Единым фронтом

О том, как татары и азербайджанцы боролись за права российских мусульман

 

Татарско-азербайджанская интеллигенция сыграла ведущую роль в про¬цессе становления мусульманского движения в Российской империи. О том, как это происходило, в эксклюзивном интервью газете «Каспiй» поведала кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им.Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан Миляуша Гайнанова.

- Миляуша Рамилевна, в связи с объявлением в Азербайджане 2018-го Годом Азербайджанской Демократической Республики интересно узнать о татарской общественно-политической мысли начала ХХ века по поводу этнических процессов в Азербайджане в те годы...

- В начале XX века тюркско-мусульманский мир Российской империи находился в поиске путей развития своей этноконфессиональной идентичности. Тюркские народы в рамках Российского государства стремились защищать свои религиозные и национальные права. В борьбе за сохранение своих прав в экономической, культурной, религиозной сферах жизни пробуждалось национальное самосознание. Это не только время идейного единения тюрок-мусульман в границах российской государственности, но и период активного вовлечения самой мыслящей и передовой части российских мусульман в процессы этноконфессиональной интеграции. Признанными лидерами этого движения были бакинские миллионеры Алимардан Топчибашев, Исмаил Зейнал Тагиев, Мамед Таги Алиев и другие, в течение десятилетий бок о бок сотрудничавшие и в коммерческих, и в общественных делах с татарской буржуазией и интеллигенцией. Само царское правительство подталкивало российские тюркские народы к объединению.

- Каким же образом?

- В исторической традиции и официальных документах России в отношении всех тюркских народов огромной страны на протяжении столетий использовался термин «татары», под которым подразумевались и собственно татары, жившие в средневолжских и приуральских губерниях, и узбеки («хивинские», «бухарские» татары), и азербайджанцы («кавказские татары»), и другие народы. Все тюрки империи воспринимали свою этническую идентичность и в моменты острых социальных, этнических или конфессиональных конфликтов старались выступать единым фронтом.

Именно в тот период происходит идейное и организационное оформление общероссийского мусульманского движения - создание партии «Иттифак аль-Муслимин». Общеизвестно, что у истоков этой организации стояли татарские и азербайджанские промышленники, видные деятели тюркской культуры и ислама.

Ведущая роль татарско-азербайджанской интеллигенции в процессе становления мусульманского движения в стране признавалась безоговорочно. Если тюрки Средней Азии, Северного Кавказа, Сибири, Алтая, а также башкиры и чуваши еще жили своей традиционной патриархальной жизнью, то такие народы, как казанские татары и азербайджанцы, были на пути к индустриальному обществу. И на кожевенных фабриках Казани и на нефтяных промыслах Баку уже начинал формироваться свой слой буржуазии и рабочий класс.

 

Уже в то время выдающиеся мыслители отмечали ведущую роль лидеров российского мусульманства - тюрок. По мнению выдающегося татарского общественного деятеля начала ХХ века Юсуфа Акчуры, тюркские народы, находившиеся в наибольшем взаимодействии с Европой, первыми среди мусульман восприняли новые веяния европейской мысли. Он вполне справедливо отмечал, что «среди тюркских народов эти идеи, особенно национальную, восприняли турки, крымские татары, казанские татары и азербайджанцы».

В конце XIX века именно среди татар и азербайджанцев впервые появляются и распространяются идеи пантюркизма и панисламизма. Казань, Уфа, Астрахань, Баку становятся главными объектами пристального внимания царской жандармерии в целях недопущения распространения этих идей среди всех мусульман империи. В этих условиях любые события, происходившие в каком-либо уголке российско-тюркского мира, тотчас находили живой отклик в сердцах мусульман огромной страны. Любые конфликты, военные действия находят отражение в выступлениях татарских деятелей. Наглядным примером служит отношение татар к геноциду тюрок в Закавказье.

- Пожалуйста, расскажите подробнее об этом…

- Татарская и азербайджанская буржуазия составляла самую активную часть общероссийского мусульманского движения. 16-21 августа 1906 года проходил III Всероссийский съезд партии «Иттифак аль-Муслимин», в котором приняли участие самые выдающиеся представители татарской финансовой, политической и интеллектуальной элиты: И.Гаспринский, С.Алкин, Г.Ибрагим, Г.Баруди, Г.Апанай, Ю.Акчура, С.Максуди, А.Максуди, Г.Исхаки и другие тюрко-мусульманские лидеры Российской империи. Но единогласно председателем представительного собрания (на нем присутствовали представители от 17 регионов империи со значительным мусульманским населением) был избран азербайджанец Алимардан бек Топчибашев.

После татарской делегации (представленной регионами России - Казанской, Оренбургской, Уфимской, Астраханской, Самарской губерниями) азербайджанская была самой многочисленной. От Астраханской же губернии в числе четырех заявленных делегатов-татар на самом деле двое - Мустафа Лутфи Измайлов и Хусаин (Гусейн) Хаятов были азербайджанцами. Не случайно Юсуф Акчура отмечал: «Казанские татары и азербайджанцы всегда тесно контактировали и работали на благо своей нации».

На этом съезде впервые была затронута проблема армяно-азербайджанских столкновений на Кавказе. Многие видные представители азербайджанской и татарской интеллигенции, в том числе и великий идейный вдохновитель всех тюрок России Исмаил Гаспринский, высказались по поводу печальных событий. Речи выступавших были наполнены глубоким переживанием создавшейся на Кавказе ситуации, выражалась готовность встать на защиту интересов и жизни братьев-азербайджанцев. В итоге общероссийский мусульманский съезд вы¬носит резолюцию «О протесте действий против мусульман в Закавказской области».

- О чем говорилось в этом документе?

- В резолюции в частности говорилось: «С глубоким огорчением Всероссийский мусульманский съезд выслушал сообщение о продолжающихся столкновениях армян с мусульманами в Закавказье. Наши братья в Шуше и в уездах стали жертвами действительно несправедливых и пристрастных в отношении мусульман распоряжений и действий генерала Голощапова. Протестуя против таких действий, съезд надеется, что Наместник Его Величества на Кавказе граф Воронцов-Дашков, во внимание к справедливым жалобам мусульман города Шуши и уездов, удалит не только генерала Голощапова, но и всех долженствующих лиц, сеющих и поддерживающих своими пристрастными действиями рознь между двумя народами, веками жившими в мире. Вместе с тем съезд считает своим долгом обратиться к духовным и светским представителям обоих народов взять в свои руки дело взаимного примирения закавказских мусульман с армянами…».

Таким образом участники мусульманского съезда пытались предотвратить кровопролитие и сохранить мир. Последовательно данной позиции придерживался председатель Алимардан бек Топчибашев и другие видные азербайджанские делегаты.

Вопрос о притеснениях азербайджанцев на III съезде продемонстрировал единство идейных установок российских мусульман. Один из татарских делегатов - Адиле Айда вспоминал: «Как и на предыдущих съездах, на III съезде мусульман царил дух единения, т.е. чувство тюркского единства, сознание того, что все тюркские народы России (помимо тех, которые не являлись мусульманами), носящие разные названия, составляют единую семью…

После длительного выступления председателя съезда Алимардана Топчибашева делегаты-сунниты со слезами на глазах обнимались с азербайджанскими делегатами-шиитами».

- Известно, что российские мусульмане избирались в Государственную Думу и принимали активное участие в ее деятельности.

- Начиная с 1906 года лидеры российских мусульман активно (насколько это позволили царские власти) работают в Государственной Думе. Ограничительные рамки избирательных законов 1905-1907 гг., а также непосредственное участие центральной и региональной администраций в процессе регулирования избирательных кампаний привели к тому, что за весь период существования дореволюционной Думы в российский парламент было избрано 79 депутатов-мусульман - 25 депутатов в Думу 1-го созыва, 37 - во вторую, 10 - в третью и 7 - в четвертую Думу. Поскольку отдельные депутаты избирались дважды и более, то интересы мусульманского населения страны представляло всего 67 персон, объединившихся в самостоятельную мусульманскую фракцию. Архивные материалы и публицистика того времени свидетельствуют, что как сами мусульмане, так и немусульмане рассматривали мусульманскую фракцию в качестве «национальной группы», хотя она и возникла на почве общей религиозной идентичности. Именно «национальной группой» делал фракцию национальный состав - подавляющее большинство были татарами и азербайджанцами - Волго-Уральский регион (татарский) в четырех Думах был представлен 40 депутатами, Туркестан и Степной край - 16, Кавказ (в основном азербайджанцы) и Крым - 23.

- Были татарские деятели, пытавшиеся объединить свои усилия в борьбе за независимость тюркских народов...

- В условиях, когда мусульмане отдельных регионов были лишены возможности посылать в Думу своих избранников, миссию по защите их интересов, озвучиванию их пожеланий и требований брали на себя мусульмане иных регионов и областей империи, прежде всего - Волго-Уральского региона и Кавказа. Этим можно объяснить стремление мусульманских депутатов действовать в общеимперском парламенте консолидированно.

 

В это время Юсуф Акчура являлся одним из деятельнейших депутатов мусульманской фракции, он сдружился со своими коллегами - Мамед Таги Алиевым, Алимардан беком Топчибашевым, Исмаилом Зейналом Тагиевым. Единым фронтом татары и азербайджанцы боролись за этноконфессиональные права российских мусульман, отстаивали право мусульман на образование. Именно в этот период Юсуф Акчура основательно знакомится с проблемой этнического гнета, последовательно проводимого в отношении азербайджанцев.

В целом ряде своих работ этот яркий представитель татарской интеллектуальной мысли затрагивает вопрос армян. Вот что он пишет: «Христианские бунтовщики всячески притесняют мусульман, доводят этот терпеливый народ до белого каления. Затем правительство вместо того чтобы преследовать смутьянов, начинает поощрять мусульманское население к ответным действиям. Мусульмане же, сначала лишь защищаясь, потом увлекшись, переходят в наступление и совершают погром. Христиане же в своих статьях делают упор на результат событий, а не на причины, их вызвавшие. Если бы армяне, которые во всех османских провинциях сейчас занимают важные позиции в торговле, финансовой деятельности, промышленности и сельском хозяйстве - одним словом, во всех сферах экономики, продолжали оставаться жить в пределах горной местности на востоке Анатолии, смогли бы они достичь своего счастья и богатства?».

Не оставили татарские интеллектуалы в стороне и ситуацию, сложившуюся в начале ХХ века в Османской империи. Другой видный татарский деятель и просветитель - Фатих Карими (жил в Оренбурге, в 1937 году репрессирован и приговорен к смертной казни советской властью как турецкий шпион) в своей работе «Истанбул мәктуплары» (Стамбульские письма) писал, как его поражает и огорчает то, что почти все магазины в Стамбуле принадлежат грекам и армянам, отели и рестораны - грекам, книгоиздательское и газетное дело - тоже в руках не турецкой буржуазии. Турецкие школы учебниками снабжают в основном армяне, они же изготавливают эти учебники. Карими был искренне возмущен тем, что у турецкого народа, можно сказать, отсутствует периодическая печать. Армянские, греческие, еврейские и даже арабские газеты - все они служат идеалам своих наций, своим интересам. Их ориентиры и цели всем известны, и они двигаются очень уверенно и решительно. Лишь у турецкой прессы нет известного и точного ориентира, у нее нет идеала...

Таким образом, татарские деятели пытались объединить свои усилия в борьбе за независимость тюркских народов, сохранить язык, культуру. Татары в начале ХХ века не отделяли свою судьбу от судеб своих братьев тюрок-мусульман, прежде всего - азербайджанцев. Их глубоко волновали события в Закавказье, этнический и конфессиональный гнет, направленный против азербайджанского народа.

 

Лятиф ШАМХАЛ

Каспiй.- 2018.- 24 февраля.- С.20.