Пушистая сказка фетра
В Азербайджане растет
число мастеров, работающих с этим материалом
ПРОФЕССИЯ
В последние годы среди профессиональных художников Азербайджана и мастеров-любителей растет число поклонников фетра.
Эта тонкая разновидность войлока долгое время использовалась многими народами для изготовления одежды, обуви и головных уборов, а затем, в прошлом столетии, уступила свои позиции в легкой промышленности под влиянием новейших технологий. Но сейчас, на волне экологического направления в моде, фетр вновь завоевывает сердца любителей прекрасного – теперь уже по большей части как материал для элегантных личных аксессуаров (брошей, сумочек и т.д.), необычных украшений интерьера (например грелок на чайник) и очаровательных валяных игрушек.
Осенью нынешнего года в Баку пройдет III Международный симпозиум «Общий язык тюркского мира – орнаменты», который проведет Азербайджанский музей ковра. Тема третьего симпозиума – «Войлочные перекрестки». В нашу столицу съедутся всемирно известные специалисты по войлоку из Европы, Азии и Америки – искусствоведы, художники, дизайнеры одежды. Для ученых и художников будет организована научная конференция. Кроме этого, в рамках симпозиума пройдут тематические выставки, мастер-классы зарубежных авторов, ярмарка войлочных изделий и фэшн-шоу.
На ярмарке войлочных изделий Азербайджан будут представлять шесть мастериц, работающих с фетром. Некоторые из них занимаются и другими видами искусства, которые иногда успешно объединяют с классической техникой мокрого или сухого валяния. Творчество каждой из них заслуживает того, чтобы рассказать о нем поподробнее.
Его краски не тускнеют со временем
Гюнель Гусейнова – выпускница Азербайджанской академии художеств, сотрудница Сумгайытской государственной художественной галереи. Имеет почти 15-летний опыт работы в декоративном искусстве, причем три последних года – в основном работа с фетром.
- Очень люблю этот материал! – говорит она. – С ним удобно работать, а главное – фетр практически не старится, и краски его не тускнеют со временем.
Ее любимая тематика – хуманизированные животные, герои азербайджанских народных сказок (например, Тык-тык ханым). Их она воплощает в фетре как в виде объемных и довольно крупных кукольных композиций, так и в виде панно, а также в плоских изделиях мелкого формата (например чехлах для телефонов).
Помимо кукол, игрушек и сувениров Гюнель Гусейнова делает из фетра аракчыны – национальные головные уборы.
Моей первой работой был цветок ириса
Ольга Аббасова хорошо известна в художественных и театральных кругах нашей столицы. Она – художник по костюмам Азербайджанского государственного русского драматического театра. Окончила (по специальности «художник по ткани») известное в советское время Бакинское профтехучилище №84, готовившее прикладников различного профиля.
Валянием увлеклась около года назад, когда увидела в интернете работы в этой технике, и уже делает огромные успехи – сказывается профессиональный опыт, накопленный на протяжении нескольких десятилетий. Предпочитает метод мокрого валяния.
- Моей первой работой был цветок ириса вроде броши, – вспоминает Ольга. – Затем попробовала сделать некрупные аксессуары – чехлы для мобильного телефона, очечники. А потом заинтересовалась более крупными предметами.
В данное время Ольга Аббасова специализируется на женских сумочках. Любит делать комплекты с ними – например, сумочка, очечник и чехол для мобильника. В творческих планах художницы – изготовление одежды, прежде всего жилетов.
Из фетра можно сотворить практически любую вещь
По образованию Ирина Денисова (творческий псевдоним – Рина Лычкова) – педагог начальных классов. Прикладное искусство – ее хобби, и занимается она не только фетром, но и росписью витражными красками, декупажем, вязанием и шитьем. Но фетр занимает главное место в ее творчестве.
- Фетр разнообразен по своей фактуре, цветовой гамме, из него можно сотворить практически любую вещь, - говорит Ирина Денисова. – А еще его можно по-разному украшать! Я люблю дополнять фетровые изделия бусинами, стразами, цветами и т.д.
Этот автор предпочитает создавать аксессуары и предметы интерьера – броши, небольшие игрушки, сумочки, грелки на чайник, новогодние венки на дверь. Особенным разнообразием отличаются броши ее работы – в виде буты, маков, гранатов. Очень любит делать пинетки и тапочки в виде азербайджанской национальной обуви – чарыков.
Мои куклы очень свободолюбивы
Юлия Налчабасмаз по специальности – востоковед, тюрколог. Она – докторант Института востоковедения НАНА. Работа с фетром для нее – любимое хобби, которому она посвятила вот уже более трех лет.
Предпочитает делать кукол из фетра – среди них есть люди, животные, фантастические существа. Ежики и мышки, феи и ведьмочки, эльфы и гномы населяют ее творчество. Очень много среди них женских образов – мир женщины интересен этому автору больше всего.
- Феи ассоциируются у меня с добротой, волшебством, нежностью и красотой – то есть с женщиной. Ведь они могут при желании добиться всего благодаря силе, скрытой внутри, – рассказывает Юлия Налчабасмаз. – Мои куклы очень свободолюбивы, но ценят домашний уют и искренность. Особое место в моем творчестве занимает тема беременности и материнства – это самые трогательные и изящные фигурки. Они несут в себе просто океан любви и нежности, заботы и ласки…
Создавать картины из шерсти – все равно что маслом или акварелью работать
Елена Мельниченко известна среди бакинских прикладников под псевдонимом Апельсинка. Проработав 25 лет портнихой, парикмахером и визажистом, она три года назад увлеклась фетром. Сначала стала делать игрушки. Ее хуманизированные зверьки, в том числе герои мультфильмов, очень разные. Но всех их объединяет то, что они обладают неповторимой индивидуальностью.
Позднее она стала делать броши – опять-таки в форме животных. А в последнее время активно работает над созданием картин в технике валяния.
- Работа с шерстью приносит невероятное удовольствие, – говорит Апельсинка. – Когда берешь шерсть или кардочес в руки, то заранее представляешь, какая будет игрушка. А создавать картины из шерсти – все равно что маслом или акварелью работать, только тут простора для фантазии больше. Можно сразу поправить, если что-то пошло не так. Можно добавить что угодно или оставить какую-то незаконченность…
Шерсть – это как пластилин: никогда не знаешь, что именно слепишь
Менеджер по специальности, Зара Асадова всегда любила вязать – для себя, для души. А два года назад всерьез увлеклась валянием. В некоторых своих работах она соединяет обе эти техники - вязания и валяния.
- С самого начала я хотела, чтобы мои работы дарили чувство уюта, а валяные игрушки намного уютнее других – и на вид, и на ощупь, – рассказывает Зара Асадова. – Глянешь на валяную игрушку – и даже в самую сильную стужу на душе становится теплее. Кроме того, шерсть – это как пластилин: никогда не знаешь, что именно ты слепишь. Каждая игрушка зарождается уже со своим характером. Войлочные игрушки будто говорят с вами, они дарят тепло и положительную энергетику…
Зара Асадова с детства любила рисовать персонажей из мультфильмов, так что поначалу делала исключительно игрушки – хуманизированных зверюшек с забавными выражениями на мордочках. Но минувшей зимой создала коллекцию валяных брошей в форме цветов – они очень оживляют гардероб, и многие модницы это оценили. Это подтолкнуло прикладницу к новым планам – по созданию различных аксессуаров одежды.
Наиля БАННАЕВА,
Искусствовед
Каспiй.-2018.- 18 августа.-
С.12.