Союз науки и исполнительства

 

Определились лауреаты и дипломанты республиканского конкурса имени Г.Гараева

 

МУЗЫКА

 

В Большом зале Бакинской музыкальной академии (БМА) имени Узеира Гаджибейли состоялась церемония закрытия V Республиканского научно-исполнительского конкурса пианистов, посвященного 100-летию со дня рождения великого азербайджанского композитора Гара Гараева.

 

При взгляде на празднично одетую детвору, которая собралась в фойе БМА, сердце переполняла гордость от мысли, что в прагматичный век технологий и становящейся все более массовой и бездуховной культуры все больше детей приобщается к серьезному искусству классической музыки. Конкурс примечателен еще и тем, что собирает под свое крыло учащихся музшкол со всей страны, из самых отдаленных сел и деревень, где есть музшколы. Помимо того, что музыкальное состязание выявляет самых лучших и талантливых, участие в конкурсе еще и развивает детей, расширяя их кругозор, углубляя знания о теории музыки и композиторах. Анализ исполняемого произведения и собственное восприятие этой музыки развивает детей эмоционально и нравственно, они более скрупулезно и с разных ракурсов рассматривают музыкальный текст, учась не только читать по нотам, но и между нот…

 

По трем возрастным категориям члены жюри вручили наиболее отличившимся детям дипломы лауреатов, дипломантов, а также поощрительные грамоты. Отрадно, что среди награжденных было немало детей из городских и сельских музыкальных школ Саатлы, Геранбоя, Сумгайыта, Сабирабада, Гянджи, Гейчая, Огуза, Евлаха, Ширвана, Нефтчалы, Шеки, Шабрана, Габалы, Губы, Барды и др. В этом, безусловно, проявилась эффективность и своевременность применения в музыкальных школах методики и принципа научно-исполнительских конкурсов, которые были разработаны и внедрены не только в столице, но и по всей стране, директором школы-студии при БМА профессором Тарланом Сеидовым. В церемонии награждения принимала участие также проректор БМА по учебной работе профессор Нармина Гулиева.

 

После официальной части начался концерт, в котором приняли участие дети, занявшие призовые места в разных возрастных категориях.

 

По окончании церемонии нам удалось побеседовать с членом жюри, дочерью Гара Гараева, заведующей фортепианным отделением Центра культуры и искусств «Испиртихане» Государственной консерватории классической музыки Стамбульского технического университета Зулейхой Караевой-Багировой, проживающей в Турции.

 

- С каким чувством вы приезжаете на мероприятия, связанные с именем вашего великого отца?

 

- Уже не первый раз я приезжаю на конкурс, который связан с именем моего отца Гара Гараева. Бакинская музыкальная академия приглашает меня в качестве члена жюри. Конечно, каждый приезд в Баку на столь серьезное мероприятие накладывает большую ответственность, плюс ко всему, оно вызывает глубокие ассоциации детства, школы, в которой я проучилась с первого класса, здание нашей консерватории, где и находилась наша школа - это очень родное и дорогое мне здание, с которым я тесно связана. В этот свой приезд я увидела и сфотографировала новую мемориальную доску, которая вывешена у класса, где занимался профессор Гара Гараев. Это мне очень понравилось еще и потому, что на доске помимо имени и фамилии композитора нет никаких других его регалий. Эта деталь пришлась мне по душе, потому что он был музыкантом, композитором, и люди, слушающие его музыку, не думают о том, что он был академиком или народным артистом. Они слушают и просто получают удовольствие от его музыки, поэтому я приношу свою признательность ректорату и лично профессору Фархаду Бадалбейли за то, что так правильно и обдуманно отнеслись к этому вопросу.

Однако мы работаем в зале, который также носит имя моего отца, и все это, конечно же, волнительно и обязывает. Он был рядом с нами до последних дней. Очень трудно понять и осознать умом, что его уже нет, и больше никогда не будет...

 

- Вы не помните, как он относился к таким творческим соревнованиям и участию в них детей?

 

- В советское время не было такого множества разных республиканских конкурсов, т.е. они проводились, но это были единичные случаи, творческие соревнования с долгими прослушиваниями профессоров и строгого жюри. Конечно, в свое время мой отец очень болел душой за наших ребят, которые участвовали в конкурсах, но это не носило массового характера. Сегодня конкурсы вышли на совершенно другую ступень, и это связано с преобразованием страны, ее независимостью, ведь теперь все вопросы решаются внутри Азербайджана. Конкурсы - прекрасные мероприятия, на прослушивания и беседы с членами жюри приехали дети из разных регионов республики. Весь этот процесс выглядит так отрадно, мило и красиво. Дети все очень аккуратные, чистенькие, это очень радует.

 

- Какие, по-вашему, преимущества дают эти конкурсы детям?

 

- Понимаете, главное понять, что ребенок приехал из деревни. Возможно, в его исполнении и не будет высочайшего профессионального академизма, но его отношение к музыке, любовь и желание выступить и показать себя заслуживают большого уважения. Я очень благодарна руководству БМА, школы-студии, инициатору и организатору конкурса профессору Тарлану Сеидову, который обязует детей выступать с теоретическими докладами, рассказывая о том, что они испытывают и чувствуют во время исполнения того или иного сочинения. Это еще одна, особая ступень в образовательном процессе. Конкурсы не доказывают нам, кто из детей победил, играл лучше или хуже, нет. Подобные конкурсы говорят о том, что наши дети развиваются, что они любят музыку и хотят играть, они показывают любовь детей к музыкальному инструменту. Надо все это понять и только потом можно правильно оценить их исполнение, отношение и рассказ о том, что они чувствуют и как делают.

 

- Довольны ли вы итогами конкурса?

 

- Очень довольна! Во-первых, потому, что с каждым разом мы знакомимся с новыми талантливыми детьми. Во-вторых, я довольна всей системой этих конкурсов, потому что дети, исполняя произведение, рассказывают нам о том, что они переживают в это время. И, в-третьих, потому, что это потрясающий учебный процесс!

 

- Т.е. дети во время выступлений получают высочайший мастер-класс? Вы были и на прошлогоднем конкурсе, есть ли развитие и продвижение у детей?

 

- Разумеется, причем они учатся у всех членов жюри, где собрались признанные профессионалы. Развитие, конечно же, есть. С некоторыми детьми мы были знакомы по прошлым конкурсам, и мы видим, как они творчески растут и взрослеют. Можно ли не испытывать радость от этого?!

 

Тарлан Сеидов, директор школы-студии при БМА, профессор:

 

- Конкурс проходит с 1983 года, и в этом году подобная форма конкурсной работы отмечает своеобразный юбилей - 35 лет! Динамика, надо подчеркнуть, очень положительная! Мы постоянно находимся на связи с районами республики, руководством городских и сельских музшкол. Особое значение конкурса состоит еще и в том, что развиваются не только дети, но и их педагоги, которые знакомятся с теоретической литературой, большей частью написанной на русском языке. Они тщательно изучают этот материал и на его основе готовят своих учеников.

Я очень рад, что наша школа-студия также показала свою работу, и единственная первая премия досталась нашему ученику четвертого класса Тюрину Данииле (педагог Наргиз Мансурова). Это замечательный пианист, и, признаюсь, я давно не слышал столь талантливого исполнения.

 

Земфира Кафарова, член жюри, секретарь СК, заслуженный деятель искусств, профессор:

 

- В программе конкурса обязательно присутствует сочинение Гара Гараева. Целью научно-практических конкурсов является становление музыкантов с надлежащей эрудицией, кругозором и знанием исполняемого материала. Это очень важный момент, и педагоги должны обращать на это серьезное внимание.

 

Лала Гусейнова, член жюри, проректор по научным вопросам Азербайджанской национальной консерватории, профессор:

 

- У меня самые хорошие и позитивные впечатления об этом конкурсе, где соединяется исполнительство и наука. Профессор Тарлан Сеидов начал проводить такие конкурсы потому, что в музыкальном образовании детей настал такой момент, когда исполнители отдалились от научного подхода к исполняемым сочинениям. Т.е. каждый исполнитель должен хорошо разбираться в нем и уметь его анализировать, чтобы его игра и трактовка были убедительными. Когда стало понятно, что эта часть музыкального творчества, а именно осмысленный и разумный подход к интерпретации исполняемого сочинения, хромает, тогда и было решено проводить такие конкурсы.

 

- Можно сказать, что этот вид творческого состязания был вызван самой жизнью и востребован практически…

 

- Совершенно верно. Это было продиктовано и его деятельностью руководителя и преподавателя школы-студии, потому что профессор Сеидов и ученый, и исполнитель, что, кстати, бывает не столь уж часто. В свое время он был единственным музыковедом-теоретиком и превосходным исполнителем из Азербайджана, кто стал членом Союза композиторов СССР, соединив в себе две ветви музыкального искусства. А когда он создал при консерватории школу-студию, понял, что без теоретической базы хороший исполнитель, а дальше и педагог - не получится. Именно поэтому он соединил исполнительство и научный подход, причем Тарлан муаллим привлекает детей с самого раннего возраста. Эту методику подхватили другие музшколы, и в результате конкурс стал республиканским. Скажу больше: эту идею взяли на вооружение и применили на практике в России - Москве и Санкт-Петербурге. Суть в том, что исполнитель должен уметь анализировать исполняемое сочинение, понять его смысл, стиль, форму, музыкально-выразительные средства, и все это должно проявляться в его игре. Профессор Т.Сеидов очень требовательно относится к ученикам, я работала у него и была свидетелем того, как он присутствовал на экзаменах по теории и лично экзаменовал учеников, задавая разные вопросы. Это подстегивало и учеников, и педагогов, именно поэтому конкурс сегодня очень необходим и нашим детям, и их педагогам.

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2018.- 11 апреля.- С.13.