Эсамбаев ХХI века

 

Таир Эйнуллаев считает, что танец надо пропустить через свое сердце

 

СОБЕСЕДНИК

 

Поводом к моей встрече с известным танцором Таиром Эйнуллаевым послужила премьера мюзикла «Бродвейская история», которая на минувшей неделе была показана на сцене Дворца Гейдара Алиева.

 

Спектакль в целом вызвал положительную реакцию зрителей, он был полон позитива, ярких танцев и знаменитых мировых хитов, которые на слуху у не одного поколения людей. Учитывая, что спектакль был поставлен труппой частной студии JAM Group, в которой были как профессиональные танцовщики, так и любители, которые, помимо танцев, еще пели и выступали, как актеры, вполне понятно, какая ответственность и нагрузка ложилась на плечи ребят, не говоря уже об авторах, режиссерах и постановщиках. Таир Эйнуллаев исполнял в нем главную роль, и поскольку жанр мюзикла совершенно новый для азербайджанского зрителя, я попросила его прокомментировать некоторые моменты спектакля.

 

Итак, заведующий отделением хореографии Гимназии искусств при Азербайджанской национальной консерватории Таир Эйнуллаев.

 

- Выступление на главной сцене страны накладывает большую ответственность на плечи артистов, и совершенно понятны ожидания зрителей, пришедших впервые увидеть настоящий мюзикл, сделанный в Баку, можно сказать, собственными силами без всякой поддержки со стороны, не считая американских консультантов и предоставленной дворцом престижной сцены, не так ли?

 

- Конечно, все, что происходит впервые, всегда вызывает неоднозначную реакцию, но начнем с того, что, во-первых, сцена была нам дана в день премьеры и вся труппа с десяти утра работала там, и сразу выступать на премьере, естественно, очень сложно. В труппе есть и профессионалы, и любители, и это делается для того, чтобы вторые видели настоящий уровень и подтягивались до профессионалов, которые могут выйти из любой ситуации, а самодеятельные артисты могут растеряться, и т.д.

 

Что касается хореографии, ее ставили сами американцы, приглашенные американским посольством, и это происходит не впервые в Баку. Москва не сразу строилась, и подобный спектакль был во всех отношениях новым для Азербайджана, это был всего лишь первый шаг в неизведанное. Было много комментариев из профессионального мира танца, только я хотел бы ответить на них вопросом: почему они до сих пор не обращались к этому жанру и не пытались его реализовать? Создать свою труппу, поставить мюзикл и показать, каким он должен быть, и тогда будет чистая конкуренция, а со стороны делать замечания может любой.

 

Постановщик Азиз Азизов провел колоссальную работу, осуществил кастинг, сделал сценарий, работал с труппой. Скажу вам, молодежь его труппы фанатично предана своему искусству, и не секрет, что в столь нелегкое время любой человек, подписываясь на какой-то проект, первым делом интересуется гонораром, который его ожидает. Ребята труппы все лето репетировали каждый день с 9 утра до 5 вечера без отдыха и оплаты. Естественно, здесь могут быть и какие-то промахи и погрешности, но на ошибках-то учатся.

 

Я окончил питерскую академию и получил все, что мне надо, но до сих пор не устаю учиться. Один и тот же танец каждый раз танцуешь по-разному, шлифуешь, по-другому оцениваешь и осознаешь его суть…

 

- Как вы считаете, необходима ли любой танцевальной труппе хореографическая база, независимо от того, любительский это коллектив или профессиональный?

 

- Безусловно, школа всегда должна присутствовать, это однозначно. Танцоры-любители в труппе никогда не занимались классикой, но, как я сказал, при кастинге профессионалы сразу требовали гонорар и без этого не соглашались работать, а без спонсорства это невозможно. Ситуация такова, именно потому у нас и собрались настоящие фанаты танца, благо, потенциал у них есть, и они, Иншаллах, обязательно станут истинными профессионалами. Премьера - это серьезная заявка, возлагающая на артистов большую ответственность.

 

- Есть ли мысль дать спектакль еще раз, тем более все билеты продались и вы собрали полный зал?

 

- Да, труппа с новыми силами вновь выйдет на сцену. Ребята усиленно репетируют и отрабатывают некоторые номера, шлифуют актерское мастерство. Я думаю, когда появляется что-то новое, лучше этому помочь и поддержать, ведь все безупречно и чисто не бывает ни у кого, даже у видавших виды профессионалов. Впервые в Азербайджане танцоры и певцы и танцевали, и вживую пели, и произносили диалоги, то есть сразу выступали в нескольких ипостасях, и это, согласитесь, довольно нелегко.

 

- Конечно, спектакль оставил впечатление яркого, веселого и красочного действа, превратившись в молодежный праздник, и какие-то технические проблемы, безусловно, будут устранены на последующих показах. В любом случае, проблем со зрителями у мюзиклов не будет - это однозначно! Можно сказать, что бакинский зритель его принял на «ура!»

 

- Это был первый мюзикл, на который все билеты были проданы, поскольку пригласительных, можно сказать, не было. Сам я не раз бывал в Нью-Йорке и ходил на Бродвейские мюзиклы, скажем, на «Чикаго», который танцуют уже лет пять, и он отточен от А и до Я! Но и там у них есть какие-то погрешности, и это замечают профессионалы. По мере многократных показов мюзиклов у нас произойдет то же самое, и этот жанр найдет в Баку свое отличное воплощение. Будут ставиться и другие мюзиклы - идей много, в том числе и касательно чисто азербайджанских мюзиклов, скажем, «Где Ахмед?», «Аршин мал алан» и т.д. Этот жанр требует больших затрат, финансовых вложений, четкой организации, техники и неустанной работы коллектива.

 

- Хотела бы также подчеркнуть музыку спектакля и великолепные вокальные партии, исполненные молодыми певцами, а голоса были просто изумительные…

 

- Да, Дмитрий Бабаев занимался с вокалистами, и это прекрасный педагог. Музыка принадлежит молодому и талантливому композитору Эльдару Бабаеву, и она звучала очень ярко.

 

- Не думаете ли вы поставить мюзикл или бенефис с собственным участием?

 

- Я преподаю в Гимназии искусств и здесь ставил танцевальный мюзикл на музыку Т.Гулиева «Бизим кендимиз», который мы не раз показывали на разных праздничных мероприятиях и юбилее Т.Гулиева. Сейчас мы поставили фантасмагорию на музыку Г.Гараева «Семь красавиц». Я стараюсь делать чисто танцевальные спектакли. После бенефиса я ушел со сцены, но всегда готов помочь постановщику «Бродвейской истории» Азизу Азизову, который очень много сделал для искусства Азербайджана, проводя танцевальные конкурсы по всей стране, выявляя таланты из глубинок, как это было в советские времена. Мы привлекаем их на конкурсы, потом на кубок страны, затем у детей появляется желание поступить в хореографическую академию, то есть это большой стимул для ребят и будущих танцевальных кадров страны. Азиз восстановил конкурс «Золотая осень», который когда-то пользовался в Баку огромной популярностью. Таким одержимым искусством людям, влюбленным в свое дело, нужно всячески помогать, чтобы танцующие дети знали, что кроме ресторанов и домов торжеств есть более высокие профессиональные учреждения, настоящая сцена подлинного искусства, где будет востребован их талант, где существует перспектива их развития и всеобщего признания.

 

- А государство поддерживает ваши начинания?

 

- Танцевальные конкурсы проводятся при Союзе молодежи Азербайджана, который вместе с Министерством молодежи оказывает им поддержку. А наши дети в Государственной гимназии искусств получают дипломы и идут учиться дальше.

 

- За вами укрепилось прозвище Эсамбаев ХХI века, думаю, оно дано вам неслучайно по той причине, что великий Махмуд Эсамбаев был, пожалуй, единственным интеллектуально подкованным исполнителем, танцующим сначала головой и лишь потом - телом. Вам удалось показать именно такую стилистику характерных танцев, и столь высокое звание, я считаю, делает честь любому танцовщику, не так ли?

 

- Я исполняю танцы народов мира, так называемые характерные танцы, и меня так назвали в Санкт-Петербурге, когда я там учился и выступал в «Петербург-концерте». Оно закрепилось за мной и меня теперь объявляют так: танцор из Баку, Эсамбаев XXI века. Для меня это нечто очень высокое и почетное! Я считаю, что Махмуд Эсамбаев был единственным в своем роде, и второго такого танцовщика никогда не будет. Это был незаменимый и неповторимый бог танца! Однако имя, с которым тебя сравнивают, обязывает ко многому и возлагает серьезную ответственность, и если я в чем-то до того был уверен, после этого имени я больше ни в чем не становлюсь уверенным, потому что после этого я должен сделать очень многое и достичь невозможного, всякий раз подтверждая это звание. Думаю, эта похвала скорее не мне, а моим педагогам - легендарным Хумар Зульфугаровой, Лейле Векиловой, Амине Дильбази, которых, к сожалению, уже нет с нами.

 

Еще заслуженной артистке Тамилле Мамедовой, дай Бог ей здоровья! Они вложили в меня весь свой труд и душу. Я танцую не просто так, а должен пропустить танец и его характер через себя. Если это танец народов мира, то на несколько минут я должен перевоплотиться в испанца, африканца или еврея, изнутри понять ментальность других народов, танцы которых я везу в их же страны. Согласитесь, это очень рискованно, ведь я не имею права позорить их народ неумелым исполнением их национальных танцев. А когда зрители подходят и спрашивают: а вы испанец, немец или еврей, то это вселяет надежду, что я исполнил танец так, как нужно, и смог передать национальный колорит, полученный активным чтением, знакомством с культурой, музыкой, историей этой страны и народа.

 

- Сколько танцев в вашей сольной программе?

 

- В данный момент 18 танцев народов мира. Если я еду в какую-то страну, беру с собой не больше трех танцев, это и костюмы, головные уборы и т.д. Сегодня я занят в гимназии и у меня 168 детей с первого по одиннадцатый класс, которых я воспитываю и учу танцевать. Мы ставим танцевальные спектакли и показываем их в разных вузах и школах, эти выступления очень стимулируют детей. После Амины Дильбази я руководил известным ансамблем «Чинар», но моя гастрольная жизнь не позволяла регулярно заниматься с ним, поэтому я всего лишь консультирую их, но, наверное, рано или поздно я создам свою танцевальную труппу.

 

- Но вы еще пишите книги и учебники. А есть ли среди наших танцовщиков обладатели научных степеней?

 

- Конечно, есть. Я написал монографию, которая является и пособием, и историей танцев всех народов, есть и практические уроки. Это моя кандидатская диссертация, которую я скоро буду защищать. Я стараюсь ставить не только танцы в драматических спектаклях, но и танцевальные спектакли, которые, скажем, делал в Америке, Литве, в России.

 

- Таир, спасибо за интересную беседу и успехов вам на избранном пути!

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2018.- 28 сентября.- С. 13.