Когда жизнь - преодоление…

Джавид Асадов: После концерта ректор турецкого университета, поздравив нас расформировал свой камерный оркестр

Наш сегодняшний герой - человек не совсем обычный. Судьба часто испытывала его на прочность, но, к счастью, он с мужеством и благородством выдерживал эти экзамены, не ропща на неожиданные жизненные повороты, а продолжая, собрав все силы, идти дальше и подниматься по ступенькам вверх в нелегком труде музыканта, педагога, друга. Да еще и вдали от родины…

Одним из многих азербайджанских музыкантов, кто в трудные 90-е уехал по приглашению работать в Турцию - фактически поднимать профессиональное музыкальное образование в этой стране (кстати, блестяще и достойно справившись с этой задачей!), был лауреат II Республиканского конкурса скрипачей в Баку и международных конкурсов, преподаватель кафедры струнных инструментов факультета музыкальных искусств, дирижер, солист и художественный руководитель Камерного оркестра Университета Эрджиес города Кайсери (Турция) Джавид Асадов.

Талантливый скрипач с момента окончания учебы в Бакинской музыкальной академии им.Узаджибейли (БМА), включая ассистентуру-стажировку, с 1999 года работает в братской стране. Он был первым музыкантом, который принес независимому Азербайджану место во взрослом международном конкурсе скрипачей в марте 1995-го. Джавид - один из основателей, солист и руководитель камерного оркестра этого университета, который записал на ТРТ два CD с классической музыкой и произведениями азербайджанских композиторов. В 2008 году впервые в этом университете он провел юбилейный творческий вечер, посвященный 90-летию Гара Гараева. За все время работы в Турции Джавид выступил на более чем 200 концертах - как сольных, так и в сопровождении камерного оркестра.

Приезжая домой на непродолжительное время, он также выступает на концертах со своими друзьями, в частности с народным артистом АР пианистом Мурадом Гусейновым. Джавид сделал много переложений для струнного камерного оркестра, например, произведений Ф.Амирова, Джжахангирова и других композиторов, которые исполняет со своим оркестром. Следует сказать, что делать переложения оркестровых сочинений для одного инструмента или камерного оркестра не так-то просто, но Джавиду это удалось благодаря урокам оркестровки, которые он брал у своего педагога, известного композитора, профессора Азера Рзаева.

Будучи студентом, вместе с М.Гусейновым он выступил на юбилейном вечере в связи с 65-летием композитора А.Рзаева, разделив сцену со знаменитыми музыкантами. За время почти 20-летнего пребывания в Турции в его творческой биографии бывало всякое: трудности, моменты радости и творческого удовлетворения, минуты, полные горечи. Однако одним из самых нелегких переживаний для Джавида стало ревностное отношение своих земляков, которые постарались настроить общественность против него и на целых два года (2010-2012) отлучить от сцены талантливого соотечественника. Этот не столь приятный факт говорит о недалеком уме и прогнившей душе людей, способных на такое, живя в другой стране, где, казалось бы, следует держаться вместе и помогать друг другу. Вообще, думается, жизнь вдали от родных берегов всегда открывает истинное лицо людей, это становится серьезной проверкой на надежность, человечность и прочность.

Согласитесь, два года запрета публичных выступлений для музыканта, который с детства находился на сцене, сродни приговору, тем более несправедливому, сделанному по указке завистливых и непорядочных людей, каким-то образом оказавшихся в серьезном искусстве классической музыки. Оправиться после такого подлого поступка, зная, чьих рук это дело, нелегко - требуется определенное мужество, умение прощать и благородство, чтобы затем каждый день утверждать в глазах общественности себя, свою профессиональную компетентность и личностную состоятельность.

Рассказывая об этом, Джавид Асадов признается:

- В обществе создается такое впечатление, что у людей, живущих за границей, все в шоколаде и деньги падают с неба. Это не так, поскольку здесь свои проблемы и трудности, которых не бывает дома. За рубежом мы - иностранцы, приходится утверждать себя каждый день и час. Кто выбился благодаря своему усердию, способностям и труду, тот нашел себя. Не многие азербайджанцы смогли добиться успеха, а тем более - получить возможность выступать на концертных площадках.

- Ваша студенческая жизнь в консерватории была на редкость насыщенной и интересной, вы уже тогда участвовали в международном конкурсе…

- Нет, еще раньше, в 11-м классе школы Бюль-Бюля, когда я получил приглашение в струнный квартете Бакинского центра искусств (БЦИ), которым тогда руководил Фархад Бадалбейли, я участвовал в Международном конкурсе струнных квартетов в Лондоне 1991 году, проходившем под председательством маэстро Менухина. Я был самым молодым участником, и это был первый международный конкурс, который четко дал понять, что я должен делать.

На заключительном концерте все 23 квартета, которые участвовали в конкурсе, объединились в один большой камерный оркестр под руководством маэстро Менухина, которому на тот момент было 75 лет. После концерта он подошел ко мне и, протянув руку для рукопожатия, сказал, что желает самому молодому участнику конкурса дальнейших творческих успехов.

Но еще в Лондоне наш квартет получил приглашение на мастер-класс Amadeus Quartet, члены которого также были в составе жюри этого конкурса. Я не смог принять в нем участия, так как нужно было сдавать вступительные экзамены в консерваторию (ныне БМА). В середине 1992-го я покинул Струнный квартет БЦИ и, уже будучи студентом БМА, из своих однокурсников собрал Струнный квартет, назвав его «Бакинский молодежный струнный квартет». Мы начали обучение в классе профессора Э.Искендерова.

Профессиональные успехи не заставили себя долго ждать, и мы подали заявку на участие в Международном конкурсе в городе Эвиан (Франция) в мае 1993-го. Получив приглашение от французов, окрыленные успехом, мы занимались с утроенной энергией. Порой с разрешения ректора БМА профессора Фархада Бадалбейли, который нам очень помогал и всячески поддерживал, мы оставались в консерватории на ночь, репетируя в день по 8-10 часов. Параллельно давали концерты в Кирхе, обыгрывая нашу программу. Должен признаться, что уровень французского международного конкурса запредельно высокий, и у меня еще до его начала было представление о силе участников, со многими из которых (Miami String Quartet - USA, Baumann String Quartet - Germany, Danel String Quartet - Belgique) я познакомился в Лондоне. Представьте, там были квартеты, которые звучали как камерные оркестры!

Эвиан - маленький городок на берегу Женевского озера, на границе со Швейцарией, это потрясающе живописное место. Мы показали хорошую слаженную игру, но по условиям конкурса квартет, который не проходит во второй тур, должен собрать чемоданы и уехать домой. Мы не прошли во второй тур, но оргкомитет конкурса предложил нам остаться до его окончания, и в конце, что было очень приятно, нам вручили приз зрительских симпатий. Мы оказались самым молодым квартетом на конкурсе, и зрители действительно очень хорошо нас принимали и отдали нам свои голоса.

Дальше произошли еще более удивительные события: член жюри, виолончелист и основатель советского российского Квартета имени Бородина В.A.Берлинский после нашего выступления пригласил нас в ресторан поужинать, где сказал интересную фразу: «Ребята, вы мне очень понравились, и я не хочу, чтобы росточек, который вы привезли из Баку, погиб!». Он предложил нам перевестись в Московскую консерваторию, причем в свой квартетный класс. Помимо этого, будучи председателем жюри Международного конкурса струнных квартетов, который должен был состояться в 1993 году в Санкт-Петербурге, он предложил нам принять в нем участие.

В конце творческого соревнования сам Мстислав Ростропович вместе с российским пианистом Игнатом Солженицыным, а также Emerson String Quarett, члены которого были в составе жюри, выступили на закрытии с концертом. В том же году, будучи студентом, я прошел конкурс и был принят на работу в Государственный камерный оркестр имени Гара Гараева, которым тогда руководил дирижер Р.Мелик-Асланов. Прослушав меня, маэстро зачислил меня в первый пульт первых скрипок.

Через месяц мы выехали на гастроли в Германию, где наши концерты проходили с большим успехом при переполненных залах. Тогда с нашим оркестром солировал уважаемый ректор Фархад Бадалбейли. Затем я участвовал в проекте «Контакты» грузинского композитора Г.Канчели, который решил объединить в своем проекте музыкантов трех закавказских республик в один большой камерный оркестр с последующими концертами в пяти городах Германии, включая Малый зал Берлинской филармонии, где в тот день звучала музыка европейских и азербайджанских композиторов. На прослушивании под руководством грузинского дирижера Ш.Шилакадзе меня назначили одним из концертмейстеров этого оркестра вместе с грузинской скрипачкой Тамарой Булия.

- А что вы можете сказать об Азиатском международном конкурсе?

- В марте 1995 года в Ашгабате проводился I Международный Азиатский конкурс скрипачей. Прежде чем послать кого-то, консерватория провела отбор среди студентов и выявила лучших, среди которых оказался и я. Конкурс проходил под патронажем бывшего президента С.Ниязова - Туркменбаши и носил имя Нури Халмамедова, друга детства президента, с которым, как мне рассказывали, он вырос в детском доме.

Нури Халмамедов, основоположник туркменской профессиональной музыки, скончался очень молодым, и президент в память о нем решил организовать этот конкурс и назвать его именем. Программа конкурса была довольно сложной, я прошел все три тура и стал лауреатом, чем был очень доволен, потому что в нем принимало участие около 80 (!) скрипачей из разных стран мира. В качестве аккомпаниатора со мной выступал мой друг со школьной скамьи, народный артист АР пианист Мурад Адыгезалзаде, который получил диплом конкурса за лучший аккомпанемент.

 

- С таким богатым опытом выступлений на международных конкурсах вы, конечно же, были достойным претендентом для работы за границей. Каким образом судьба забросила вас в Турцию?

- После окончания ассистентуры-стажировки в 1999 году я получил приглашение из Университета Эрджиес города Кайсери, ректор которого, экономист по профессии и большой любитель классической музыки, решил создать в вузе камерный оркестр и назначил меня на должность первой скрипки концертмейстера оркестра. Поскольку дирижера в этом оркестре не было, мне приходилось выполнять сразу три функции - солиста, дирижера и концертмейстера, параллельно преподавая специальность по скрипке на кафедре факультета музыкальных искусств университета, где я работаю до настоящего времени.

Должен сказать, что в начале 2000-х в Турции помимо крупных городов - Анкары, Стамбула, Измира и Аданы - камерных оркестров не было, поэтому с нашим коллективом мы объездили почти все города страны, где концерты пользовались большим успехом.

Однажды произошел забавный случай, когда нас пригласили в город Малатья в Университет Иноню (имя второго после Ататюрка президента Турции), где пару лет назад был создан камерный оркестр, в полном составе присутствовавший на нашем концерте. Мы несколько раз играли на «бис», и после концерта ректор университета, поздравив нас, сразу же расформировал свой камерный оркестр. Потом мы услышали, что он стал набирать в свой оркестр новых музыкантов из-за рубежа. Вот такая история…

- Ваша жизнь и деятельность в Турции обозначены серьезными профессиональными успехами, сыгравшими большую роль в развитии музыкального искусства этой страны. Однако только неповторимая индивидуальность творческого человека делает даже самое маленькое его достижение особенно значимым и преисполненным смысла. Не могли бы рассказать нам о некоторых из них?

- Жизнь - это не только концерты, успех и радость, но это еще и потеря близких людей, разочарования. 20 января 2014 года трагически скончался мой друг и коллега, флейтист Афшин Онер. Он очень любил мотоциклы, и однажды на трассе его сбила бетономешалка. Я знаком с его семьей, его супруга - мой близкий друг и коллега. После трагической кончины Афшина, которую все мы очень переживали, его супруга спросила меня, что делать со студентами-флейтистами, так как у нас был всего один педагог-флейтист, и они словно осиротели после смерти Афшина. Нужно было срочно принимать решение, и я предложил руководству и его супруге, заместителю декана факультета, создать ансамбль флейтистов «Афшин Онер». Так мы и сделали, и это был первый флейтовый ансамбль в Турции, до создания которого подобных ансамблей здесь не было и до сих пор нет: флейтовые оркестры есть, а флейтовых ансамблей нет.

29 сентября 2014 года вместе с Oйя Левендоглу Oнер мы создали флейтовый ансамбль «Афшин Онер», куда вошли все студенты покойного Афшина. Мы начали заниматься, готовить репертуар и вскоре выступили с концертом на открытии мастер-классов всемирно известного турецкого флейтиста Бюлента Евджиля. Но вскоре произошла другая трагедия, теперь уже в моей семье...

- Судьба, видимо, решила испытать вас по полной…

 

- В октябре 2014-го у моего отца констатировали онкологию, и я попросил две недели, чтобы съездить в Баку. Дома я понял, что ситуация более серьезная - согласно прогнозу врачей, моему отцу оставалось жить несколько месяцев. Я позвонил руководству и спросил, можно ли мне остаться с отцом до декабря, на что получил положительный ответ. Отец не мог передвигаться, сестрам и маме трудно было делать то, что должен делать мужчина, нужна была мужская сила, поэтому я должен был находиться в столь трудный момент рядом с отцом и матерью, благодаря которым я стал тем, кем стал.

Мой отец угасал на глазах, и я, понимая, что осталось совсем мало, в декабре еще раз позвонил руководству университета и попросил больше не продлевать мой контракт, поскольку не приеду в декабре, останусь с отцом до конца. Я очень благодарен руководству университета и факультета, где работаю, потому что они ответили, что контракт со мной ими уже продлен, и этот вопрос не является предметом для обсуждений, а я могу оставаться с больным отцом сколько потребуется. При этом мне полностью выплачивали зарплату за все время моего пребывания в Баку.

- Да, беспрецедентный случай… Но эта история подтверждает истину, что мир не без добрых людей…

- Я очень благодарен этим людям за чуткость и поддержку. Когда я приехал в Турцию и выразил свою безмерную признательность, турецкое руководство ответило, что я тоже очень многое сделал для них, поэтому они пошли мне навстречу в трудный момент жизни. Через сорок дней после кончины отца я вернулся в Турцию и вплотную занялся работой.

- А как сложилась дальнейшая судьба вашего детища - ансамбля флейтистов?

- Я сделал ряд переложений известных саундтреков для ансамбля флейтистов. Мы успешно выступали в нашем университете и вузах других городов Турции. Настал момент, когда мы наконец решили воплотить мою идею поехать на родину покойного Афшина и дать концерт в музыкальном лицее Зеки Мюрен и Университете Улудаг, где он учился. 5 апреля 2016 года мы сыграли в лицее Зеки Мюрен, а на следующий день дали концерт в Университете Улудаг.

Наш университет не считается лидером в музыкальной области, поэтому это был первый случай, когда классический музыкальный ансамбль студентов-исполнителей представлял Университет Эрджиес в другом университете Турции. Университет Улудаг считается одним из лучших в Турции, в том числе и по музыкальной части. Мы сыграли два концерта в Бурсе, откуда родом Афшин, и конечной целью было посетить те места, где его знали и любили.

Все цветы с концертов, которые, кстати, прошли с большим успехом - нам аплодировали стоя, мы собрали и возложили на могилу Афшина, почтив его память. Их было так много, что могила моего верного друга стала похожа на большой цветник. Нам было тяжело, но мы ощущали глубокое удовлетворение от чувства исполненного долга.

- Расскажите о своей семье, родителях.

- Мой отец - Ариф Асадов - был инженером-металлургом и начальником ОТК на заводе лейтенанта Шмидта, мать - Халида Искендерова - врач-педиатр, работала заведующей детским отделением больницы Э.Эфендиева. Своим профессионализмом она спасла от смерти сотни детей.

Но это вовсе не означает, что я вырос в немузыкальной семье. Моя тетя, Валида Искендерова, пианист по образованию, долгое время была директором музшколы № 6 имени Т.Бакиханова, где я учился на подготовительном курсе, прежде чем поступить в школу имени Бюль-Бюля. Кстати, ту же школу №6 окончила и моя дочь - Инара-Сермин Асадова, и за время учебы здесь она удостоилась двух дипломов лауреата республиканского конкурсов пианистов. Сейчас она учится в Азербайджанском государственном университете нефти и промышленности, пошла по стопам моей бабушки, Сугры Гаибовой - первой женщины-нефтяника в Азербайджане, ее бюст хранится в музее изобразительных искусств имустафаева.

Мой дядя - известный азербайджанский виолончелист, народный артист, профессор Эльдар Искендеров, старшая сестра, Джамиля Асадова, тоже окончила класс фортепиано школы Бюль-Бюля и консерваторию по классу композиции в классе Арифа Меликова. Младшая сестра - Гюляр Асадова - тоже музыкант по специальности хорового дирижирования. И моя супруга также является выпускницей BMA.

В моей биографии всегда присутствовали великолепные педагоги и выдающиеся музыканты - профессора БМА A.Садыхов, Л.Барштак, А.Рзаев, Э.Искендеров, Б.Мехтиев, Р.Сеидзаде, Н.Аббасзаде, а также преподаватель Консерватории имурмангазы в Алматы (Казахстан), студент и аспирант известного профессора Б.В.Беленького в Московской консерватории им.П.И.Чайковского, лауреат международных конкурсов Эркен Мурзагалиев.

- Скажите, а что отличает музыканта струнного квартета от других ансамблей и оркестров?

- Квартет - это механизм, который должен работать очень слаженно и безотказно на сцене, это четыре музыканта, но они должны играть как один, и это очень сложно - настолько должна быть хорошая сыгранность и чувство локтя. Будучи первой скрипкой квартета, когда вся ответственность за выступление лежит на твоих плечах, надо проявлять олимпийское спокойствие, сосредоточенность, выдержку и полную самоотдачу. Квартетные конкурсы научили меня очень многому - как в профессионально-исполнительском плане, так и в организационно-психологическом.

- Каковы будущие планы азербайджанского музыканта, столь достойно представившего национальную школу скрипичного исполнительства за рубежом?

- Что касается будущих планов, отмечу, что в этом месяце вместе с университетским оркестром Эрджиес мы будем участвовать в престижном XVII Международном фестивале в городе Мерсин, откуда мы получили приглашение. Затем 4 мая состоится мой сольный концерт в университете на открытии собрания деканов и директоров консерваторий со всей Турции. Концертов очень много, поэтому приходится проводить много времени со студентами, с оркестром и, наконец, уделять внимание сольным занятиям.

- Благодарю за интересную беседу и желаю вам дальнейших творческих успехов!

 

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй.- 2018.- 14 апреля.- С.16-17