Музыка - язык, понятный всем
Наргиз Алиярова: Каждый
человек способен изменить к лучшему мир вокруг себя
СООТЕЧЕСТВЕННИКИ
Газета «Каспiй» периодически публикует материалы о наших соотечественниках, живущих и работающих за рубежом, но не порывающих связей с родиной. Они неустанно пропагандируют ее богатейшее культурно-историческое наследие, особенно - музыкальное. Музыка становится той самой волшебной палочкой, которая приближает, несмотря на расстояния, родину и заполняет ею их сердца, жизнь и пространство, в котором они обитают.
Своей активной деятельностью музыканты протягивают зримые параллели между цивилизациями, культурами, конфессиями и народами, устраняя невидимые барьеры и способствуя большему взаимопониманию между людьми, объединяя их в едином духовном порыве, ибо азербайджанская культура сама по себе сложилась как интегрированная мультикультура. Можно с уверенностью сказать: всюду, где звучит азербайджанская музыка - будь то народная или профессиональная, - мы видим взвившийся ввысь национальный флаг нашей страны.
Ипостаси творческого общения
Заслуженный артист Азербайджана профессор Наргиз Алиярова за последние несколько лет провела серию концертов в различных университетах, консерваториях и на престижных сценах городов США, которые проходили с неизменно большим успехом. Вот уже ровно год Наргиз ханым живет и работает в Нью-Йорке, и помимо нескольких ярких концертов со сложнейшей программой неутомимый музыкант и патриот успела создать неправительственную организацию «Национальная музыка и глобальная культура», одной из целей которой, конечно же, является пропаганда азербайджанской музыки.
Несмотря на внешнюю сдержанность в общении, Наргиз ханым являет собой удивительный сплав глубочайшей духовности, поразительной совестливости и честности, неутомимого трудолюбия и работоспособности. Ее внутренняя атмосфера проникнута особым добром, мудростью и чистотой, освещена яркой любовью к человеку, серьезным отношением ко всему, что она делает.
Нынешним летом, воспользовавшись представившейся возможностью, профессор Наргиз Алиярова приехала домой - в Баку, и мы не преминули встретиться с музыкантом, сердце которого в далекой Америке бьется в унисон с родиной.
- Наргиз ханым, иногда вы выступаете в роли журналиста, публикуя интервью с известными музыкантами. Общение с творческой личностью - великолепный импульс для любого начинания, в том числе и литературного, не так ли?
- Вы правы. С детства я писала рассказы, делала какие-то зарисовки, два года даже работала внештатным корреспондентом в газетах «Вышка» и «Бакинский рабочий». Это оставшийся в тени моего далекого прошлого биографический факт...
- …доказывающий истину о том, что талантливый человек талантлив во всем.
- Писать я очень люблю, хотя, конечно же, больше всего люблю выступать со сцены, потому что, общаясь с публикой, чувствуешь, что становишься понятной. Момент сближения начинает доминировать над представлениями людей о том, что ты - артист, наделенный каким-то превосходством или обладающий недосягаемостью. Нет, люди понимают, что ты абсолютно такой же, как они, со своими внутренними и творческими поисками, сомнениями и изъянами. Это очень сближает людей, стирает какие-то барьеры между сценой и залом. Сердца людей раскрываются, и они относятся к вам с еще большим теплом.
- Насколько сильно потребность разговорного контакта с публикой, помимо музыки, доверительного с ней общения проявляла себя, когда вы еще жили в Баку? Возможно, она стала ярче в силу того, что вы оказались в совершенно другом обществе? На своих бакинских концертах вы больше говорили о композиторах и исполняемых произведениях…
- Вы правы, например, на своем сольном вечере в Мугам-центре, проходящем в рамках фестиваля Узеира Гаджибейли, я рассказывала о Гара Гараеве и Ференце Листе, сочинения которых исполняла, а в конце объяснила причину того, почему хочу исполнить не совсем классическое произведение «Малагуэнья» кубинского композитора Эрнесто Лекуоно из его сюиты «Андалусия». Я рассказала, что побывала в испанском городе Малага, ходила по старинным тавернам, слушала испанскую музыку, фламенко, малагуэнью, и, чтобы усилить впечатление от испанского образа, достала большой красный цветок, спрятанный заранее, и приколола его к волосам.
Согласитесь, любой сюрприз - это хорошо подготовленное событие, и зрители встретили его с энтузиазмом, поддержав меня горячими аплодисментами. Помню, я говорила с публикой во время концерта, посвященного юбилею профессора Эльмиры Сафаровой. После того как я сыграла концерт Эдварда Грига и прежде чем сыграть что-то на «бис», я сказала несколько слов об Эльмире ханым. Это было совершенно спонтанно. Я объяснила, почему я играю именно до-диез минорный ноктюрн Фредерика Шопена, - он ассоциировался у меня с Эльмирой ханым, она очень любила это сочинение. Мне кажется, когда я начала говорить, люди, которые даже не знали Эльмиру ханым, увидели ее образ и прониклись особенностями личности, почувствовали элегантность и изысканность ее облика. Теплота, с которой я говорила о своем педагоге, создала особую атмосферу в зале. Я думаю, самым влиятельным по силе воздействия инструментом является человеческий голос, все другие лишены речи. Слова, интонации способны очень глубоко воздействовать на человека, поэтому на своих концертах я стараюсь больше общаться с публикой. И вы правы, я больше и чаще делаю это в Америке.
Знакомая американская пианистка, преподающая в университете, сказала мне, что в Америке в консерваториях и школах музыки вводят предмет ораторского искусства, учат, как исполнителю на своем концерте, будучи на сцене, говорить с публикой. Культуру исполнителя-музыканта обогащают еще и способностями ведущего и конферансье. Это очень важно и может расширить круг любителей серьезной музыки, помогая им ориентироваться в ее сложностях.
Единомышленники
- На свои сольные концерты вы часто привлекаете других музыкантов, выступая с ними в качестве камерного исполнителя. Это делается с целью обогатить программу?
- Я стараюсь разнообразить программу концерта струнными и вокальными произведениями, хотя и считаю рояль королем всех музыкальных инструментов. Возможно, это не совсем объективно, но сделаем скидку на то, что я пианистка (улыбается). Для меня это инструмент, который способен выразить все чувства души человека и заменить любой инструмент. Однако я понимаю, что концерт, где звучит только рояль, при всей его универсальности воспринимается более однообразно, а участие других инструментов значительно обогащает концерт.
- Пришлось ли вам что-то менять в своем графике и адаптироваться к новым условиям жизни в связи с переездом в Америку и частыми выступлениями?
- Мне не пришлось что-либо адаптировать или менять в своей профессии, когда я переехала в Америку: музыка - как известно, международный язык, понятный всем. Говорить с публикой с помощью музыки можно, тебя понимают в любой стране. Уже в ноябре я сыграла свой первый сольный концерт, и здесь я привлекла своих друзей-музыкантов - вокалиста Найджела Смита и скрипачку Благомиру Липари. Мне очень повезло, потому что зал церкви Святого Марка на Манхеттене нам дали бесплатно, и сейчас администрация периодически предоставляет его мне. Кстати, 14 октября там состоится следующий концерт.
Также я играла в Университете Нью-Йорка, в Манхеттенской школе музыки, исполняла азербайджанскую программу, одновременно проводя лекцию со слайд-шоу об азербайджанской музыке. Я играла и в других американских городах, и последний мой концерт в «Бруно Волтер Аудиториум» Линкольн-центра в том сезоне был посвящен 100-летию АДР.
Отголоски детства и заокеанский триумф
- Кстати, расскажите об этом концерте, который вы анонсировали в своем весеннем интервью нашей газете…
- Во время подготовки к этому концерту в самый разгар лета многие говорили, что будет очень сложно собрать публику. Было достаточно много моментов, указывающих на то, что не следует проводить концерт в это время, то есть 15 июня, когда все уходят в отпуск, наши студенты тоже сдали экзамены и уехали домой. Но я сказала себе, что проведу этот концерт, даже если мне придется играть одной, даже если в зале будет три человека и мне придется платить за аренду зала из своего бюджета.
Представьте, днем раньше, 14 июня, мне нужно было переезжать на новую квартиру, и за два дня до концерта у меня не было даже рояля, пришлось ходить в репетиторий и снимать класс для занятий. Накануне концерта с коробками и упаковками, да еще с маленьким ребенком - супруга в тот момент не было в городе - я была занята переездом. Можно уловить некоторые закономерности, если со стороны взглянуть на свою судьбу и события вокруг. В моем случае если я намереваюсь что-то предпринять, я должна это сделать в любом случае. Если я откладываю, или не получается вовсе, или получается с огромным трудом, или получается, но при этом теряется актуальность сделанного. Есть такое выражение: мечты имеют срок годности. Одно воспоминание детства создает унисон с этим утверждением.
Первым моим педагогом была Елена Портнова, она преподавала мне до третьего класса, потом эмигрировала в США и жила в Нью-Йорке. Это был очень строгий педагог советской школы, она меня ругала, даже кричала, называя меня тупой. Уже тогда я решила: когда вырасту и буду концертирующим пианистом, обязательно поеду в Нью-Йорк и буду играть в большом зале, приглашу ее на свой концерт (она меня, конечно же, не узнает), а я подойду к ней и скажу, что я - Наргиз Алиярова, та самая плохая ученица! Но прошло 40 лет, прежде чем я смогла осуществить свое желание играть концерт в Нью-Йорке. Елена Ильинична скончалась лет 15 тому назад.
Но представьте, после одного из моих выступлений в Нью-Йорке ко мне подошел пожилой человек и сказал, что он тоже из Баку. Мы разговорились, и он сообщил, что его мама была педагогом музыки. Когда он назвал имя Елены Портновой, я была в совершенном шоке и рассказала ему о наших занятиях, о моих детских мечтах и желании пригласить ее на свой концерт. Как видите, мечта устарела, но я все-таки отыгралась на сыне Елены Ильиничны. Мы долго разговаривали и смеялись над собой: сын моего педагога, как оказалось, тоже учился музыке у своей мамы, и она его так же сильно ругала…
- Очень впечатляющий эпизод, характеризующий, однако, вашу целеустремленность и силу воли, проявившиеся еще в детстве…
- Это как бы теплые выпады из основной темы, но они точно характеризуют очертания моей судьбы. Мечты нужно исполнять, когда этого очень хочешь!
Рядом с народом в трудную минуту
- Наргиз ханым, я слышала, вы работали медсестрой в больнице...
- Мне было 22 года, когда произошли январские события 1990 года, тогда мы жили на Шамахинке, откуда войска были введены в город. Я воочию видела, как стреляли в людей, как они падали и умирали, как танки входили в мой Баку. Продолжать жить и спокойно смотреть на эту трагедию, происходящую вокруг, я не могла, я должна была что-то делать, что-то предпринять. Всю свою жизнь нести на себе груз ничегонеделанья в столь сложное время я не могла и не простила бы себе.
К тому времени я одновременно с консерваторией окончила четырехмесячные курсы медсестер, поэтому смогла работать в Республиканской больнице, которая находилась недалеко от нашего дома. В те дни всех предупреждали, чтобы не выходили на улицу и переждали стрельбу, но я заявила родителям, что буду работать в больнице и помогать раненым. Родители очень боялись за меня, тем не менее отнеслись к моему решению с пониманием.
В ту страшную ночь туда везли раненых, и я осознавала свое бессилие, понимала, что не могу ничего изменить. Мое участие и моя помощь нужны были больше мне, чем кому-то другому, я должна была что-то сделать, совершить какую-то попытку хоть на мизер улучшить состояние людей. Стрельба в городе продолжалась еще несколько дней, и я каждый день в сопровождении родителей ходила в больницу, ухаживала за ранеными. Даже когда сообщили, что больница окружена солдатами и нам всем угрожает опасность, у меня не было страха, но казалось, что все утратило смысл...
- Ваша настойчивость и активная жизненная позиция раскрывают в вас подлинного гражданина и патриота, для которого судьба народа - его судьба.
- Я вообще человек активный и любознательный, и мне всегда всего хочется. Когда мне было пять лет, я думала - и даже страдала от этого, - что если вдруг попаду на необитаемый остров, не смогу там выжить, а потому нужно научиться добывать огонь из сухих веток, находить себе пропитание и так далее. Таково мое отношение к жизни, и в этом огромная роль моих родителей.
Моя мама, известный журналист Светлана Наджафова, долгое время была заместителем главного редактора популярного в те годы журнала «Азербайджан гадыны», она принимала участие в работе многих женских организаций, помогала женщинам, попавшим в сложное положение, поэтому сострадание к людям, особенно к женщинам, заложено в нас с сестрой с детства. Помню, она всегда приводила домой несчастных девушек, у которых в жизни происходили какие-то драматические события, помогала им, добивалась справедливости, восстанавливала в институте, на работе. Мама получала огромное количество писем от читателей, которые делились с нею, просили совета, помощи. Часто мы с сестрой помогали маме разбирать корреспонденцию, потому что ее было так много, что мама не успевала читать все.
- Фактически вы росли в среде, где была актуальной женская тема, и чуткое отношение к людям было нормой поведения ваших родителей…
- Женская тема, равноправие, ущемленные женские права в районах - все это было очень актуальным в то время, и мы, естественно, не могли оставаться безучастными.
Изменить мир к лучшему через себя
- Однако вернемся к теме вашего концерта в Линкольн-центре…
- Возвращаясь к теме концерта, могу сказать, что он получился очень хорошим, многие люди помогали мне, и я им всем бесконечно благодарна. Вы не представляете, сколько исполнителей выступило на сцене! Найджел Смит пел на азербайджанском языке, его чистейшее произношение повергло всех в изумление и вызвало восторг. Зал аплодировал стоя, а наши соотечественники, живущие в Нью-Йорке, были безумно признательны за исполненные на азербайджанском языке арию Мардана, и особенно - за песню Муслима Магомаева «Азербайджан».
Я также пригласила знаменитого Джефри Вербока, который сыграл азербайджанские мугамы на таре и кяманче. У нас его знают, но американцы были очень удивлены тем, что американец так профессионально играет на национальных инструментах. Другой музыкант - Вивьен Фанг играла «Балладу» Джевдета Гаджиева. Из Филадельфии приехал наш талантливый скрипач, обучающийся в Америке, Азер Дамиров. Хочу подчеркнуть, что все участники концерта выступали абсолютно бесплатно, это было бескорыстное преподнесение своего таланта и мастерства знаменательному юбилею!
Был даже джаз - его исполняла известная в Америке пианистка Амина Фигарова и флейтист Барт Платто. Концерт прошел очень удачно, программа была предельно разнообразной, представлены все музыкальные жанры и сочинения различных композиторов Азербайджана. Разумеется, я много рассказывала об истории нашей страны, АДР, о музыке и деятелях музыкального творчества. Думаю, американское общество, да и весь мир нуждаются сегодня в глобализации, когда национальная музыкальная культура может быть доступна в разных странах, и чем больше людей мы вовлечем в этот процесс, тем меньше станет ненависти, агрессии и непонимания в обществе.
Кажется, что с такой мизерной составляющей мир измениться не может, но ведь планета и сама состоит из мельчайших атомов, и я верю: если каждый из нас будет стараться хоть на чуточку изменить к лучшему мир вокруг себя, мир и в самом деле изменится. Наши желания, эмоции и мысли меняют окружающую нас ауру и атмосферу. Это не просто слова, я очень серьезно в это верю. Если приобщать людей к высокому искусству, будет меньше негатива во всех его проявлениях.
- Расскажите подробнее о вашей организации и проведенных мероприятиях…
- Концерт к 100-летию АДР был первым мероприятием, проводимым нашим обществом «Национальная музыка и глобальная культура», которое будет заниматься организацией фестивалей, конкурсов и национально-музыкальных мероприятий. У нас есть даже слоган: «Через национальную музыку к глобальной культуре». В перспективе у меня есть идея издавать журнал в интернет-пространстве, и хотя это очень сложно, мы будем над этим работать.
Второй наш проект касается русской музыки, и мы готовимся к нему. На концерт «ХХ век. Русская музыка» 14 октября я пригласила Бюнгчанг Ли - молодого скрипача, выпускника Джульярдской школы принять участие в нем. Будем играть музыку Рахманинова, Прокофьева, Метнера и Шнитке. Дальше проект с менеджером из Бразилии по организации концерта бразильской музыки, национальная музыка которой очень распространена, но сочинений классических композиторов многие не знают. 24 апреля будущего года в Линкольн-центре пройдет азербайджано-норвежский концерт, где в дуэте со мной будет выступать именитая скрипачка Эльбйорг Хемсинг. Идут переговоры и относительно других проектов.
- Наргиз ханым, как вас - человека, живущего без малого год в США, избрали президентом столь влиятельной и престижной американской общественной организации?
- Как человек, достаточно активно и неравнодушно относящийся к жизни, я почти сразу по приезде вступила в международную женскую организацию «Зонта», членом которой является моя подруга Амина Фигарова. Организация эта в следующем году справляет 100-летие со дня основания и имеет более 1200 клубов по всему миру!
Здесь я познакомилась и начала общаться со многими интересными личностями, членами клуба, и как человек публичный, в свою очередь приглашала их на свои концерты. Летом в этой организации должны были переизбрать главу, и президент Лезли Альциблер-Перкинс лично обратилась ко мне с вопросом: хотела ли бы я продолжить ее дело, потому что клуб нуждается в молодом энергичном руководителе с новыми взглядами, свежим и видением событий, человеке, который заново построил бы деятельность этого клуба. Она попросила меня написать президентскую платформу, которая была поставлена на голосование. Уже после того как я приехала в Баку, мне сообщили, что всеобщим голосованием я избрана президентом этой организации. Несомненно, это накладывает огромные обязательства, потому что все члены хотят видеть нечто новое, другую, более активную работу клуба, и это, конечно же, займет много времени.
- Столь солидный возраст организации и разветвленная по всему миру сеть свидетельствует о широкомасштабной деятельности, престижности и известности этой общественной организации.
- Более того, члены клуба взаимодействуют и общаются со многими международными гуманитарными и общественными структурами. Как новый человек в Нью-Йорке, я считаю, нужно быть в гуще событий, чтобы влиться в жизнь этой страны и обосноваться в обществе достаточно глубоко, контактировать с людьми. Я понимаю, что эта работа отнимет немало времени, которое я с удовольствием провела бы за роялем, но в то же время на нынешнем этапе моей жизни это очень важный и необходимый момент. Я даже купила себе электронное пианино, и дневное время, отданное общественной работе, я компенсирую ночью, играя в наушниках.
- Наргиз ханым, поздравляем вас! Это большая победа деятеля искусств Азербайджана и всей национальной культуры, серьезное достижение творческого человека, ступившего на землю Америки, где, как говорят, при необходимом усердии все мечты становятся явью. Мы желаем вам дальнейших успехов во благо азербайджанской культуры.
- Спасибо.
Афет ИСЛАМ
Каспiй.- 2018.- 8 сентября.- С.16-17.