Забыть его невозможно…

 

Под знаком 80-летнего юбилея Гасанага Турабова

 

 

В Академическом национальном драматическом театре состоялось торжественное мероприятие, посвященное 80-летнему юбилею замечательного актера и режиссера, лауреата государственных премий, обладателя международных наград, государственного ордена «Шохрат», народного артиста Азербайджанской Республики Гасанага Турабова.

 

Людей, собравшихся осенним вечером в зале легендарной Аздрамы, привело сюда, конечно же, глубокое почтение к личности и творчеству незабываемого мастера сцены и экрана Гасанага Турабова. Среди зрителей известные актеры и режиссеры, руководители сферы отечественной культуры, школьники и студенты, представители СМИ. У всех приподнятое настроение, которым они спешат поделиться друг с другом, рассматривая организованную в фойе экспозицию фотографий, запечатлевших жизненный и творческий путь обладателя самобытного актерского таланта, неподражаемого голоса, широчайшего творческого диапазона. Эти снимки позволяют проследить путь становления и формирования актерского мастерства, неустанного труда и совершенствования способностей в могучий и яркий талант актера и неповторимого своей индивидуальностью деятеля искусства и всей национальной культуры.

 

Зрители среднего и старшего поколения вспоминают знаковые роли Г.Турабова, которые становились событием не только театральной жизни, но и всей культуры страны. Те, кто помоложе, обсуждают незабываемых героев экрана, вошедших в славную летопись национального кинематографа.

 

…Вот маленький Гасан вместе с родителями, которые нарекли его именем внука великого пророка ислама, потому что рождавшиеся до него дети не выживали. Дом Турабовых находился неподалеку от «Аздрамы», и отец часто водил сыновей в театр. Они посещали все премьеры, но у Гасана любовь к театру проявлялась сильнее - желание стать актером зрело у него сызмальства. В школе он записывался в театральные кружки, благо учился отлично. Вот Гасан совсем юный студент, первая работа: сначала - диктором радио, потом - телевидения и, наконец, первые роли и образы, которые он примерил на себя. Вот он впервые делит сцену с легендарными театральными корифеями, имена которых вызывают у него глубокое почтение и ощущение недосягаемости… А вот фотография, запечатлевшая встречу Г.Турабова с общенациональным лидером Гейдаром Алиевым при вручении ему государственной награды…

 

Приветствуя собравшихся и открывая юбилейный вечер, первый заместитель министра культуры АР Вагиф Алиев отметил, что выдающийся актер национального театра Гасанага Саттар оглу Турабов был истинным федаином сцены и оставил после себя незабываемые роли, яркие образы, и главное - вечную память в сердцах миллионов соотечественников. В.Алиев подчеркнул, что вечер организован согласно соответствующему распоряжению Президента Азербайджана. В вузах и разных учреждениях также проводятся юбилейные мероприятия, посвященные любимому актеру. В условиях нового времени анализируются и осмысливаются его роли и огромный вклад в развитие театрального и кинематографического искусства страны. Заместитель министра также отметил всестороннее внимание и заботу государства о деятелях искусства, оставивших яркий след в истории национальной культуры. Они удостаиваются почетных званий и наград, им предоставляются президентские пенсии и прочие льготы, увековечиваются имена, создаются дома-музеи, их творчество изучается и всячески пропагандируется. Когда произносится имя Гасанага Турабова, первым делом вспоминаются великолепные роли, созданные им на сцене и экране.

 

Можно сказать, что Г.Турабов был счастливым актером: его появление в театре совпало со временем, когда на сцене блистали великие актрисы, режиссеры и артисты - Мехти Мамедов, Х.Гурбанова, А.Алекперов, А.Искендеров. Одно их присутствие и участие в спектаклях давало молодым актерам настоящую школу мастерства и бесценный опыт работы с корифеями. Не удивительно, что молодой Гасанага начал свою творческую деятельность, еще будучи студентом второго курса.

 

Первая роль у Г.Турабова в Азербайджанском драматическом театре была в спектакле «Из огня да в полымя» в образе Хаджи Гамбара - это была дипломная работа будущего актера. Его прекрасные внешние данные, четкая дикция и неподражаемый голос привлекли внимание главного режиссера Адиля Искендерова. Можно сказать, что актерская судьба Г.Турабова сложилась более чем удачно. Еще бы, учиться на курсе ставшего еще при жизни легендой театра требовательного и строгого Мехти Мамедова, получать советы от самого Алескера Алекперова, брать уроки художественного чтения у Али Зейналова, находиться на одной сцене с такими глыбами, как Фатма Гадри, Марзия Давудова, Лейла Бедирбейли, Агасадыг Герайбели, Хокюма Гурбанова!

 

Как-то раз выдающийся артист Алекскер Алекперов после спектакля сказал народному артисту Агасадыху Герайбели: «Знаешь, Агасадых, не обижайся, я смотрел на сцену, но не на тебя, а на того молодого актера - как естественно он держался, каждую секунду заполнял собой и не давал сцене пустовать. Нас с тобой должны заменить именно такие актеры!». Это было время, когда Г.Турабов делал на сцене свои первые шаги, которые уже тогда выдавали в нем будущего большого мастера…

 

Театровед, профессор Ильхам Рагимли в книге «История азербайджанского театра» писал: «По паспорту он был Гасан, но еще со студенческих лет из-за его отличительной манеры держаться с достоинством и солидностью друзья звали его Гасанага. В программах спектаклей, статьях и рецензиях, посвященных актеру, его так и представляли: Гасан ага».

 

Юбилейный вечер и показанные в исполнении артистов театра отрывки из спектаклей, в которых играл Г.Турабов, навели меня на некоторые размышления, с которыми хотелось бы поделиться с читателями. Эти мысли касались национального театрального искусства в целом, отношения к нему и к тем, кто это искусство создает и поддерживает в нем жизнь на протяжении многих десятилетий.

 

Известно, что одной из главных составляющих актерского таланта является выразительный голос, окраска тембра и четкая дикция. Можно смело сказать, что всем этим в изобилии обладал Г.Турабов, голос которого, как и других азербайджанских корифеев театрального искусства, можно узнать, особо не напрягая память. Зрители слышали этот звучный голос не только со сцены или экранов телевизоров, но и по радио, где творческий дар Гасанага блестяще проявился в радиопостановках, литературно-художественных передачах и выпусках поэтических тетрадей при чтении лучших образцов азербайджанской поэзии.

 

Неповторимая личностная харизма и высокая сценическая культура выделяли его из общей массы актеров в постановках азербайджанской и мировой драматургии. Благодаря всем этим качествам актер с молодых лет становится одним из ведущих актеров театра, которому поручаются характерные главные роли. Г.Турабов был первым исполнителем в спектаклях, поставленных по произведениям современной драматургии, в частности Ильяса Эфендиева, и роли Кямрана в постановке «Не могу забыть» в дуэте с неповторимой Амалией Панаховой. Его Кямран - романтичный, остроумный, где-то озорной, с только ему присущими жестами и движениями - запомнился всем, кто видел его хоть раз. Забыть его в этой роли действительно невозможно…

 

Его актерская самобытность, незаурядность, внутренняя доброжелательность и самоотдача, а также отсутствие в актерской игре низкопробных клише делали его участие в любом спектакле блистательным и неповторимым, собирая полный аншлаг.

 

Для меня понятие театра начинается даже не со спектакля, а с актера, занятого в нем, потому что сильный и подлинно талантливый актер, наделенный искрой божией, любой драматургический материал в силу своей одаренности и актерской индивидуальности сделает ярким и содержательным. Практика свидетельствует, что театр во всем мире привлекает зрителей яркими именами личностей, созданных для сцены, живущих на ней жизнью своих героев, тем и остающихся в истории и памяти благодарных зрителей.

 

Гасанага Турабов был личностью высокого полета - самодостаточной, утонченной, ранимой, думающей, бескомпромиссной, объективной, с чуткой интуицией и духовно богатой. Именно потому самые лучшие режиссеры стремились наладить с ним творческие контакты. Видные азербайджанские режиссеры Мехти Мамедов, Ашраф Гулиев, Алескер Шарифов, Тофик Казымов, Алигейдар Алекперов, Лютфи Мамедбеков, Мерахим Фарзалибеков, Азер Паша Нематов и другие очень любили строить творческие контакты с Г.Турабовым.

 

Л.Мамедбеков говорил: «Каждому режиссеру работать с Гасаном Турабовым очень комфортно, потому что он умеет естественно и наилучшим образом выразить твои скрытые мысли и невысказанные идеи. Я всегда думаю о том, что вторым режиссером спектакля, в котором он играл, являлся он сам, потому что в этом человеке сконцентрированы все нюансы, необходимые для театрального искусства, начиная от сценариста и главного режиссера, кончая даже художественным и музыкальным оформлением, - настолько скрупулезно и точно он знает критерии и меру всего».

 

По той же причине другие актеры радовались, когда оказывались занятыми с ним в одном спектакле, ибо знали: там, где Г.Турабов, нет места скуке и тишине. Интересно, что в любой роли больше, чем его поступки, зритель запоминал оттенки его голоса и сказанные слова, выражение лица, глаз, причем независимо от того, главная роль или эпизодическая. В представляемой зрителям роли актер, полностью войдя в образ и сделав его своим, тонко и естественно раскрывал психологическое состояние своего героя. Трудно назвать какую-либо роль Г.Турабова, которая была слабой или не запомнившейся. Созданные им сценические образы и герои на экране были живыми, они запоминались навсегда, ибо были настоящими, независимо от того, положительными или отрицательными были персонажи...

 

Как и все подлинно талантливые и незаурядные личности, Г.Турабов ярко проявил себя и как общественный деятель и организатор, в 1987-2001 годах работая на посту избранного выборным путем директора и художественного руководителя родного театра. Успешно претворяя в жизнь лучшие традиции национального театра, он проявлял к актерам заботу и внимание, лучшие качества гуманиста, интеллигента, тонкого ценителя искусства. Он принял эту эстафету, понимая, какие возможности и в то же время колоссальную ответственность берет на себя, вырабатывая собственную стратегию и тактику руководства творческой жизнью коллектива. Г.Турабов не разрушал театр сиюминутными громкими преобразованиями, а продолжал строить его на уже заложенном десятилетиями твердом фундаменте.

 

Этой созидательной позиции Г.Турабов придерживался до конца, хотя за это время менялась расстановка творческих сил в труппе, общий театральный процесс демонстрировал, а иногда и диктовал другие подходы и приоритеты. Коллеги рассказывали, что Гасанага никогда не допускал, чтобы в театре ставились слабые драматургические произведения, он старался, чтобы действующий худсовет утверждал лучшие сценические произведения.

 

Творческая палитра и деятельность Гасанага Турабова настолько многогранна и насыщенна, что каждая из областей применения его таланта заслуживает того, чтобы написать о ней отдельное исследование. В этом смысле его работа в кино происходила параллельно с театром, она дополняла театральные роли и обогащала их новым содержанием и экранной спецификой, возводя актера и режиссера в статус актеров, продолжающих жить и творить на экране даже после своей физической смерти.

 

Каждое его появление на экране, даже в маленьком эпизоде, не оставалось без внимания. Послужной список экранных работ Г.Турабова довольно длинный - более 50 ролей! Жизнь героев благодаря Г.Турабову обречена на бессмертие, она будет продолжаться еще не одно десятилетие и столетие, но уже без него. Его Герай бек в фильме «Семеро сыновей моих» - человек жесткий, сильный, преданный своим принципам и убеждениям, не воспринявший советскую власть и предпочитавший мужественную смерть жизни с чуждой идеологией. Среди других его ролей можно отметить образ Афшина в фильме «Бабек», «Последний перевал», «Юбилей Данте», «Похищение жениха» и множество других, где он создал яркие, неповторимые образы.

 

Наряду с этим с 1991 года Г.Турабов возглавлял Союз театральных деятелей Азербайджана, ратуя за сохранение творческого наследия корифеев азербайджанского театра, организуя театральные фестивали, всевозможные творческие вечера актеров и режиссеров, обогащая тем самым культурную и духовную жизнь Баку. Он прилагал все усилия, чтобы слава об азербайджанском театре достигла лучших сцен разных стран, и с этой целью налаживал связи с театрами других государств, организовывал конференции и симпозиумы, посвященные театру. Особой его любовью пользовались моноспектакли, к которым он привлекал молодых одаренных артистов, способствуя реализации их творческого потенциала и проявлению скрытых актерских возможностей.

 

Его преподавательская деятельность, направленная на воспитание нового поколения продолжателей ценных театральных традиций, отличалась присущим ему своеобразием, эффективностью учебного процесса и огромной человеческой самоотдачей. Он учил будущих артистов любить театр не ради славы, а во имя того колоссального духовного наследия азербайджанского народа, наследниками которого они были.

 

Достаточно мельком взглянуть на пройденный актером и режиссером путь в театре и кинематографе, сыгранные на сцене и в кино роли, чтобы понять, насколько плодотворными, результативными, яркими и успешными были недолгие годы его жизни и деятельности. Для молодого поколения артистов эта школа жизни и актерского мастерства может служить настоящим образцом для подражания, критерием подлинного профессионализма и беззаветного, в высшей степени ответственного служения искусству. Неподражаемая актерская игра Г.Турабова и появившийся в середине прошлого века новый драматургический материал позволили критикам назвать его основателем и мастером лирико-психологического жанра.

 

Любой зритель, имевший счастье лицезреть на сцене Хокюму Гурбанову, Мелика Дадашева, Алескера Алекперова, Барат Шекинскую, затем следующее поколение актеров, среди которых Ш.Алекперов, Г.Ханызаде, И.Аскеров, В.Фатуллаева, А.Панахова и другие, однозначно утверждал - и был прав, - что всех этих актеров простой зритель, даже не видя, мог узнать по голосу и неповторимой окраске тембра. В принципе, так и должно быть.

 

Воспоминания ушедших в мир иной некоторых актеров свидетельствуют о том, что первым критерием их зачисления в театральные кружки начала и середины прошлого века служил громкий и выразительный голос - визитная карточка любого актера. Разумеется, остальные творческие и внешние данные также принимались во внимание. В наше время мы все чаще становимся свидетелями того, как до обидного мало среди огромной молодой поросли актеров, голоса которых можно запомнить с первого раза и узнать среди остальных.

 

В этом нам пришлось убедиться на юбилейном вечере, когда молодые актеры играли фрагменты из спектаклей, в которых когда-то блистал Гасанага Турабов. Их актерской игре недоставало жизни и огня, дикция оставляла желать лучшего, голоса были неприметными и серыми, их с трудом было слышно даже в средних рядах зала. Где тот импульсивный, искренний и живой Кямран из «Не могу забыть» И.Эфендиева, где его неподражаемый, кокетливый и такой живой дуэт с замечательной Амалией Панаховой?! Все сыгранные эпизоды из известных спектаклей были прочтены и увидены совсем иначе, не было теплоты и желания донести пропущенные через себя авторские слова, прожитые отношения и чувства своих героев до сердца зрителя…

 

Старший сын незабываемого народного артиста Дашгын, ставший при исполнении служебных обязанностей полицейского мишенью для бандита, изрешетившего его из автомата, погиб смертью храбрых. Его именем в Сиязане названа улица, на которой находилось полицейское отделение, где он служил. В торжественной обстановке там открывали бюст Дашгына, но Г.Турабов был болен и не смог там присутствовать. Вместо него поехали его верные друзья и коллеги - Гасан Мамедов, Яшар Нури, Сиявуш Аслан, Алиааббас Гадиров, Микаил Мирза, Амина Юсиф гызы, Азер Паша Нематов, Ильхам Рагимли.

 

В декабре 1998 года распоряжением Гейдара Алиева Дашгын Турабов посмертно награжден медалью «За храбрость». Друзья рассказывали, что на поминках сына Г.Турабову по телефону позвонил Гейдар Алиев и выразил ему глубокое соболезнование.

 

В своей статье о Г.Турабове профессор Ильхам Рагимли пишет:

 

«После гибели сына Г.Турабов долгие годы страдал сердечными болями, перенес в Иране тяжелую операцию, после которой врачи обещали ему три года жизни. Актер прожил четыре года благодаря внуку, маленькому Дашгыну, в котором он видел продолжение своего сына. За это время он в основном осуществлял деятельность руководителя большого коллектива театра, причем настолько авторитетного и уважаемого, равного которому еще нужно поискать. С его появлением в театре все чуть ли не вытягивались в струнку, но не от страха, а из чувства глубокого почтения к его личности. С ним считались вышестоящие инстанции, к его мнению прислушивались, и как ни крути, во все созданные им образы он, конечно же, вкладывал и частичку себя, своей неординарной, независимой и преисполненной достоинства личности. Однажды он сказал: «Хочу пойти к Дашгыну»… Не прошло и нескольких дней, как он достиг своего желания - 23 февраля встал спозаранку и вышел на балкон посмотреть на восход солнца за морским горизонтом. Войдя в комнату, он спросил: «А где Дашгын?» …и упал замертво.

 

Мало кому удается родиться мужчиной, жить как настоящий мужчина, быть личностью с большой буквы и уйти с честью и достоинством… Для этого нужно быть настоящим Ага - таким, как Гасан Ага Турабов!».

 

Гасанага Турабов покинул сцену и этот мир в самом расцвете своего творческого таланта и неистощимого креатива, обогатив азербайджанскую театральную сцену колоритностью и разнообразием исполняемых ролей, вписав в историю национального кинематографа множество ярких и незабываемых страниц. Гасанага Турабов всем своим неутомимым служением искусству театра и кино вписал свое имя в золотую плеяду корифеев азербайджанской и мировой сцены.

 

Нет и тени сомнения в том, что персонажи, которых исполнял Г.Турабов, навсегда останутся в памяти не только прошлых и нынешних, но и, бесспорно, будущих поколений азербайджанских зрителей - его всегда будут вспоминать за беспрецедентный вклад в сокровищницу национального искусства театра и кино. Когда сыгранные им когда-то роли будут играть нынешние коллеги по сцене, мы всегда будем ощущать образовавшуюся после него пустоту. С чувством щемящего превосходства, смешанного с грустью и ностальгией по тем временам, мы будем чувствовать себя настоящими счастливчиками, которым довелось видеть и слышать не одного титана национальной сцены и кино…

 

Афет ИСЛАМ

 

Каспiй.- 2018.- 24 ноября.- С.10-11.