От «аттар дуканы» до «Лянкяранского леса»

 

История парфюмерии в Азербайджане за последний век пережила больше изменений, чем за несколько предыдущих столетий

 

ЛЕТОПИСЬ

 

В 60-е годы такая маленькая парфюмерная фабрика была основана и в Азербайджанской ССР, в городе Закаталы (ныне - Загатала). Она называлась «Гюльшан». «Старшей сестрой» для нее стала московская парфюмерно-косметическая фабрика «Новая заря», созданная после революции на базе фабрики компании «Брокар и Ко» (в настоящее время функционирует под названием «Новая Заря - Nouvelle Etoile»).

 

К тому времени, когда была основана фабрика «Гюльшан» в Закаталах, «Новая заря» уже являлась крупнейшим парфюмерным предприятием СССР и Европы. Так что вполне вероятно, что азербайджанская «дочка» производила по рецептам «Новой зари» целый ряд наименований продукции - вряд ли фабрику, пусть и маленькую, стали бы открывать для выпуска какого-то одного вида товара.

 

Тем не менее в истории советской парфюмерии азербайджанская парфюмерная фабрика осталась благодаря одному-единственному парфюму - «Ровесница». Уж очень удачным он оказался и был любим, можно сказать без преувеличения, большинством советских девушек 70-80-х годов! Этот нежный цветочный аромат переливался прохладными нотами ландыша, жасмина и гиацинта. Воплощенная свежесть юности!

 

Привлекательности аромату добавляла и цена, доступная даже для школьницы или студентки - 2 рубля 50 копеек. Для сравнения: те же «Climat» официально стоили 25 рублей, но поскольку в свободной продаже их было днем с огнем не найти, то приходилось переплачивать почти вдвое… В пьесе Э.Брагинского и Э.Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром», по которой снят одноименный фильм, Надя говорит Ипполиту, пораженная его щедростью: «Ой, это же настоящие французские духи! Ты с ума сошел, они стоят пятьдесят рублей!» В фильме последнюю фразу заменили на более нейтральную: «Они такие дорогие…» Напомним, что средняя зарплата по стране в то время составляла 100 рублей.

 

Возвращаясь к «Ровеснице», стоит отметить и упаковку этих духов, весьма характерную для своего времени. В 70-е годы в советской парфюмерной промышленности возникла тенденция украшать коробки и флаконы фотографическими изображениями. Достаточно вспомнить, к примеру, одеколон «Саша», духи «Наташа» и «Незнакомка»…

 

Иногда это приводило к курьезам: так, после выпуска первой партии духов «Наташа» на фабрику «Новая заря» пачками стали приходить письма для красивой блондинки, изображенной на коробке. Покупатели были уверены, что это - одна из работниц фабрики. На самом деле это был снимок из фотобанка Восточной Германии. Изображенной на нем немецкой модели вряд ли довелось узнать о своей бешеной популярности в СССР…

 

Упаковку духов «Ровесница» можно смело назвать квинтэссенцией «фотостиля» в оформлении советской парфюмерии. Выдержанная в монохроме (черных, белых и серых тонах), она была украшена черно-белым фотоснимком молоденькой девушки с длинными волосами. Блузка этой романтической героини, с воротником-стойкой и мелкими защипами, лучше любых документов указывает на время начала выпуска этого продукта парфюмерии - конечно же, 70-е!

 

Многие женщины, чья молодость прошла под знаком духов «Ровесница», в наши дни мечтают приобрести старомодный флакончик с заветным ароматом. Но это, прямо скажем, нелегкая задача - «Ровесницу» почти невозможно найти на интернет-распродажах винтажного советского парфюма. Однако ее поклонницы нашли отзвуки канувшего в Лету аромата их юности в таком современном парфюме, как «Omnia Crystalline» от Bvlgari, несмотря на абсолютную несхожесть пирамидок (в этом аромате сплелись бамбук, лотос, смородина, чай и древесные ноты).

 

А еще у духов «Ровесница» есть своеобразный саундтрек - песня в исполнении Валерия Леонтьева «По лестнице», вышедшая в конце 70-х. По всей стране тогда звучали романтичные аккорды этой композиции о школьной любви - одного из первых хитов восходящей звезды: «По лестнице, по лестнице иду к своей ровеснице…» Ну как было школьницам той поры не углядеть связи между любимой песней и любимыми духами?

 

Можно проделать интересный опыт: отыскать где-нибудь на Youtube эту давно забытую раннюю песню Леонтьева и вдохнуть под нее хрустально-чистый аромат «Omnia Crystalline», так напоминающий «Ровесницу» (если у вас нет этого парфюма, можно просто принести сбрызнутый этим ароматом блоттер из магазина). И тогда вам, как на машине времени, удастся перенестись в атмосферу 70-х…

 

Сказки Лянкяранского леса

 

История азербайджанской парфюмерии нового времени берет свое начало с творчества Фахрии Халафовой. Известный дизайнер одежды стала первым профессиональным азербайджанским парфюмером, основав бренд «FX Beauty company». Первым продуктом этого бренда стал аромат «Nuray», названный в честь племянницы парфюмера и выпущенный в начале 2010-х в трех версиях - в голубом, розовом и зеленом флаконах. Эти версии являются соответственно его изысканной вечерней, теплой дневной и фруктово-свежей вариациями.

 

Далее в творческой биографии Фахрии Халафовой как парфюмера была «мистически-морская» по звучанию парфюмированная вода «Caspian Rose» (лимитированное издание, для которого автор аромата лично разработала дизайн флакона), а также мужская туалетная вода «Caspian essence» (с водными, цитрусовыми и хвойными нотами) и парфюмированная вода «Rose De l’amour» (с ароматом алой розы).

 

Другим направлением развития отечественной парфюмерии стало появление в 2011 году на рынке бренда нишевых ароматов «Unique», основанного в Баку Саламом Чингизом. В 2015 году этот парфюмер создал именной парфюм для народной артистки Азербайджана Айгюн Кязимовой. В настоящее время в коллекции этого автора 10 селективных ароматов - пять женских, три мужских и два унисекс. При этом среди них есть цитрусовые, цветочные, фужерные и другие, что говорит о широте интересов молодого парфюмера. «Я хотел бы создавать духи для знаменитостей», - говорит Салам Чингиз.

 

А в 2015 году впервые в истории был выпущен аромат, посвященный Азербайджану. Точнее, одному из его уголков - городу Лянкяран и окружающим его реликтовым лесам. Автор аромата - известный итальянский парфюмер Мария Кандида Джентиле (Maria Candida Gentile), владелец одноименного нишевого бренда - за год до того посетила эти места, побывав не только в лесах, но и на чайных и цитрусовых плантациях.

 

Нишевые духи - это эксклюзивные ароматы, которые создаются исключительно из натуральных компонентов и выпускаются небольшими партиями (ценители «высокого парфюма» порой даже заранее оформляют подписку на такие редкие экземпляры). Как правило, у каждого подобного аромата есть своя легенда создания. Такова и композиция «Lankaran Forest» от бренда Maria Candida Gentile. Ее легенду составили ольфакторные (обонятельные) и многие другие впечатления Марии Кандиды Джентиле от поездки в Азербайджан.

 

В Лянкяранском лесу ее сердце пленил ярчайший представитель местной флоры - «железное дерево» (парротия персидская), обладающее ценной и очень прочной древесиной. А бескрайние плантации одарили итальянскую гостью наслаждением от нежнейшего запаха белых цветов чая и мощного, душистого аромата горького апельсина, известного также как нероли и померанец. Внес свою лепту и морской букет ароматов - от близости Каспийского моря… Все это, вместе взятое, натолкнуло Марию Кандиду Джентиле на идею создания такого парфюма, который, по ее словам, передавал бы «ощущение от пребывания в магическом, нездешнем лесу».

 

Этот свежий, успокаивающий и слегка солоноватый аромат - унисекс, то есть предназначен как для мужчин, так и для женщин. По классификации «Lankaran Forest» можно отнести сразу к трем семействам духов - цитрусовые, древесные и фужерные. С первыми двумя все ясно, исходя из названий. Что касается третьего, то к нему относят ароматы, в которых присутствуют ноты мхов и лишайников.

 

Ноты парфюма «Lankaran Forest» стартуют горьковатым запахом драгоценного масла нероли. Отзвучат они - и вступают нежные листья и цветы черного чая и мшистые отзвуки лишайников. База же раскрывается аккордами сандала и другой душистой древесины, острым ароматом палой листвы, имбирем и… грейпфрутом, с кусочками которого (вместо лимона) принято пить чай в Лянкяране и его окрестностях.

 

Премьера аромата состоялась на закрытии Второго фестиваля азербайджанской культуры Buta в Лондоне, в Королевской академии искусств. Гостям было представлено специальное издание «Lankaran Forest», выпущенное ограниченным тиражом в коллекционных хрустальных флаконах от парфюмерного бренда Lalique. Этот бренд помимо парфюмерии как таковой известен и эксклюзивными флаконами, ведь его основателем был Рене Лалик - знаменитый ювелир и художник по стеклу.

 

Для аромата «Lankaran Forest» по заказу Марии Кандиды Джентиле фирма Lalique разработала оригинальный дизайн флаконов - с огромной фигурной крышкой из прозрачного и матового стекла в стиле арт-нуво (французский модерн). Она имеет форму раскидистой кроны дерева, в лучших традициях лаликовских крышек-«кокошников». При взгляде на этот флакон так и представляются причудливо переплетенные друг с другом ветви «железного дерева».

 

Через несколько месяцев, в 2016 году, «Lankaran Forest» был презентован и на знаменитой парфюмерной выставке Pitti Fragranze во Флоренции, в выставочном центре Stazione Leopolda. Но уже не в лимитированном тираже, флаконы которого к тому времени стали коллекционной редкостью, а в стандартных для этой марки флаконах объемом 15 и 100 мл, в которых продается и сейчас.

 

Окончание. Начало в №161

 

Наиля БАННАЕВА,

Искусствовед

 

Каспiй.-2017.- 3 октября.- С. 12.