Выявляя талантливейших
Конкурс мугама в самом разгаре
После завершения отборочного тура в регионах начался финал VI телевизионного мугамного конкурса, проводимого при поддержке Фонда Гейдара Алиева на основе проекта Азербайджанского Фонда культуры, при организационной поддержке Азербайджанского телевидения и с участием Министерства культуры и туризма.
Важное дополнение к будням
Нынешний конкурс примечателен тем, что в состав его жюри впервые вошел профессиональный филолог, секретарь Союза писателей Азербайджана Ильгар Фахми, а это значит, что Слово станет более значимым фактором при определении победителей. А ведь список главных ценителей и без того представителен - как и в предыдущих конкурсах, в него входят народные артисты Азербайджана профессоры: Алибаба Мамедов, Ариф Бабаев, Сакина Исмайлова и Мансум Ибрагимов, секретарь Союза композиторов заслуженный деятель искусств Сардар Фараджев. Ну, а возглавляет его, причем бессменно, весьма авторитетный специалист заслуженный деятель искусств АР, замдиректора государственного телеканала «Mədəniyyət» Надир Ахундов.
Позади две недели выступлений обоих групп конкурсантов, и уже можно говорить о некоторых тенденциях и фаворитах конкурса. Отрадно, что среди молодых ханенде на конкурсе участвует и представитель Исламской Республики Иран Маджид Асри, ученик лауреата предыдущего мугамного конкурса Насера Атапура. Отметим, что практически все финалисты обладают яркими, хорошими голосами, тонко чувствуют особенности национального мугама, хотя во время первых проб ребята с трудом скрывали свое волнение. Оно и понятно, ведь многие из них не имели опыта публичных выступлений, да и общение с корифеями мугамного искусства, конечно же, накладывает на них определенную ответственность. Хотелось бы особо подчеркнуть работу членов жюри, каждый из которых дает оценку выступлению с разных аспектов и позиций, делая скрупулезный как теоретический анализ, так и исполнительский. Участникам, обладающим большим потенциалом, но в силу своей неопытности и отсутствия знания всех тонкостей мугамного исполнения иногда в целях придания стимула и одобрения некоторые члены жюри ставят завышенные оценки. Такая позиция в начале конкурса оправдывает себя в будущем, придает смелости молодым ханенде, заставляя их еще упорнее работать над собой, ведь прозорливые профессора мугама видят в исполнении молодежи нюансы и моменты, которые скрыты от обычных глаз и слуха, задатки, которые разовьются в будущем в яркую и талантливую индивидуальность. Взгляд убеленных сединами корифеев мугама глубок и простирается далеко вперед.
Опыт корифеев пригодится всегда
Рассматривая работу уважаемого жюри, хотелось бы подчеркнуть бескомпромиссность и объективность живой легенды национального мугама Алибабы Мамедова, строгость которого сочетается с отеческой добротой и заботой о будущем развитии отечественного мугамного исполнительства. Его короткие рассказы и воспоминания о корифеях народного искусства прошлого века и выдающихся музыкантах, с которыми ему довелось общаться и беседовать, всегда притягательны и оригинальны. Будучи теоретиком и практиком, он олицетворяет великую живую школу мугамного исполнительства, это, с позволения сказать, ходячая музыкальная энциклопедия искусства ханенде с богатейшим жизненным и исполнительским опытом, в котором так нуждаются наши молодые певцы.
Поскольку мугам поют, в основном, на стихи и газели классических восточных поэтов, остро актуализируется знание молодыми ханенде восточных языков.В газелях содержится множество арабо-персидских слов и выражений, и неправильное произношение или ударение не на том слоге сводит на нет всю философию, мудрость и глубочайший смысл поэтических строк, а, в конечном счете, и ценность самого мугама. Среди ханенде старшего поколения немало блестящих знатоков и грамотных интерпретаторов классической поэзии. Они прекрасно владеют восточными языками и знают тонкости аруза, в котором пишутся газели, и способны часами цитировать бессмертные стихи Физули, Ширвани, Хагани, Вахида и других поэтов.
Обогащающий искусство синтез
Мугамное искусство представляет собой синтез поэзии и музыки, это триединство слова, музыки и голоса. В этом плане присутствие в жюри филолога Ильгара Фахми, его узконаправленные суждения о правильности произношения и даже искажении известных бейтов и рубаи, значительно обогащают и углубляют анализ выступлений молодых ханенде. Профессиональное мнение литературоведа вместе с высказываниями опытных мугаматистов делают конкурс еще более целостным, всеобъемлющим и интересным не только для участников, но и для зрителей. В этом плане мугамный конкурс, в целом, замечания и суждения членов жюри после выступлений участников, в частности, вносят огромный познавательный и просветительский заряд. Живая телевизионная трансляция делает эти концерты доступными для миллионов наших соотечественников и даже для граждан сопредельных с Азербайджаном государств. Хотелось бы также выделить позицию бессменного исполнительного директора всех мугамных конкурсов Надира Ахундова, которая отличается независимостью и объективностью, проникнута любовью к мугаму и отличным знанием всех его тонкостей. Зная о возможностях и ценности голоса какого-либо участника по отборочным и репетиционным выступлениям, но не сумевшего достойно продемонстрировать их на сцене в силу каких-то причин, Надир муаллим, проявляя определенную смелость и дальновидность, бесстрашно выставляет оценку на балл выше всех остальных членов жюри. Причем его оценка соответствует не конкретному выступлению участника, - возможно, не самому удачному, - а его силам, красоте голоса и потенциалу. Тем самым он дает молодым ханенде дополнительный шанс для продолжения участия в конкурсе и совершенствования своего мастерства. Подобные мудрые жесты Н.Ахундова снискали к его личности уважение и почтение публики, которая в такие редкие моменты устраивает ему настоящую овацию искренней солидарности.
Воспоминания и реалии
С самого первого мугамного конкурса участников всегда сопровождал ансамбль народных инструментов под управлением заслуженного артиста АР талантливого музыканта-виртуоза Сахиба Пашазаде, которому на Западе присвоили титул «Паганини Востока». Молодой тарист каждым своим выступлением оправдывает и подтверждает этот почетный титул, вызывая неизменное восхищение зрителей и срывая заслуженные аплодисменты. По его игре можно судить о блестящем развитии отечественной исполнительской школы игры на таре. Выступления ансамбля отличаются слаженностью, безупречностью и тонкостью исполнения, разнообразием и яркостью представляемых отрывков-ритмичных «ренгов», исполняемых в перерывах между выступлениями участников.
Стало доброй традицией еще до начала выхода конкурсантов показывать на мониторах выступления ханенде начала и середины прошлого века, делиться воспоминаниями о них, подчеркивать исполнение ими конкретных мугамов, ставшими эталонными и классическими, на которых выросло не одно поколение мугаматистов. Именно этим и объясняется тот факт, что члены жюри часто советуют участникам конкурса постоянно слушать те или иные мугамы в исполнении корифеев, обращать внимание на переходы и конкретные детали исполнения, на своеобразие исполнения одного и того же мугама разными ханенде, на выбор ими для конкретного мугама тех или иных газелей. Для участников мугамного конкурса этот опыт станет, пожалуй, самым богатым жизненным и профессиональным опытом и школой мугамного исполнительства, ведь они получают высочайший мастер-класс сразу у нескольких народных ханенде, отдавших бесценной жемчужине азербайджанской народной музыки всю свою жизнь…
Великолепная организация конкурса позволяет присутствовать на концертах представителям самых широких слоев общественности. Примечательно, что для иностранных граждан и гостей столицы также создана возможность посещения этих концертов, что делает азербайджанский мугам достоянием не только мусульманских народов, а знакомит и раскрывает для всего мира многовековую сокровищницу азербайджанского народно-музыкального искусства.
АФЕТ ИСЛАМ
Каспiй.-2017. - 28 марта. -
С. 13.