Воплощение ума и красоты

 

Светлый образ Аиды Имангулиевой оставил неизгладимый след в нашей памяти

 

ПАМЯТЬ

 

Ее величие никого не унижало. Ее яркость никого не ввергала в тьму. Она была редким и ярким человеком в полном смысле этого слова. Потому что насколько она была красива внешне, настолько был богат ее внутренний мир. Ее внешняя красота гармонировала с внутренней. Этот человек действительно обладал совершенными убеждениями, сильными принципами. Она действительно была такой прекрасной от природы. Человеком, который умел быть таким, каким кажется, и умела казаться такой, какой была.

 

Эти слова ректора Бакинского филиала Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, члена-корреспондента Национальной академии наук Азербайджана профессора Наргиз Пашаевой о своей матери - выдающемся представителе науки, ученом-востоковеде, педагоге, докторе филологических наук, профессоре Аиде Имангулиевой, пронизанные любовью и горечью утраты, как нельзя четко характеризуют одну из величайших женщин современности, коей гордится каждый азербайджанец.

 

Первая женщина-доктор наук в области востоковедения

 

10 октября - день рождения одного из выдающихся представителей науки, ученого-востоковеда, педагога, доктора филологических наук, профессора Аиды Имангулиевой.

 

Аида ханым Имангулиева всю свою жизнь посвятила изучению восточной культуры и литературы, литературного наследия ее самых талантливых представителей. Появившаяся на свет в семье видного журналиста, заслуженного деятеля науки Насира Имангулиева, Аида ханым была не только автором многочисленных научных трудов, но и самоотверженным педагогом и заботливой матерью.

 

Она – автор трех монографий («Михаил Нуайме и Ассоциация пера», «Джебран Халиль Джебран», «Корифеи новоарабской литературы»), более 70 научных статей и редактор некоторых научных статей о восточной литературе. Профессор А.Имангулиева была первой женщиной - доктором, представляющим востоковедение Азербайджана во многих странах ближнего и дальнего зарубежья. Она также стала первой женщиной, возглавившей Институт востоковедения Академии наук Азербайджана, была членом президиума Всесоюзного общества востоковедов, Всесоюзного координационного совета по исследованию восточной литературы и Союза писателей.

 

Будучи чутким, тонко чувствующим человеком, Аида ханым уделяла большое внимание подготовке высокоспециализированных кадров арабистов – молодых специалистов, так нужных Азербайджану. В отделе «Арабская филология», которым она заведовала, под ее руководством за короткое время было защищено более 10 кандидатских диссертаций.

 

Долгие годы она занималась педагогической деятельностью, читала лекции по арабской филологии в Азербайджанском государственном университете.

 

Настоящий друг

 

В числе тех, кто с большим трепетом вспоминает об Аиде ханым, и ее бывший сокурсник, экс-посол Азербайджана в Туркменистане и Афганистане Вахдат Султан-заде. Как оказалось, с Аидой ханым они были знакомы с самого детства, поскольку их родителей связывала тесная многолетняя и искренняя дружба. Позже они вместе поступили на факультет востоковедения Азербайджанского государственного университета.

 

Вот как он вспоминает трогательные моменты, связанные с их студенческой юностью: «Аида ханым выделялась из всей массы студенчества второй половины 50-х - начала 60-х годов своей тягой к знаниям, трудолюбием, оптимизмом, стремлением помочь товарищу по учебе, подставить свое плечо тому, кто в этом нуждался. Поступив в один и тот же день на востфак университета, мы часто общались и делились своими впечатлениями и полученными в стенах нашей alma mater знаниями. Аида была старостой в группе.

 

Помню, как часто она, вопреки своим личным интересам, помогала нашим сокурсникам в освоении нелегкой науки арабской письменности, литературы, истории. Хотя я и учился в параллельной ирановедческой группе, но неоднократно становился свидетелем подобных сцен: как-то, обратив внимание на то, что в самый ответственный для студентов период подготовки к зачетно-экзаменационной сессии Аида ханым задерживается в аудитории и помогает сокурсникам уяснить вопросы экзаменационных билетов, я осмелился спросить у нее: «Аида, тебе же самой пора идти домой, отдохнуть, набраться сил к завтрашнему экзамену. Ты столько времени тратишь на других!»

 

Аида ханым подняла на меня свои удивительные карие глаза, и, прищурившись от усталости, ответила: «Вахдат, с одной стороны, ты прав! Давно уже пора идти домой, хотя я предупреждала домашних, что задержусь для оказания помощи ребятам. Они ведь выбрали меня старостой, значит, доверяют мне, надеются, тем более в такой ответственный момент, как экзамены. А с другой стороны, ведь не у каждого дома есть возможность, отключившись от всего, штудировать экзаменационные вопросы. А здесь, в аудитории, после окончания занятий можно спокойно пройтись по всему курсу. И чего я буду стоить, как товарищ, как староста, если забуду о том, что мои сокурсники должны сдать этот экзамен на «хорошо» и «отлично»?! Как ты считаешь, я права?»

 

Она вопросительно взглянула на меня, как бы стремясь прочесть мысли друга детства, и не отводила своего взгляда до тех пор, пока я, буквально оторопевший от столь искреннего душевного порыва, от столь неподдельной заботы о ближнем, тихо, но уверенно не проговорил: «Ты права, Аида, на все сто! Извини, я как-то не подумал об этом».

 

Три десятилетия стремительно пронеслись в нашей жизни, унося с собой наши юношеские романтичные, порой по-детски наивные представления об этом мире. Конец 80-х годов прошлого столетия застал меня в должности советского консула в Стамбуле, а Аида ханым тем временем выросла в видного ученого-востоковеда, руководителя крупного научно-исследовательского центра республики. И в моей столь ответственной работе в такой сложный исторический момент на помощь вновь, как и тридцать лет тому назад, пришла мой студенческий товарищ Аида ханым Имангулиева».

 

С самого рождения жизнь улыбалась ей

 

Аида Имангулиева великолепно владела знаниями в области психологии восточного человека, тонкостей арабского и турецкого языков, истории и литературы, обладала аналитической чуткостью, которые присущи редкой категории ученых-востоковедов.

 

«Аида Имангулиева могла бы считать себя счастливой. С самого рождения жизнь улыбалась ей. У нее были любящие, лелеющие и заботящиеся о ней любимые родители, родственники, усердные педагоги, научившие ее свободному плаванию в океане знаний. После замужества судьба подарила ей дом, который своим теплом не отличался от родительского очага, счастье быть матерью. Обогатив свой глубокий ум знаниями, обретенными за счет тяжелого и напряженного труда, Аида Имангулиева смогла подняться на самую высокую ступень выбранного научного направления, требующего глубоких познаний и больших усилий», - вспоминает директор Музея азербайджанской истории Национальной академии наук Азербайджана, академик, профессор, действительный член НАНА Наиля Велиханлы.

 

Аида Имангулиева запомнилась и как красивая и яркая женщина, высокоинтеллектуальный человек, и как обладавший глубокими знаниями талантливый ученый. Ее исследования по взаимным проблемам восточной и западной литературы начала ХХ века особо значимы в научном мире, достойно оценены в высоких академических кругах. Интересно, что и облик Аиды ханым, исследовавшей восточную и западную культуры, воплощал прекрасные черты, которые присущи обеим этим культурам.

 

Наиля Велиханлы тоже впервые узнала Аиду ханым еще в детстве: «Наши дачи находились рядом. Потом мы вместе учились в 132-й школе. Аида ханым окончила школу на год раньше меня. В том же году в университете открылось арабское отделение, куда из нашей школы вместе с Аидой ханым поступили Рена Ахмедова и Нармин Султанлы. Именно с ними было связано и мое поступление на этот факультет, где мы проучились вместе, и потом Институт востоковедения, в котором мы проработали много лет, стал для нас родным домом. В феврале 1992 года в связи с переходом из Института востоковедения в Институт истории я пришла с заявлением к Аиде ханым, недавно назначенной директором. Мы тепло пообщались. Она выразила сожаление в связи с моим уходом и сказала: «Если захочешь вернуться, тебе здесь всегда будут рады».

 

Искренние слова Аиды ханым очень растрогали меня. Через некоторое время после этого я услышала, что Аида заболела и не выходит на работу. Кто мог знать, что это была наша последняя встреча в этом преходящем мире. Она запомнилась своей скромностью, молодостью, красотой и очарованием. Иногда, закрыв глаза, пытаюсь представить ее такой, какой бы она могла быть в преклонном возрасте, но мне это не удается. Перед моими глазами всегда предстает ее улыбающееся лицо. У Аиды была лучезарная улыбка, красивые черные, миндалевидные глаза, которые наполнялись светом и искрились. Мне слышится ее мягкий смех и спокойный, красивый голос».

 

Сближая Восток и Запад

 

Очень тепло об Аиде ханым вспоминает директор Института востоковедения Национальной академии наук Азербайджана, член-корреспондент НАНА Говхар Бахшалиева, считающая, что ХХ век занимает особое место в истории многовекового развития азербайджанской науки. Видный ученый-востоковед, профессор Аида Имангулиева поэтапно прошла весь тернистый путь науки, своим трудом, талантом, умом и способностями возвысившись от младшего научного сотрудника до директора Института востоковедения Академии наук Азербайджана, считает она.

 

«Именно в этот период развивались самые различные сферы науки востоковедения, был создан мощный научный потенциал, взращены высококвалифицированные национальные кадры в области востоковедения. В это время жили и творили блестящие ученые, яркие личности, любое произведение которых было новым словом, новой вехой в науке, одна из которых – видный ученый-востоковед, профессор Аида Имангулиева. Исследования, проведенные благодаря глубоким теоретическим знаниям, аналитическому мышлению, высокой эрудиции, широкому кругозору и владению несколькими восточными и западными языками, а также написанные труды очень скоро принесли ей широкую известность не только в бывшем Советском Союзе, но и во многих зарубежных странах», - говорит она.

 

Аида Имангулиева была первым азербайджанским ученым, системно исследовавшим взаимную литературную связь и влияние между Востоком и Западом, способствуя таким образом пониманию между двумя разными мирами, сближению цивилизаций, так необходимым в нашем полном хаоса мире.

 

Аида Имангулиева, шагнув в вечность, будет жить в сердцах и памяти всех тех, кто ее знал и помнит, ее учеников, покуда они живы, но она обессмертила свое имя в своих делах и научных трудах, и в них она будет жить вечно!

 

Тамилла НУРИЕВА

Каспiй.-2017.- 11 октября.- С. 10.