Мы родились мужчинами!
Наследие Кямиля Рустамбекова продолжает
жить и радовать нас
КИНОЛЕТОПИСЬ
14 февраля 1956 года во многих домах Азербайджана зажглись голубые огни телевизионных экранов, а ровно в 20.00 тогда еще малоизвестная актриса - красавица Наджиба Меликова произнесла знаменитые слова: «Говорит и показывает Баку!». В тот исторический момент за телекамерой стоял молодой специалист с престижным баумановским образованием - инженер Сарвер Гулиев, а за режиссерским пультом - Кямиль Рустамбеков, его двоюродный брат, и его коллега Ариф Бабаев. Пройдет время, и каждый из них своими профессиональными успехами и достижениями внесет серьезный вклад в национальную культуру и инженерию.
Существует вполне доказуемое мнение, что таланты или их отсутствие заложены в человеке самой природой. Но столь же доказуема и иная точка зрения: бытие определяет сознание. Что касается героя нашего повествования - видного азербайджанского режиссера и сценариста Кямиля Аслан оглу Рустамбекова (7 декабря 1924г. - 2 февраля 1991г.), то высшая сила наделила его и природным талантом, и возможностью родиться в высокоинтеллигентной семье, созданной союзом двух знатных родов - Рустамбековых и Мурадхановых, представители которых на протяжении уже нескольких поколений вызывают уважение своим вкладом в развитие национального научного и культурного наследия.
Немного истории
Дед Кямиля Рустамбекова по отцовской линии - Асад бек Рустамбеков (уроженец Сальяна, чиновник судебных учреждений) славился своей эрудицией и широкой образованностью. Ему принадлежала бесценная библиотека, в которой было немало раритетных книг, в том числе и уникальное издание Фирдоуси.
Асад бек и его супруга Досту ханым (из рода Мурадхановых) воспитали четверых сыновей. Трое из них - Фатулла бек, Шахбаз бек, Бахыш бек, получив блестящее образование в лучших вузах Санкт-Петербурга, сыграли немаловажную роль в экономическом развитии не только Азербайджана, но и России.
Что же касается четвертого - Мухаммед бека, то он отличался слабым здоровьем и довольно рано покинул этот мир, оставив на попечение Бахыш бека двух своих сыновей - Аслана (в будущем отца Кямиля Рустамбекова) и Исмаила (пройдет время, и сын Исмаил бека - Пярвиз Рустамбеков - станет легендой азербайджанского джаза).
Истории было суждено повториться: избранницей теперь уже Аслана Рустамбекова (в 20-е годы прошлого века он преподавал русский язык в Индустриальном институте) станет Беюк ханым - племянница Досту ханым и дочь Асадуллы бека Мурадханова (1866-1942) - члена Государственной Думы Российской империи первого созыва, природный талант которого позволил ему зарекомендовать себя высоким профессионалом в качестве педагога, переводчика, каллиграфа, режиссера, просветителя, публициста. Асадулла бек написал статьи для знаменитого Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, поставил на сцене Сальянского театра ряд спектаклей, организовал в Сальяне Общество любителей театрального искусства, учредил библиотеку, открыл читальный зал и, кстати, активно публиковал свои статьи в газете «Каспiй».
Справедливости ради надо сказать, что союз Аслан бека и Беюк ханым был заключен не столько по любви, сколько по социальному соответствию. Аслан бек, как, впрочем, и многие представители азербайджанской знати, не мог смириться с новым укладом жизни, установленным советской властью, зато его супруга, несмотря на свое дворянское происхождение, разумно подошла к веяниям времени и даже вступила в ряды членов ВКП(б). Можно предположить, что этот шаг с ее стороны был вынужденным, иначе вряд ли она была бы допущена до работы в детском саду.
В какой-то момент Аслан бек решает переехать в Карабах, но не находит в этом вопросе поддержки супруги. Беюк ханым остается в Баку с сыном Кямилем, который был предан матери, любил ее безгранично, но и доставлял немало хлопот (старший сын - Шовкет, заболев пневмонией, покинул этот мир в возрасте 16 лет).
Кямиль
Несмотря на шалости и непослушание, Кямиль учился хорошо, увлекался литературой, поэзией, историей. В то же время в студенческие годы будущий режиссер начал шить замечательную обувь. В этом ему помогали природная способность к рисованию, хороший художественный вкус, а также желание быть полезным своей семье. Вырученные от продажи обуви деньги он вносил в семейный бюджет. Но мечтал Кямиль о другой профессии. Он любил театр и еще ребенком восхищался искусством Ульви Раджаба, именем которого позже назовет своего сына.
В 1948 году Кямиль Рустамбеков успешно сдает экзамены и поступает на режиссерский факультет в Азербайджанский государственный театральный институт. Этапным для него стал 1956 год, вошедший в историю Азербайджана как начало эры телевидения. Первые видеозаписи концертов с участием Бюль-Бюля, Хана и Сеида Шушинских, Гурбана Примова, Шовкет Мамедовой, Агигят Рзаевой, лучших народных трио проходили при непосредственном участии Кямиля Рустамбекова. Именно здесь, на телевидении, началось его профессиональное восхождение: ответственный редактор - старший режиссер - главный режиссер. В 1960 году К.Рустамбеков создает первый в истории Азербайджана телевизионный художественный фильм «Айгюн», в котором выступает в качестве режиссера-постановщика и сценариста.
«Айгюн»
Обратившись к поэме «Айгюн» Самеда Вургуна, К.Рустамбеков создал мелодраму, которая на протяжении без малого 60 лет продолжает волновать зрителей. Успеху фильма способствовал замечательный состав актеров: Н.Меликова, Г.Салаев, Р.Топчибашева, Г.Аббасов, Р.Афганлы, С.Бясирзаде, Б.Сафароглу, которым удалось воссоздать на экране живые человеческие чувства. Следует отметить и работу талантливого оператора А.Гусейнова, а также проникновенную музыку З.Багирова.
Из воспоминаний Жанны Рустамбековой (супруга режиссера): «Отпущенных на съемку денег хватило лишь на половину фильма. Надо ли говорить, какие чувства испытывал Кямиль! Видя состояние своего сына, Беюк ханым собрала все имеющиеся у нее золотые украшения и отдала Кямилю. Это был акт великой материнской любви, равной которой нет. Работа над фильмом была продолжена».
В 1962 году у четы Рустамбековых родилась дочь, которую Кямиль муаллим назвал именем героини своего первого полнометражного художественного фильма - Айгюн.
Это - именно Она
Молодой режиссер вместе со своей матерью жили неподалеку от знаменитого Дворца бракосочетания «Saadət sarayı» в однокомнатной квартире с общими с соседями коридором и кухней. Одну из комнат этой коммунальной квартиры снимала Жанна Роман - студентка АПИ им.М.Ф.Ахундзаде (родители девушки жили в Кировабаде - ныне Гянджа). Скромная, хозяйственная, да к тому же и внешне привлекательная, девушка сразу же приглянулась Беюк ханым: «Быть может, это именно Она? Кямилю уже 35 - когда же, если не сейчас!».
Так и получилось. Кямиль и Жанна прожили вместе немногим более 30 лет, отмеченных счастьем отцовства и материнства, успехами и разочарованиями, радостными и печальными днями. Собственно, все, как и бывает в жизни, если не считать общепринятого факта: творческий человек - это всегда непросто!
«Человек и цепи»
По воспоминаниям современников, Кямиль муаллим был человеком чести и никогда не оставался в стороне, если при нем унижалось человеческое достоинство. Гневным протестом против попрания прав человека прозвучал его фильм «Человек и цепи» (1964), снятый по мотивам «Повести о человеке, превратившемся в собаку» аргентинского писателя-драматурга Освальдо Драгуна. В сценарии, написанном Э.Алибейли, сохранена основная идейная канва литературного первоисточника, рассказывающего о трагедии человека, вынужденного ради семьи согласиться заменить погибшую собаку. Но подавить человеческое достоинство непросто. «Я же человек!», - восклицает герой фильма Альвардо (Агададаш Гурбанов), но его голос тонет в животном хохоте нелюдей.
В роли Марии (жена Альвардо) снялась одна из самых талантливых и перспективных актрис 50-60-х годов прошлого столетия - Тамилла Агамирова, которая вот уже пять с половиной десятилетий идет по дороге жизни вместе со своим супругом - знаменитым артистом и певцом Николаем Сличенко.
«Поединок в горах»
В 1966 году К.Рустамбеков начинает работать на киностудии «Азербайджанфильм» им.Дж.Джаббарлы. Этот период отмечен творческой активностью режиссера, который снимает фильмы, телевизионные шоу, пленэрные концерты, требующие особого художественного видения. А в 1967-м он завершает работу над фильмом «Поединок в горах» по сценарию А.Муганлы. Съемки фильма проходили в Чегемском ущелье, на территории Кабардино-Балкарии. По сценарию фильма обвал загоняет в ущелье молодого пограничника Фарруха (Шахмар Алекперов) и преследуемого им нарушителя границы (Рза Афганлы), который рассказывает о своей жизни. По ходу диалога Фаррух узнает в нарушителе своего отца, которого считал погибшим на фронте.
Рассказывает Айгюн Рустамбекова: «Папа любил этот фильм, но по его собственному признанию, работа над картиной далась ему нелегко - в нем жило глубоко спрятанное сопротивление существующей власти, которое время от времени давало о себе знать: «Я не доживу, но вы увидите, как скинут Ленина и Кирова!».
Фильм «Поединок в горах» имел громкий успех и под №834 вошел в число самых кассовых фильмов СССР.
«Последний перевал»
24 июля 1972 года состоялась московская премьера фильма «Последний перевал». По мнению многих кинокритиков и актеров, этот фильм, снятый Кямилем Рустамбековым «от сердца», по праву занимает достойное место в ряду лучших достижений национального кинематографа.
Ознакомившись с размещенными в социальных сетях результатами опроса на тему «Азербайджанские деятели кино о своих любимых фильмах», можем узнать авторитетные мнения, к примеру, народного артиста Азербайджана Фуада Поладова: «…назову лишь две картины - они в самом деле самые любимые. Это фильм «Последний перевал», по актерской игре не знающий себе равных. Очень мощный актерский состав, все артисты, как говорится, на своем месте, и все играют превосходно. Второй фильм - «Хлеб поровну» (режиссер - Ш.Махмудбеков - Авт.) - очень добрая картина, которая покорила меня своей искренностью и чистотой».
Успех фильма «Последний перевал» был подтвержден Первой премией V Всесоюзного кинофестиваля (Тбилиси, 1972). Кроме того, в номинации «Лучшая мужская роль» высшей награды были удостоены Адиль Искендеров (за роль Кербалаи Исмаила) и Гасан Мамедов, исполнивший роль Абасгулу бека Шадлинского.
Драматические события в фильме, происходящие в одном из горных сел Карабаха, повествуют о годах становления советской власти. Сведущие люди отмечают, что в образе Кербалаи Исмаила - знатного землевладельца села Гарабаглар, оказывающего вооруженное сопротивление советской власти, присутствуют черты самого Кямиля Рустамбекова. Приведем один из диалогов фильма, в котором Абасгулу бек призывает Кербалаи Исмаила к примирению:
- Прими, наконец, советскую власть!
- Сказали отдать зерно - отдал, скот отдайте - отдал. Скоро прикажут отдать шапку и честь - этого я никогда не сделаю!
Действительно, в подтексте фильмов, снятых К.Рустамбековым, как правило, обязательно присутствует точка зрения, созвучная его жизненному кредо: «Мы родились мужчинами и умрем мужчинами!».
Издержки времени
Рассказывает Жанна Рустамбекова: «Вряд ли можно найти человека искусства, который не испытал бы за свою жизнь сильнейшее разочарование, если не потрясение. Это, мягко говоря, неприятное чувство не обошло стороной и Кямиля. Когда такое случалось, он, прежде чем войти в дом, с особой тщательностью вытирал о половик ноги. Помнится, в один из таких моментов, потеряв терпение, я ему сказала: «Ay, kişi, gəl içəri!» («Зайди уже в дом!»), на что он ответил: «Хочу всю грязь оставить за порогом своего дома!».
Я на всю жизнь запомнила один из дней 1970 года. Кямиль, как обычно, волновался перед началом работы над новым фильмом. На этот раз ему предстояло снимать «Семеро сыновей моих» (по мотивам «Комсомольской поэмы» Самеда Вургуна). Но неожиданно для всех фильм передали другому режиссеру. Узнав об этом, Кямиль написал заявление об уходе с киностудии и… пытался раздобыть пистолет. Кому предназначалась пуля - можно только догадываться… Я упала ему в ноги… Смогла произнести лишь одну фразу: «У нас дети, у тебя старая мать!».
Этот фильм никто из нашей семьи так и не посмотрел…»
«На крыльях песни»
Прошел год, два… Кямиль Рустамбеков преодолел мучительный барьер, начал снимать документальные фильмы, концертные программы. А в 1973 году появился телевизионный музыкальный фильм «На крыльях песни», в котором К.Рустамбеков выступил в качестве режиссера и сценариста.
Для участия в съемках Кямиль муаллим пригласил тогда еще молодых, но уже популярных артистов - Полада Бюльбюльоглу, Октая Агаева, Флору Керимову, Ильхаму Гулиеву, Джаваншира Алиева, Джавана Зейналлы, а также вокальные квартеты «Гая» и «Севиль», танцевальные ансамбли «Чинар» и мужской ансамбль танца Азгосфилармонии. В фильме прозвучали песни Т.Гулиева, Дж.Джангирова, Х.Мирзазаде, В.Адыгезалова, Полада Бюльбюльоглу, О.Кязимова, Т.Бабаева, народные песни и танцевальные мелодии.
Рассказывает Айгюн ханым: «Отец с уважением относился к людям искусства, но никогда не шел на поводу ничем не обоснованных претензий и капризов. Так, после первого просмотра фильма «На крыльях песни» одна из участниц кокетливо возмутилась: «Вы меня сделали такой уродливой!». Ответ был категоричным: «Что поделаешь, какая есть!».
Для папы понятие «современно» полностью исключало даже намек на излишнюю свободу в имидже. Бывали случаи, когда он останавливал съемку, ставя условие: «Такой наряд недопустим!». А на ревностные обиды «почему у нее так, а у меня по-другому», коротко отвечал: «У вас другие задачи». Никакие просьбы, никакие звонки «сверху» не могли изменить его решений».
«На крыльях песни» - это картина о Баку и бакинцах. Все здесь родное: панорама города 60-70-х годов прошлого столетия, снятая с высоты птичьего полета; песни, каждая из которых - символ своего времени; улицы, узнаваемые теперь людьми среднего и старшего поколений; неоновые рекламные вывески, конечно же, меркнущие перед системой подсветок современного Баку, но от этого не теряющие своей привлекательности. Фильм снят с большой любовью, что придает ему особую эмоциональную теплоту, увлекающую зрителей в волшебный мир искусства.
Мнение
«Кямиль был сдержан в выражении чувств. Но кем он искренне восхищался, так это Гейдаром Алиевичем, - вспоминает Жанна ханым. - В 1969 году, когда Гейдара Алиева только назначили первым секретарем ЦК КП Азербайджанской ССР, Кямиль возглавил съемочную группу, которой поручили отснять выступление нового руководителя государства. Придя домой, он не мог сдержать своего восхищения: «Что за личность! Мы сегодня снимали человека, который не только обладает уникальными ораторскими способности, огромным обаянием, но и мыслит масштабными категориями!».
Политика нового руководителя страны, в частности в области культуры, открывала для творческих людей широкие перспективы. Так, в середине 70-х годов артистический мир облетела весть: во ВГИКе впервые открываются азербайджанские курсы актерского мастерства, которые будет вести прославленный актер и кинорежиссер Евгений Матвеев. На киностудии им.Дж.Джаббарлы начался прием документов…
Новые возможности, открывающиеся перед творческой молодежью Азербайджана, радовали К.Рустамбекова, который в те годы возглавлял созданную еще в 1925-м по инициативе Шамиля Махмудбекова Студию по подготовке национальных актерских и режиссерских кадров при АФКУ (Азербайджанское фото-кино управление, ныне - киностудия «Азербайджанфильм им.Дж.Джаббарлы»). Значимость этого творческого объединения подчеркивается тем фактом, что в свое время в студии обучались Дж.Джаббарлы, М.Микаилов, А.Таиров и другие видные деятели азербайджанской культуры.
Кямиль муаллим обладал необходимыми для творческого наставника качествами: умел слушать, никогда не подавлял творческую инициативу, старался найти индивидуальный подход к каждому, кто избрал для себя совсем не простой путь в кинематографе. Он осознавал ответственность: славная история студии ко многому обязывала.
«Дервиш взрывает Париж»
«Кямиль с удовольствием принимал гостей и всегда был внимателен к приезжим коллегам, - вспоминает Жанна ханым. - Так было и во время визита Евгения Матвеева и, конечно же, Сергея Юрского, приглашенного в Баку для участия в съемках фильма «Дервиш взрывает Париж». Столько лет прошло, а я так хорошо помню его реакцию на плов. Только внесла в комнату блюдо, как Юрский взмолился: «Стойте! Стойте! Не ешьте! Вы же видите, он живой! Он дышит!».
Кямиль восхищался этим актером и тем, как он понимал задачи, поставленные перед ним режиссером. Представьте, Юрский категорически отказался от дублеров и за самый короткий срок выучил текст на азербайджанском языке, да еще умудрился придать ему французский акцент. Роль была сыграна им блестяще!».
Сатирическую музыкальную комедию «Дервиш взрывает Париж» (1976) К.Рустамбеков снимал совместно с талантливым азербайджанским режиссером Ш.Махмудбековым. Для участия в фильме были приглашены известные актеры советского и азербайджанского кино, в том числе С.Юрский, М.Бабаев, А.Искендеров, Л.Бадирбейли, Г.Турабов и др. Этот солидный ряд органично дополняют сценарист А.Гулубеков, талантливые операторы З.Магеррамов и А.Нариманбеков, художник Н.Зейналов и блистательный композитор Тофик Кулиев. Фильм снят по мотивам комедии Мирзы Фатали Ахундзаде «Повесть о Мусье Жордане, ученом-ботанике, и дервише Масталишахе, знаменитом колдуне» (1850). Премьера фильма состоялась в Москве в июне 1978 года и прошла с большим успехом.
Сегодня особую ценность приобретают источники, убедительно демонстрирующие правду об оккупированном ныне Нагорном Карабахе, пейзажи и история которого оживают в картинах Кямиля Рустамбекова. В этом смысле показателен и рассматриваемый фильм.
«Жди меня»
«Жди меня» - последний художественный фильм (1976) К.Рустамбекова. В основе фильма - пьеса «Песня осталась в горах» Ильяса Эфендиева. Авторы сценария - Эльчин (Эфендиев) и О.Линдина. Поиск себя в окружающем мире, выбор своего пути и предназначения в переломные моменты истории - таков круг образов фильма, завершившего творческие искания К.Рустамбекова в области художественного кинематографа. Действие картины происходят в 20-е годы прошлого столетия, когда социальные противоречия разрешались сильнейшими столкновениями двух миров, но неизменными оставались высокие человеческие чувства. Вот и на этот раз картина повествует о сложном выборе и четкой гражданской позиции, о любви молодого человека из бедной семьи - Ниджата - к дочери бека.
В 1982 году К.Рустамбекова приглашают на должность режиссера высшей категории в Государственный комитет по ТВ и радиовещанию. «В 1985 году руководство киностудии на всеобщем собрании объявило: достигшие пенсионного возраста должны уйти с работы, - вспоминает Ж.Рустамбекова. - Кямиль был человеком гордым, бескомпромиссным. Он тут же написал заявление об уходе… Позже выяснилось, что к обсуждаемому вопросу подошли гибко и мало кто покинул свое рабочее место».
Эпилог
Последние шесть лет своей жизни Кямиль муаллим молча страдал без любимого дела. Его состояние усугублялось физическим нездоровьем, а может быть, и наоборот, отсутствие работы пагубно влияло на его самочувствие. 2 февраля 1991 года в возрасте 67 лет режиссер Кямиль Рустамбеков ушел из жизни, оставив пусть небольшое в количественном отношении, но достойное наследие, вошедшее в золотой фонд национального кинематографа.
Сегодня, листая страницы прошлого нашей страны, мы отдаем дань памяти личностям, оставившим в ее истории яркий, неизгладимый след. Можно ли отнести к этой когорте Кямиля Аслан оглу Рустамбекова? Однозначно - да. Его наследие, несмотря ни на что, продолжает жить и радовать нас своим совершенством.
Рая АББАСОВА
Каспiй.-2017. - 20 мая. - С. 14;18.