошего и счастливого нового года. Затем там же угощали друг друга сладостями. В этот день утром необходимо было съесть что-нибудь сладкое, например, мед или сахар. После чего следовало вдохнуть ароматный дым, это являлось символом освобождения от злых духов.
В момент наступления нового дня нового года по народному обычаю необходимо было выйти из дома во двор или, стоя перед открытым окном, задумать желание. Этот обычай сохранился и поныне.
Затем наступало время садиться за праздничный стол. Кроме семи кушаний подавались типично азербайджанские сладости и, конечно, плов, - праздничное блюдо на все торжества. Кроме того, на стол ставили зеркало, свечу и крашеные яйца. Все эти предметы имеют глубоко символическое значение: свеча - свет и огонь, оберегающий человека от злых духов; зеркало - знак ясности и установления времени наступления нового года, а яйцо - символ начала новой жизни. За столом устраивались соревнования по разбиванию яиц, причем в забаве с одинаковым азартом принимали участие и дети, и взрослые. Тот, кто выигрывал, получал дополнительное яйцо и съедал его. Считалось, что в новом году он от этого станет в два раза счастливее.
Кстати, многие исследователи отмечают черты сходства Пасхи и Новруза: заранее варят и раскрашивают яйца, наводят чистоту в доме, стирают и обновляют одежду… Как и в некоторые православные праздники, в последний вторник перед Новрузом дети стучат в двери соседских домов, кладут шапки или небольшие мешочки у порога и прячутся. Хозяева должны положить туда праздничное лакомство. Гадание, как обычай, также общий для этих двух праздников.
Все это говорит о том, что корни и истоки у всех людей общие, и глупо делить их по нациям и народам. Начало нового года в день весеннего равноденствия - общий праздник всех землян, к какому бы вероисповеданию они ни принадлежали. Начало весны это начало новой жизни - в этом глубочайшая философия праздника. И в этом причина всенародной любви к Новруз байрамы в Азербайджане. Ведь это праздник не только весеннего равноденствия, но и равенства людей, их сплоченности. Он сближает людей самых различных слоев, укрепляет взаимоуважение, взаимопонимание и мир в обществе. По сути, все вышеперечисленное является основной чертой азербайджанского менталитета, самым ярким выражением азербайджанского национального духа.
Али САИДОВ
Каспiй.-2017. - 18 марта. - С. 10.