Украденные шедевры,

или Тайны настенной росписи Дворца Бакинских ханов

Любой древний камень с исторической датой, надписью или изображениями является окаменевшим сердцем когда-то живого человека-творца, человека-созидателя, сохранившего в огне и пламени истории нашу прекрасную землю, нашу историю, веками создававшего величественную и прекрасную почву для развития науки, культуры и искусства, ту почву, на которой все мы родились, живем и будем жить в лице грядущих поколений, развивая лучшие прогрессивные традиции этой культуры…

Самед Вургун

Недавно посмотрела фильм Саймона Кертиса «Женщина в золотом». Это драматическая история Марии Альтманн, жительницы Вены, которая пытается добиться справедливости - вернуть ценности, отобранные у ее семьи нацистами несколько десятилетий назад. Среди культурного достояния - известная картина Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр», которую иногда называют «Золотая Адель». Манера художника навеяла воспоминания о настенной росписи Дворца Бакинских ханов XVIII века, и я провела собственное расследование, опираясь на архивные данные и исторические очерки путешественников, побывавших в Баку в XVII-XVIII веках.

Начну с краткого описания учеными Дворца Бакинских ханов, расположенного по левую сторону при входе в Ичери шехер. Этот памятник архитектуры XVIII века принадлежал Бакинским ханам, властвовавшим здесь в 1747-1806 годах, хотя «не исключено, что самая старая часть здания построена еще XVII веке», пишет А.В.Саламзаде в книге «Архитектура Азербайджана XVI-XIX вв.». В XVIII веке двухэтажные постройки в Ичери шехер были редкостью, поэтому комплекс Дворца Бакинских ханов величественно возвышался среди зданий того времени. Здесь жили и правили Мирза Мухаммед хан I - 1747-1768 (сын Дергях Гулу хана); Мелик Мухаммед хан - 1768-1784 (сын Мирзы Мухаммед хана I); Мирза Мухаммед хан II - 1784-1791(сын Мелик Мухаммед хана); Мухаммед Гулу хан - 1791-1792 (сын Мирзы Мухаммед хана I); Гусейн Гулу хан - 1792 - 1806 (сын Гаджи Али-Гулу ага).

В архивах Азербайджанского историко-архитектурного заповедника «Ичеришехер» имеются документальные сведения о Дворце Бакинских ханов, сохранившиеся на чертежах, датированных 30 октября 1809 года. Чертежи представляют подробный план, детально описывающий внешний вид пяти дворов с великолепно украшенными окнами (100 узорчатых шебеке-витражей создают интерьер пышных дворцовых покоев) и решенным в виде большого арочного проезда входом, над которым помещалась балахана («бала» - верхний, «хана» - высокий, то есть «верхняя комната»).

На чертежах отмечен и сад с бассейном, который считался в то время единственным садом в Баку, а также территория, на которой располагалась мечеть Бакихановых.

После захвата Бакинского ханства Россией в 1806 году в Ханском дворце была проведена реконструкция, и он превратился в казарму, где располагался российский военно-морской гарнизон. Об этом говорят сведения из очерка И.Н.Березина «Путешествие по Дагестану и Закавказью»: «Дом после реконструкции 1806 г., составленной русскими военными инженерами, был превращен в солдатскую казарму, в результате чего от самого дома осталось только основание». Именно в тот период высочайшим указом от 19 июня 1806 года командующим войсками на Кавказской линии был назначен Сергей Алексеевич Булгаков - генерал от инфантерии из рода Булгаковых, наиболее известный действиями на начальном этапе Кавказской войны. 3 октября 1806 года Булгаков занял Баку. После непродолжительного пребывания в Ханском дворце он, оставив гарнизон в Баку, двинулся на покорение Губинского ханства и Казикумухской местности.

Эти события описываются в книге А.В.Потто «Кавказская война»: «В Баку войска оставались несколько дней, и Булгаков жил все это время в ханском дворце, отличавшемся чисто восточной роскошью. Особую ценность составляли в нем исторические картины, писанные весьма искусно на стенах масляными красками и потом раззолоченные. По приказанию Булгакова некоторые из них были отбиты от стен особыми долотами, и так искусно, что остались совершенно целыми». Отрывок из очерка известного обрусевшего дворянина немецкого происхождения и начальника военно-исторического отдела при штабе Кавказского военного округа, военного историка XIX века - единственное описание внутреннего убранства Ханского дворца Бакихановых. Прочитав эти строки, невольно задумываешься о трагичности ситуации и безвозвратно потерянном достоянии нашей культуры и истории. Ведь вполне возможно, что в картинах могли отражаться вкусы, повседневная жизнь и интересы Бакинских ханов. Помимо исторических сведений они могли содержать и технический интерес к процессу создания картин, потому что сведения о настенной живописи того периода очень скудны.

Чем же эти росписи так заинтересовали С.А.Булгакова, что он отбил и увез их, несмотря на то, что случаи демонтажа стенописи на тот период времени были единичны? Может быть, тем, что помимо визуальной красоты они были раззолоченными (художники придали оригинальность и изысканность своему творению с помощью сусального или твореного золота). Золотой порошок десятки столетий назад уже использовали мастера Египта для росписи стен, колонн, пола, пергамента. К тому же роспись масляными красками является самым сложным и дорогим видом, поскольку речь уже, по сути, идет не о настенной росписи, а о картине большого размера. На это способны лишь настоящие художники. Такие краски наносятся как тонкими лессировками, так и корпусными мазками.

Доскональное знание свойств фрески дало возможность средневековым мастерам создать тот неповторимый стиль масляной росписи стен, который никто никогда не смог превзойти. Знания этой техники сохранялись среди живописцев вплоть до XVIII века. Но затем с ответвлением живописи как вида искусства от ремесла и с появлением в ней новых идей эти знания были практически утрачены.

Коротко о фреске. Фреска известна с античных времен, первые образцы ее были найдены на территории острова Санторин и датируются примерно 1500 годом до нашей эры. Фреска включает в себя несколько техник: живопись водяными красками по сырой штукатурке («альфреско»), маслеными красками по сухой штукатурке («альсекко») и живопись известково-казеиновыми и темперными красками. Маслом рисовали на сухой штукатурке, а водяными красками - на сырой. Отсюда можно сделать вывод, что росписи, исполненные маслом в Доме Бакихановых, были выполнены в стиле «альсекко». Такой вид живописи предусматривает нанесение чистового слоя штукатурки сразу на всю поверхность стены. Используются краски, растертые на растительном и животном клее и масле, яйце, или смешанные с известью. История не дает точных сведений о том, когда впервые началось применение извести в качестве связующего вещества в красках живописи. Можно предположить, однако, что уже в глубокой древности использовался простейший способ применения ее в живописном деле, заключающийся в непосредственном смешении ее в виде гашеной извести с красками.

Техника «альсекко» сложилась в средневековой живописи наряду с фреской и была особенно распространена в Европе в XVII-XVIII веках. Именно в тот период было создано Бакинское ханство, в декоре которого использовалась эта техника, что доказывает современность взглядов и вкусов, образованность и могущество Бакинских ханов.

И еще: в записях упомянутого А.В.Потто говорится, что Ханский дворец отличался чисто восточной роскошью. Однако возникает сомнение в точности описания, потому что Баку, как отмечает в своих «Путешествиях по Дагестану и Закавказью» И.Н.Березин, «занимает приморское положение, торговля оживляет город и дает жителям средства к известной роскоши…». Не исключено, что росписи во Дворце Бакинских ханов были выполнены местными и зарубежными художниками-фрескистами, потому что в те времена этих мастеров приглашали для работы во дворцы и в интерьере в основном преобладал стиль эклектики (одновременное сочетание двух или трех стилистических направлений) с элементами мавританского искусства. Для декора построек и предметов прикладного искусства характерен декоративный орнамент, насыщенный растительными, геометрическими, эпиграфическими и даже сюжетными (как экспонаты XVIII века в Музее искусств) мотивами.

Например, росписи интерьера Дворца Шекинских ханов XVIII века разновременные - от выполненных «франкскими» (европейскими) мастерами, которые сохранились в сталактитах плафона нижнего зала, до росписей начала XX века, выполненных известными местными мастерами (устад Аббас Гулу, уста Гамбар Гарабаги, мастер Гурбан Али). А поскольку в бакинской архитектуре того периода совмещалось восточное и западное искусство и к тому же Бакинский хан был одним из богатейших в Азербайджане, то вполне вероятно, что он мог позволить себе пригласить известнейших зарубежных художников для росписи своего дворца. Тем более что, как отмечает С.Гмелин, «хан за городом, на северо-западной оного стороне, пониже вала, недалеко от моря, очень недавно построил еще лучший, на восточно-европейский вкус заложенный другой дом…».

Исходя из этого, можно предположить, что картины были достоянием не только нашим, но и всего мира, потому что здесь могли работать известные мастера той эпохи. Просматривая статьи и документы о настенных росписях, можно убедиться, что операцию по их снятию следует предпринимать лишь в самом крайнем случае - когда уничтожается памятник, на стенах которого они находятся. То есть для сохранения этого произведения искусства, а не для варварского хищения, как в случае с росписями Бакихановского дворца.

Эльдар Мансуров, композитор, представитель известного рода Мансуровых, также в своей статье «Гусейн Гулу хан Бакинский», опубликованной в журнале «Ичеришехер», отмечает: «Особую ценность составляли в Ханском дворце исторические картины, писанные весьма искусно на стенах масляными красками и потом раззолоченные». Обратите внимание: «исторические картины» - это значит батальные сцены, как во Дворце Шекинских ханов XVIII века, или же сцены из дворцовой жизни. Военные столкновения и жаркие поединки были излюбленной темой художников того времени и отражались наиболее ярко. Кроме того, изображение шаха или хана в роли непобедимого полководца было обязательным аспектом иконографического образа правителя, соответствующего требованиям восточного мусульманского этикета.

 

Еще главнокомандующий кавказских войск князь Цицианов предписывал И.И.Завалишину (военный и русский писатель, в 1805-1806 годах возглавил экспедицию в Каспийском море), пытавшемуся взять город, что Баку им нужен без хана. Главнокомандующий на Кавказе русский генерал-фельдмаршал И.В.Гудович также поручил наступавшему на Баку генералу С.А.Булгакову по занятии его уничтожить ханское правление (Ф.А.Тагиев. «История города Баку в первой половине XIX века (1806-1859).

Из письма И.В.Гудовича главнокомандующему на Кавказе А.Я.Будбергу от 31 октября 1806 года выясняется, что Абдул-Рагим ага был, вероятно, не прочь встать у руля ханства при помощи русских. Гудович писал: «...по мнению моему, правление ханов в Баку и самое Бакинское ханство должно быть уничтожено; следовательно Абдул-Рахим ага теперь никаких притязаний не может иметь на сие ханство». Может быть, страх перед возвращением Абдул-Рагима ага и побудил полностью уничтожить дворец? Эти вопросы, возникающие в ходе изучения документов, так и останутся без ответа, поскольку они стерты временем и ненавистью, а украденные шедевры на стенах Бакинского дворца будут пробуждать нашу фантазию.

Да, история Азербайджана насчитывает несметное количество мастеров и памятников, о которых говорят по сей день, восхищаясь их талантом и неповторимостью. Но иметь при этом живой пример или факт удается, увы, не всегда.

Из-за систематических строительных работ на территории Дворца Бакинских ханов первозданный вид его был утрачен - неизменной осталась лишь надпись над арочным входом: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного. 1164» (хиджры 1164-1750/51).

 

Фидан СЕИДОВА

Каспiй.- 2018.- 14 апреля.- С.14-15