Место, где живет исламская культура
Такое право Нахчывану дает богатое историческое наследие региона
ИССЛЕДОВАНИЕ
Международная конференция «Нахчыван: столица исламской культуры», которая в минувшие выходные завершила свою работу, состоялась в рамках Плана действий Фонда знаний при председателе Верховного Меджлиса Нахчыванской Автономной Республики (НАР). На мероприятии, организованном региональным отделением НАНА, приняли участие вице-президент Академии наук академик Иса Габиббейли, научные сотрудники институтов языкознания, фольклора, востоковедения, Национального музея истории Азербайджана, ученые из Турции и Ирана.
Конференция проходила в местном госуниверситете, ее вступительным словом открыл руководитель аппарата Верховного Меджлиса НАР Али Гасанов, а глава регионального отделения НАНА академик Исмаил Гаджиев представил научный доклад «Нахчыван: место, где живет исламская культура».
Сохраняя исламские ценности
Он отметил, что колыбель зарождения цивилизации, богатый религиозными и культурными памятниками, город Нахчыван был избран столицей исламской культуры всего несколько месяцев назад, в июне 2018 года. Местоположение региона, имеющего древнейшую (пятитысячную) историю и культуру и расположенного на Великом шелковом пути, а также динамичные во все времена культурные и экономические связи с другими странами оказали существенное влияние на его развитие. «Торговые караваны, двигавшиеся по Великому шелковому пути, - подчеркнул академик И.Гаджиев, - торговцы, путешественники, ученые, приезжающие в регион, видели развитие Нахчывана и писали об этом в своих заметках. Именно поэтому в средневековых источниках сохранилась очень ценная и интересная информация об этом уникальном крае».
Эксперты неоднократно отмечали, что культуры энеолита, Нахчыванского шахства и Атабекского государства, Кура-Аразская и культура окрашенной посуды Нахчывана указывают на то, что город на самом деле был и остается важным политическим и культурным центром, а богатое историко-культурное наследие региона и работа, проводимая в области исламских ценностей, современное развитие города дают ему право стать столицей исламской культуры.
В НАР сохранились десятки уникальных национальных памятников - крепости Алинджа, Момина Хатун, гробница Гюлистан, комплекс гробниц Карабах, храмовый памятник Ашаби Кехф и комплекс памятников Ханегях, в автономной республике функционируют 211 мечетей , 74 из которых построены недавно, 95 мечетей и 23 религиозных храмов были реконструированы или восстановлены, а комплекс мечетей, построенный около гробницы пророка Ноя, станет крупнейшим центром поклонения автономной республики.
О важности мероприятия свидетельствует и уровень научных докладов на нем - академика Наили Велиханлы («Исламская религия в регионе и место и роль Нахчывана в формировании культуры»), преподавателя Стамбульского университета профессора Октая Беллини («Значение для тюркского мира памятников тюрко-исламской культуры в Нахчыване»), заведующего кафедрой искусствоведения Эрзурумского университета профессора Гусейна Юртташина и преподавателя Тебризского университета искусства доктора философии по истории Бахрама Аджарлы («Впечатления от археологических раскопок вокруг Араза в Нахчыване в XII-XIII вв»).
В общей сложности на заседаниях панельных секций международной конференции было прослушано и обсуждено порядка пятидесяти научных докладов, посвященных истории исламской культуры Нахчывана, археологии, литературе, фольклору и т.д.
Эксклюзивный край
О том, что благоприятные географические условия и природные ресурсы Нахчывана сыграли важную роль в формировании древних культур, известно давно. Городские поселения здесь впервые появились в конце III тысячелетия до нашей эры, этому способствовало развитие экономики и торговли. А археологические раскопки на территории Дуздага и Нахчыван-тепе с целью исследования проблем, связанных с формированием городской культуры в Нахчыване, которые проводит экспедиция Нахчыванского отделения во главе с членкором НАНА Вели Бахшалиевым, длятся уже несколько лет. В результате исследований установлено, что дуздагские шахты являются самыми древними соляными шахтами в мире.
В настоящее время изучаются вопросы, связанные с инфраструктурой добычи соли и ее обменом, а также значением этого продукта на Ближнем Востоке и Южном Кавказе. По словам В.Бахшалиева, в ходе исследований были обнаружены керамические изделия и каменные молотки, датируемые энеолитом и ранней бронзой, ранним железом и средними веками, было выяснено, что в налаживании экономических и культурных связей со странами Ближнего Востока большая заслуга принадлежала сырьевым ресурсам Нахчывана. Начиная с эпохи энеолита соль стала средством обмена и экспортировалась в восточные страны. Согласно результатам последних исследований, производство соли было хорошо налажено и в южных районах Азербайджана, а затем распространилось южнее озера Урмия.
Что касается других артефактов, то в результате раскопок 2018 года были найдены остатки строительства, орудия труда, образцы керамики, относящиеся к раннему этапу эпохи энеолита-началу V тысячелетия до н.э. Жители Нахчыван-тепе пользовались в основном гейчайским и сюникским обсидианом. Такие виды сырья, как медь, соль и обсидиан, стимулировали развитие торгово-экономических и культурных связей и создали почву для формирования городской культуры в дальнейшем. «Будущие исследования позволят дать более четкое определение характера связей и отношений между племенами Урмийского бассейна и Нахчывана. Эти исследования также ставят цель прояснить вопросы создания и формирования культуры Далматепе», - резюмировал ученый.
Цивилизационный центр
Нахчыван - один из старейших и самых древних цивилизационных центров в мире. Существование первых лагерей, относящихся к палеолитическому периоду («заре цивилизации»), - таких как Газма и Дашгала, еще раз свидетельствует о древности и уникальности этого края.
Месяц назад здесь начались новые исследования - на поселении городского типа Мейдан-тепе, расположенного в долине реки Нахчыванчай. Античное поселение, охватывающее четыре гектара территории, расположено недалеко от деревни Назарабад, на краю шоссе Нахчыван-Шахбуз. А материалы, обнаруженные здесь, относятся к IV и III вв. до нашей эры. Во время раскопок, проведенных археологами, были обнаружены четырехугольные здания и многочисленные материальные и культурные образцы, останки больших хозяйственных кувшинов. Основываясь на этих материалах, исследователи отмечают, что поселение в Мейдантепе продолжало существовать до середины I тыс. д. н. э, а материальные и культурные образцы, найденные во время археологических исследований, отражают городскую культуру, мастерство и торговые отношения Нахчывана.
Археологи в один голос утверждают, что находки, обнаруженные в Нахчыванской АР, отличаются от артефактов, обнаруженных в других зонах Азербайджана: некоторые элементы культуры, найденные в Нахчыване, не повторяются в других регионах страны и вообще на Южном Кавказе. Более того, их не удавалось до сих пор обнаружить и в северо-западном Иране - территории, прилегающей к Нахчывану. То есть эти находки характерны только для Нахчывана. Прежде всего, это, конечно, некрополи на горе Пловдаг - два курганных могильника, на южном и северном склонах, которые возводились в период энеолита, вплоть до XII века до н.э., то есть это период поздней бронзы и начало раннего железного века.
НАР интересна и химикам, и археологам
Несколько лет назад рядом с погребальными камерами, которые были одинаково четко ориентированы на запад и восток, раскопали подкурганные насыпи, все входы в которых были расположены исключительно с восточной стороны. То есть эти правила не менялись в течение длительного времени. Кроме того, при входе в эти курганы лежали надгробные камни - такого археологи еще не находили в других курганах того периода, они были характерны для курганов более позднего периода.
И еще - во всех нетронутых грунтовых погребениях в руках у похороненных зажаты глиняные чаши. По словам ведущего научного сотрудника отдела античной археологии Института археологии и этнографии НАНА Бахлула Ибрагимли, ничего подобного на Кавказе и на всех прилегающих к нему территориях также пока не обнаруживалось. Есть только одно похожее погребение в Яныг-тепе, которое тоже относится к периоду поздней бронзы, а все другие - в Месопотамии. Однако в Междуречье это исключительно царские захоронения, и у захороненных в руках не глиняные, а золотые чаши. В дальнейшем этот обычай археология прослеживает уже в Южной Сибири, на севере Казахстана, а сами находки относятся к последним векам до нашей эры и к первым векам нашей эры.
Есть еще одна особенность нахчыванской археологии. Известно, что в самых древних курганных погребениях обычно вместе с человеком в могилы помещали также целые туши крупного и мелкого рогатого скота. А в ряде раскопанных археологами некрополей эти туши находились не вместе с покойным, а выше. Со временем же этот обычай переродился в надгробные изваяния в виде баранов, коней, верблюдов, и это можно наблюдать уже в захоронениях не бронзового, а конца железного века, а также античных времен и даже средневековья. Причем изваяния баранов и коней обычно ставили над могилами полководцев и известных воинов.
Далее - жертвенники при погребальных комплексах в древнем Нахчыване существовали всегда, чего не скажешь о других частях Азербайджана и всего Кавказа. К примеру, в уникальном некрополе возрастом приблизительно 2700 лет на месте жертвенника сохранились практически все предметы быта из глины - начиная от чаш, сосудов, тарелок, казанов, столов, подставок, ритонов. «Сам жертвенник, - пояснил Б.Ибрагимли, - представляет собой как бы пристройку к кургану, ближе к склепу, с каменными настилами на полу. Иной раз мы обнаруживали жертвенники даже крупнее, чем сами площади погребений. Причем, если в самих каменных ящиках-погребальниках мы находили по одному-два сосуда, то в жертвенниках - даже до 30 предметов утвари из глины - нетронутых, аккуратно сложенных друг на друга».
Нахчыванский край, богатый подземными и поверхностными ресурсами, изучают не только археологи, но и химики. Так, недавно в лаборатории практической химии Института природных ресурсов Нахчыванского отделения НАНА была проведена презентация целебной грязи «Шорсу», богатой кальцием и железом, которая применяется при лечении порядка двадцати видов ревматизма, ревматоида, артрита, остеохондроза, миозита, бурсита, радикулита, неврита, невралгии, простатита и других болезней. Целительный продукт упаковывается в специальных лабораториях и в скором времени поступит в продажу.
Галия АЛИЕВА
Каспiй.-2018.- 11 сентября.- С.11.