Ушел Кобзон. Ушел XX век

 

Как нам дорого все, что считается ретро

 

ПАМЯТЬ

 

30 августа стало известно о смерти на 81-м году жизни народного артиста СССР первого зампредседателя комитета Госдумы РФ по культуре Иосифа Кобзона. Его репертуар включал около трех тысяч песен, составивших музыкальную летопись второй половины XX века. Многие из них большинство из нас любит и помнит наизусть. Великий певец без преувеличения был личностью абсолютно планетарного масштаба, бесстрашным человеком с невероятной судьбой, овеянной легендами.

 

Кобзон был популярен в Советском Союзе, оставался популярным и в наши времена не только на постсоветском пространстве, но и далеко за его пределами, выступая практически до последнего дня. Со смертью Иосифа Давидовича ушла целая эпоха. Мы говорили эти слова, когда ушел из жизни и наш Муслим Магомаев, и Марк Бернес, и Эдуард Хиль, и Юрий Гуляев, и другие величайшие личности XX века. И это было абсолютной правдой, ведь их уход стал личной потерей для многих людей.

 

Его песни звали к миру

 

Иосиф Кобзон - великая личность и политик, который пользовался беспрекословным уважением, был прежде всего героем для России. Вспомним хотя бы его героизм во время спасательной операции в «Норд-Осте» в 2002 году, когда он вывел оттуда людей и спас им жизни. После этого его стали называть человеком-подвигом, человеком-легендой, антологией советской песни. Он даже средние песни возвышал и делал популярными, не говоря уже о тех шедеврах, которые исполнителю доверяли Марк Фрадкин, Оскар Фельцман, Никита Богословский и другие композиторы, с которыми они взаимно обогащали друг друга.

 

По словам народного артиста РСФСР Льва Лещенко, Иосиф Кобзон олицетворял своей жизнью и творчеством целую эпоху. «Ушел из жизни величайший певец, величайший пассионарий, без которого невозможно представить нашу жизнь, все годы, начиная с послевоенных лет и заканчивая сегодняшним днем. Все это время он был невероятным творцом, человеком с широченной душой, который просто не мог пройти мимо человеческой боли, человеческих страданий», - сказал Лещенко.

 

Кобзон был примером беззаветного служения Отечеству, его принципиальная позиция позволяла добиваться справедливости и защищать интересы людей. Это подчеркивает в соболезнованиях в связи с кончиной певца партия «Единая Россия», которую певец представлял в Госдуме нескольких созывов. По мнению лидера КПРФ Геннадия Зюганова, выступления Кобзона, который также долгое время являлся депутатом Госдумы, на заседаниях палаты всегда слушались с большим вниманием и всегда принимались бурей аплодисментов. «В трудные минуты, - отметил Зюганов, - в любой стране и обществе должны быть люди, к слову которых прислушиваются. К нему всегда прислушивались. Он будет жить в сердце каждого человека, в его чудных песнях, в его любви к родине, в его истинном патриотизме и заботе о тех, кому тяжело».

 

Иосиф Кобзон исполнял песни в том числе на чеченском языке, и первое в жизни почетное звание получил именно в Грозном. Об этом написал в своем Telegram-канале глава Чечни Рамзан Кадыров. «Я сегодня с большим удовольствием могу говорить, что долгая дорога деятеля культуры Иосифа Давидовича по-настоящему началась в Грозном, где он получил первое в своей жизни почетное звание - заслуженный артист ЧИАССР (Чечено-Ингушская АССР. Затем уже были десятки других званий, орденов, медалей. А первыми его талант признали и достойно оценили в Грозном. Он гениально пел на чеченском языке любимые нашим народом песни», - написал Кадыров, отметив, что более полувека в репертуаре певца оставалась «Песня о Грозном». Кобзон десятки, а возможно, и сотни раз бывал в Чечне, напомнил Кадыров, приезжал в качестве артиста, депутата, близкого друга видных деятелей культуры Махмуда Эсамбаева, Аднана Шахбулатова, Мовлада Буркаева и многих других. Осенью 1996 года он пел на развалинах Грозного, его песни звали к миру, единству, согласию. Его голос слушали и слышали все, независимо от политических взглядов, а его имя объединяло прошлое и настоящее в истории России.

 

Равнозначная себе величина

 

Мнение о том, что место Кобзона в музыке - совершенно особое, с ним связано практически все советское песенное творчество, высказали народная артистка Казахстана Роза Рымбаева, основатель, художественный руководитель и солист вокально-инструментального ансамбля «Ялла» народный артист Узбекистана Фаррух Закиров, композитор Раймонд Паулс, народный писатель Азербайджана, секретарь Союза писателей республики Чингиз Абдуллаев. «С уходом Кобзона, - сказал он в интервью ИТАР-ТАСС, - мы потеряли легенду нашей культуры и музыки. Ведь именно в Советском Союзе он состоялся, стал легендой, и его хорошо знали во всех республиках бывшего СССР. Он был нашим другом, способствовал укреплению связей между Россией и Азербайджаном, занимая высокие посты в Госдуме». А вот такой пост в память о великом артисте на своей страничке в социальной сети написал автор многочисленных произведений в жанре политического, классического и психологического детектива: «Он был не только настоящей легендой нашей эстрады, он был другом нашей страны. Я точно знаю сколько раз ему предлагали приехать в Карабах, но он был умным и дальновидным человеком. Все отлично понимал. И не позволял себе необдуманных поступков. А к нам он часто приезжал».

 

Более того - за большие заслуги в развитии, расширении и укреплении азербайджано-российских культурных связей Кобзон был награжден высокими государственными наградами Азербайджана - орденами «Шохрат» и «Достлуг», Почетным дипломом Президента Азербайджана. Иосифа Кобзона связывали особые дружеские отношения с легендарными азербайджанскими исполнителями Рашидом Бейбутовым и Муслимом Магомаевым. С ним его связывала настоящая мужская дружба. Они познакомились еще в начале 60-х, никогда не считали себя конкурентами, каждый занимался своим творчеством и радовался успеху другого. «Когда Александра Пахмутова предложила мне попробовать спеть ее песню «Поклонимся великим тем годам», - вспоминал Магомаев, - я поблагодарил и возвратил клавир: «Лучше Иосифа песню никто не споет». Кобзон действительно поет эту песню потрясающе пронзительно: когда плачет мужчина - ком в горле». А в одном из интервью Муслим Магомаев отметил правильный выбор режиссера Татьяны Лиозновой в пользу Кобзона для исполнения песни в знаменитом фильме «Семнадцать мгновений весны». «Хотя на запись песен к фильму пробовали меня, а голос в итоге звучит его. Считаю, что режиссер была права, выбрав Кобзона. Потому что голос Иосифа Давидовича Тихонову подходил больше, чем мой», - резюмировал великий Магомаев, а в своей книге «Любовь моя - мелодия» написал: «Возможно, у многих возникает невольный штамп - «старейшина», «генерал» нашего эстрадного цеха. Ерунда все эти ярлыки и звания! Кобзон есть Кобзон. Равнозначная себе величина... Иосиф живет, вернее сказать, творит жизнь и по сей день в чрезвычайном режиме, который бы я определил так - готовность номер один».

 

Все плохое - от отсутствия культуры

 

А мне посчастливилось познакомиться с великим Кобзоном в 2010 году, когда в Баку проходил Первый азербайджано-российский форум по гуманитарному сотрудничеству, собравший представительную элиту обеих стран. В перерывах между заседаниями и во время кофе-брейка к советской легенде невозможно было подойти из-за огромного количества моих коллег, желающих взять у него интервью или хотя бы комментарий. Выручил общий с ним язык - идиш. Услышав «аидише мамэ», он вскинул брови, удивляясь, что в восточном городе к нему обращаются на его родном языке, и тут же показал рукой остальным, что выбор журналиста он уже сделал. Разговор получился недолгим, как и положено в такого рода мероприятиях, но все же на несколько моих вопросов он ответил. И первое - сразу же всенародно признался в любви к Баку: «Я, конечно, не в первый раз посещаю ваш чудесный город, который стал еще красивее, масштабнее, я бы сказал, грандиознее. Но каждый раз, приезжая сюда, я испытываю особое волнение. Несмотря на то, что наши народы имеют давнюю общую историю - прежде всего добрососедских отношений и плодотворного сотрудничества, - считаю очень важным совершенствовать и привлекать к этой истории новые, международные гуманитарные формы сотрудничества, которые помогут еще более сблизить наши народы. Я ожидал, что такие пути будут намечены на азербайджано-российском форуме, и мои ожидания оправдались в полной мере. Но есть одно «но»: даже в коротких выступлениях официальных лиц, которые приветствовали открытие форума, я ощутил недостаток пропаганды азербайджанской культуры и искусства в России. В Азербайджане же российские культура и искусство, на мой взгляд, пропагандируются гораздо лучше и в большем объеме. На это нужно обратить внимание.

 

- Вам не показалось, что форум был буквально пронизан ностальгией по старым и добрым советским временам?

 

- Может, и так. А что здесь плохого? Мы как-то стесняемся с любовью говорить о своей общей советской стране, называя ее «постсоветским пространством», а ведь в СССР было много хорошего именно в гуманитарной сфере. Не будем говорить о политике, тоталитарном режиме, об этом уже много было сказано и без нас, но что касается культуры, искусства - было много полезного, которое мы утеряли. Я имею в виду прежде всего такие мероприятия, как декады искусства Азербайджана в Москве и, наоборот, в других союзных республиках, всевозможные фестивали, конкурсы и т.д. Они взаимообогащали нашу культуру. Уверен, что к этому нужно стремиться и сейчас - для того, чтобы мы лучше понимали другу друга, больше уважали и любили. Если мы стремимся к толерантности, нужно привлекать к этому форуму и другие страны, и в первую очередь я бы выделил Казахстан, где я являюсь вице-президентом Форума духовного единства и согласия. Необходимость более тесного общения между народами просто продиктована сегодняшними реалиями.

 

- Вы впервые побывали на могиле Муслима Магомаева?

 

- Да, после того как я провожал его в последний путь, впервые. Очень красивый, я бы сказал, величественный памятник из белого мрамора поставили ему в Баку. Стоя у надгробья, я вел мысленный, внутренний монолог с ним, вспоминал наши встречи, общие выступления, нашу жизнь. Помню, я всегда говорил ему: «Муслим, я тебе по белому завидую, к тебе с таким вниманием, такой любовью, так трогательно относятся на родине и простые люди, и руководство страны». Поклонился, естественно, и могиле Гейдара Алиевича, который очень любил искусство, культуру, литературу, очень хорошо знал ее, был тонким ценителем высокого. Не было такого культурного мероприятия, в котором Гейдар Алиев не принимал бы участия. Мне кажется, лидера такого масштаба как раз и не хватает сейчас тем странам, которые выбрали приоритетом своей внутренней и внешней политики международное сотрудничество. Вам повезло и в том смысле, что преемником и продолжателем курса азербайджанского общенационального лидера стал его сын, Ильхам Алиев.

 

- Что вам понравилось более всего в работе форума?

 

- Мне понравились выступления представителей азербайджанской интеллигенции, особенно лидера вашей писательской организации, известного писателя Анара. Его речь была пронизана необыкновенной добротой и любовью к проблемам своего народа - талантливого, гостеприимного, открытого к дружбе и сотрудничеству. Вот это и следует пропагандировать - и журналистам России, и журналистам Азербайджана. Тогда мы начнем лучше понимать друг друга. Мир борется с экстремизмом, терроризмом, а ведь весь этот негатив происходит из-за отсутствия культуры. Поэтому мы должны бороться, прежде всего, за духовное богатство наших народов.

 

Галия АЛИЕВА

Каспiй.- 2018.- 4 сентября.- С.12.