Грузины в парламенте АДР

 

Азербайджан служил примером для многих государств того времени

 

АДР-100

 

На территории Азербайджана в числе ряда других народов издавна живут грузины, которым принадлежит заметная роль и в средневековой, и в новой истории страны. И в период Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920), составивший одну из славных страниц истории Азербайджана, представители грузинской общины играли важную роль в общественно-политической жизни.

 

Этому благоприятствовало то обстоятельство, что в республике проводилась либеральная национальная политика, - в этом отношении Азербайджан мог служить примером для многих государств того времени.

 

Нужно заметить, что в определенные моменты этот либерализм переходил разумные рамки. Речь идет о предоставлении депутатских мандатов армянской ультранационалистической партии «Дашнакцутюн», выступившей вдохновителем и исполнителем массовых кровавых погромов мирного мусульманского населения в марте-апреле 1918 года, и Русскому национальному совету, также не скрывавшему враждебного отношения к Азербайджанскому государству. Большинство армянских организаций фактически открыто поддерживали территориальные притязания со стороны Араратской республики, с которой Азербайджан находился в состоянии войны и которая представляла собой искусственное государственное образование, созданное на Южном Кавказе в результате политики ряда великих держав. Тем не менее, в начале 1919 года среди 79 депутатов парламента АДР четверо представляли армянские партии и группировки. Это был редкий подход, которому не было аналогов в мировой истории демократии.

 

Из стенографических отчетов заседаний парламента АДР явствует, что среди депутатов были представители также немецкого, чешского, грузинского и еврейского национальных советов. Грузинский национальный совет, образованный в Баку в апреле 1918 года во главе с Константином Микеладзе, вел активную деятельность в русле культурно-просветительской работы среди грузинского населения города, добился открытия грузинских школ. В отличие от Армянского и Русского национальных советов, Грузинский национальный совет не был причастен к какой-либо антигосударственной деятельности, неизменно проявляя лояльность к Азербайджанскому государству.

 

В соответствии с законом «Об учреждении собрания уполномоченных Азербайджана», принятым Азербайджанским национальным советом 19 ноября 1918 года, от грузинского населения в число депутатов намечалось включить Григория Ивановича Цхакая. Из протокола третьего по счету заседания парламента 15 декабря того же года явствует, что его кандидатура была выдвинута Грузинским национальным советом. После того как кандидатура была принята, Г.Цхакая активно участвовал в обсуждении различных вопросов. Судя по протоколу 44-го заседания парламента 2 июня 1919 года, именно до этого дня он являлся депутатом парламента Азербайджана.

 

Первую свою речь в стенах азербайджанского парламента Г.Цхакая произнес на первом же заседании, в котором участвовал, то есть 15 декабря 1918 года - во время обсуждения вопроса о доверии парламента депутатам от национальных советов и уездов. Представитель Грузинского национального совета заявил о нецелесообразности обсуждения каждого кандидата в депутаты по отдельности и высказался за оглашение всего списка кандидатур от национальных советов и уездов, а потом уже обсуждение вопроса о принятии или непринятии всего списка. Это предложение получило поддержку значительного большинства депутатов.

 

На заседании 26 декабря 1918 года Г.Цхакая был избран членом рабочей комиссии парламента от представителей национальных меньшинств.

 

2 июня 1919 года на 44-м по счету заседании последовала смена представительства в парламенте Грузинского национального совета. Председательствующий, заместитель председателя парламента Гасан бек Агаев зачитал письмо Грузинского национального совета, в котором было сказано: «Взамен вышедшего из числа членов парламента Азербайджана Г.И.Цхакая Грузинским национальным советом Баку на заседании 25 мая был заявлен в качестве нового члена Владимир Александрович Баградзе».

 

В.Баградзе впервые принял участие в работе парламента на 45-м заседании - 5 июня 1919 года. При обсуждении вопроса об угрозе Деникина он выступил перед депутатами с речью.

 

Вскоре после этого, 16 июня, в Тифлисе был подписан грузино-азербайджанский военно-оборонительный пакт против деникинской угрозы. С азербайджанской стороны документ подписали министр иностранных дел Мамед Юсиф Джафаров, военный министр Самед бек Мехмандаров и начальник генерального штаба Сулькевич, а с грузинской - министр иностранных дел Гегечкори, министр по военным и морским делам Рамишвили, помощник министра Гедеванов и член военного совета Одишелидзе. В соответствии с пактом стороны обязуются в случае любого нападения, создающего угрозу независимости или территориальной целостности одной или обеих договаривающихся сторон, выступить совместно всеми имеющимися в их распоряжении военными силами и средствами. В документе отмечалось также, что Армении, как третьему государству Закавказья, предоставляется право в течение двух недель после официального объявления о заключении пакта заявить о согласии присоединиться к нему. Наряду с этим отдельным пунктом документа отмечалось, что спустя две недели он будет ратифицирован в городе Баку.

 

В оговоренный день - 27 июня состоялось чрезвычайное заседание парламента Азербайджана, посвященное ратификации военно-оборонительного пакта с Грузией. В его работе участвовали официальные представители правительства Грузии - министр дорог и земель Хомерики, заместитель министра иностранных дел Карцивадзе и дипломатический представитель в Азербайджане Алшибая. В своем выступлении перед собравшимися В.Баградзе подчеркнул: «Как грузин, живущий в Азербайджанской Республике, я считаю честью с высокой трибуны народных представителей приветствовать заключение этого акта, и я жду от него результатов во имя народов Закавказья, ступивших на новый путь».

 

До этого, 16 июня, В.Баградзе обратился к парламенту в связи со своим переходом в социалистическую фракцию. 19 июня на 49-м заседании парламента он вошел в рабочую комиссию и комиссию по законопроектам. При обсуждении вопроса о его членстве в этих комиссиях депутат от партии «Мусават» М.Э.Расулзаде высказался за проведение дебатов на том основании, что прежний представитель Грузинского национального совета Цхакая входил в комиссию по национальным меньшинствам, а его последователь сменил фракционную принадлежность и вошел в группу социалистов. Однако широкого обсуждения не состоялось, вопрос был принят.

 

В октябре 1919 года при обсуждении в парламенте представленного Шафи беком Рустамбековым проекта «Устава о печати» член социалистической фракции В.Баградзе принял активное участие в дебатах. Некоторые пункты этого документа были встречены резким протестом со стороны социалистов, а 23 октября во время дебатов по этому вопросу члены социалистической фракции даже демонстративно покинули зал.

 

14 января 1920 года состоялось торжественное заседание парламента по случаю признания Азербайджана государствами - участниками Парижской мирной конференции. С приветственными речами выступили перед собравшимися Г.Агаев, М.Э.Расулзаде, С.Агамалыоглу, С.А.Вонсович, М.Гухман и В.Баградзе.

 

Безусловно, деятельностью Г.Цхакая и В.Баградзе не ограничивается роль грузин Азербайджана в истории АДР. Представители грузинской общины активно участвовали в подъеме образования и здравоохранения, других сферах общественной жизни, а также в военном строительстве. Наряду с этим на международной арене Азербайджан и Грузия нередко действовали сообща в русле достижения дипломатического признания и защиты от внешних угроз.

 

Эльнур КАЛБИЗАДЕ,

доктор философии по истории,

ведущий научный сотрудник

отдела Грузии Института

кавказоведения НАНА

 

Каспiй.-2018.- 2 июня.- С.14-15.