Ханенде, нанизавший на мугам драгоценные камни…

Вспоминая великого Устада Гаджибаба Гусейнова

В Международном центре мугама состоялся литературно-музыкальный вечер, посвященный 100-летию прославленного мастера мугама, исполнителя газелей, теснифов и народных песен, ханенде, обладавшего неповторимо чистым, выразительным и наполненным голосом, великолепного знатока классической поэзии, который сам писал замечательные газели, народного артиста Азербайджана и одного из свято почитаемых поклонниками мугамного искусства Гаджибаба Гусейнова.

Согласно распоряжению Президента Азербайджана Ильхама Алиева, 100-летие со дня рождения выдающегося ханенде Гаджибаба Гусейнова отмечается в этом году, и Международный центр мугама проводит цикл мероприятий, вечеров и концертов, посвященных творчеству незабываемого исполнителя.

Şad olar dillər kəmança-tar

olan yerdə,

Xüsusən zövg alar arif

muğamat var olan yerdə

Известный автор, пропагандист и ведущий многих литературно-музыкальных вечеров доктор философии по филологии Гюльгусейн Казымов, приветствуя публику, отметил, что в 60-х годах прошлого века в мугамном искусстве Азербайджана появился новый голос с оригинальным исполнением, сопровождавшимся хорошим знанием классической поэзии и восточных языков. Обладатель этого голоса отличался особым позитивным расположением духа, нескрываемым наслаждением от исполнения мугамных импровизаций и осознания бездонной философской глубины восточных газелей.

На экране монитора были продемонстрированы видеокадры исполнения Гаджибаба Гусейновым мугамов, песен и теснифов, которые зачастую были его собственного сочинения, причем мелодия и газели, написанные в жанре аруз, были настолько народными по духу, глубокими по смыслу и совершенными по форме, что с первого раза воспринимались и запоминались слушателем как исконно народные. Г.Гусейнов был подлинным выразителем эстетических взглядов, дум и чаяний своего народа. Это был достойный продолжатель богатейших мугамных и литературных традиций газельной поэзии.

Sədayi musiqi xoşdur

mənimlə yar olan yerdə,

Xüsusən zövg alar arif

muğamat var olan yerdə

Да, Гаджибаба муаллим целиком и полностью соответствовал средневековому статусу мистика и философа - арифа, и эти строки в его творчестве появились не случайно. Однако мало кто знает, что в искусство мугамного исполнительства он пришел будучи нагаратистом (играл также на дэфе и гавале - разновидности бубна) в составе ансамбля народных инструментов известного кларнетиста первой половины прошлого века Тейуба Дамирова. Но еще до этого он работал слесарем, причем настолько искусным, что его из-за высокой квалификации и воистину ювелирной работы не взяли на фронт.

История мугамного искусства свидетельствует, что со второй половины XIX века многие исполнители на нагаре или гармони, имевшие, как правило, хороший голос, со временем становились известными ханенде, а развитое чувство ритма впоследствии очень помогало им при исполнении мугамных импровизаций, теснифов и народных песен. Дэф, наряду с таром и кяманчой, является символом народной музыки азербайджанского народа, причем петь мугам и аккомпанировать себе на дэфе довольно нелегко, а Гаджибаба муаллим владел этим искусством в совершенстве.

Ведущий Г.Казымов отметил, что белокаменный бюст Гаджибаба Гусейнова в числе бюстов других корифеев мугамного искусства встречает посетителей в музее при входе в Центр мугама. Ханенде зачитывался газелями Сеид Азима Ширвани, Низами и Мухаммеда Физули, считал их своими духовными наставниками, и сам сочинял чудесные газели. В своих воспоминаниях он писал: «Я стал Гаджибаба Гусейновым благодаря Сеид Азиму Ширвани, и до конца жизни я благодарен его памяти и творчеству…»

Своими учителями ханенде считал видных ученых-литературоведов и знатоков аруза Али Фахми и Мирза Джавада. Ханенде понимал, что, не зная аруза и не постигнув смысл классических газелей, исполнять мугам и добиться единства музыки и слова, а потом и найти путь к сердцу слушателей невозможно.

Гаджибаба муаллим находился на сцене более 40 лет, но лишь после 70 лет ему довелось уехать на гастроли за пределы Азербайджана в страны Европы. Интересный нюанс, которым может гордится не каждый певец, - азербайджанцы, жившие за рубежом, следовали за ним по городам и странам, где он давал концерты, посещали их и заслушивались его пением. Певец пользовался огромной популярностью и любовью своих соотечественников.

Маститый исполнитель на кяманче, долгое время сопровождавший выступления Г.Гусейнова, народный артист Мир Назим Асадуллаев, поделившись воспоминаниями о своем друге, наставнике и коллеге, отметил, что очень часто они участвовали в народных торжествах бакинских сел Шувялан, Бузовна, Маштага, Тюркан и др. Гаджибаба Гусейнов пользовался огромной любовью жителей этих сел в силу своего глубокого знания мугама и классической поэзии, часто делал для слушателей подробный анализ философских пластов и смысла восточных газелей. Именно поэтому аксакалы и представители общественности этих сел сочли своим долгом посетить этот незабываемый вечер.

 «Гаджибаба был очень гордым человеком, он никогда не гонялся за званиями, не пытался засветиться на государственных мероприятиях, не писал писем в высокие инстанции. Но будучи правоверным мусульманином, он всегда мечтал посетить гробницу имама Гусейна в иракском городе Кербела, и судьба благоволила к нему - впервые за рубежом он побывал именно в этом священном городе.

Известный композитор Васиф Адыгезалов так писал о творчестве Г.Гусейнова: «Если Зульфи Адыгезалов пел мугамат, то Гаджибаба Гусейнов украсил его пение драгоценными камнями…»

Общенациональный лидер Гейдар Алиев, высоко оценивая творчество Гаджибаба Гусейнова, распорядился, чтобы он был похоронен в Первой Аллее почетного захоронения. Этой чести удостаивается далеко не каждый ханенде, и Гаджибаба Гусейнов был вторым после Хана Шушинского мугаматистом.

М.Н.Асадуллаев выразил благодарность Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву за высокую оценку мугамного искусства и распоряжение о праздновании 100-летнего юбилея ханенде на государственном уровне, а также Международному центру мугама за внимание к творчеству знаменитого ханенде. Искренние, полные трепета и любви воспоминания известного музыканта не раз прерывались благодарными аплодисментами, свидетельствующими об огромном почтении и восхищении бакинцев искусством и величием личности Гаджибаба Гусейнова.

Рассказывая о тех, кто внес свой вклад в популяризацию творчества Гаджибаба муаллима, Гюльгусейн Казымов назвал имя известного ученого-литературоведа и переводчика-востоковеда, директора Музея литературы имени Низами, депутата Милли Меджлиса академика Рафаэля Гусейнова, который снял фильм и написал несколько книг о любимом исполнителе мугамов. Его перу принадлежит мысль о том, что у Устадов, коим был Гаджибаба Гусейнов, есть только дата рождения, у них отсутствует дата смерти, потому что их искусство бессмертно, оно вечно живет в памяти народа.

На уроки Гаджибаба муаллима приходили не только его студенты, но и уже состоявшиеся, немолодые и известные ханенде, его класс всегда был полон самых разных людей, даже не имевших отношения к мугаму и музыке. Его учениками были Назакет Мамедова, Гадир Рустамов, Сахавет Мамедов, Забит Набизаде и др. Репертуар Гаджибаба муаллима был беспроигрышным вариантом исполнения и показателем профессиональной зрелости ханенле, и многие молодые исполнители стараются следовать ему с сохранением всех нюансов, точек и запятых, отмеченных великим Устадом. Ханенде не только сам писал газели и стихи, но ему посвящали свои поэтические признания любви известные поэты Б.Вахабзаде, Габиль и др.

Один из соратников и коллег Г.Гусейнова народный артист и известный исполнитель на таре Вамиг Мамедалиев, говоря о ханенде, отметил, что путь в искусство мугама Гаджибаба не был легким, он был тернистым и трудным. «Но в его душе всегда жила благодарность к старейшинам мугамного искусства, которые научили и приоткрыли ему секреты и глубины этой многовековой сокровищницы тайн азербайджанского народа, - Ахмедхану Бакиханову, Бахраму Мансурову и др. Сам он, - подчеркнул тарист, - высоко ценил искусство мугама и тех, кто владел им мастерски, ведь мугамное искусство в целом коллективное - каждый новый исполнитель наследует и привносит все самое лучшее, отсеянное и накопленное временем. Гаджибаба проложил свой путь в мугаме, по которому сегодня стараются идти его последователи и ученики. Это был замечательный человек и друг, хлебосольный, добрый, сильный и мужественный».

Словами из газели Гаджибаба муаллима Международный центр мугама назвал один из лучших своих проектов - «Muğamat var olan yerdə», который на протяжении нескольких лет реализуется в этом очаге духовности. Газель с таким названием прочитал преподаватель Азербайджанского университета культуры и искусств, известный мастер художественного чтения Надир Гусейнов.

Притягательность, глубокие знания и обаяние личности, духовное богатство, человеколюбие и щедрость души певца сделали его любимцем представителей самых разных социальных слоев. Проведение вечера памяти и творчества Гаджибаба Гусейнова, которого так любили и ценили жители бакинских сел, было бы невозможным без их участия. Аксакал села Бузовна гаджи Азиз от имени общественности бакинских сел выразил всем участникам вечера искреннюю признательность, рассказав несколько эпизодов из многолетней дружбы с Гаджибаба муаллимом.

Весь вечер на сцене молодых ханенде сопровождал ансамбль народных инструментов под руководством солиста Центра мугама Ровшана Гурбанова. Мугамы и написанные Г.Гусейновым теснифы с большим чувством исполняли народные артисты Гюлюстан Алиева и Забит Набизаде, заслуженная артистка Беимханым Велиева, талантливые молодые исполнительницы мугамов, лауреаты мугамного конкурса и солисты Центра мугама Кямиля Набиева, Сабина Арабли. Теснифы своего Устада также исполняли его ученики Ровшан Баширов и Сахиб Нов­рузлу, в пении которых звучали и жили стиль и оттенки исполнения незабываемого ханенде.

В заключение вечера были продемонстрированы кадры, где ханенде c упоительным счастьем читает свои прекрасные газели неповторимым по красоте и выразительности голосом, потонувшие в шквале благодарных аплодисментов бакинской публики…

Muğamat olmasa

rövnəq gələrmi bəzmi-irfanə,

Məqami-eşqdə şəmdir,

mən ol şəmə pərvanə...

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2019.- 16 апреля.- С.12.