Куклы как отражение вечности
Жемчужина в
выставочной короне Центра Гейдара Алиева
ВЕРНИСАЖ
Куклы входят в нашу жизнь с раннего детства, практически с самых первых наших шагов. С целлулоидными голышами малыш играет в ванночке, таскает по полу забавную пластмассовую неваляшку, не желает ложиться спать, пока к нему в кроватку не положат его любимую тряпичную куклу Машу…
Став постарше, девочки играют с куклами в дочки-матери, заботливо баюкают их и укладывают спать… Потом девочки и мальчики становятся взрослыми, сами обзаводятся семьями, и их любимые куклы часто переходят по наследству к их детям. Но страсть, если хотите, тяга к куклам не покидают нас и во взрослой жизни. Почти у каждого в доме на полках стоят сувенирные куклы, привезенные из разных стран, или же коллекционные композиции из фарфора: красавицы и красавцы на лошадях, сидящая на скамейке дама в кринолине, а у ног - ее возлюбленный (варианты могут быть бесконечными). Куклы-символы, куклы-талисманы, куклы-обереги, как, например, мой домовенок Кузя, которого я когда-то привезла из России и который стал полноправным членом в доме. Я знакомлю с Кузей своих гостей и прошу их любить его и жаловать. Я даже ночью стараюсь не заходить на кухню без надобности, чтобы не потревожить домовенка, а если все же заходить приходится, прошу у него прощения за то, что нарушила его покой. А как же? Ведь ночью он - полноправный хозяин в доме…
Почему нас так тянет к куклам? Почему мы окружаем себя ими, этими безмолвными свидетелями нашей жизни, наших семейных тайн и секретов? Откуда эта тяга? Быть может, с тех незапамятных времен, когда наши пращуры верили в тотемы и поклонялись каменным истуканам, по сути, тем же куклам? Или оттого, что совершенные образцы, создаваемые мастерами-кукольниками, удовлетворяют нашу жажду прекрасного?
Некоторые куклы в состоянии выразить даже национальный характер, продемонстрировать особенности национального быта, обычаев, костюмов. Кукла как выражение национального характера, как застывшая в пластике, в дереве, парче и прочем инструментарии история народа? Может быть. Но это уже высший пилотаж, это уже не просто кукла или кукольная композиция, это - произведение высокого искусства. Подобные куклы хранятся не только в личных коллекциях, но и в самых знаменитых музеях и галереях. Именно такие куклы я увидела не так давно, посетив выставку кукол в Центре Гейдара Алиева.
На выставке под названием «Кукла в искусстве» выставлено 230 кукол и кукольных композиций. География представленной экспозиции - самая широкая: это Германия и Бельгия, Чехия и Эстония, Франция и Италия, Израиль, Япония, Индонезия и даже далекая Австралия. Как написано на ознакомительном баннере, «многие из этих образцов искусства, большинство из которых явились победителями международных кукольных фестивалей и бьеннале, занимают особое место среди многочисленных выставок, представленных до сих пор в Центре Гейдара Алиева. Некоторые из кукол выполнены в единственном экземпляре и обладают высокой художественной ценностью. Созерцая эти шедевры, можно представить и проследить историю развития искусства куклы. Причем наряду с традиционными, изготовленными из пластика, дерева, бумаги, парчи и других подручных материалов, представлены куклы, изготовленные по новейшим технологиям в стиле модерн».
От этих кукол невозможно оторваться, каждую композицию можно созерцать часами. Глядя на эти мини-шедевры, понимаешь, сколь уникален и трудоемок процесс их изготовления. Надо ведь не просто подобрать подручный материал и уметь мастерски его использовать, надо обладать еще и знаниями по истории, этнографии, ювелирному искусству, проникнуться реалиями эпохи, в которую волею автора помещены персонажи. Эпоха узнаваема прежде всего по нарядам, по аксессуарам - платьям, шляпкам, перьям, башмачкам, бусам и пр. Даже по позам кукольных персонажей.
В этой связи одной из самых интересных частей представленной коллекции, я бы даже сказала, их вершиной, являются куклы азербайджанской художницы Эльмиры Аббаслы. У ее кукол есть своя душа, свой характер, каждая из них - неповторимый национальный персонаж, это наши бабушки и дедушки, наши горячие парни и наши девушки-красавицы. Их не спутаешь ни с одной другой куклой, потому что они - плоть от плоти нашей земли, нашей культуры, нашей истории.
В куклах Эльмиры Аббаслы, в их наряде, украшениях, головном уборе, атмосфере, их окружающей, нет ничего случайного. Та или иная деталь, будь то головной убор, ожерелье, перстни или платье, - в точности повторяют то, как одевались, скажем, в середине XIX века в Нухинской, Нахчыванской зоне, в Баку или на севере Азербайджана. Достичь такого сходства с оригиналом можно только большими познаниями, изучением истории национального костюма, погружением в историческую среду своего персонажа. И еще огромным талантом и изобретательностью. Ну и, конечно, бесконечной любовью к своему делу.
«Я много времени провожу, изучая старинные костюмы, старые фотографии, особенности быта и традиций того или иного нашего региона. У меня дома целый архив! - говорит Э.Аббаслы. - Поэтому персонажи мои - это одновременно и обобщение, и персонификация. Они все узнаваемы. Вот это - счастливый пастух, который доволен своей жизнью и своими барашками, это - Мелик Мамед, который сумел поймать сказочную птицу Феникс, это - азербайджанский генерал, а это - персонажи нашего старого Баку, Ичери шехер - стражники, жених и невеста, бабуля-ненешка, рассказывающая внукам сказки, трио музыкантов, мальчики, пришедшие на базар, рабочий периода первого нефтяного бума в Баку, бакинский водонос, добрая сплетница Ниса хала… Подставки здесь тоже «говорящие» - они из дерева, но я их имитирую под камень. Почему камень? Потому что в принципе куклы - это памятники того времени, и потому каждый стоит на своем каменном постаменте. Подставки работают на образ, здесь нет ни одной проходной, формальной детали...»
По ходу осмотра выставки я спросила у Эльмиры ханым, в чем сверхзадача мастера-кукольника, его, так сказать, философское кредо. И вот какой страстный монолог последовал в ответ: «Куклы - это отражение моего внутреннего мира, моих чувств, моего интеллекта. Поэтому со временем у меня стали рождаться куклы философского характера, концептуальные работы, не просто куклы, а целые композиции. Например, «Часовщик и время», «Белая верблюдица», «Шах и Шехерезада», «Город, дающий силу» и пр. Если раньше я создавала куклы, то сегодня понимаю, что работа сама меня создает, что я через эту работу познаю саму себя и окружающий мир. Считаю, что композиции, которые я создаю, должны нести свет и радость людям. И мне кажется, у меня это получается, я это вижу по реакции людей, по многочисленным отзывам. Понимаете, то, с какими чувствами, с каким настроем работаешь, передается твоим персонажам, и произведение в результате становится неким гармонизатором пространства… Мой главный девиз - искусству надо служить, быть, если хотите, хранителем качества…»
Эльмира подробно рассказывает о каждом своем персонаже, обращает внимание на ту или иную деталь, раскрывает некоторые секреты авторской кухни, а я смотрю на ее лучащееся светом и любовью к своим куклам лицо и думаю, какой же она счастливый человек! В своем деле моя тезка достигла вершин мастерства, недаром в прессе ее называют основоположником авторской куклы в Азербайджане. Изящный каталог ее лучших произведений издан на нескольких языках Фондом Гейдара Алиева, который всегда поддерживал художницу, обеспечив ей поистине международное признание.
Выставка проходит под эгидой Фонда Гейдара Алиева, хотя автор коллекции - аноним. Быть может, куклы принадлежат разным коллекционерам, может, кому-то одному. Как бы там ни было, этот «кто-то» обладает утонченным вкусом, ибо собрал превосходную коллекцию, позволяющую проследить и понять тенденции в этом виде искусства практически по всему земному шару. И спасибо ему большое, что он не стал держать эти уникальные куклы в частных запасниках, а выставил на всеобщее обозрение. Пока мы с Эльмирой находились в залах, где экспонируется коллекция, ее посетили и иностранцы, и азербайджанские школьники, и студенты. Десятки тысяч человек соприкоснулись с этим прекрасным видом искусства, ведь выставка проходит уже второй год.
Но вот о чем я подумала, с сожалением прощаясь с экспозицией: выставка ведь все равно когда-то закроется, и все это богатство вновь спрячется в коробках или на полках в личной коллекции. И я вспоминаю о своей давней мечте, с которой как-то даже поделилась с нашим общенациональным лидером Гейдаром Алиевым, когда мы находились в Японии. Тогда, в древней столице Японии - Киото - нас повели в большое здание, некий Центр национальной культуры народного творчества. Там на четырех этажах в двух огромных зданиях разместилось много школ и направлений прикладного искусства: это и национальные наряды-кимоно, всевозможные украшения из знаменитого японского жемчуга, самурайские мечи и клинки, музыкальные шкатулки с инкрустациями, веера, куклы в японских национальных нарядах - чего здесь только не было! Эти центры очень любят посещать туристы. Польза обоюдная: туристы могут приобрести здесь любую понравившуюся вещь, а умельцы - продать свой товар. Надо ли говорить, что мы все постарались там что-нибудь приобрести на память. Я, например, купила шесть маленьких нэцке и куклу-гейшу. Помню, как Гейдар Алиевич задержался у стенда, где продавались расписанные японскими мастерами настенные тарелки, и долго любовался пейзажами.
… Я ходила по залам Центра народного творчества в Киото и думала о том, почему бы нашим чиновникам из мэрии или представителям делового мира не открыть подобный центр в Баку. Ведь у нас в республике не меньше уникальных мастеров, чьи работы по чеканке, серебру, золотому шитью достойны украсить лучшие частные коллекции и самые знаменитые музеи мира. Подобный центр мог бы стать большой моральной и материальной поддержкой десяткам наших умельцев! Тем более что в Баку в последние годы приезжает все больше граждан зарубежных стран, которые очень интересуются народным творчеством и для кого подобный центр был бы местом настоящего паломничества. Да и представителям бакинских министерств и ведомств, нам, депутатам, было бы куда повести своих многочисленных гостей, чтобы наглядно познакомить их со всей разнообразной палитрой произведений азербайджанского народно-прикладного искусства.
Я и сегодня об этом думаю: как бы было хорошо, если бы и в нашей столице появилось такое здание, такой уникальный центр, где бы можно было предоставить площади и под мастерские, и под магазины нашим замечательным умельцам - чеканщикам, художникам по росписи, вышивальщицам нитками и бисером, наконец, мастерам-кукольникам. Таким, как Эльмира Аббаслы и многие другие, которые не имеют собственных площадей, где они могли бы представлять свои изделия на постоянной основе. Кстати, и в городскую казну такой центр приносил бы неплохую прибыль.
Считаю, что за 20 лет идея не утратила своей актуальности. Напротив: туристический бум настоятельно требует ее реализации.
Ну а пока я прошу устроителей этой выставки продлить ее существование, чтобы все жители и гости нашего города могли познакомиться с этой жемчужиной в выставочной короне Центра Гейдара Алиева.
Эльмира АХУНДОВА,
народный писатель
Азербайджана
Каспiй.-2018.- 23 июня.- С.12-13.