Сто лет на сцене

 

«Лейли и Меджнун» - опера, очищающая и обогащающая человеческие сердца нежными чувствами

 

«Азербайджанский народ уже ожидал появления на сцене своей азербайджанской оперы».

 

Узеир Гаджибейли

 

Исполнилось 100 лет первой постановке оперы «Лейли и Меджнун». В 2007 году при содействии Министерства культуры увидела свет книга, посвященная третьему изданию клавира «Лейли и Меджнун» под редакцией композитора, заслуженного деятеля искусств, директора Мемориального дома-музея Узеира Гаджибейли Сардара Фараджева. В ней среди прочих была напечатана и статья на азербайджанском языке С.Фараджева, которую с некоторыми сокращениями представляем вашему вниманию.

 

Статья начинается с краткой характеристики развития в Азербайджане в начале ХХ века культуры, литературы, а также музыкального искусства. Подчеркивается роль миллионера - мецената Г.З.Тагиева в оказании материальной помощи студентам, обучающимся в загранице, в строительстве школ и здания театра в Баку в 1883 году - сегодня это - Театр музыкальной комедии. Именно в этом театре 25 января 1908 г. состоялась премьера оперы молодого композитора Узеира Гаджибейли «Лейли и Меджнун».

 

Автор приводит краткую биографию Узеира Гаджибейли, подводя к истории создания первой оперы «Лейли и Меджнун». Еще обучаясь в семинарии, Узеир Гаджибейли получает первоначальное музыкальное образование (скрипка, виолончель и баритон; выступление в семинарском оркестре). Позднее, уже в Баку, где театральная, особенно, музыкальная жизнь бурлила, была интересной и разнообразной за счет приезжих из разных городов оперных певцов и исполнителей, наряду с интересными восточными концертами самых талантливых хананде, нахлынувшие воспоминания увиденного в 12-13 лет в Шуше спектакля «Меджнун на могиле Лейли», окрылило его к написанию оперы.

 

В 1907 году 22-летний Узеир Гаджибейли решил написать первую оперу на Востоке «Лейли и Меджнун». Работа над оперой шла очень быстро и с большим увлечением. «Эта старинная арабская легенда о чистой, возвышенной любви двух молодых любящих сердец, но, к сожалению, несчастной, - пишет С.Фараджев. - Эта легенда о любви, независимо от национальностей, у многих народов Востока стала притчей во языцех, и имена Лейли и Меджнуна стали символом любви поэзии Востока. Многие поэты обращались к этой легенде: Низами Гянджеви (XII в.), Эмир Хосров Дехлеви (XII в.), Алишер Наваи (XV в.)».

 

Однако, пишет С.Фараджев, Узеир Гаджибейли остановился только на поэме М.Физули. «У азербайджанского поэта М.Физули, жившего в XVI веке, обращаясь к этой теме, в отличие от своих предшественников, внутренний мир его героев очень хрупок, их чувства любви описаны более тонкими штрихами. Влюбленные герои Физули стали жертвами судьбы своего времени, его жестоких людей, суровых обычаев и традиций общества, и все же смогли отстоять чистую, божественную и бесконечно преданную друг другу любовь. Именно эти факты побудили Узеира Гаджибейли обратиться к поэтическому слогу Физули.

 

Либретто оперы составлен самим композитором. Однако при подборе стихов, уточнения текста, Узеир беку помогал его младший брат, 16-летний Джейхун (во время премьеры Джейхун бек выступил как актер в 2-х партиях: Нофеля и Ибн Салама). Опера состоит из 5 действий, 6 картин, где использованы азербайджанские мугамы, теснифы, народные песни, марсия, но вместе с тем оригинальная музыка, написанная композитором, где во всей полноте раскрываются нежные, хрупкие чувства героев. Все это говорит о его большом таланте».

 

Далее С.Фараджев дает краткий анализ самой музыки, отмечая при этом, что осенью 1907 года, накануне завершения работы над оперой, перед Узеиром Гаджибейли стояли важные проблемы - поиск исполнителей, сцены, где можно было бы поставить оперу, подбор костюмов, оформление декорации… «Узеир Гаджибейли столкнулся со многими трудностями, потому что в Баку в то время не было своего оперного театра, оперных артистов, хора, балетной труппы. Были отдельные исполнители (в основном немусульманской национальности) - хор евреев, маленькие музыкальные ансамбли. Однако важные музыкальные события происходили за счет приезжих на гастроли музыкантов из больших городов России. И в такое время написать оперу и поставить ее на сцене - одна лишь эта мысль требовала большой смелости. Однако Узеир Гаджибейли из имеющихся музыкантов смог создать единый организованный оркестр. Но оставалось самое главное - надо было найти исполнителя роли Меджнуна.

 

Народный артист Гусейнгулу Сарабский в своих воспоминаниях писал: «Я выступал в роли араба в драме Гейне «Альмансур». В последнем акте спел «Хиджаз». После спектакля со мной познакомился один молодой человек и похвалил мое исполнение. Потом он предложил мне исполнить главную роль в его опере «Лейли и Меджнун». Это был Узеир Гаджибейли».

 

Как пишет Сардар Фараджев, репетиции проходили то в гостинице «Исламийе» (в то время Узеир бек жил там), то в доме актера-любителя Имрана Гасымова. Однако самая большая проблема заключалась в том, что нужно было найти исполнителя на роль теперь уже Лейли.

 

В начале ХХ века все еще в женских ролях выступали мужчины, за это они со стороны невежественных людей подвергались оскорблениям, насмешкам и ругани. Несмотря на это, находились и самоотверженные актеры. Но все же не каждый актер мог подойти на исполнение роли Лейли, столь нежного, чистого, хрупкого образа. После долгих поисков Узеир бек нашел одного ученика из чайханы, где он работал, некого Абдуррагима Фараджева, чей голос ему понравился. С большим трудом удалось его уговорить, но тот выступил только в одном спектакле, в день премьеры. Во всех других спектаклях выступал родственник Узеир бека Ахмед бек Агдамский.

 

«Однако на этом трудности не заканчивались, - пишет автор. - Надо было арендовать театр, подготовить декорации, подобрать костюмы. И в это самое время просветительно-благотворительное общество «Ниджат» предлагает свои услуги, при этом за низкую сумму хочет купить право на постановку «Лейли и Меджнуна». После долгого колебания Узеир бек вынужден был согласиться и продать свое сочинение за 300 рублей, и общество «Ниджат» на каждой странице единственного экземпляра партитуры ставит свою печать, тем самым подтвердив свое право на первую оперу всего мусульманского Востока».

 

С.Фараджев в связи с этой партитурой отмечает одну важную деталь: «Эта партитура хранится в Доме-музее Узеира Гаджибейли».

 

Наконец, наступил день премьеры - 25 (12) января 1908 года. Эта дата стала днем рождения национального музыкального театра, днем первой национальной оперы.

 

«Не ошибемся, - пишет С.Фараджев, - если скажем, что в Азербайджане, на этой земле, автор произведения - азербайджанец, труппа актеров-исполнителей тоже азербайджанцы, опера также поставлена на азербайджанском языке - это все говорит о самой славной, самой яркой странице истории национальной культуры».

 

Премьера оперы «Лейли и Меджнун» вызвала у азербайджанского народа чувство гордости, но вместе с тем это событие имело большое общественное значение. Это рождение национального самосознания азербайджанского народа, его яркого проявления, решительного и смелого поступка. Не случайно, что на призыв 22-летнего Узеира Гаджибейли откликнулись в то время самые талантливые личности национального театра. Это были выдающийся актер-режиссер Гусейн Араблинский (первый режиссер оперы), известный драматург Абдурагим Ахвердиев (первый дирижер оперы), философ-просветитель Алибек Гусейнзаде (театральный художник), Гусейгулу Сарабский (с первого дня показавший себя как непревзойденный Меджнун), Гурбан Примов (тарист), Мирза Мухтар, Джейхун Гаджибейли, Мирмахмуд Кязимовский, Ахмед бек Агдамский, Имран Гасымов и многие другие актеры, которые навсегда вписали свои имена золотыми буквами в историю национального театра.

 

Премьера оперы «Лейли и Меджнун» стала поистине всенародным праздником. Многие интеллигенты из Гянджи, Шамахы, Дербента, Тифлиса телеграфом заказывали билеты на премьеру. Вскоре слава «Лейли и Меджнуна» охватила весь Кавказ и Туркестан.

 

С.Фараджев приводит слова видного азербайджанского ученого и просветителя Азиза Шарифа, жившего в то время в Тифлисе, после того как он первый раз увидел оперу «Лейли и Меджнун»: «Меня поразила музыка и оркестр. Это музыка Востока и Кавказа. Я ничего до сегодняшнего дня не видел и не слышал. Оркестр из европейских инструментов: скрипка, виолончель, флейта, кларнет, труба, барабан и др. и в то же время - тар и кяманча. Исполнение Сарабского бесподобно. Можно ли забыть эту удивительную музыку, бесконечную грусть? Это волшебство. Народ, создавший такую музыку, бессмертен».

 

С.Фараджев подчеркивает, что Узеир Гаджибейли оперой «Лейли и Меджнун» выполнил перед своим народом большую и славную миссию. Узеир Гаджибейли, говоря словами многих музыковедов, стал создателем мугамной оперы, не имеющей аналогов в мире.

 

Известный русский композитор Александр Чайковский, посмотрев оперу, сказал: «Этой оперой можно завоевать необыкновенный успех, показав ее на сценах Европы».

 

Вот уже 100 лет как эта опера не сходит со сцены. В разные годы разные режиссеры давали свои постановки: Солтан Дадашев (1935, 1958), Мехти Мамедов (1955, 1976), Фирудин Сафаров (1994), в последние годы Хафиз Гулиев и др.

 

Партии Лейли исполняли - Сара Гадимова, Рубаба Мурадова, Зейнаб Ханларова, Сакина Исмайлова, Гандаб Гулиева и др.; партии Меджнуна - Аловсат Садыгов, Ханлар Ахвердиев, Абульфат Алиев, Ариф Бабаев, Алим Гасымов, Мансум Ибрагимов…

 

Клавир оперы был издан в 1959 и 1984 гг., партитура - в 1983 году.

 

В 1996 году в творческом обьединении «Азербайджантелефильм» режиссеры Назим Аббас и Шамиль Наджафзаде сняли фильм-оперу «Лейли и Меджнун».

 

Сардар Фараджев заканчивает свою исследовательскую работу такими словами: «Узеир Гаджибейли жил в тяжелое, противоречивое и сложное время. Однако несмотря на это, он счастливый человек и творец, который смог мобилизовать каждое мгновение своей жизни ради родины и народа. Если созданное им каждое произведение - яркое созвездие, то музыка 100-летнего «Лейли и Меджнуна», очищающая и обогащающая человеческие сердца нежными чувствами, - это млечный путь».

 

Тамилла ХУДАВЕРДИЕВА

Каспiй.-2017.- 26 января.- С. 12.