Каменная сказка
Азербайджанское зодчество в работах художника Джамиля Муфидзаде
ТВОРЧЕСТВО
У каждого художника есть своя любимая тематика, в русле которой чаще всего разворачиваются его творческие поиски. Для народного художника Азербайджана Джамиля Муфидзаде таковыми служат прошлое родного края, его памятники, природа.
Вот уже более полувека как азербайджанская тематика остается лейтмотивом его графических табло. Таковы серии «Бакинский альбом», «Ичери шехер», «Нефть Абшерона», «Хиналуг», в которых легко разглядеть особую тягу художника к старинному азербайджанскому зодчеству.
Нередко кажется, что в том или ином здании или строении, дошедшем до нас из глубины веков и не раз уже привлекавшем творческое внимание художников, трудно найти нечто новое, неизведанное и неосвоенное в плане изобразительного искусства. Тем не менее Джамиль Муфидзаде, вернувшись в Баку после учебы в Харькове, стал создавать работы, отличающиеся интересной, неординарной трактовкой различных творений азербайджанского зодчества далекого и недавнего прошлого. Сегодня художественное наследие видного мастера графики насчитывает не один десяток табло, отражающих вековые традиции азербайджанского зодчества. В этих работах, созданных в различных техниках графики, заметны и необычный, если не новаторский выбор ракурса, и свежая художественная трактовка. Все это в полной мере относится к работам его серии «Ичери-шехер», созданной в 60-70-е годы прошлого столетия.
В табло «Крепостные стены» (1965) заметен нестандартный взгляд художника на старинные «Шамахинские ворота» бакинской крепости. Линия горизонта в композиции сильно опущена – прием, с помощью которого автор подчеркивает величественность бакинских крепостных стен. Наряду с этим художник умело варьирует черно-белыми красками при изображении ночного Баку.
«Крепостные стены» - не единственная работа Джамиля Муфидзаде, посвященная оборонительным сооружениям средневекового Баку. Пуская в ход художественную фантазию этот мастер сумел создать целую «каменную сказку», состоящую из различных сценок как внутри, так и вне стен бакинской крепости. Таковы картины «Верблюды» (1985), «Водовозы» (1993), «Ширванские ворота» (1993). Сцены доставки подводами воды в Баку, испокон веков испытывавший недостаток питьевой воды, отдыха каравана, прибывшего из дальних стран, представлены художником настолько убедительно, что у зрителя складывается устойчивое впечатление реальности представшей перед ним картины жизни.
Рисуя «Ичери шехер» с его прислоненными друг к другу домами, затейливым лабиринтом узких улочек, художник стремится максимально донести до наблюдателя особый колорит, неповторимое очарование, присущие средневековой бакинской крепости. В таких графических табло, как «Старинный Баку» (1977), «Ичери шехер» (1991), «Старые кварталы» (1990), автор мастерски передает красоту исторического ядра Баку не в последнюю очередь путем оригинального выбора ракурса.
Присущее творчеству Дж.Муфидзаде своеобразие, нестандартность проявляются и в его художественной трактовке знаменитых, знаковых архитектурных памятников Баку – «Девичьей башни» и дворца Ширваншахов. Первому из этих жемчужин азербайджанского зодчества посвящены табло «Намаз» (1993), «Реликвия нашей истории» (1985), «Древняя башня» (1990), второму – «Ханский дворец» (1992), «Новая мечеть» (1977), «Усыпальница Ширваншахов» (1978), «Дворец» (1977). Сравнения художником обратной стороны дворцового ансамбля с музыкальным инструментом, усыпальницы – с кольцом, инкрустированным драгоценным камнем, бани – с веером отражают оригинальный, сугубо индивидуальный творческий взгляд автора на окружающий мир. Расположенный рядом с «Девичьей башней» караван-сарай, молящийся нищий, парные Шамахинские ворота с разгруженным караваном поблизости – все эти сюжеты вселяют в наблюдателя особый, эмоциональный настрой.
Изображая отдельные кварталы бакинской крепости с их архитектурными особенностями, узкие кривые улочки, каменные дома с характерными плоскими крышами, художник с помощью неожиданных ракурсов и переходов мастерски передает неповторимый колорит средневековой городской среды, вскрывает эстетическую ценность того, что многим кажется обыденным и привычным. Все перечисленное характерно для таких графических работ Дж.Муфидзаде, как «Жилище предков» (1968), «Старинные дома» (1991), «Квартальная мечеть» (1978), «Тутовое дерево» (2000), «Ветхие строения» (1990), созданных главным образом смешанной техникой. В них отражен личностный взгляд художника на «сказку в камне», которую когда-то написали в Баку средневековые азербайджанские зодчие и строители. Передавая в своих работах то текучесть, то хаотичность архитектурного облика старого Баку, художник создал эстетически законченную панораму бакинской крепости. Художественная фантазия с примесью некоторого гротеска, которых не лишены эти графические табло, тем не менее, воспринимаются реалистично, поскольку основаны на глубоком знании автором материала.
Впрочем, в своих работах, посвященных бакинской крепости, художник не ограничивается лишь изображением историко-архитектурного наследия, разбавляя картины бытовыми и уличными сценками и тем самым придавая им жизненность. Это касается таких картин, как «Верблюды», «Башмачники» (1993), «Тандыр» (1993), «Намаз», «Караван-сарай» (1993).
В графических табло Дж.Муфидзаде, посвященных старинной азербайджанской архитектуре, присутствует еще одна отличительная черта. В свои композиции художник включает переданные в письменной форме высказывания ученых и путешественников об этих строениях, позаимствованные из исторических источников. Такие письмена изображены в виде каллиграфических записей и выдержаны в духе традиций старинного азербайджанского искусства миниатюры. Ясно, что такие работы представляют не только эстетическую, но и сугубо познавательную ценность. Это касается картины «Усыпальница Ширваншахов», «Ичери шехер», «Новая мечеть», «Намаз», «Старинный Баку» (1977), «Караван-сарай» (2003).
Бакинская крепость – «Ичери шехер», пожалуй, остается краеугольным камнем всего творчества Джамиля Муфидзаде. И его персональная выставка под названием «Средневековый Баку», прошедшая в столице в 1994 году, наглядно показала, что историческое ядро Баку – поистине неисчерпаемый источник вдохновения и приложения сил для людей искусства. В этом смысле его серия работ «Ичери шехер» может восприниматься как художественный памятник бакинской крепости и – шире – Баку в целом.
Муса АМИРАСЛАНОВ,
член Союза художников
Азербайджана
Kаспiй.-2017.- 3 октября.- С. 13