Возвращение к истокам,

 

или Как раскрутить човган

 

НАСЛЕДИЕ

 

Сам факт признания човгана на уровне UNESCO в качестве азербайджанской национальной конной игры является большим достижением. Однако явление это следует основательно закрепить в сознании мирового сообщества.

 

Помнится, о возрождении увлекательной игры заговорили еще на заре нового тысячелетия, после чего в 2006 году был даже проведен турнир на Кубок Президента, в котором приняли участие представители восьми регионов - тогда победила команда города Агстафа. А в сентябре 2013-го, спустя полгода после памятного заседания комитета UNESCO, состоялся Кубок мира по конному поло, в рамках которого прошел показательный матч между сборной командой по современному поло и национальной командой по човгану.

 

Кстати, в 2020 году именно наша страна примет чемпионат Европы по конному поло, и это тоже признание заслуг первого вице-президента Азербайджана Мехрибан Алиевой, инициировавшей в целом возрождение интереса к карабахским скакунам, ведь именно эти животные были основными «действующими лицами» во время уникальных соревнований. Сегодня у нас есть национальная команда по поло, которая состоит из участников национальной игры, но почему бы не переименовать соревнования в «човган»? Вроде и звучит современно, и бренд из него можно вылепить на удивление красивый, с атрибутикой и прочими составляющими.

 

Дух этой старинной игры витает в горах Кавказа. В ней отражено не только время, но и характер горца. Это некий фрагмент картины, написанной с натуры: джигит на золотом скакуне, бесстрашно несущийся по краю пропасти навстречу бескрайнему небу и свободе.

 

На примере соседей

 

Кстати, в соседнем Туркменистане по ту сторону Каспия тоже добились признания ахалтекинского скакуна национальным достоянием, что привело к созданию научного института и целой индустрии по разведению чистопородной скаковой лошади. Большую роль в этом сыграл праздник ахалтекинского скакуна, ежегодно проводимый здесь. Талантливый и масштабный подход к всеобщему делу - всегда большой успех государства. Для них это целая неделя увлекательного, интересного, причем поистине массового фестиваля конного спорта: скачки, конкур, настоящий «лошадиный марафон» на 40 км, аукцион, смотр-конкурс с награждением призами «Лучший скакун года». Не только в Ашгабате, но и по всей стране отмечается праздник великолепной конной породы как коллективного достижения туркменской коневодческой традиции. В график празднований дня скакуна обязательно входит научная конференция, растет из года в год число выступающих экспертов, так как ширится и география распространения замечательной породы.

 

Непременными участниками этого праздника бывают специалисты из Азербайджана, как страны с многовековыми традициями коневодства. Ведущие специалисты из отечественной Федерации конного спорта - частые гости этого праздника, потому что ахалтекинцы издревле прописаны у нас, еще задолго до вхождения в состав Российской империи, много их было в советский период, есть чистопородные особи и сейчас. Так что естественен интерес наших специалистов к заморскому слету ведущих экспертов, поскольку прежде всего для экспертов важна именно ежегодная научная конференция, где читают свои доклады лучшие ученые-селекционеры со всех континентов.

 

Одновременно проводится выставка ковроделов, ремесленников, художников, воплотивших в своих работах специальную тематику. В прошлом году состоялось открытие близ Ашгабата ахалтекинского конноспортивного комплекса, где в семи великолепных конюшнях содержится 700 чистопородных скакунов. Редко в какой стране с давними коневодческими традициями есть равный по масштабности решаемых задач конный комплекс. Ашгабатский комплекс стал образцом для многих арабских стран. Для специалистов-коневодов, ветеринарной медицины и биотехнологии повышенный интерес представляет организация и работа научных лабораторий и селекционный процесс.

 

В Ашгабатский конный комплекс воплощена идеология приращения национальной казны. Собранная коллекция ахалтекинских скакунов в этом комплексе уникальна. 700 голов чистой породы - само по себе огромное богатство, а участие в его приумножении - предмет гордости каждого селекционера Туркменистана.

 

Юные зрители, подростки с восхищением наблюдают выступление мастеров-наездников на изумительной красоты конях. Конечно, каждый из них на своем месте стремится поучаствовать в этом празднике, внести свою лепту в формирование имиджа своей родины как центра возрождения коневодческой культуры. Руководством Туркменистана и местными учеными здесь создана такая атмосфера доверительного общения экспертов, что этот праздник обладает качеством, характерным для ренессанса: динамизм обучающих и учащихся. И если судить по рейтингу «имиджевый потенциал» праздника, то День туркменского скакуна занимает ведущее место в богатом на события мире конного спорта. Это больше, чем спорт, - наука, зрелище, развлечение. Это блестяще найденная формула мягкой силы, создающая уникальный имидж стране.

 

Почему бы и нет?

 

Праздник човгана - обаятельная форма пропаганды страны и ее истории, тем более в глазах десятков этносов коневодческой культуры Запада и Востока. Талантливый праздник - эффектная форма мягкой силы. Вот вам конкретный пример: к бразильскому футболу фанаты относятся в том числе как к «составной части мужской возможности» ежегодного карнавала в Рио, что придает этой стране дополнительную индивидуальность и обаяние. Так что и човган в этом отношении - наш шанс возродить соревнование - праздник, уходящий корнями в эпоху Александра Македонского. Вопрос в том, как организовать талантливый праздник човгана, чтобы он придал импульс созданию международного центра коневодческой культуры в Азербайджане. Именно потому желательно у нас создать Центр изучения човгана, его разновидностей, принятых в разных странах Востока и Запада, где игра под названием «конное поло» успешно развивается и проводятся соревнования во многих странах.

 

Для наших специалистов по племенной работе важно было посещение оборудованных по последнему слову техники лабораторий, где ученые могли бы проводить исследования по улучшению генофонда карабахской и прочих пород. Кстати, можно организовывать и конференции, где постоянными участниками должны являться как представители Федерации конного спорта, так и эксперты Министерства сельского хозяйства. Что не удивительно - в нашей стране издавна разводились лошади карабахской породы, эта практика продолжилась в советский период, и сейчас, между прочим, в стране есть чистопородные кони, однако не хватает Замана - того самого легендарного скакуна, которого Самед Вургун в 1956 году от имени советского правительства подарил ныне здравствующей королеве Великобритании Елизавете II.

 

Праздник на любой вкус

 

Как сконструирован этот яркий, богатый на события, интересный для людей разных профессий и возрастов праздник? Важно изучить и реализовать богатый туркменский опыт в наших условиях. Ведь речь идет о самом ярком, по-восточному карнавальном празднике. Не менее значимым достижением может быть удачно найденная форма, «конструкция» праздника, как импровизация на тему восточного карнавала военного искусства, мужества, смелости, гордости за свою страну. Такого рода события можно назвать праздником на любой вкус, не хуже, а может, даже и престижнее, чем выставки бриллиантов и прочих драгоценностей.

 

Это привлекательно для специалистов, владельцев конных заводов, художников, любителей азартных скачек, селекционеров и для очень состоятельных людей, вкладывающих в свои конные коллекции не меньшие деньги, чем миллионеры из журнала «Форбс» в приобретение лондонских особняков. Хотя чаще всего это одни и те же люди. Очень редкое совпадение: с финансовой и эстетической позиций знатоки считают собранные знаменитыми конезаводчиками экземпляры породистых лошадей, которые могут претендовать на звание коллекции, наподобие собрания художественных галерей или музеев.

 

Одними из самых интересных мероприятий праздника могли бы быть конкурс на приз «Самый красивый конь года» и аукционы, которые постоянно могли бы собирать наибольшее число знатоков знаменитой карабахской породы и представителей самых известных конных заводов. Кстати, в Туркменистане частные гости конных аукционов - арабские шейхи, представители крупных банков и… страховых компаний. Правильно подобранная конная коллекция дает шанс создать сильный конный завод, а это и престиж, и удачное вложение средств, и фонд развития. Не забывайте, что нынешние шейхи - ребята грамотные, смыслят в менеджменте и смотрят в будущее.

 

Праздник знаменитой породы коней может быть предметом всенародной гордости, ибо должен восприниматься, как коллективное достижение всего азербайджанского народа. В этом плане праздник должен непременно обладать значительным этноконсолидирующим потенциалом, который и преподносится, и реализуется очень даже эффектно, что не раз демонстрировало руководство нашей страны во время значительных соревнований глобального масштаба.

 

Итак, в марте 2013 года наши специалисты-коневоды благодаря поддержке политического руководства сумели отстоять в Париже предложение Азербайджана по поводу човгана (понятное дело, по известным причинам категорически против выступили тогда Иран, Армения и Афганистан). Но нам удалось убедить комиссию UNESCO, что речь идет о сохранении древней традиции использования в игре човган именно карабахских скакунов, во многом благодаря чему карабахская порода распространилась по всему Востоку как сочетание необходимых для боевого коня качеств: смелость, сообразительность, выносливость и азарт.

 

В декабре 2013-го UNESCO утвердила решение внести човган на карабахских конях во Всемирный список памятников нематериальной культуры.

 

Имиджевый потенциал праздника скакуна гораздо важнее результатов соревнований. Човган - зрелищная игра, но это должно быть лишь частью программы. Страны, как и люди, нуждаются в своем круге доверия и симпатии, поэтому каждый стремится внести свой вклад в развитие национального бренда, способного стать еще одним мощным фактором международного авторитета нашего государства.

 

Ширин МАНАФОВ

Каспiй.-2017.- 21 октября.- С. 19.