Быть с родиной, живя вдали от нее

Скульптор и художник Эмин Гулиев прославляет Азербайджан в Америке

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ

Самое интересное в том, что наши соотечественники покидают родину и устремляются в поисках счастья за океан, где у них реализуются не только не сбывшиеся, но и, возможно, дремавшие до того способности. Раскрытый на родине творческий потенциал начинает фонтанировать всеми цветами радуги и расти в геометрической прогрессии. Америка в этом плане - именно то место, которое предоставляет людям все мыслимые и немыслимые возможности для развития и утверждения самодостаточности своей личности в обществе.

Однако мой сегодняшний герой оказался в Америке совсем по другой причине. Его супругу, работавшую в Бакинском офисе ООН, командировали в Нью-Йоркский офис этой международной организации, и, таким образом, выпускник Художественного училища им.А.Азимзаде, Тбилисской академии художеств и аспирантуры Академии художеств СССР, член Союза художников СССР (1990), член Союза художников Азербайджана (1991) и арт-директор Еврейского центра детского развития My way, скульптор и художник Эмин Гулиев открыл в Бруклине необъятного Нью-Йорка свою творческую мастерскую и студию. Он также удостоен Почетной грамоты президента района Бруклин Нью-Йорка Эрика Адамса, сертификата признания Bay Democrats, 45 Assembly District, премии за признание и обслуживание в Азербайджане 2010 года в Нью-Йорк и т.д. Он дважды выставлял свои работы на выставке художников азербайджанской диаспоры в Нью-Йорке, на вернисаже «Весеннее вдохновение»» Shorefront, Нью-Йорк, в галерее Аropa «Метаморфоза» ICO Gallery, Нью-Йорк и т.д.

…Небольшой двухэтажный дом на тихой и зеленой улице Бруклина, принадлежащий азербайджанскому живописцу, одновременно можно назвать и галереей, и мастерской, и прекрасной обителью, где обитает дух настоящего художника.

Верный пес хозяина, французский бульдог Френки, встретил меня радостным лаем и тут же расположился у моих ног в знак согласия и собачьего гостеприимства. Наша беседа начинается с вечной для художников темы выставок:

- За двенадцать лет жизни в Америке я провел на Манхэттене несколько выставок с целью ознакомления американцев с моим творчеством. Это были групповые выставки, но в следующем месяце, в конце ноября, я планирую организовать персональную выставку своих работ, - рассказывает Эмин. - В Баку, конечно же, приезжаю каждый год, летом, там живет моя мама. Покойный отец Асим Гулиев - автор «Голубя мира» в Сумгайыте - визитной карточки города, также памятника Насими в этом городе.

- Расскажите о вашем центре, чем вы занимаетесь в нем?

- Прежде всего подчеркну, что все, чем мы занимаемся, мы делаем во имя Азербайджана - проводим выставки со всеми государственными атрибутами нашей страны. Бывший комсомольский работник бакинка Алена Бадалова - президент нашего центра, она преподнесла главе нашего государства Ильхаму Алиеву и Лейле ханым Алиевой каталоги работ детей нашего центра. Множество проектов мы реализовали с президентом нашего центра, где я преподаю детям скульптуру, живопись и рисунок. Мы выпустили уже пять каталогов с работами наших детей. Название нашего центра настолько универсальное, что прикладывается ко всему, например, каталоги названы так: «My way to love Azerbaijan», «From Azerbaijan», «With Azerbaijan», «For Azerbaijan» и т.д.

Наши воспитанники - дети разных национальностей, среди них 4 азербайджанца, есть представители государств СНГ, др. стран. Все дети рисуют и Гыз галасы, и наш флаг, и Баку, т.е. я постоянно им рассказываю об истории и культуре Азербайджана, наглядно показываю и называю имена великих азербайджанцев.

- Как строится ваша работа в центре?

- В одной группе около двадцати ребятишек разных национальностей, а групп несколько. Мне достаточно трех дней, чтобы понять, кто есть кто и каким потенциалом обладает, у кого какие направления более выражены, причем мои соображения непременно сочетаются с их собственными желаниями и склонностями. Предметом моей гордости является то, что все наши дети, которых я готовил, поступали в художественные колледжи, школы или академии, пока не было, к счастью, ни одного промаха.

В Америке после проведенных четырех выставок я решил преподавать, потому что всегда чувствовал в себе потребность поделиться своими знаниями и тем, что я смогу учить детей. Я и раньше охотно делился советами с начинающими художниками.

- Скорее всего, у вас была потребность самоотдачи, ведь не каждый мастер может и хочет поделиться своими секретами творчества…

- Возможно. Есть вещи, которые можно объяснить один раз, и человек тут же схватывает суть. Есть люди, которым нужно объяснять по-разному и несколько раз. Еще в Баку я готовил ребят к поступлению в вуз, и у меня это неплохо получалось. Психологический момент очень важен, и я учу детей всему тому, что им действительно нужно, ведь и конкурсы при поступлении здесь довольно высокие. Все дети в классе рисуют разные вещи, которые я им задаю, а не то, чтобы все рисовали один и тот же, скажем, натюрморт.

- Вы разработали собственную методику выявления способностей и подготовки будущих художников и скульпторов, и, наверное, было бы неплохо отразить ваш многолетний опыт и практические наработки в учебном пособии для педагогов художественных школ. Вы не думали об этом?

- Хорошая мысль, когда-нибудь я ее реализую. У всех детей разные пристрастия, нужно найти сильные и слабые стороны и способности. Живопись, скульптура, архитектура, графика и т.д. - когда ребенок занимается тем, что ему нравится, он развивается молниеносно. Есть дети, которые в чем-то даже сильнее меня, я это вижу и стараюсь развить у них эти стороны еще больше. Моя сила состоит в том, чтобы увидеть, кто сильнее, сохранить природные художественные особенности детей.

В группе учащиеся разных возрастов - от трех с половиной лет до двадцати пяти - занимаются вместе. При этом происходит нечто удивительное. Маленькие, сидя вместе со старшими, настолько быстро учатся, подтягиваются, постигают и слышат, а пятнадцатилетние ребята рисуют, как студенты академии.

 

В этом году у меня набралось около ста учеников, и то, что все без исключения выпускники нашего центра поступают в колледж, является свидетельством и доказательством эффективности нашей работы. Дети, которые никогда не были в Азербайджане и не видели Баку, рисуют нашу страну, национальные атрибуты, Гобустан, Атешгях, Лейли и Меджнуна, стены Ичери шехер, Дворец Ширваншахов, карабахских скакунов… Наша девочка по имени Виктория (!) нарисовала Шушу в черно-белом изображении, это очень символичная надежда наших детей на победу под азербайджанским флагом на наших землях.

- Я вижу здесь и футбольную команду «Карабах», и Алима Гасымова… - да вы охватили всю историю, символы и атрибуты азербайджанской нации!

- Разве можно иначе, живя вдали от родины?

- Сколько лет вы преподаете?

- В этом центре уже восемь. На Манхэттене есть сильнейший арт-колледж, мои ученики поступают туда и учатся. Есть ребята, получающие высшее художественное образование, но, будучи маленькими, говорили, что никогда не будут художниками, представляете? Главное, у каждого свой почерк, все они разные и очень талантливые.

Был мальчик, очень способный, за которого я очень волновался, когда он поступал, поскольку, если бы не поступил, он бросил бы живопись, и мне было очень жаль, если бы такой талант пропал. Слава Богу, он поступил, хотя занимался у меня всего лишь год и пришел очень слабым. Я рад, что у него не поломалась судьба. Но и после поступления ребята постоянно приходят ко мне. У всех свои темы, которые я задаю, я подхожу к детям и их художественному развитию совсем с другой стороны.

- Я вижу тут очень впечатляющую скульптуру всадника на коне, кто это?

- Это фигура Джавад хана. Несколько лет назад из более тридцати представленных работ я вместе со скульптором Джавидом Алиевым, с которым мы вместе учились, выиграл тендер на создание скульптуры Джавад хана в Гяндже, она была принята Министерством культуры, но пока эта композиция не установлена. Между прочим, моя супруга является потомком рода Джавад хана, скульптура которого, сделанная мной, выставлена в Музее истории Азербайджана. Также и в музее Гянджи есть его скульптура, над которой я работал.

- Они одинаковые или разные? Иногда скульпторы любят дублировать свои работы…

- Нет, они разные. В музее стоит портрет Джавад хана таким, как я представлял его себе по разным историческим описаниям, в две натуры. А в Гянджинском музее он на коне. Этот образ мне очень близок, и я делаю его в разных ракурсах.

- Какая необычная фигура нашего общенационального лидера Гейдара Алиева. Расскажите, как она появилась?

 

- Я слепил его фигуру, сидящую в кресле, когда наш общенациональный лидер Гейдар Алиев еще здравствовал, т.е. никогда не лепил его после смерти. Эту статуэтку очень многие высокопоставленные лица государства просят у меня, она стоит в кабинетах многих наших парламентариев. А делал я ее, часами просматривая телевизионные кадры с участием Гейдара Алиева, я всегда гордился им и обращал внимание на все его жесты, движения, манеру разговора с разными по рангу людьми. Я слепил его в нескольких позах - сидящим, стоящим, идущим вперед с поднятой головой. Это не личность - глыба, титан! Есть у меня и фигура Президента Ильхама Алиева.

- Скульптура «Старик» оставляет глубокое впечатление своим эмоциональным накалом и гражданским звучанием. Как она появилась?

- Этот старик, крестьянин, человек земли, олицетворяет трагедию Ходжалы, он кричит, в его лице и немом крике весь гнев и боль народа… Я не смог остаться безучастным к этому страшному событию.

- Скажите, работа в центре с детьми оставляет времени для собственного творчества?

- Вы правы, я несколько забросил свою работу, все время уходит на развитие детей, но не жалею, ведь я получаю огромное удовлетворение, видя, как просыпаются и развивается юные таланты. С детьми я забываюсь, во мне всегда сильно желание научить их еще больше, еще чему-то... Но многое записываю, свои мысли по методике, наблюдения, подходы. Представьте, есть даже ребята, работы которых уже отобраны для музея Нью-Йорка, это безумно приятно! Я стараюсь привить детям доброту, сострадание, благородство, учитывая то, что сегодня происходит в мире.

В центре много книг, картин, дети общаются между собой, обсуждают прочитанное, увиденное. Эти работы вместе с фотографиями их авторов я выставляю в фейсбуке, на стенде центра, отдавая приоритет лучшим, независимо от возраста, т.е. первым может быть семилетний ребенок, а последним - двадцатилетний. Это создает для них стимул и дух соперничества, они начинают больше работать над собой. В конце каждого года мы выпускаем каталог с лучшими работами.

Моя персональная выставка скоро откроется на Манхэттене, я сейчас отбираю скульптуры для нее. Затем здесь будет проводиться Международный фестиваль танца, и меня пригласили членом жюри и арт-директором выставки скульптуры и живописи. Последний раз в Баку выставлялся в 2006 году, и думаю через пару лет организовать еще одну экспозицию своих работ из камня, гипса, бронзы, эбонита, дерева, есть и чеканка.

Мы переходим в мастерскую и студию Эмина Гулиева. Здесь находятся его собственные работы по живописи, скульптуры, есть и рисунки питомцев. Эмин показывает работы детей и называет каждого автора по имени, и на мой удивленный возглас отвечает, что по рисунку он тут же узнает, кто это нарисовал или слепил.

В углу стоит милый и знаменитый Чарли Чаплин в своем котелке, опершись на тросточку, с улыбкой встречая и провожая каждого, кто заходит в это сокровенное пространство возвышенного искусства прекрасного...

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2018.- 18 октября.- С.13.