Навстречу Году Собаки 

 

В Азербайджанском музее ковра стартовал новый проект

Новый проект Азербайджанского музея ковра под названием «Ковры и легенды», посвященный мифологическим и символическим образам в азербайджанском ковровом искусстве, стартовал выставкой под названием «Новый год по китайскому календарю», организованной совместно с Посольством Китайской Народной Республики в Азербайджане.

В феврале 2018 года, согласно восточному (в том числе и китайскому) календарю, начался Год Собаки. Поэтому проект объединил экспонаты музея с изображением этого символа. Несколько ковров, представленные на выставке, впервые извлечены из запасников музея и представлены широкой публике.

Начало сотрудничества

На открытии вечера директор музея, председатель Национального комитета ICOM Азербайджан Ширин Меликова, посол Китая в Азербайджане Вэй Цзиньхуа, заведующий отделом учреждений культуры и народного искусства Министерства культуры и туризма Азербайджана Фикрет Бабаев отметили, что наши страны обладают древней историей, искусством и традициями, и открытие экспозиции является очередным мостом культуры между народами.

Отметим, что это первый совместный проект данного музея с посольством КНР. Выступая на мероприятии, посол Китая в Азербайджане Вэй Цзиньхуа поблагодарил за организацию выставки и сказал, что рад принять участие в этом мероприятии. Он отметил, что сотрудничество развивается в контексте отношений между народами. «Эта выставка будет и далее развивать и укреплять культурные отношения между двумя странами. В эти дни китайский народ празднует Год Собаки. Китайский Новый год, который выражает счастье, успех и надежду, объединяет весь народ. Как праздник Новруз дорог для азербайджанцев, так и этот праздник является самым важным для китайцев», - отметил дипломат.

Изображения собак - один из привычных элементов мирового искусства, причем их смысловая нагрузка в разные эпохи и в искусстве различных народов варьируется от тотемной до сугубо бытовой.

В частности, в искусстве Древнего Китая это широкий спектр образов, от изображений небесных защитников - мифологических собако-львов (собаки Фу) на коврах, в живописи и в скульптуре до современных глиняных собачек - традиционного промысла провинции Хуайян. Китайцы верили, что собаки способны видеть духов, что эти животные приносят достаток и отгоняют злых демонов - знак Собаки не случайно входит в Круг зверей (Восточный Зодиак). Фактически в китайских верованиях и соответственно в древнем искусстве этой страны собака выступала в роли небесного покровителя - льва, поскольку настоящих львов в Китае не водится.

В китайских произведениях искусства собаки могут изображать, в зависимости от контекста, стихию ветра, солнце, комету, загробного проводника в мир иной для усопших, тотемный знак или покорность закону. Часть этой символики во времена Великого шелкового пути распространилась вместе с другими элементами китайской культуры далеко за пределы страны и постепенно вошла, видоизменившись тем или иным образом (или же, напротив, слившись с местными аналогами), в искусство многих народов.

Оберег и талисман

Не редкость изображения собак и на азербайджанских коврах. На выставке экспонатов Азербайджанского музея ковра, состоявшейся в рамках проекта, зрителям представлено несколько десятков ширванских, карабахских, газахских ковров конца XIX - начала XX веков, в композициях и орнаментах которых так или иначе фигурируют собаки. Экспозиция состоит из двух частей: в одной выставлены ковры такого типа, где изображения собак показаны реалистично, в другой - где эти изображения показаны символически, в зашифрованной форме.

Наиболее очевидный пример изображения собаки в азербайджанских коврах - это охотничьи псы в коврах с композициями «Атлы-итли» («Лошади и собаки») и «Овчулуг» («Охотничий»). В таких композициях изображения очень реалистичны, так как это стилизованное изображение сцен охоты.

Тем не менее даже в таких сюжетах у собаки есть помимо прямого еще и символическое значение: она выступает в роли охранника всадника, оберегающего своего хозяина от врагов - как видимых, так и невидимых, то есть как от людей, так и от злых духов. Ведь собака, не будем забывать, - священный проводник, в том числе и между мирами.

К примеру, в иранской мифологии мост Чинват стерегут две собаки. Зороастрийцы использовали при погребальных обрядах собак белой масти с черными пятнами вокруг глаз. Эти пятна считались «второй парой глаз», способной видеть злых дэвов и отгонять их от умершего. А у Сасанидов их династийный символ - Сенмурв (Симург) представлял собой собако-птицу-рыбу, символ единства трех миров (земля, вода и воздух). Образ восходит к священному псу Ахурамазды. Эти мотивы также оставили свой отпечаток на азербайджанском искусстве.

Собаки среди прочих зверей встречаются и в коврах типа «Дорд фясил» («Времена года»), где образы тех или иных животных дополняют картину природы в разные ее сезоны. Два таких ковра демонстрируются на нынешней выставке. Будучи у многих народов животным стихии земли, собака чаще всего символизирует пробуждение природы. Отметим, что по восточному календарю, где помимо 12 животных действует пять стихий, наступивший год - это год Земляной собаки. Цвет этой стихии - желтый, так что нынешний год особенно близок представлениям наших далеких предков о символике собаки. Она - страж границ стихии земли, оберегающий человека от всего дурного.

Собаки в ряду иных живых существ изображены и на авторском ковре прославленного мастера Лятифа Керимова «Хейванлар алями» («Мир животных»). Здесь они, как и прочие образы животных, приобретают возвышенный смысл, в духе животных Ноева ковчега.

Очень трогательно и забавно выглядят изображения собак на сюжетных коврах народных мастериц начала XX века. Будучи вспомогательным элементом композиции, они тем не менее придают достоверность изображенным там бытовым сценкам. Обращает внимание тщательность передачи образа, вплоть до деталей - например, масти собаки. Иногда поведение собаки (спокойное или возбужденное) отражает эмоциональный настрой всей сценки.

Найди собаку в орнаменте

Среди таких азербайджанских ковров, где изображение собак выступает в стилизованной и даже фрагментарной форме, можно выделить ковры «Мерезе», «Газах», «Ширван». Специально для этого мероприятия впервые в выставочной практике Азербайджанского музея ковра подготовлен особый вид мультимедийного сопровождения экспозиции - анимационные ролики, благодаря которым орнаментальные мотивы собак на коврах словно оживают, превращаясь из схематичных узоров в практически живые образы. Таким образом, каждый посетитель, посмотрев такой ролик, имеет возможность попробовать самостоятельно отыскать в представленных на выставке коврах те или иные зашифрованные изображения собак.

В отличие от тех ковров, на которых собаки изображены реалистично, на коврах подобного типа «собачьи» знаки могут носить уходящий в глубокую древность смысл, и прежде всего - тотемный. К примеру, один из кланов огузского племени афшаров носит название «кепекли», от слова «кепек», то есть «пес, кобель». Собака у них - родовой тотем.

Любопытно, что и у представителей народностей яо и ши в Китае собака выступает тотемным животным. Согласно легенде, пятицветная собака Паньху, жившая при дворе одного древнего правителя, смогла сделать то, чего не могли самые сильные воины - победить вождя могущественной армии, наступавшей на страну этого правителя. И тот вынужден был исполнить свое обещание - отдать победителю в награду свою дочь в жены. Согласно этому мифу, от брака Паньху и принцессы, то есть от их потомства, и пошли народности яо и ши.

Надо сказать, что подобные верования крайне необычны для этого региона, зато характерны для тюркских народов. Таким образом, «собачьи» мифы представляют собой еще одну очень интересную и малоизученную связь между культурами Китая и Азербайджана.

Выставка «Ковры и легенды. Новый год по китайскому календарю» продлится до 28 февраля.

 

Наиля БАННАЕВА,

Каспiй.- 2018.- 17 февраля.- С.20.