Правда о первом ректоре-азербайджанце

 

К 100-летию Бакинского государственного университета

 

ПАМЯТЬ

 

В Азербайджанской Демократической Республике крепло общенациональное сознание, пробудившееся в последней четверти XIX века. Азербайджанство, отделившись от общевосточного и общемусульманского мировоззрения, прочно утвердилось в мироощущении передового общества, в результате чего процесс развития национального самосознания пошел по созидательному пути.

 

В Демократической Республике проявлялось бережное, гуманистическое отношение к национальным традициям, многовековому духовному богатству народа, неуклонно проводился курс на всестороннее развитие национальной культуры, сочетавшей классическую восточную традицию с современными европейскими веяниями. В стране с ее пестрым этническим составом решение большинства проблем государственной и общественной жизни приобретало национальную окраску. При этом не ущемлялись права и свободы различных народностей, соблюдалась рациональная гармоничность национальных интересов и солидарность в этнических взаимоотношениях.

 

Одним из важных шагов демократического правительства после национализации школ и обязательного преподавания азербайджанского языка и истории тюркских народов стало создание высшего образования в республике. 1 сентября 1919 года парламент АДР принял закон о создании Бакинского государственного университета, хотя идея возникла еще во время проведения Общекавказского съезда мусульман в апреле 1917 года, на заре зарождения национального движения. Согласно закону, в университете открывалось четыре факультета: историко-филологический, физико-математический, медицинский и юридический.

 

Это была большая победа молодого правительства, хотя преподавание, в связи с нехваткой учителей с высшим образованием, проводилось на русском языке. После Василия Разумовского, Сергея Давиденкова и Александра Гуляева в университет был назначен первый ректор-азербайджанец Таги Аббас оглу Шахбази, известный писатель, творивший под псевдонимом Симург. Он родился 2 июля 1892 года в Баку, начальное образование получил в русско-татарской школе, затем окончил Бакинское реальное училище, а поскольку здесь не было вузов, талантливые представители нации отправлялись на учебу в города России. Так, Шахбази поступил в Харьковский химико-технологический институт на факультет биологии и медицины.

 

Студенческий коллектив университета был известен своими революционными настроениями, выступал против войны и царского самодержавия, потому в 1915 году молодой Таги вступает в партию большевиков, во время Февральской революции возвращается домой и вместе с Н.Наримановым и С.Эфендиевым возглавляет редакционную коллегию газеты «Гуммет», но вскоре по настоянию Нариманова он возвращается в Харьков, чтобы завершить образование.

 

После установления Советской власти в Азербайджане он был заведующим Бакинского отделения здравоохранения, а через два года его назначают заместителем наркома просвещения и по совместительству ректором и деканом Азербайджанского педагогического института. А уже в сентябре 1926 года он был избран ректором Бакинского университета, где при активной помощи правительства стал организатором создания азербайджанского сектора.

 

В то время это было делом нелегким, так как для обеспечения преподавания на национальном языке требовалось немало высококвалифицированных кадров, прекрасно знающих основы грамматики и владеющих культурой речи. Тут молодому ректору и пригодился опыт по организации высшего образования, приобретенный в Харькове. По этому поводу 9 февраля 1928 года возникла крупная дискуссия, в ходе которой Т.Шахбази выступил убежденным сторонником реформы в университете, сказав следующее: «Недостаточно одного постановления, чтобы провести тюркизацию на 100%. Потому на повестке дня стоит вопрос о подготовке научных кадров, которым можно было бы поручить преподавание тех или иных дисциплин».

 

С этой целью в университет были приглашены молодые специалисты, окончившие российские вузы, - М.А.Мир-Касимов, А.А.Топчибашев, А.Ф.Гараев, М.Д.Кажлаев, М.Гаджи-Касумов, Г.Алиев, А.Атаев, А.Талышинский и другие, которые впоследствии стали видными деятелями медицинской науки, академиками. Но и этого было недостаточно, потому к педагогической и научной деятельности были привлечены выпускники Бакинского университета 1924-1926 годов, среди которых были и две женщины - А.Шахтахтинская и Д.Султанова. Такая интенсивная работа помогла за короткий срок организовать отделение с преподаванием дисциплин на всех факультетах на азербайджанском языке.

 

Одновременно Шахбази, будучи дальновидным человеком, проявлял заботу и внимание к глубокому изучению русского языка, прекрасно понимая, что с его помощью ученые и студенты моли бы приобщаться к последним достижениям советской и зарубежной науки. Долгие годы он занимался литературной деятельностью, выступал в журналах с оригинальными рассказами, однако 11 июня 1937 года был арестован, а до этого, 4 марта исключен из партии «за сокрытие своей принадлежности к национал-уклонистам, контрреволюционную вылазку и двурушничество».

 

Через несколько дней была арестована и его супруга, Мария Кирилловна Шахбази-Пашина, родом из Украины, которую осудили на 10 лет, их квартиру опечатали, и дочь с бабушкой поселились в подвале этого же дома.

 

2 января 1938 года в городе Грозном (в Баку «тройка» не успевала штамповать смертные приговоры) Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к смертной казни, которая была приведена в исполнение, но уже в Баку в тот же день…

 

Благодаря настойчивости и мужеству его супруги 25 сентября 1956 года первый ректор-азербайджанец Бакинского университета был полностью реабилитирован. Тем временем его дочь Диляра добросовестно училась в Бакинском университете, понимая сложность своего положения, но кое-кто из молодых преподавателей, желая, видимо, проявить себя патриотом, чтобы получить рекомендацию для вступления в партию, придирался к ней. Особенно донимал ее преподаватель логики. Ее товарищи по группе не выдержали и пошли к ректору университета, академику Абдулле Караеву с жалобой на поведение этого педагога. Ректор университета пригласил к себе этого человека и спросил его:

 

- Вы какой сектор университета окончили?

 

- Азербайджанский! - гордо ответил преподаватель.

 

- А вы знаете, что благодаря отцу студентки Диляры Шахбази, над которой вы издеваетесь, в университете было создано преподавание на азербайджанском языке? Стыдно! Киши ол!

 

После этого логику в этой группе вел другой преподаватель.

 

Таги Шахбази был высокообразованным и интеллигентным человеком, известным книголюбом. Когда его арестовали, из его квартиры выносили не дорогую мебель, хрусталь или старинные ковры, а три автомашины книг на разные темы и на разных языках, среди которых были ценные издания.

 

Сегодня в Бакинском государственном университете (БГУ) идет полномасштабная подготовка к проведению 100-летнего юбилея БГУ, в котором заняты практически все факультеты и научно-исследовательские центры. Декан факультета истории БГУ, доктор философии по истории доцент Азад Рзаев в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» отметил, что именно Таги Шахбази выдвинул инициативу хорошо проявивших себя студентов и аспирантов оставлять в университете для преподавания на азербайджанском языке:

 

- Наш университет всегда чтит своих ректоров, и мы знаем о судьбе Таги Шахбази. Несколько месяцев назад, в августе, на улице Истиглалият в доме, где он жил, мы открыли новую мемориальную доску. В советское время там висела мемориальная доска, написанная на кириллице, и на смену старой была установлена новая на латинице. На открытии присутствовали ректор БГУ академик Абель Магеррамов, проректоры и другие ученые, представители семьи Таги Шахбази, в частности Сугра Рзаева.

 

Совершенно случайно обнаружилось, что Т.Шахбази был дядей ее матери. Таким образом мы смогли выйти на родственников, двух внучатых племянниц. Выяснилось, что дочь его жива и проживает на Украине, в Запорожье. Когда Таги учился в Харьковском университете, он познакомился с Марией Кирилловной Пашиной, учившейся на филологическом факультете. Она была из Полтавы, отец ее был священником. Таги поехал в Полтаву, познакомился с ее родителями и попросил руки Марии. Вот так азербайджанец из Ичери шехер нашел свою любовь в Украине! После окончания учебы Таги приехал со своей супругой в Баку. Когда стало известно, что дочь его жива, я связался с ней по телефону, и Диляра ханым сообщила, что у нее есть фотографии, документы и материалы, касающиеся отца. Наш ректор академик А.Магеррамов тут же откликнулся на мое предложение поехать в Запорожье и встретиться с ней, тем более что мы начали подготовку к проведению 100-летнего юбилея БГУ.

 

- Конечно, в рамках такого события материал по Т.Шахбази был как нельзя кстати!

 

- Мы связались с украинским посольством в Баку - у нас очень хорошие отношения с послом Украины в Азербайджане господином Александром Мищенко, который сообщил в Запорожский университет о моем приезде, благодаря чему меня встретили. В Запорожье я пробыл четыре дня, встречался с Дилярой ханым, которой в мае этого года исполнится 90 лет.

 

Несмотря на свои годы, она отлично помнит время, когда арестовали отца, ей тогда было 9 лет. Потом арестовали мать, и Диляру воспитывал дядя в Баку. После освобождения матери им запретили жить в Баку и крупных городах, поэтому они уехали на Украину, где Диляра ханым вышла замуж. В Запорожье я организовал съемки украинского телевидения о нашей встрече. Телевидение подготовило небольшой сюжет.

 

Диляра ханым рассказала, что она училась в БГУ во время ректорства Джафара Хандана на филологическом факультете в 1947-1952 годах. Меня очень интересовало, каким было отношение к дочери врага народа, ведь Т.Шахбази был реабилитирован в 1956 г., и снятия обвинения добивалась сама супруга Таги Шахбази.

 

Услышав рассказ Диляры ханым, я ответил, что университетские традиции - это нечто другое, здесь царят неписаные законы. Таги Шахбази великолепно знал французский язык, на Украине его называли месье Таги за его щегольскую одежду, гладко выбритое лицо в любое время суток, аккуратность и чистоту.

 

- Привезенные вами материалы и фотографии заинтересуют ученых-историков и прольют свет на некоторые пробелы в истории этого периода?

 

- Разумеется. Я привез достаточно материалов, в том числе свидетельство о смерти Т.Шахбази и справку о его реабилитации. Планирую подключить к этой теме АзТв и телеканал СВС, который высказал заинтересованность в освещении этой поездки. Диляра ханым предоставила нам очень ценные фотографии Т.Шахбази и документы, имеющие историческую ценность. Также у меня были интересные встречи в Запорожском университете с ректором, деканами и другими лицами.

 

Рассказ Азад муаллима очень меня впечатлил. Диляра ханым - настоящая азербайджанская ханым, сохранившая в свои 90 лет восточную красоту, достоинство и благородство своих кровей, так и светилась счастьем! Декан показал видеоматериалы его встречи с Дилярой ханым и руководством Запорожского университета, редкие фотографии первого ректора Бакинского университета Таги Шахбази, и я не могла не заметить на его лице выражение глубокого удовлетворения от чувства выполненного патриотического и профессионального долга, которое он не мог скрыть...

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2018.- 7 марта.- С.13.