Сплав ума и темперамента

Весь жизненный путь академика Нагиева - беззаветное служение науке

ПАМЯТЬ

В 2018 году научная общественность страны отмечает 110-летие Муртузы Нагиева - выдающегося ученого с мировым именем, Героя Социалистического труда, нефтехимика, химика-технолога, доктора технических наук, профессора, педагога, общественного деятеля.

Вклад его в науку огромен и охватывает широкий круг проблем, сопровождающих в течение всего периода развития теории химической технологии. Он внес огромный вклад в развитие отечественной и мировой науки, став автором фундаментальных работ по химии и химической технологии, создателем теории рециркуляции.

Выдающийся химик-технолог, всесторонне талантливый человек, организатор науки, наставник молодежи работал в сфере исследований, касающихся всех сторон химического процесса: изучение механизмов и скоростей химических реакций, их термодинамических характеристик, оптимальных условий для наилучшей реализации процесса в производстве с минимальными затратами, проблемы математического моделирования и оптимизации, изучение устойчивой работы химических реакторов, вопросов тепло- и массопередачи и многих-многих других.

В поисках философского камня

Результатом всех этих исследований явились оригинальные труды, составившие ценное научное наследие для будущих поколений, а Институту теоретических проблем химической технологии АН Азербайджанской ССР было присвоено его имя.

Муртуза Фатуллаевич был не только ученым химиком-технологом - в какой-то степени еще и философом, размышляющим о развитии общества, месте и роли человека в нем, о многих других философских категориях. Размышляя над всем этим, он написал книгу «Уроки научно-технической революции и необходимость гармонического развития всех областей цивилизации». Известно, что алхимики-философы были одержимы поиском «философского камня», идеей превращения простых металлов в самый «совершенный металл» - золото, которое они считали символом бессмертия. Проводя соответствующую аналогию, его биографы, последователи и коллеги в аллегорическом истолковании связывают научную деятельность выдающегося ученого с одержимостью алхимиков - он так же стремился создать теорию, которая была бы способна привести к «совершенству» химико-технологические системы любой сложности. В своем творчестве, убеждены они, Нагиев нашел такой «камень» - он создал такие принципы, выдвинул такие теоретические положения в химии и химической технологии, которые явились поворотом от традиционных взглядов на химический процесс к новейшим, нетрадиционным (неклассическим). Развивая эти принципы, ученый впервые осуществил целостный подход к исследованию и разработке сложных химико-технологических систем на основе созданной им теории в виде «Учения о рециркуляционных процессах в химической технологии» и «Химической рециркуляции».

 

Теория рециркуляции и заложенные в ней принципы требуют нового осмысления протекания химических реакций, нового подхода к их осуществлению. Эксперты утверждают, что в этом вопросе академик всегда шел впереди своего времени, он был одним из немногих ученых в республике, да и во всем бывшем Советском Союзе, кто систематически разрабатывал фундаментальные основы теории химической технологии, развивал ее, создавая новые направления.

Своим научным творчеством он охватил широкий круг проблем химии и химической технологии - от механизма и кинетики химических реакций до моделирования и оптимизации крупных химико-технологических комплексов. А по словам действительного члена АН СССР, автора более тысячи научных публикаций, члена Международной академии по истории науки Бонифатия Кедрова, особый интерес в наследии азербайджанского ученого представляет его теория рециркуляции, на примере которой освещены моменты вторжения в химию и химическую технологию физических знаний, создающих такую ситуацию, которая характеризуется отчетливо выраженным диалектическим отрицанием ряда классических принципов химии.

От слесаря до академика

Весь жизненный путь академика - яркое, беззаветное служение науке, а его биография - жизненный путь большого труженика науки.

Муртуза Нагиев родился в 1908 году в бедной семье в небольшом городке на юге Азербайджана - Сараб. С 11 лет начал трудовую деятельность слесарем на машиностроительном заводе имени лейтенанта Шмидта. Окончив школу, будущий академик едет в Москву и становится студентом сразу двух вузов - МВТУ и Горной академии (ныне Институт нефти и газа им.И.М.Губкина). Однако завершить образование в Москве не удается: из-за болезни матери пришлось вернуться в Баку.

Став студентом Азербайджанского индустриального института (АзИИ), он делает первые шаги в науке, а по окончании его получает направление на Бакинский крекинг-завод имени Вано Стуруа. Затем были Научно-исследовательский институт по переработке нефти (АзНИИ НП), защита кандидатской и докторской диссертаций, должность директора Института нефти, которым руководит в течение 10 лет, избрание в действительные члены АН Азербайджана, где впоследствии он занимает ряд ответственных должностей - академика-секретаря отделений, вице-президента и академика-секретаря академии. Три года руководит Институтом нефтехимических процессов, а с 1965 года и до конца жизни возглавляет созданный им Институт теоретических проблем химической технологии АН АзСР.

С оригинальными научными трудами Нагиева были хорошо знакомы ученые Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Ярославля, Киева и других городов, которые славились мощными коллективами химиков-технологов, куда его приглашали на многочисленные конференции. Его имя быстро приобретало и мировую известность. В 1956 году, когда еще не так просто было выехать из страны, он, как авторитетный ученый, едет на Международный конгресс по катализу, состоявшийся в Филадельфии. Исследования, результаты которых Муртуза Фатуллаевич опубликовал в 1939 году наряду со многими другими, продолжает развивать систематически на протяжении почти 20 лет. За это время они оформились в самостоятельную дисциплину, новый раздел теории химической технологии со своими принципами, законами, положениями. И по этим исследованиям академик впервые выступил с докладом за рубежом, познакомив участников конгресса с новой, созданной им теорией.

Доклад вызвал большой интерес научной общественности США и был напечатан в престижном журнале Chemical Engineering Progress. Эти же исследования составили содержание монографии «Учение о рециркуляционных процессах в химической технологии», изданной в Москве в 1958 году. Это была первая в мировой научной литературе монография по рециркуляции. Значимостью теоретических положений и оригинальностью подходов она привлекла внимание зарубежных ученых и в 1964 году была опубликована на английском языке в Лондоне издательством Pergamon Press. Положения созданного Нагиевым учения, в частности - моделирование химико-технологических объектов и системный подход к их изучению, вовлекли в начале 1960-х годов в число исследователей рециркуляционных процессов многих ученых из разных стран, которые признали приоритет азербайджанского ученого в этих областях.

Не только ученый, но и гуманист

В 1960-е годы, когда с развитием химической индустрии все большее значение приобретают вопросы интенсификации химических производств, Нагиев выступает с предложением о создании института, который помог бы ускорить их решение. База для организации такого научного учреждения уже существовала в основном в виде многочисленных трудов академика и руководимых им лабораторий и отделов. Предложение одобрили, и в 1965 году в составе АН Азербайджана был организован Институт теоретических проблем химической технологии, единственный в то время в Советском Союзе институт такого профиля. Директором его и был назначен Муртуза Нагиев, уже тогда известный в мире ученый, которому было под силу решение самых сложных актуальных задач.

Его научная деятельность в эти годы отмечена не только дальнейшим развитием проведенных ранее исследований, но и созданием новых методов, принципов, подходов, широких теоретических обобщений. Одним из них является методологический подход к исследованию, моделированию и оптимизации сложных технологических систем - так называемая глобальная оптимизация на основе единой математической модели. Однако этот метод был преждевременным. Уровень вычислительной техники не позволял решать задачи глобальной оптимизации. В поисках их решения ученый разрабатывает более доступный для осуществления метод трехуровневой оптимизации, проводящейся в три последовательных этапа, но подчиненных одной глобальной цели. Нагиев показал, что можно увеличить достигнутую оптимальность, нашел условия повышения эффективности процесса - воздействие на него рециркуляционными параметрами. К 1970-м годам он обобщает накопленный материал, облекает его в новые принципы, постулаты, теоремы.

 

Основным положением, сформулированным ученым, явился обобщающий принцип супероптимальности, который предполагает проведение химического процесса в условиях, обеспечивающих достижение максимальной производительности реактора и сведение к минимуму образование отходов. Реализация его на практике означает создание безотходного производства с интенсивно работающим не громоздким оборудованием, т.е. ресурсосберегающего экологически чистого производства. Он также выдвигает новый постулат о начальных условиях проведения химического процесса и новый подход к выбору катализатора. В Институте нефти АН АзССР академик проводит исследования, в результате которых пишет книгу «Переработка нефтяных остатков и использование ее продуктов».

Как рассказал корреспонденту «Каспiй» вице-президент НАНА, директор Института катализа и неорганической химии им. Муртузы Нагиева академик Дильгам Тагиев, экономическая эффективность рециркуляционных процессов была доказана эксплуатацией таких промышленных процессов, как термический крекинг и синтез аммиака.

 «Но следует указать на выгоду, - подчеркнул академик, - которую невозможно оценить в денежном выражении - это сохранение окружающей среды от вредных выбросов, сбережение природного сырья, сохранение здоровья человека. Муртуза Нагиев был гуманистом, которого всегда волновала судьба человечества, молодежи. Он серьезно задумывался над судьбами людей, общества, над ролью науки и искусства в развитии цивилизации. Не считаясь с болезнью, он верил в огромные возможности рециркуляции для развития химической технологии и продолжал интенсивно работать. К сожалению, смерть в возрасте 67 лет прервала его творчество».

Галия АЛИЕВА

Каспiй.-2018.- 20 октября.- С.18.