Солнце поэзии и любви Насими

Состоялась презентация иракского «Дивана» великого азербайджанского поэта

В Международном центре мугама состоялся необыкновенный литературно-музыкальный вечер «Мир Насими», посвященный презентации сборника «İmadəddin Nəsimi: İraq divanı» - «Иракский диван Имадеддина Насими» и пропаганде творчества одного из самых ярких азербайджанских поэтов и философов XIV-XV вв. Имадеддина Насими (1369-1417).

Этот вечер не был похож ни на один литературный или музыкальный меджлис ни по своему содержанию, ни по участию в нем действительно патриотически настроенных представителей творческой интеллигенции, знающих толк и цену Слову, ни по выступлениям настоящих мастеров художественного чтения и исполнителей древне-суфийских песен и напевов, преисполненных стремлением донести собственное глубинное понимание и вложенный автором философский смысл пережитого в волшебные звуки, дошедшие до нас из недр столетий…

Зал Центра мугама был переполнен истинными поклонниками поэзии Насими, филологами и учеными-литературоведами, философами, писателями и поэтами, видными общественными и государственными деятелями. На мероприятии также присутствовали гости из Турции, Египта, Ирана и других восточных стран, сотрудники институтов литературы, языкознания, философии, искусства и архитектуры НАНА.

Приветствуя поклонников высокой поэзии Имадеддина Насими, пришедших соприкоснуться с необъятной философской лирикой, несгибаемой убежденностью, величием личности и гением поэзии великого Насими, руководитель ОО «Институт международных исследований Евразия» депутат Милли Меджлиса, поэтесса Ганира Пашаева призналась, что с детства была поклонницей поэзии Насими. Выход в свет «Иракского дивана Имадеддина Насими» в 1987 году видного ученого-филолога академика Газанфара Пашаева, подарившего его любимой племяннице, еще школьнице, усилил в разы ее интерес к поэзии средневекового поэта с трагической судьбой. В этом издании были опубликованы фундаментальные исследования профессора Г.Пашаева, проведенные в Ираке.

«Когда я посетила могилу Имадеддина Насими в Сирии, - с грустью вспоминала Ганира ханым, - я поняла, насколько важно нам, азербайджанцам, пропагандировать творчество этого великого поэта. Вместе с тем меня удручало, что мы не слышали голоса Насими на наших меджлисах или с экранов телевизоров так часто, как хотелось бы и как этого заслуживал ярчайший символ мужества и верности своим убеждениям».

Будучи в Турции и беседуя с авторами и ведущими программы «Литература средневековых «Диванов» (в средние века «диваном» назывались антологии стихов поэтов), я поинтересовалась, почему же они не рассказывают о великих азербайджанских поэтах и их великолепных «Диванах», скажем, о Насими? На что мне ответили, что на просторах интернета они нашли слишком скудную информацию о Насими, кроме одного азербайджанского фильма, картины художника или посвященной ему музыки. Все это никак не соответствовало философскому масштабу творчества, глубине и величию этого имени. Я решила сама поискать и действительно, к сожалению, поняла, как мало было обращений к поэзии Насими и как незаслуженно скупо мы пропагандируем творчество, преодолевшее средневековое мракобесие, жестокость и многовековое невежество».

 

Судьба познакомила патриота-парламентария, горячего болельщика футбольного клуба «Карабах» с вице-президентом этого клуба, турецким бизнесменом Таиром Гозелем, который не просто был влюблен в поэзию Насими, но и превосходно ее знал.

«Мы были людьми с разными политическими предпочтениями и вкусами, возможно, с прямо противоположными подходами к каким-то вопросам, но нас объединял мощный свет животворной поэзии Насими, который справедливо сравнивал себя с солнцем. Так есть и так будет во веки веков! Только у Насими мы видим божественное величие и возвеличенный до небес гуманизм человека, вокруг которого вращается сама Вселенная, а сам он превосходил все степени шариата и тариката, поднявшись до истины-хагигата, уподобившись солнцу на небосклоне вечности. Сегодня мы чувствуем потребность в демократических воззрениях и идеях таких несгибаемых людей, каким был Насими, ведь и нынче есть силы, которые совершают зло, подобно тому, как совершали его в отношении самого Насими. Путь спасения и освобождения мусульман от вражды и мракобесия лежит не только в борьбе с невежеством, но и в изучении и пропаганде творчества и духовно-интеллектуального наследия таких великих личностей. Именно поэтому Таир Гозел сказал: «Я там, где будет возноситься слово Насими», и… таким образом родился проект «Мир Насими», - подчеркнула Ганира ханым.

Книга Г.Пашаева, изданная три десятилетия назад, была написана кириллицей, поэтому было принято решение издать ее на латинице и распространить по библиотекам, вузам и школам. С целью пропаганды творчества Насими в НАНА была организована научная конференция, однако организаторы, движимые силой своего патриотического и просветительского духа и любовью к Насими, хотели внести и свой личный вклад в это святое дело. После долгих совещаний и дискуссий было решено организовать этот меджлис и всем его участникам, включая публику, раздать томик иракского «Дивана» великого азербайджанского поэта.

Для участия в вечере был приглашен «живая энциклопедия Насими», знаменитый по видеофрагментам на просторах YouTube, кузнец из Шамахы, потрясающе выразительно, вплоть до мурашек по коже, и, главное, грамотно, самозабвенно и наизусть читающий сотни газелей Насими. Слушая его, понимаешь, как далеки от этого простого (а на самом деле, далеко не простого) сельского интеллигента, исследовательский труд и любовь к поэзии которого вознесли его на вершину искусства художественного чтения, наши артисты, вроде занимающиеся художественным чтением сложнейшей классики, но воспринимающие ее как очередной монолог роли, тогда как классическая поэзия не терпит вольной интонационной интерпретации, поверхностного чтения без проникновения в глубочайшие пласты многовековой философии, бездумных пауз и алогических ударений. Исследователь, выступающий на так называемых меджлисах-ирфани с участием непревзойденного Алима Гасымова, знатоков восточной суфийской поэзии, участников неповторимых художественных чтений и настоящего мугама с дервишскими песнопениями, хаджи Фарадж Алиев. Какое счастье, что Ганира ханым, вырвав его из сельской глубинки, привезла в Баку и явила просвещенной публике, собравшейся в тот вечер и ответившей шквалом аплодисментов на объявление его имени, которое успели полюбить поклонники редчайших жемчужин классической поэзии-кладезя божественной мудрости и изысканной красоты слога.

В числе участников вечера находились также народная артистка Назакет Теймурова, ансамбль «Хиджаз» под управлением Эйваза Гашимова, ханенде Муталлим Дамиров, чтецы Малейка Аловлу и Халимат Султан, фольклорный ансамбль «Савалан» под руководством великолепного чтеца и ханенде, суфия по духу и образу жизни Новруза Новрузлу, замечательная актриса и исполнительница суфийских песнопений Мехрибан Заки.

Прежде чем передать сцену настоящим служителям восточной духовности, Ганира ханым выразила искреннюю благодарность руководителю Международного центра мугама народному артисту Мураду Гусейнову, который оказал посильную поддержку проекту, связанного с именем Имадеддина Насими и литературой средневековых диванов. За вклад в пропаганду творческого наследия Насими Мурад Гусейнов и вице-президент клуба «Карабах» Таир Гозел были отмечены почетными дипломами. Было решено открыть страницу Насими во всех социальных медиа, и в связи с этой инициативой Ганира ханым призвала всех азербайджанцев проявить активность и поделиться неповторимым творчеством великого азербайджанца.

Парламентарий с душой поэта также сообщила, что вечер вживую транслируется по АSAN-Radio, YouTube и на странице Facebook, и обратилась ко всем соотечественникам с просьбой поделиться на просторах интернета стихами и газелями Имадеддина Насими. Она выразила уверенность, что собравшиеся на свет гения Насими люди уйдут отсюда немного другими, более просветленными и обогащенными мудростью и величием солнца азербайджанской поэзии.

Таир Гозел, в свою очередь, признаваясь в сокровенных мыслях о Насими, отметил, что ищет ответы на свои вопросы в поэзии великого поэта. Он с большим чувством процитировал известные строки,

Все то, что было, есть и будет,

- все воплощается во мне,

Не спрашивай! Иди за мною.

Я в объясненья не вмещусь.

Вселенная - мой предвозвестник,

мое начало - жизнь твоя

Узнай меня по этим знакам,

но я и в знаки не вмещусь,

заметив, что дух Насими всегда незримо присутствует рядом с ним и на работе, и дома, и когда он остается наедине с самим собой, погружаясь в мир философских идей и потрясающей лирики поэта. Насими приподнимает завесу, отделяющую человека от Всевышнего, говоря:

Хоть я велик и необъятен,

но я Адам, я человек,

Я сотворение Вселенной, -

но в сотворенье не вмещусь.

Все времена и все века - я.

Душа и мир - все это я!

Но разве никому не странно,

что в них я тоже не вмещусь?

Я небосклон, я все планеты,

и Ангел Откровенья я.

Держи язык свой за зубами -

и в твой язык я не вмещусь,

Я атом всех вещей, я солнце,

я шесть сторон твоей Земли.

Поклонник и исследователь поэзии и философии Насими, получивший техническое образование на Западе, с большим душевным трепетом рассказал о тончайшей связи, которая существует между всем сущим на земле, - деревьями и землей, человеком и природой, о разрушительном воздействии человеческой деятельности на природу, сотворенную Всевышним в идеальном балансе, совершенной гармонии и изумительной красоте... Он призвал всех создать единство с миром и природой сначала внутри себя и лишь потом - с остальным человечеством, не забывать о созидательной миссии человека, и самым действенным вдохновением для этого становится осознание данного предназначения.

«Каждую пятницу я устремляюсь в Шамаху, где природа, горы, леса говорят друг с другом, и надо лишь прислушаться к ним, чтобы услышать их голос... Давайте прислушаемся к голосу Насими, вникнем в смысл его слов, распространим свет его идей на весь мир, ведь наша планета так нуждается сегодня в любви, доброте и сострадании. Мир должен узнать и восхититься Насими, и моя самая большая мечта состоит в том, чтобы слово Насими звучало в ООН», - заключил Таир Гозел.

Я дерево в огне, я камень,

взобравшийся на небеса.

Ты пламенем моим любуйся -

я в это пламя не вмещусь.

Я сладкий сон, луна и солнце.

Дыханье, душу я даю.

Но даже в душу и дыханье

весь целиком я не вмещусь.

Старик - я в то же время молод,

я лук с тугою тетивой.

Я власть, я вечное богатство, -

но сам в века я не вмещусь.

Хотя сегодня Насими я,

и хашимит и корейшит,

Я - меньше, чем моя же слава, -

но я и в славу не вмещусь.

…После завершения яркой и впечатляющей концертной программы публика стоя устроила нескончаемую овацию участникам и организаторам этого дивного вечера.

Афет ИСЛАМ

Каспiй.- 2018.- 10 июля.- С.7.