Мир познается в уединении

 

Наида Мамедханова: Литература - это то, что остается после прочтения книги

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВДОХНОВЕНИЯ

 

О литературе я могу не только говорить очень долго, но и иллюстрировать ее примерами и произведениями, потому что литература глубоко жизненна, она находится внутри меня. Она не просто существует сама по себе, но это часть нашей жизни. Я понимаю, что есть люди, прочитавшие намного больше книг, чем я, но дело не в начитанности и знаниях. Я стремлюсь не просто к знаниям, а к познанию. Знания не есть еще познания, познания глубже и духовнее. И когда я делюсь с кем-то своими познаниями, я открываю и свой внутренний мир, свою прочувственность.

 

Всякий раз, посещая научно-культурологические семинары Общественного объединения «Elm çırağı», которые организуются совместно с каким-либо иностранным посольством и проходят в контексте широкого представления культуры народа, которого представляет конкретная дипломатическая миссия, меня не покидает желание рассказать о каждом члене этого, я бы сказала, содружества энтузиастов, подлинных интеллигентов, посвятивших себя бескорыстному служению, пропаганде научных знаний и наведению мостов между культурами разных народов.

 

Руководитель этой общественной организации, собрав под свое крыло таких же неугомонных и находящихся в постоянном процессе развития представителей самых разных сфер деятельности, вот уже несколько лет успешно и плодотворно осуществляет благородную миссию просветительства и популяризации национальной науки и культуры.

 

Заведующая кафедрой теории и мировой литературы Бакинского славянского университета доктор филологических наук, профессор Наида Мамедханова принадлежит к когорте интеллектуальной и духовной элиты азербайджанского народа, которая не мыслит себя в отрыве от своих корней и родного народа. Завороженно слушая ее потрясающие рассказы о писателях и интересных событиях литературы, я всегда думаю о том, что именно такие личности, а в действительности, лучшие представители своего народа и страны не должны сходить с экранов наших телевизоров. Молодежь, подрастающее поколение, да и все остальные должны видеть такие лица, отмеченные напряженной работой ума, слышать интересные и содержательные, а главное, объективные и профессиональные мнения о тех или иных произведениях и писателях. Чтобы наши дети стремились равняться на них, потому что только такие люди и должны становиться кумирами для молодежи и образцом для подражания.

 

Наида ханым, вобрав в себя от своих знаменитых предков все лучшие личностные качества, словно создана для того, чтобы быть лидером в аудитории перед студентами, на трибуне конференции, научного семинара или симпозиума, реализуя почетную просветительскую миссию в средствах массовой информации и на экранах. Ее всесторонняя начитанность, гибкое мышление и мудрость вызывают удивление тем, что в любой жизненной ситуации она может найти аналог из какого-то литературного произведения. Ассоциативная память позволяет ей в подходящий момент вспомнить какой-то фрагмент из романа или даже фильма, потому что ассоциации возникают у нее непроизвольно, без напряга, это природное свойство ее памяти. Выступая на семинарах, где она представляет свои аналитические выкладки о произведениях мировой литературы или просто о творчестве какого-либо писателя или поэта, Наида ханым высвечивает мир совершенно с другой, непривычной всем нам стороны. Любое произведение или автор в ее представлении приобретают настолько яркую, необычную и притягательную характеристику, что хочется тут же бежать в библиотеку, схватить книгу и «проглотить» ее в мгновение ока.

 

Выступления профессора Наиды Мамедхановой - это светлейший сгусток интеллектуальной и духовной энергии, блестящего синтеза светской артистичности, женственности и ораторского искусства. Вместе с тем на редкость простых и неожиданных, но логически убедительных умозаключений, и ко всему этому еще и прекрасная дикция, четкая, красивая речь, выразительная жестикуляция. В ее устах великий язык Пушкина искрится и переливается во всем великолепии. Весь облик профессора, когда она говорит о литературе, которой отдала всю свою жизнь, являет собой совершенный образец гармонично развитой восточной женщины, в которой внутренняя красота продолжается во внешней или, наоборот, трудолюбие дополняется справедливостью, таланты - скромностью, простота - человеческим теплом и способностью любить. В нескольких словах Наиде ханым удается внутренним оком охватить необъятное, связать несовместимое, найти высокий смысл в, казалось бы, незаметных свойствах человеческого характера и движениях его души, неожиданные проблески в поворотах литературных сюжетов и действиях героев.

 

Только тогда, когда в наших школах и вузах будут преподавать такие знатоки и неравнодушные личности с активной гражданской позицией, влюбленные в литературу и людей, как Наида ханым, наши дети и молодежь будут, не отрываясь, читать и азербайджанскую литературу, и мировую.

 

Газета «Каспiй» открывает новую рубрику «Литературные вдохновения», постоянным автором которой будет Наида ханым. Профессор Мамедханова будет знакомить наших дорогих читателей с новыми авторами и произведениями мировой литературы, обсуждать наиболее интересные издания национальной литературы, рассказывать о собственных исследованиях и книгах. Сегодняшняя беседа - всего лишь прелюдия к необъятному миру литературы, и мы приглашаем читателей присоединиться к сладостному миру познания жизни через литературу:

 

- Ваши выступления собирают большую аудиторию, которую привлекает новизна и нестандартный подход к оценке не только тех или иных произведений или творчества авторов, но и самого литературного процесса как в Азербайджане, так и за его пределами. Не думаете ли вы расширить ареал и аудиторию своих выступлений?

 

- Честно говоря, не задумывалась об этом, но, думаю, страницы вашей, кстати, очень уважаемой мной газеты послужат еще одной авторитетной публичной трибуной. Часто после моих выступлений ко мне подходят люди и говорят, что уже приобрели книгу такого-то автора, о котором я в прошлый раз рассказывала, и сделали это под впечатлением моей интерпретации его творчества. Мне очень приятно слышать это, я чувствую себя счастливой оттого, что удалось показать неординарность и глубину личности и творчества какого-то писателя, показать свой взгляд на то, что он привнес в литературу. Даже моя коллега из другого университета, и та загорелась желанием прочитать роман современного португальского писателя, о котором я говорила.

 

- По каким критериям вы отбираете для прочтения новые произведения современных авторов?

 

- Я бы сказала, что не все новое интересно и значимо, и даже те произведения, которые получают международные премии. Но есть и оригинальные, и судьбоносные произведения, которые заставляют читателя задуматься, - думаю, они останутся в литературе. Многие новые романы, даже очень популярные сегодня, просто исчезнут со временем, о них не вспомнят. У них есть удивительная общая черта - прочитав, со временем не помнишь, о чем они повествовали. Мне казалось, что такие ощущения возникают только у меня, но я спрашивала тех, кому давала читать эти книги. Они признавались в своих восторгах, но позже пересказать, о чем была книга, не могли. Поэтому, говоря о литературе, можно сказать, что литература - это то, что остается после прочтения книги в душе, в голове, в памяти, в ощущениях. А через нас проходит-то очень много…

 

- Как вы оцениваете современные литературные процессы независимого Азербайджана? В чем вы видите задачи, которые литература должна решать?

 

- Я всегда говорю о том, что литература любого народа зиждется на двух основах - на фольклоре, т.е. национальных традициях, и переводах. Если убрать один из этих двух компонентов, то литературы не будет, она не будет развиваться и пребудет в стагнации. Как бы сегодня некоторые ни отзывались о Советском Союзе, положительные стороны этого периода истории естественно сказались на нашей литературе, потому что через русскую культуру мы вышли на мировую в целом и литературу в частности. Через переводы, даже через язык-посредник мы вышли на мировую литературу, что оказало очень большое влияние на нас. Посмотрите на ХХ век, ведь это был период подлинного расцвета национальной литературы, даже несмотря на то, что в 30-х годах она претерпела страшные репрессии, сколько лучших писателей и поэтов были уничтожены или обречены на медленную смерть в лагерях! Середина и вторая половина прошлого века были своеобразным возрождением азербайджанской литературы. Но сегодня, в ХХI веке, мы не наблюдаем подобных процессов, и тому есть разные причины. Можно говорить о социальных факторах, интернете, который, с одной стороны, как бы сузил мир, а с другой - отдалил мир и людей друг от друга. Поэтому, когда мы говорим о сегодняшней литературе и взаимовлиянии, надо сказать, что в литературе эти взаимовлияния происходят не самым лучшим образом, потому что люди отдалились друг от друга, замкнулись в себе. Это четко наблюдается сегодня. Раньше нам было интересно открывать человека, скажем, во французской литературе. Сейчас этого нет, потому что интерес к человеку нивелировался, т.е. тот, кто был основой всего, как бы центром Вселенной, сегодня перестал быть таковым. Поэтому в произведениях он перестает вызывать интерес, стал винтиком большой машины. Это касается и французской, и английской литературы, и литературы постсоветского периода. Былого интереса к личности уже нет, а когда он отсутствует, нет и новых идей, нет взаимовлияния, ведь раньше сюжеты и идеи переходили из одной литературы в другую. Скажем, история молодого человека в ХIX веке переходила из одной литературы в другую - и у бальзаковского Ростиньяка, или стендалевского Жюльена Сореля и пушкинского Евгения Онегина, или лермонтовского Печорина и других.

 

- Везде в центре стоит история молодого человека, и этот человек был интересен читателю, но что произошло сегодня?

 

- Сегодня он неинтересен и не стоит во главе угла. Он превратился или его превратили в винтик большой машины - вопрос другой. Поэтому сегодняшняя задача любой литературы тревожит успокоившихся людей, и, наверное, она должна успокоить тревожных, я бы сказала так. Нынешнее тревога и беспокойство имеют в основе своей социальные корни, потому что вызваны этой жизнью. Находясь в тисках этой тревожности, человек не может прийти к самому себе, поскольку все внешнее отвлекает его от самого себя. Исходя из этого, одна из задач современной литературы заключается в том, чтобы привести человека к самому себе, чтобы отошли все его тревоги. С другой стороны, у этой же литературы есть и вторая задача - пробудить спящих, чтобы они очнулись от сна, в котором пребывают. Говоря о сне, я имею в виду не настоящее состояние сна, а то, что человек абсолютно закрыт внутри, поскольку у каждого есть внутреннее пространство, но оно закрыто и заброшено камнями. Человек, прежде всего, не знает самого себя. Но когда мы погружались в литературу, мы начинали задавать себе вопросы, и сейчас этого, увы, не происходит. Поэтому одна из задач и состоит в необходимости пробудить спящего, а с другой стороны - вернуть тревожного человека к самому себе.

 

- Благодарю вас за интересную беседу и надеюсь, ваши ценные мысли послужат сильным толчком для того, чтобы наши читатели обратили свой взор к книге…

 

- Все это выстрадано мною, эти мысли долгое время зрели во мне параллельно с активным чтением и размышлением в одиночестве. Знаете, мир всегда познается в уединении, и по-другому познать его невозможно - ни через телевидение, ни через какие-то общественные мероприятия…

 

 

Афет ИСЛАМ

 Каспiй.- 2018.- 22 ноября.- С.13.