Ренессанс ремесел
Размах развития
народных промыслов в Узбекистане впечатляет
СОКРОВИЩНИЦА
Директор Азербайджанского музея ковра, председатель Национального комитета ICOM Азербайджан, заслуженный работник культуры Ширин Меликова приняла участие в состоявшемся в Бухаре вручении «Знака качества» Всемирного совета по ремеслам (WWC). Она была избрана членом международного жюри, в которое также вошли Динара Чочунбаева (Кыргызстан), Эдрик Онг (Малайзия) и Айджан Беккулова (Казахстан). О своем путешествии в Узбекистан Ширин Меликова рассказывает читателям газеты «Каспiй».
- Кому присваивается «Знак качества» Всемирного совета по ремеслам и по какому принципу идет отбор со стороны жюри?
- Всемирный совет по ремеслам собирается раз в два года, чтобы оценить продукцию. Одновременно с его заседанием здесь организуются тренинги для ремесленников, ярмарки-продажи, выставки. Присвоение данной премии - это конкурс, который стимулирует ремесленников развивать свои навыки, производить изделия, способные конкурировать на международном рынке. Основные критерии отбора - качество исполнения, профессионализм, используемые материалы (предпочтение отдается местному сырью, исключительно природным материалам и красителям), сохранение национального своеобразия и в то же время применение инноваций. Получение награды WWC дает ремесленнику право продавать свои изделия не только внутри страны, но и за рубежом.
Размах развития ремесел в Узбекистане впечатляет. Этим занимаются целые семьи, причем существуют мастерские, специализирующиеся на определенной продукции, которая становится брендом. К примеру, в Бухаре славится мастер Санджар Назаров, вся семья которого занимается вышивкой. А в окрестностях Бухары мы посетили мастерскую известного потомственного керамиста Абдулло Назруллаева - представителя знаменитой гиждуванской школы керамики.
Собственно, именно для того, чтобы оценить качество ремесленной продукции, я и была приглашена в эту страну, где уже второй раз стала членом международного жюри Всемирного совета по ремеслам. Нам представили более сотни изделий ремесленников из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. Знак качества получили в общей сложности 46 предметов. Среди них - золотошвейная вышивка и «сюзане», работы из металла и керамики, дерева и лака, ювелирные украшения и изделия из войлока, предметы традиционного костюма и выполненные в традиционной технике авторские аксессуары и одежда.
- К слову, об одежде… Не секрет, что в наши дни, при всем бурном возрождении народных ремесел в разных странах, производство национальной одежды уступает в популярности иным ремеслам. Причина проста - отсутствие широкого спроса. Как с этим обстоят дела в Узбекистане?
- Я бы сказала, что лучше, чем во многих других странах. Бухара, как известно, славится своим золотошвейным искусством. Так вот, здесь в наши дни, как и много веков назад, расшитые золотом халаты считаются парадной одеждой. Их носят и женщины, и мужчины. Золотошвейная обувь местного производства, шарфы, палантины, небольшие сумочки - ценные и очень модные аксессуары в гардеробе узбекских женщин, а теперь, благодаря масштабам производства и сотрудничеству с международной ремесленной сетью, популярные также и в других странах - вплоть до Израиля и США, Австралии и Непала!
Вообще, в странах Центральной Азии весьма успешно развивается этномода. Дизайнеры, создавая модели из местных тканей, окрашенных натуральными красителями, используя вышивку, традиционные техники шитья, варьируют крой - от приближенных к аутентичным формам до совершенно авангардных трендовых лекал. Кстати, Азербайджанский музей ковра включил в программу симпозиума «Войлочные перекрестки», который пройдет в Баку 25-27 октября, фэшн-шоу, где будут представлены работы многих известных модельеров из разных стран. В их числе выступят мастера из Центральной Азии, демонстрирующие в своих работах ярко выраженную этническую принадлежность и традиционные материалы (в данном случае - войлок).
- Значит, золотошвейная бухарская вышивка переживает свой расцвет? А развиты ли сейчас в Бухаре другие виды вышивального ремесла, которыми некогда так славился Узбекистан?
- Наряду с надомницами, весьма успешно реализующими свою продукцию, в городе работает Бухарская золотошвейная фабрика, на которой трудится 40 вышивальщиц. Они выполняют заказы из России и европейских стран, вышивая театральные занавесы, портьеры для музеев и резиденций первых лиц разных государств. Сейчас полным ходом идет работа над 17-метровым занавесом, на котором широким купоном выполнен узор золотым шитьем.
Однако не только по статусным зарубежным заказам выполняются столь трудоемкие вышивки. Сплошь расшитые золотым шитьем покрывала, настенные панно и разного размера наволочки востребованы местными покупателями. В приданом каждой девушки непременно должны быть золотошвейные изделия, и именно их количество и изощренность исполнения сообщают приданому богатство и солидность.
Процветает здесь и традиционная вышивка «сюзане», весьма распространенная в странах Центральной Азии, и прежде всего в Узбекистане и Таджикистане. Это настенные панно, покрывала, наволочки, скатерти, молитвенные коврики. Широко применяется техника «сюзане» и в отделке верхней одежды, головных уборов, сумок, всевозможных кошельков и аксессуаров.
- А что вы можете сказать о развитии коврового дела в Узбекистане?
- На «Знак качества» были представлены байсунские ковры, названные так по городу в Узбекистане. Семья Азизовых, в которой ткачеством занимаются и мужчины, и женщины, возрождает техники ковроткачества, находящиеся на грани забвения. Безворсовые ковры «тирме» и «гаджари» ткутся на хлопковой основе шерстяными нитями, спряденными вручную, с применением вышивки шелковыми нитями. В былые времена эти ковры выполнялись большого размера, сейчас они маленькие, и их охотно приобретают туристы.
- Любое прогрессивное течение, в том числе и внезапное бурное развитие народных промыслов, не возникает само по себе. За ним, как правило, стоит человеческий фактор. Что стало причиной такого ренессанса ремесел в данном случае?
- Ремесленное движение в странах Центральной Азии набирает серьезные обороты. У истоков этого движения в 1990-е годы стояла удивительная женщина Динара Чочунбаева - энтузиаст своего дела, отдающая всю энергию и силы идее возрождения традиционной культуры и забытых видов прикладного искусства, эксперт UNESCO по нематериальному культурному наследию, основательница Центральноазиатской ассоциации в поддержку ремесел.
За многие годы сформировалась сеть, объединяющая единомышленников - настоящих подвижников ремесленного движения, в которую входят как сами ремесленники, так и ценители этнической культуры и потенциальные покупатели. Динара Чочунбаева и ее соратники в других среднеазиатских республиках ездят по регионам, селам и деревням, обучают мастеров, вдохновляют их на творчество, помогают развиваться, участвовать в выставках, выезжать на ярмарки, знакомиться с коллегами со всего света, наконец, продавать свою продукцию…
Сегодня результат этого многолетнего самоотверженного труда налицо. По всем странам Центральной Азии возрождаются старинные ремесла, ими начинают заниматься целыми семьями, от мала до велика. Благодаря неоценимому труду подвижников этого великого дела, ремесла теперь кормят сотни и тысячи семей, развивают экономику и пропагандируют культуру этих стран во всем мире.
Наиля БАННАЕВА,
Искусствовед
Каспiй.-2018.- 8 сентября.-
С.12.