Друг и соратник Лятифа Керимова

 

Исполнилось 100 лет со дня рождения одного из основателей Азербайджанского музея ковра

 

ПАМЯТЬ

 

В 1967 году в Баку был открыт Музей ковра, ставший первым в мире музеем подобного профиля. Неисчерпаемое богатство азербайджанского ковроделия получило достойную оценку и наконец-то обрело свой собственный храм искусства. Первая его экспозиция разместилась в здании Джума мечети XIX века в Ичери шехер. Одним из тех, благодаря кому это начинание претворилось в жизнь, был талантливый и энергичный управленец Азиз Алиев - первый директор этого музея.

 

Азиз Алиев (1917-1988) родился в Южном Азербайджане, в городе Ардебиль. Десятилетним мальчиком он был привезен своей бабушкой Гызбяс ханым, желающей дать ему образование на родном языке, в Северный Азербайджан - к его дяде по матери Исмаилу Габибулле. Тот был крупным партийным функционером - член Центральной контрольной комиссии ВКП(б) Закавказья, состоял в свое время в дружбе с Лениным и Крупской и даже имел спецпропуск в Кремль.

 

После окончания школы с высокими оценками Азиз Алиев поступил на исторический факультет АГУ имирова (ныне Бакинский государственный университет), который он также окончил блестяще. Но по специальности работать не пошел - молодого историка властно влекло к себе изобразительное искусство. К тому же он подавал большие надежды как управленец.

 

Собственно, будущую жизненную стезю Азиз Алиев избрал еще до окончания школы. Пятнадцатилетним юношей он был принят в качестве техника на службу в Управление по делам искусств при Совете народных комиссаров (позднее - Совете министров) Азербайджанской ССР. После вуза начали отсчитываться следующие ступеньки его карьеры в этом же ведомстве, тогдашнем аналоге республиканского министерства культуры: инспектор отдела ИЗО, заведующий тем же отделом…

 

В 1940 году Азиз Алиев женился на Фаизе Султановой - актрисе Азербайджанского государственного русского драматического театра и Театра юного зрителя. У них родилась дочь Афет (она впоследствии избрала профессию режиссера и вышла замуж за известного режиссера, народного артиста Азербайджана Васифа Бабаева).

 

40-е годы оказались для Азиза Алиева не только счастливыми в личном плане, но и успешными в карьере. Он получил звание заслуженного деятеля искусств, некоторое время исполнял обязанности директора Центрального музея искусств, затем - директора Летнего театра.

 

В 1953-м Азиз Алиев стал директором Азербайджанского отделения Художественного фонда СССР. В тот период он сдружился со многими художниками. Среди них были, например, будущие известные скульпторы Омар Эльдаров, Токай Мамедов, Фуад Абдурахманов.

 

Народный художник, академик Омар Эльдаров вспоминает об Азизе Алиеве так: «Это был общительный, дружелюбный, инициативный и деловой человек, которого очень любили в коллективе. Он многое сделал для людей, для улучшения их положения. Вот только один пример. Союзу художников в те годы не полагались деньги из госбюджета: зарплата его сотрудников формировалась из средств, полученных за выполнение художественных заказов для тех или иных организаций. Но стараниями и хлопотами Азиза Алиева эта проблема была решена».

 

Еще через несколько промежуточных назначений судьба наконец подвела Азиза Алиева к тому, о чем он давно мечтал, - к созданию музея ковра. Первой ступенькой к этому стало назначение его в 1966 году начальником реставрационного сектора специальной научно-реставрационной производственной мастерской (СНРПМ) Министерства культуры Азербайджанской ССР. Спустя ровно год, в июне 1967-го, он был переведен из СНРПМ на должность директора вновь созданного Государственного музея азербайджанского ковра и народно-прикладного искусства, к рождению которого приложил руку и он - управленец с огромным опытом.

 

Его опыт очень пригодился другому энтузиасту, стоявшему у истоков этого важного начинания - выдающемуся художнику-ковроделу и теоретику ковроделия Лятифу Керимову. По воспоминаниям известного художника Эльдара Микаилзаде, который в ту пору был принят в музей на должность реставратора ковров, Лятиф Керимов высоко ценил усилия своего единомышленника и неоднократно заявлял: «Если бы не Азиз, я бы ничего не сумел сделать».

 

Прославленный художник и ковровед действительно взвалил на себя огромную ношу, которая была не под силу одному. Официальное создание музея и открытие его для широкой публики - далеко не одно и то же. Между этими двумя событиями в истории одного храма искусства подчас проходят годы. Так произошло и с Музеем ковра. Прежде чем он открыл свои двери для посетителей, его сотрудниками была проделана огромная работа по сбору ценного материала для коллекций.

 

Около пяти лет для этой цели организовывались научные экспедиции в районы страны. В них принимали участие виднейшие ученые - искусствоведы, этнографы, историки: Расим Эфендиев, Теймур Буньятов, Наджиба Абдуллаева и многие другие. Ученые по поручению руководства музея закупали у населения старинные ковры, ковровые изделия, образцы вышивки, предметы национальной одежды, медную посуду и т.д. Археологи предоставляли музею свои находки - керамику, ювелирные украшения древних эпох. Со временем фонды музея стали пополняться и произведениями современных художников - прежде всего ковроделов, а также скульпторов, керамистов, ювелиров, резчиков по дереву… Нужно было сформировать фундамент музейного фонда. Этим и занимались Лятиф Керимов и Азиз Алиев, организуя экспедиции.

 

Своим ходом в течение всего времени сбора коллекций шли и другие, сугубо административные хлопоты, возложенные на плечи Азиза Алиева: выбор помещения для музея, оформление его регистрационных документов… 15 лет Азизу Алиеву суждено было проработать в должности директора Государственного музея азербайджанского ковра и народно-прикладного искусства, но самыми сложными из них были, несомненно, первые пять. Те самые, когда формировалось ядро будущих коллекций и закладывались основы музея как научно-исследовательского центра.

 

Азиз Алиев находил время и для того, чтобы принимать участие в творческой жизни музея. К примеру, он внес ценное предложение: демонстрировать ковровые элементы снаряжения вьючных животных - мафраши (дорожные кофры), попоны, переметные сумы и т.д. - не на стендах, а на специально созданных для этого ажурных кованых фигурах осла и быка в натуральную величину. Дальнейшая восторженная реакция публики показала, что это было удачное решение (подобные элементы используются и сейчас, в современной экспозиции Азербайджанского музея ковра).

 

1 июня 1972 года в Ичери шехер состоялось торжественное открытие нового музея, на котором присутствовал и общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев. На тот момент он уже три года как занимал пост первого секретаря ЦК Компартии Азербайджанской ССР и за это время многое сделал для поддержки такого ценного начинания, как создание Музея ковра, да и в дальнейшем не оставлял это учреждение своей заботой. Так, музею в первые годы после основания был выделен безлимитный бюджет для приобретения экспонатов и организации экспедиций в регионы. А после официального открытия музея, по распоряжению Совета министров Азербайджанской ССР за № 405 от 29 ноября 1972 года, ежегодное ассигнование этого очага культуры было доведено до 80 тыс. рублей.

 

Отметим, что в нынешнем, 2017 году отмечается юбилей не только самого Азиза Алиева, но и совместного его с Лятифом Керимовым детища - Азербайджанского музея ковра, в связи с чем музей проводит множество различных мероприятий, в том числе и международного уровня. Однако о выводе музея на международную арену его основатели мечтали уже тогда, в первые годы его существования. Благодаря таланту и работоспособности Азиза Алиева были организованы выставки музея в Германии и Италии, затем и в других странах - в рамках Дней культуры Азербайджана и Дней культуры СССР. Так, в 1981 году в выставочном салоне UNESCO в Париже в рамках Дней Азербайджанской ССР прошла выставка «Искусство азербайджанского ковра», на которой было представлено 23 произведения, включая авторские работы Лятифа Керимова и Кямиля Алиева.

 

Под руководством Азиза Алиева в московском издательстве «Аврора» вышел комплект из 12 открыток, демонстрирующий все школы ковроткачества Азербайджана и достижения современных художников-ковроделов. Другим издательским проектом, воплотившимся в жизнь благодаря усилиям Азиза Алиева, стала книга «Кавказский ковер» (на русском, английском и французском языках).

 

Потомки Азиза Алиева - дочь Афет и внучка Хусния - бережно хранят самую первую книгу отзывов Музея ковра. В ней - слова благодарности и восхищения от простых людей и знаменитостей из разных стран, лучше любых официальных документов свидетельствующие о том большом труде, который проделал на благо родной страны энтузиаст музейного дела, талантливый руководитель Азиз Алиев.

 

Тарана МЕЛИКОВА,

культуролог,

Наиля БАННАЕВА,

Искусствовед

Каспiй.-2017.- 4 ноября.- С. 14.