Талышинские

 

Они оставили заметный след в медицинской науке и практике

 

У каждого времени свои герои, люди, которые, благодаря самоотверженному творческому труду и высоким человеческим качествам завоевали любовь и признание современников, оставили заметный след в жизни своей страны.

 

Сегодня наш рассказ о представителях династии хирургов-травматологов, родоначальником которой был известный в республике и за ее пределами Агахан Талышинский, врач от Всевышнего, как его называли, человек, чье имя и сегодня произносится с почтением и гордостью в ряду его замечательных коллег, по праву считающихся цветом нашей нации, таких как Мирасадулла Миркасимов и Мустафабек Топчибашев, Джамильбек Лемберанский и Азиз Алиев, Беюкбей Махмудбеков, Абульфас Гараев и другие.

 

…Его называли хирургом-новатором. Много лет назад в одном из местных изданий я уже писала о том, как в годы полыхавшей далеко от нас войны, когда в Баку ежедневно поступали эшелоны с ранеными, Агахан Талышинский, человек, чуткий к людским страданиям, предложил оригинальный метод, облегчавший жизнь раненым, оставшимся без обеих рук, метод, с помощью которого обеспечивалось их более или менее самостоятельное существование. Этот метод был признан по всей стране и успешно применялся, принося облегчение многим получившим увечье на фронте.

 

А сколько еще таких совершенно неожиданных новшеств внес в хирургию за всю свою, к сожалению, недолгую жизнь наш соотечественник, медик-ученый, великолепный практик и, рассказывают, очень добрый и душевный человек!

 

Уроженец Лянкярана, где он получил начальное образование, будущий врач в возрасте четырнадцати лет поступил в Баку в мужскую гимназию, чему немало содействовало и близкое родство с героем Порт-Артура Самед беком Мехмандаровым. Затем в его жизни был Киевский медицинский университет, еще не окончив который, он служил рядовым врачом в одном из госпиталей Красного Креста: то были годы Первой мировой войны. После завершения ординатуры в Харькове вернулся на родину. Сначала в Лянкяран, где молодой специалист создал первую народную больницу с хирургическим отделением, а спустя несколько лет активно участвовал в создании в нынешней Гяндже отделения травматологии.

 

В 20-е годы прошлого столетия Агахану Талышинскому было доверено руководство научно-экспериментальным центром по травматологии и ортопедии Министерства здравоохранения Азербайджана, а в 30-е его назначили заведующим травматологическим отделением больницы имени Семашко, на базе которого, уже став доцентом, он обучал студентов Азгосмединститута.

 

В те годы им был подготовлен учебник «Травматология», первый на азербайджанском языке, что особенно ценно. Это было такое учебное пособие, которым будущие врачи пользуются и по сей день. Примерно в тот же период А.Талышинский обобщил результаты своей многолетней практики в научной работе на тему «Новый метод операций и костной трансплантации в лечении ложных суставов…», после чего Ученый совет Азербайджанского института усовершенствования врачей избрал его профессором и заведующим кафедрой ортопедии и травматологии.

 

Научную работу профессор Талышинский успешно совмещал с практикой, продолжая, особенно в годы Великой Отечественной войны, накапливать опыт в области военно-полевой хирургии и ортопедии и, будучи главным хирургом госпиталей ВЦСПС города Баку и его районов, старался передать его десяткам врачей эвакогоспиталей.

 

Как мне рассказывали сами медики, с именем профессора Агахана Талышинского связано также создание в нашей республике нового научного и лечебного учреждения - Азербайджанского института ортопедии и восстановительной хирургии, в котором сам он возглавил клинику ортопедии, травматологии и протезирования, главную его структуру. Кстати, тогда он взялся также заведовать курсами подготовки незрячих массажистов, чтобы помочь лишенным зрения людям обрести профессию.

 

Мне известно, что много лет назад старейшие работники этого медицинского учреждения, благодарные ученики выдающегося хирурга, выразили пожелание присвоить их институту имя стоявшего у его истоков профессора Талышинского. Увы, их предложение так и осталось безответным.

 

Однако память об этом неординарном человеке и специалисте высокого класса, ушедшем из жизни вскоре после великой победы над фашизмом, живет по сей день, и не только в нашей стране. Свидетельствует об этом и то, что портреты большого азербайджанского врача в знак признания его вклада в медицинскую науку и практику уже много лет висят рядом с портретами корифеев мировой хирургии в научных и лечебных учреждениях Москвы, Киева, Харькова и других городов бывшего Союза, а в Киевском институте травматологии и ортопедии установлен его бюст.

 

Многое о своем знаменитом деде Агахане мне рассказала его внучка - Гюляра Талышинская, с готовностью раскладывая передо мной альбомы, книги, папки с пожелтевшими от времени письмами, вырезками из газет, документами… Гюляра тоже посвятила себя хирургии и, судя по отзывам о ней ее пациентов, никогда не ошибается, ставя диагноз. «Помогает еще и интуиция, - говорит она, - а это, видимо, от деда…»

 

Но, думаю, не только от него: признанным в нашей республике травматологом был и ее отец, сын Агахана, Азиз Талышинский, один из плеяды успешных учеников профессора.

 

Судьба подарила нашей семье дружбу с этим человеком, очень любимым, прежде всего спутником моей жизни. Увы, оба они рано покинули этот мир: Азиз, едва перешагнув свое 50-летие, а Ариф - не дотянув до 60. Но в тех, кто их знал, и в частности Азиза, врача, принесшего много добра людям, живут, не угасая, самые светлые воспоминания о них…

 

Мое знакомство с продолжателем дела своего великого отца состоялось, когда Агахана Талышинского уже не стало, когда были позади мединститут, в котором Азиз постигал тайны искусства хирургии, и Лянкяран, родина родителей, где он делал первые шаги на этом нелегком поприще. Работая внештатным ординатором при госпитальной хирургической клинике Азгосмединститута - заведовал кафедрой здесь академик Миркасимов, - Азиз в числе других хирургов Азербайджана, отправившись в Ашгабат, оказывал неотложную медицинскую помощь пострадавшим от землетрясения. В самом конце 1949-го стал научным сотрудником НИИ ортопедии и восстановительной хирургии. А в начале 50-х годов прошлого столетия был избран по конкурсу ассистентом кафедры травматологии и ортопедии Азербайджанского государственного института усовершенствования врачей.

 

И все это время продолжал учиться, пройдя, в частности, курсы усовершенствования военных врачей запаса в Военно-медицинской академии в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), расширял свои практические познания, работая во имя этого, как говорят, денно и нощно, - был дежурантом, врачом-консультантом санитарной авиации, на общественных началах лечил спортсменов, нуждавшихся в медицинской помощи.

 

К спорту у доктора Талышинского всегда было особое отношение: он ведь и сам в студенческие годы активно занимался футболом. Его пациентами нередко становились знаменитые бакинские футболисты Анатолий Банишевский, Юрий Кузнецов, Валерий Гаджиев… А однажды, в самом начале своего нелегкого пути истинного врачевателя, молодому хирургу Азизу Агахан оглу удалось вернуть в большой спорт известную гимнастку, у которой случился разрыв так называемых ахилловых сухожилий. Наверное, увидев вскоре после сложной операции свою подопечную на гимнастическом помосте, он с гордостью подумал о нужности избранной им профессии и вспомнил напутствие отца об особой ответственности хирурга.

 

По рассказам коллег, Азиз никогда не искал легких путей. И если, решая судьбу попавшего к нему больного, ему предстояло сделать выбор между двумя возможностями помочь пациенту, он останавливался на той из них, что позволит человеку вернуться к полноценной жизни. Много лет назад об одном таком случае рассказала газета «Баку»: однажды в клинику доставили шофера, попавшего в тяжелую аварию, - читаю в ней. - Первое решение напрашивалось само собой: только ампутация ног могла сохранить пациенту жизнь… Но это означало оставить его калекой навсегда. Второй путь был более сложным и рискованным - операция… И хирург избрал его: целых четыре часа по крупицам собирал он раздробленные косточки, сажал их на место, кропотливо сшивал нервы и кровеносные сосуды…

 

Нетрудно представить, сколько при этом было потрачено здоровья!.. Может быть, потому и говорят, что по статистике среди тех, кто чуть ли не первым прощается с жизнью, есть и хирурги...

 

В 1963 году Азиз Талышинский защитил диссертацию на соискание степени кандидата медицинских наук. Работа его была посвящена теме «Переломы дистальных концов костей голени и их лечение». Родившаяся на основе большого клинического материала и многолетних исследований, она получила высокую оценку специалистов и имела большое практическое значение. И мы, его друзья - а это и талантливый композитор Васиф Адыгезалов, и не менее талантливый пианист Чингиз Садыхов, и другие его товарищи и коллеги, - помню, шумно и весело отметили это событие в квартире Талышинских над бывшим «Книжным пассажем», желая Азизу достижения новых высот…

 

Мы гордились им, человеком многогранным, человеком, чей круг привязанностей был так широк, что кроме медицины, главного дела жизни, включал еще и спорт, и музыку, которые он знал и понимал почти на уровне профессионалов. Потому Азиз был интересен всем. Часто с улыбкой вспоминаю, как этот серьезный ученый-медик с юмором исполнял на наших «собиронах» популярную и очень смешную песенку о грузинском кинто, идущем по тифлисским улицам, и вызывал всеобщий восторг.

 

Получивший признание высококвалифицированного травматолога, доктор Талышинский продолжал трудиться, помня о девизе «Больше инициативы, больше поиска новых путей», продолжая вносить много нового и оригинального в применяемые в медицинской практике методы лечения. Очень полезным было общение с российскими хирургами, учеными-медиками, работавшими в Баку и вместе с его отцом, профессором Талышинским, ставшими некогда основателями азербайджанской медицинской школы, давшей нашей большой тогда стране целый ряд талантливых врачей. Но совсем в не меньшей степени помогала Азизу и доставшаяся ему богатейшая медицинская библиотека отца с редкими изданиями, из которых молодой травматолог черпал немало ценного.

 

В начале 1964 года союзное Министерство здравоохранения командировало Азиза Талышинского в Алжир - это было, думаю, результатом высокой оценки, данной специалисту из Азербайджана. Целый год проработал наш соотечественник в Центральном госпитале крупного алжирского города Константино, возглавляя здесь травматологическое отделение. Поначалу местные жители относились к этому «русскому» доктору с опаской. Но очень скоро лед недоверия растаял: от больных, нуждавшихся в помощи врача, отбоя не стало. Приходилось ежедневно делать пять-шесть сложных операций, а еще ездить в Сахару, в разные города страны. Всего за год работы в Алжире доктор Талышинский провел несколько сот операций, и все - на высоком уровне, с самыми радужными результатами. Неспроста на многие его операции довольно часто приходили не только местные врачи, но и работавшие в этой стране зарубежные специалисты. Словом, алжирцы полюбили нашего соотечественника, всегда улыбчивого, обаятельного человека, умевшего найти единственно правильное слово утешения, вселявшего надежду…

 

«Если от первого общения с врачом больному не стало лучше, это уже не врач», - говорил знаменитый русский медик, академик Бехтерев. Думаю, наш земляк всей своей жизнью доказал, что экзамен на право называться врачом им выдержан на «отлично»…

 

Одновременно с лечебной работой, по поручению руководства посольства СССР в Алжирской Народной Демократической Республике (Чрезвычайным и Полномочным послом Советского Союза был тогда известный дипломат Пегов), посланец нашей страны занимался, и тоже успешно, еще и общественно-организаторской и преподавательской деятельностью, щедро делясь своим опытом с алжирскими специалистами…

 

Не могу отказать себе в удовольствии поделиться и своими личными воспоминаниями об алжирском периоде жизни нашего соотечественника. Дело в том, что именно в тот, 1964 год мне, собственному корреспонденту газеты «Известия» по Азербайджану, в составе небольшой группы молодых бакинцев довелось побывать в этой североафриканской стране, где мы принимали участие в открытии на Средиземном побережье, в местечке Сиди-Феруш, молодежного лагеря - там нас и разместили.

 

Естественно, еще до выезда я сообщила Азизу и его верной спутнице Эмме, ставшей и нам близким человеком, о своем приезде. Каковы же были мое удивление и радость, когда буквально через день после нашего приезда в Алжир мои дорогие бакинцы появились у нас в лагере! Впрочем, это можно было понять: ведь все мы были посланцами их родного города, а я еще и человеком, принесшим им свежие новости об их семье - дочках, мамах, друзьях… В свою очередь и они рассказали нам о своей жизни в этой стране, о по-особому доброжелательном отношении арабов к ним, представителям мусульманского Азербайджана…

 

Вернувшись на родину спустя год, Азиз Талышинский был вновь по конкурсу избран на должность теперь уже заведующего кафедрой травматологии и ортопедии Азербайджанского государственного института усовершенствования врачей имени Азиза Алиева, стал доцентом. А очень скоро указом Президиума Верховного Совета Азербайджана ему присвоили почетное звание «Заслуженный врач республики».

 

Продолжая лечить, доцент Талышинский с головой окунулся и в научную деятельность. Его многое волновало, а в том числе проблемы трансплантации, врожденных деформаций, костной пластики, применения металлических фиксаторов для скрепления костных отломков, внедрения компрессионного метода лечения переломов. Все эти проблемы легли в основу докторской диссертации Азиза Талышинского, над которой он серьезно работал, готовя ее к защите. Автор более пятидесяти научных работ по вопросам травматологии, ортопедии и восстановительной хирургии, он избирался делегатом и активно участвовал в большинстве всесоюзных и республиканских съездов и конференций, а также ряда международных конгрессов.

 

Да и на кафедре, возглавляемой Азизом Талышинским, научная жизнь все более набирала темп: 200 научно-исследовательских работ, 82 из которых были опубликованы в печати, а об остальных доложено на научных конференциях и сессиях, насчитывалось в активе у коллектива единомышленников этого неутомимого руководителя. Появились на кафедре и свои рационализаторы и изобретатели, внесшие много нового и интересного в медицинский инструментарий…

 

Азербайджанский институт травматологии и ортопедии завоевывал все большую популярность, и в Баку на усовершенствование приезжали врачи не только из районов нашей республики, но и из самых разных городов и далеких областей Советского Союза. Уезжали, как правило, благодарные за пройденную у доцента Талышинского хорошую профессиональную школу…

 

…Говорят, главный принцип таланта - это когда человек знает, чего он хочет. Наш соотечественник Азиз Агахан оглу Талышинский, представитель второго поколения династии замечательных азербайджанских хирургов-травматологов, всегда знал это. Ему было 52, он жил в ожидании защиты уже готовой докторской диссертации. Это тот рубеж, когда можно будет, как ему казалось, остановиться, оглянуться на достигнутое, подумать о том, что предстоит в будущем.

 

Однако судьба распорядилась иначе, отняв у него это будущее: в ночь на 8 марта 1974 года Азиза Талышинского не стало. Такого конца ничто не предвещало и не ожидал никто: и я в первую очередь. «Вот выпишусь из больницы, - сказал он мне, пришедшей навестить его днем 7-го, - обязательно поговорим об этом…». Речь шла о статье на медицинскую тему, которую я в то время готовила.

 

Провожал Азиза, как нам показалось, весь Баку, собравшийся у Дома медработника, откуда ему предстояло отправиться в свой последний путь. И среди тех, кто пришел сюда, были, несомненно, также его благодарные пациенты, люди, которым он подарил здоровье, а может, и жизнь…

 

Да, благому делу посвятили свою жизнь и Агахан, и Азиз Талышинские, а уйдя, оставили частицу себя в тех, кто продолжил их дело.

 

Это и племянник родоначальника травматологии в Азербайджане Рашид Талышинский, сменивший Азиза на посту заведующего кафедрой (к сожалению, и его сегодня нет среди нас), это и уже упомянутая мною дочь Азиза - Гюляра, врач-хирург поликлиники МВД, и внук старейшины династии профессор Мамед Бахшиев (Талышинский по маме), врач высшей категории России, а также сын Рашида - Рустам Талышинский, ныне заместитель директора по науке научно-исследовательского института травматологии и ортопедии. Наконец, это все те, кому профессор Агахан Талышинский и принявший эстафету у отца доцент Азиз Талышинский вложили в руку первый хирургический инструмент, с кем бескорыстно делились опытом и знаниями, кого сделали настоящими врачами…

 

…Чем больше лет проходит, тем глубже мы осознаем, какую огромную ценность представляли для нас эти люди, чей светлый, добрый ум, образованность, высокий профессионализм воистину бескорыстно, во имя нашего Сегодня служили Родине, народу, нации…

 

Эльмира АЛИЕВА,

заслуженный журналист Азербайджана

Каспiй.-2017. - 20 мая. - С. 15;19.