Традиции, уют и красота

Гармония пространства и национальное искусство Азербайджана в Москве

СОКРОВИЩНИЦА

В Государственном музее Востока в Москве открылась выставка «Гармония пространства. Традиционное искусство Азербайджана», на которой представлено более 100 экспонатов Азербайджанского музея ковра и Государственного музея народов Востока. Ее кураторы - Ширин Меликова и Мария Филатова.

На церемонии открытия выступили гендиректор Государственного музея Востока Александр Седов, атташе по культуре Посольства Азербайджана в РФ Нигяр Ахундова, завотделом музейного дела и контроля культурных ресурсов Минкультуры Азербайджанской республики Азада Гусейнова, кураторы проекта - директор Азербайджанского музея ковра Ширин Меликова и Мария Филатова.

В рамках выставки состоялась презентация книги «Художественная вышивка из коллекции Азербайджанского музея ковра», изданная при поддержке UNESCO. А 13 апреля директор Азербайджанского музея ковра Ширин Меликова выступит с лекцией на тему «Роль текстиля в традиционном азербайджанском интерьере».

Экспозиция выставки рассказывает об особенностях традиционного интерьера в домах Азербайджана XX - начала XXI веков. Композиционные решения, орнаменты ковров и вышивок, одежды, медной посуды, ювелирных украшений несут в себе существующую на протяжении многих веков определенную эстетику формирования среды обитания человека, свидетельствуют о наличии единого характерного национального стиля.

На открытии директор Азербайджанского музея ковра Ширин Меликова отозвалась о проекте так: «Эта выставка раскрывает душу нашего народа».

Аура уюта и гостеприимства

Ковер был не только украшением дома, но и функциональными предметом обстановки традиционного азербайджанского очага. На ковре сидели, ели, молились, рождались и умирали. Ковры приносили с собой в приданое - невесты ткали их самостоятельно. Ковры преподносили в дар, в том числе и на самом высшем государственном уровне. Ковер в какой-то мере объединял бедных и богатых, потому что был обязательной деталью интерьера в жилищах и тех, и других.

Знаковым экспонатом выставки стал азербайджанский ковер «Бахманлы» (Карабах, XIX в.), с которого в 1918 году началось создание коллекции Государственного музея Востока. Кроме того, здесь выставлены еще несколько азербайджанских ковров из коллекции этого же музея (XIX-XX вв.) - «Шихлы», «Сураханы», «Сырт-чичи», «Биджо», «Чыраглы» и др.

Орнаменты ковров и интерьерных вышивок в азербайджанском искусстве часто перекликались между собой. В зажиточных домах центральной точкой интерьера были настенные вышитые панно. Запечатлевшие композицией на тему «древа жизни», они были украшением и оберегом от дурного глаза. Дополнительную красоту комнатам придавали занавеси, а также украшенные фестонами или бахромой ламбрекены - короткие шторки для камина-бухари или для ниш. Их украшали вышивкой, пайетками, металлическими штампованными бляшками. Свои акценты в обстановку вносили скатерти и чехлы для подушек.

На выставке можно увидеть такие прекрасные экспонаты Азербайджанского музея ковра, как занавеска для ниши (Гянджа, конец XIX в.), в декоре которой сочетаются гурама (лоскутное шитье), тамбурная вышивка и вышивка блестками; изумительный по сложности вышитого орнамента ламбрекен для камина (Карабах, XIX в.); вышитые чехлы для подушек (XIX - начало XX в.).

Особую группу экспонатов составляют «посольские» скатерти из коллекции Государственного музея Востока (Азербайджан, XIX в.). Они так назывались потому, что их использовали во время дворцовых приемов в честь иностранных послов, а также, как предметы особой роскоши, преподносили в дар послам и другим иностранным гостям.

Наконец, интерьер любого дома дополняли изделия из металла, в том числе медночеканные. На выставке представлен целый ряд экспонатов этой группы из коллекции Государственного музея Востока (XVIII-XX вв.) - такие, как казаны, пиалы, огромные подносы-меджмеи для торжеств и т.д. Есть здесь и богато декорированный сярпуш - шлемообразная крышка, которой накрывали горячие блюда для сохранения тепла. Сярпуши, как центральный элемент столовой посуды, украшались тонким орнаментом и даже цитатами из восточных классиков.

Один из самых удивительных экспонатов - хамам сандыгы (банный сундучок). Он служил своего рода мобильным сейфом для хранения драгоценностей и денег во время купания в бане, и поэтому запирался на подвесной замок.

Одежда - девять десятых красоты

В коллекциях национального костюма Азербайджана XVIII-XIX вв. сохранились по большей части женские предметы одежды. Они, как правило, богато украшались - в меру таланта и финансовых возможностей их владелиц. Важную роль в оформлении женской одежды играла вышивка и иные виды отделки - от тесьмы до металлических бляшек и подвесок. Не случайно старинная азербайджанская поговорка гласит: «Gözəllik ondur, doqquzu dondur» («Одежда - девять десятых красоты»). Мужская же одежда, вне зависимости от материального положения ее владельца, бывала скупо декорирована - приличия не позволяли мужчине бахвалиться богато украшенным одеянием.

На московской выставке можно увидеть богатую подборку традиционной женской одежды из коллекции Азербайджанского музея ковра: рубаху, юбки-туман, много видов верхней плечевой одежды - архалыг, чепкен, кюляджа, бахари, гедекче, кюрду. А также различные головные уборы - чадру, келагаи, аракчыны. Все это сшито из дорогих тканей - шелка, канауса, бархата, тирме и т.д., украшено вышивкой тамбуром, золотным шитьем, гладью, декорированы тесьмой, шнуром «гарагез», мехом.

Отдельная витрина посвящена инструментам и другим предметам, связанным с ремеслом изготовления головных платков с набойкой - келагаи, искусство изготовления которых в 2014 году было внесено в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества UNESCO. Келагаи был одним из важнейших головных уборов азербайджанок всех сословий. Мастера по изготовлению келагаи сами занимались разведением шелкопряда и добывали шелк, ткали и окрашивали платки, украшали их при помощи галибов (набоечных штампов). По декору келагаи делятся на два вида - «йеляни» и «герати». В первом виде основной композицией является бордюр (отсюда и название, означающее «кайма»), а во втором - круглый центральный медальон.

На выставке демонстрируются не только разные виды старинных келагаи из коллекции Азербайджанского музея ковра, но и галибы, и резервирующий восковой состав, которым прорисовывали орнамент, чтобы он не окрашивался при полной окраске самого платка. Показано также сырье для изготовления келагаи в логическом порядке его производства: коконы шелкопряда, катушки шелковой нити и, наконец, неокрашенный шелк.

Внешний облик любого человека в азербайджанском костюме дополнялся рядом мелочей, имеющих функциональное значение и в то же время придающих дополнительную красоту одежде. Это были табачные кисеты, футляры для гребней и часов, веера и т.д. Все они были заботливо расшиты женскими руками. На выставке показано множество таких очаровательных аксессуаров из коллекции Азербайджанского музея ковра. Интересной деталью являются наусники - расшитые золотом суконные или бархатные накладки. Их носили дома для сохранения сложной, закрученной формы нафабренных усов.

Женский наряд был бы неполным без разнообразных украшений. Одних только серег было несколько видов. Например, многоярусные «чятир» (зонтик) или «пиала-зянг» (пиала), каскадом полукруглых подвесок ниспадающие до плеч. Венцом богатого женского наряда был широкий серебряный или золотой пояс с массивной пряжкой. Государственный музей Востока представил на выставке подборку серебряных с позолотой азербайджанских украшений XIX и XX вв - налобное украшение «алынлыг», браслет и различного типа серьги с зернью и филигранью.

Приданое своими руками

Один из разделов выставки целиком посвящен свадебному обряду - в него вошли различные предметы из коллекций Азербайджанского музея ковра. Так, здесь показан свадебный женский наряд XIX в., выдержанный, по обычаю того времени, целиком в красных тонах, вплоть до вуали, и традиционные элементы приданого, которые невесты зачастую изготовляла своими руками.

Внимание привлекает такое оригинальное украшение интерьера, как «гердек башы» - ламбрекен для полога («гердяк»), отгораживающий часть комнаты, выделенной молодым. «Гердек башы» был важной частью приданого, иногда он даже переходил из поколения в поколение. Это была очень длинная узкая полоса дорогой ткани с вышивкой, обычно с фестонами по низу. К фестонам пришивалась бахрома, помпончики, а также монеты или недорогие самоцветы на цепочках (например бирюза, которая считалась оберегом от сглаза). К «гердек башы» подвешивался богато украшенный тесьмой или вышивкой «зифаф кисяси» - мешочек для простыни с ложа новобрачных (ее демонстрировали собравшимся близким наутро после первой брачной ночи).

С собой невеста приносила в приданое множество вещей, для переноски и хранения которых использовались ковровые сундуки - мафраши. На выставке демонстрируется экземпляр бакинского мафраша, а также ряд образцов предметов приданого, среди которых важное место занимали изделия, собственноручно созданные невестой.

Среди них - украшенные вышивкой нарядные прихватки, игольницы, мелкие сумы (хейба и гашлыг) для переноски еды и других предметов, а также маленькие мешочки для сушеного узерлика (степной руты), который считался талисманом от сглаза.

Благодатной нивой для применения навыков рукоделия были также личные предметы религиозного культа. Таким предметам из коллекции Азербайджанского музея ковра отведен особый раздел на выставке - музей располагает их большим ассортиментом.

Одним из важнейших личных религиозных аксессуаров является молитвенный коврик - намазлык. Обычно они бывают ворсовыми, но век-полтора назад были распространены и намазлыки из ткани, украшенные ручной вышивкой, - именно такие представлены в данной экспозиции: шелковый, с вышивкой гладью и золотом, из Южного Азербайджана (1845 г.) и два бархатных, с тамбурной вышивкой, из Карабаха (XIX - начало XX вв.). Очень разные по орнаменту, они объединены наличием надписей: в отличие от ворсового ткачества, техника вышивки дает бесценную возможность размещать на сравнительно небольшом пространстве молитвенного коврика множество тонких элементов орнамента, в том числе религиозных надписей на арабском языке, ведь буквы арабского алфавита имеют сложные очертания.

Помимо намазлыка, личным аксессуаром верующего является глиняная молитвенная печать (мохур). Для таких печатей рукодельницы изготовляли круглые небольшие футляры, богато украшенные вышивкой или тесьмой. Еще одним специфическим предметом, связанным с религиозным культом, был футляр для компаса. Сам компас служил для определения направления на Мекку, что является необходимым условием для совершения молитвы. Футляр из плотной ткани, украшенный богатой вышивкой, не только защищал хрупкий прибор от внешних воздействий, но и сам по себе был произведением искусства.

Примечательной рукодельной деталью традиционного быта азербайджанцев был футляр для хранения священной книги - Корана. Он представлял собой либо шкатулку (обычно деревянную), либо конверт из ткани, а иногда - просто кусок дорогой ткани, в который оборачивали книгу. Футляры-конверты для Корана были квадратными. Их шили, как правило, из дорогих тканей - тирме, бархата, канауса, муара, атласа. Украшали чаще всего золотным шитьем с орнаментом в виде древа жизни или восьмиконечной звезды.

Как видим, выставка «Гармония пространства. Традиционное искусство Азербайджана» призвана разносторонне показать российским зрителям богатые традиции прикладного искусства азербайджанского народа.

Наиля БАННАЕВА,

Искусствовед

Каспiй.-2019.- 12 апреля.- С.12-13.